"Основы выбора профессий"
план-конспект занятия (7 класс)

Ларионов Александр Юрьевич

Цель: Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.

Задачи:

1. Дать представление об основных понятиях: профессия, должность, специальность.

2.Познакомить с правилами выбора профессии и типичными ошибками в профессиональном самоопределении;

3. Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_vybora_profesii_larionov_a._yu.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

(сценарий занятия по профессиональному самоопределению для учащихся 7-8 класса)

Составил А. Ю. Ларионов – воспитатель семейной группы

Горковской МС(К)ОШ

Цель: Ознакомить с основами выбора профессии и заинтересовать в получении дополнительной информации по вопросам профессионального самоопределения.

Задачи:

1. Дать представление об основных понятиях: профессия, должность, специальность.

2.Познакомить с правилами выбора профессии и типичными ошибками в профессиональном самоопределении;

3. Выяснить уровень профессионального самоопределения ребят.

Оборудование: стенд для размещения наглядных материалов, ручки, маркеры, листы бумаги, бланки опросника и т.д. - в соответствии с количеством участников, наглядные материалы.

Ход занятия

В современном мире очень много профессий. Назовите профессии, которые вы знаете? Конечно, нам не хватит урока перечислить все профессии в мире. Много профессий появляется в современном мире за счет новых изобретений, технологий, поэтому выбор профессии очень важный момент в жизни подростка.  Почему именно подростка? (диспут).

Конечно же, именно в этот период каждый человек выбирает профессию и после основного образования поступает учиться в профессиональные заведения для получения специальности. Все знаете, что, получить профессию это еще не результат, главное полюбить ее, т.е. профессию. Большая часть выпускников нашей школы продолжает свое обучение в профессиональных заведениях, при этом часть ребят не останавливаются на одной специальности, а получают вторую.

В данной школе ученик получает основное образование, закончив 9 классов. Поступив в профессиональное училище и закончив, его подросток имеет начальное профессиональное образование – подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (СУЗы и др.)

Имея представление о начальном профессиональном образовании, мы с вами разберем главные термины, которые в прямом смысле относятся к трудовой деятельности человека это:

Профессия – род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий определенной квалификации.

Должность – служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для выполнения.

Специальность – функционально обособленная область трудовой деятельности в рамках одной профессии. 

 Мы с вами разобрали три понятия, которые относятся к трудовой деятельности человека, а теперь задание. На партах лежат рабочие листы, сейчас мы будем работать с рабочим листом №1.

Задание 1: Найдите профессию, должность и специальность:

Продавец – продавец продовольственных товаров – заведующий отделом.

Слесарь-сборщик – бригадир – слесарь.

Летчик – пилот – командир вертолета т.д.

Немного о типичных ошибках, которые возникают при выборе профессии подростком

  1. Незнание мира профессии, т. е. ученик не интересуется профессиями, не ставить цель на дальнейшее обучение в профессиональных училищах после окончания школы или просто взрослые не уделяют должного внимания на своих детей.
  2. Незнание себя, т. е. здесь можно сказать, что подросток еще не задумывается о своей будущей жизни, не всегда может сказать, чем ему больше всего нравиться заниматься в свободное время (хобби).         
  3. Незнание правил, т. е. подросток не задумывается о том, что его ждет впереди и обучение в профессиональных заведениях, прежде всего, будет зависеть от него самого, т.е. никто не будет настаивать на учебе, как это происходит в школе.

Так же можно отметить необъективную оценку своих способностей (завышение или занижение), незнание своего здоровья. Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.        Отождествление учебного предмета с профессией. Перенос отношения к человеку на профессию. Выбор профессии «за компанию». Неумение определить пути получения профессии.

Задание 2:

Сейчас мы проведем игру «Ассоциация» 

Словарная работа: ассоциация – это……..

Цель: выявить отношение ребят к разным профессиям и по возможности подкорректировать это отношение.

Условия игры (инструкция):

«Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-нибудь профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют ее отгадать с помощью ассоциативных вопросов, например, «Какого цвета эта профессия?», «Какой запах напоминает?», «Какая мебель используется?» и т.д. Можно спросить у учащихся, не играли ли они в игру «Ассоциация», когда вместо профессии загадывается человек.

Например, берется для разбора профессия «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии, скорее всего белый, запах — что-то связано с таблетками (лекарство), мебель — стеклянный шкаф или кушетка...

Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течение 2—3 минут, продумайте свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке отгадать профессию».

(При затруднениях учитель помогает ученикам правильно задать вопросы или предлагается вариант, вместе определить какую профессию будут анализировать все ребята.)

Вопрос?  Все ли вам было понятно?

                Что было непонятно в игре?

Задание 3:                

Методика «Незаконченное предложение» (ребята работают 10-15 минут)

 Инструкция: ребята работаем с рабочим листом №2, прочитайте внимательно и допишите незаконченное предложение, я бы хотел(а) выбрать профессию____________ потому, что_________________________________.                                

(Содержание выполняемой методики показывает, сделан ли воспитанником выбор профессии. Кроме того, дописанное предложение свидетельствует об осознанном выборе.  К отсутствию ответа часто приводит утомляемость, нежелание задумываться о себе, низкие коммуникативные способности.)

Подведение итогов занятия.

Что нового вы сегодня узнали?

Кто уже точно из вас может ответить, что продолжит обучение в профессиональном училище?

Кто не определился с дальнейшим обучением? Почему?

(диспут)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Основы выбора профессии"

Разработка родительского собрания....

Занятие «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ» для учащихся 8 класса с ОВЗ

Длительная профориентационная работа, необходима для эффективного профессионального самоопределения воспитанников (это достаточно длительный процесс). Система занятий может стать стержнем, основой для...

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

"Основы выбора профессии"

Рабочая программа для учащихся 9 класса....

Основы выбора профессии

Основы выбора профессии для учащихся школы...

Программа «Нравственные основы выбора профессии»

В помощь классному руководителю...