Программа Азбука безопасности
план-конспект
Раз в неделю проводятся занятия по технике безопасности.Составлена программв. Занятия по ПДД.Занятия по правилам поведения при пожаре.Занятия по технике безопасности дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_bezopasnosti.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука безопасности» ключает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую части – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Основная цель программы:
овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи программы:
организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а так же следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
Ведущие технологии: деятельностный метод и диалог. Это позволит вовлечь в работу всех обучающихся, учить их делиться опытом, впечатлениями, объяснять поступки. Новый материал школьники будут узнавать не только от учителя, но и «открывать» в ходе поиска решения проблемной ситуации.
Планируемые результаты.
В ходе реализации содержания программы, обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.
Таким образом, в результате изучения учебного курса «Азбука безопасности» у учащихся формируются УУД и предметные результаты:
применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющих на него;
иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
знать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах;
уметь использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для:
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- использования по назначению лекарственных препаратов;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
- вызова (обращения) за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из ЧС. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.
Улица полна неожиданностей
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Причины дорожно-транспортных происшествий. Правила безопасного поведения пешехода на дорогах. Как правильно переходить дорогу. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила безопасного поведения велосипедиста на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения. Виды перекрёстков. Знакомство с дорожными знаками. Краткая характеристика современных видов транспорта. Правила безопасного поведения пассажиров в транспорте. Сюжетно-ролевые игры по ПДД.
Безопасность на воде
Выявление возможных опасных ситуаций на воде в разное время года. Правила и меры безопасного поведения на водоёмах в разные временные периоды. Знакомство с правилами поведения во время купания в специально отведенных местах, составление памяток на летний период. Знакомство с основными спасательными средствами. Посещение бассейна. Уроки плавания. Спортивное ориентирование с заданиями по соблюдению основных правил на водоемах.
Безопасность в помещении
Безопасность в доме. Выяснить, как могут стать опасными домашние вещи. Огонь в доме. Детские шалости с огнём. Составление маршрута действий при обнаружении пожара дома, в школе, в транспорте. Как говорить по телефону, вызывая пожарную службу. Беседа о роли лекарств и витаминов в жизни человека. Какие опасности кроются в домашней аптечке? Спортивное ориентирование с заданиями по основным правилам безопасности в помещении.
Безопасность в разных жизненных ситуациях
Безопасность при отдыхе на природе. Первая помощь при укусах насекомых, домашних и диких животных. Правила общения с незнакомыми людьми. Заключительная игра с движением по станциям с препятствиями в виде вопросов и заданий по безопасности.
Календарно тематическое планирование занятий программы «Азбука безопасности»
Тематический план предусматривает занятие 1 раз в неделю (33часа), включая теоретические часы и практическую часть.
№ | Темы занятий. | Количество часов | Сроки | |
теория | практика | |||
1 | Улица полна неожиданностей 1.Улица и мы 2. Обязанности пешеходов 3.Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки 4. Понятия «улица», «тротуар», «обочина» 5. Переход улицы 6. Правила перехода улицы 7. Составление маршрутного листа «Дорога в школу» 8. Светофор 9. Дорожные знаки. Их виды. 10. Итоговое занятие «Дорожная азбука» | 1 1 | ||
2 | Не шути с огнём 1.Пожарным можешь ты не быть 2.С огнём играть опасно 3. Личная безопасность 4. «Юные помощники пожарных. 5. Игры, головоломки 6. Закрепление терминов по пожарной тематике | 1 1 1 | ||
3 | Внимание! Опасность! 1.Служба спасения 2. Несчастные случаи: ПДД, детская шалость 3.Несчастные случаи: электрический ток, гроза. 4.Оказание первой помощи 5. Правила поведения в гололёд 6. Правила поведения на льду 7. Криминальные опасности. 8. Поведение при встрече с незнакомым человеком. 9.Стихийные бедствия: буран, снежные заносы. 10. Стихийные бедствия: землетрясение, наводнение. 11. Понятие аварии и катастрофы 12. Железнодорожные катастрофы 13. Поведение на воде. 14. Поведение на воде и у воды 15.Конкурс рисунков по безопасности. 16.Интеллектуальная игра по безопасности 17. Итоговое занятие | 1 1 1 1 1 |
Теория: 22 часа Практика: 10 часов
Итоговое занятие: 1 час
Содержание
Раздел 1 «Улица полна неожиданностей» знакомит младших школьников с
правилами дорожного движения, воспитывает в них навыки безопасного поведения на
улице.
Занятия построены в форме тематических бесед, игровых занятий, конкурсов,
соревнований и викторин, а для контроля знаний составлены вопросы и задания.
Модуль позволит достичь успешных результатов в обучении и воспитании
дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень
детского травматизма на дорогах.
Цель:
Формирование представления младших школьников о безопасности дорожного движения.
Задачи:
⎯обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
⎯научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в
ДТП;
⎯развить природные задатки, способствующие успеху в социальном
самоопределении детей.
Раздел 2 «Не шути с огнем». В истории человечества немало событий, связанных с пожарами, память о которых хранится веками. Ежегодно при пожарах погибают тысячи людей, в том числе и дети.
Пожарная безопасность, как и безопасность человека, вообще, во многом зависит от его просвещенности, в том числе осведомленности о возможных факторах, источниках, носителях пожарных бедствий, обученности правилам действия в чрезвычайных ситуациях.
Цель:
Обучить детей противопожарным мерам, действиям при пожаре и первой помощи пострадавшим от огня.
Задачи:
⎯познакомить обучающихся с возможными факторами, источниками носителями пожарных бедствий;
⎯ сформировать знания и умения по пожарной безопасности, оказание первой
помощи пострадавшим;
⎯ обучить правилам действий в чрезвычайных ситуациях.
Раздел 3 «Внимание! Опасность!», знакомит детей, как нужно вести себя в
экстремальной ситуации, уметь применять три модели поведения в экстремальной ситуации: «Зови на помощь», «Уходи из ситуации», «Принимай меры по самоспасению»; знакомит, как уберечь свою жизнь, достоинство от преступного посягательства. Особенно актуальна проблема правовой защиты ребенка, обеспечение его социальной безопасности.
Количество насильственных преступлений в отношении детей,часто
заканчивающихся трагически, к сожалению, не имеет тенденций к снижению. Как уберечь ребенка от подобных встреч?
Здесь многое зависит от родителей, педагогов школ, истинна, здесь проста, следует объяснять и учить детей правилам предосторожности.
Цель: Уберечь жизнь и достоинство от преступного посягательства.
Задачи:
⎯показать связь дружбы и социального здоровья
⎯описать различные влияния друзей друг на друга
⎯познакомить с видами давления и способами сопротивления давлению
⎯показать ученикам ситуации, в которых отказ – единственный способ
ответственного поведения
⎯познакомить с формами отказа.
Формы и методы работы:
Формы воспитательной работы:
⎯познавательная беседа;
⎯этическая беседа;
⎯профилактическая беседа;
⎯игры: ролевые, ситуационные;
⎯занятия с использованием художественных средств выразительности;
⎯упражнения;
⎯экскурсии;
⎯тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),
групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
⎯методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод
примера);
⎯методы организации деятельности и формирования опыта общественного
поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое
требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
⎯методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
(соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
⎯методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Азбука безопасности на дорогах"
Данная программа содержит пояснительную записку, описание содержание занятий, учебно-тематическое планирование и используемую литературу....
Методическая разработка к досуговой программе "Азбука безопасности"
Досуговая игра "Азбука безопасности" предназначена для учащихся 2-3 классов и направлена на изучение и повторение Правил дорожного движения...
рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, ин...
2014 год Шоноев Т.И. МБОУ «Сосново-Озерская сош№2» Районный Слет Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности» 15 апреля 2014 года Положение районного Слета Знатоков ОБЖ «Азбука безопасности»
Очень часто люди страдают из-за неосторожности и беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих поступков. Порой все мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и...
Программа "Азбука Безопасности"
Программа предназначена для работы с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями в возрасте от 4-х до 18 лет, посещающие реабилитационное отделение для д...
Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)
Рабочая программа. Азбука безопасности на дорогах. 5 кл. (ФГОС)...
Спортивно – познавательна программа «Азбука безопасности»
Формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни....