Программа «Нравственные основы выбора профессии»
рабочая программа (7, 8, 9 класс) на тему

Калугина Александра Васильевна

В помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_osnovy_vybora_professii.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа «Нравственные основы выбора профессии» - это социально-образовательная программа для детей подросткового и раннего юношеского возраста. Она реализуется в рамках пилотного проекта по профориентации «Клуб «Ориентир».

        Формирование нравственных основ выбора профессии не может быть стихийным процессом. Этот процесс необходимо организовать, учитывая потребность подрастающего поколения, наблюдая и поддерживая их в процессе личностного самоопределения. Также необходимо анализировать влияние микросоциума на процессы социализации личности, инициативу и самодеятельность самих детей. Именно в этом и заключается социально-нравственная направленность данной программы.

        Развивающий характер программы предполагает, что основными принципами отбора содержания и форм деятельности является не только учёт возрастных особенностей детей, но и опора на признаки качественного роста личности.

        Нестабильность экономического и политического положения в России привели к тому, что большая часть её населения имеет пассивное отношение к выбору дальнейшего профессионального пути, укрепляя его несознательность, «стадность». Одним из путей решения этой проблемы видится развитие разумно-позитивного отношения к действительности в подростковом возрасте, а следовательно, способности осознавать свою роль в отношениях друг с другом, а так же построении своего будущего.

        Клуб «Ориентир» по своим воспитательным возможностям способно оказать существенное влияние на развитие личности ребёнка, прежде всего его опыта в организации общения, познания своих возможностей, опыта организации деятельности других. Программа «Нравственные основы выбора профессии», реализующаяся в рамках данного клуба, создаёт условия для включения детей подросткового и раннего юношеского возраста в социально значимую для себя и других деятельность        Результат деятельности клуба во многом зависит от сформированности опыта организаторской деятельности, самостоятельности мышления. Успешное формирование этих двух опорных констант возможно в ситуации свободного выбора (деятельности, информационного поля, группы общения и т. д.), ситуации успеха, ситуации достижения результатов.

        Возрастные особенности детей подросткового и раннего юношеского возраста предполагают формирование личностных качеств, которые проявляются как средство самоутверждения и самоопределения личности. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность детей, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах.

        Программа построена как сочетание двух «ветвей» данного направления: этической и практической. К каждой из этих «ветвей подготовлено отдельное тематической планирование. Преподавание может иметь как интегрированный режим — оба направления в один день занятий, так и автономный — по отдельному графику. Такой распорядок будет зависеть от педагогической необходимости достигнуть локальной цели того или иного направления учебной деятельности.

        

Цель программы:

  • Создание условий для формирования аксиологизированной личности, способной самостоятельно и осознанно подойти к выбору профессии.

        Задачи:

  • Формирование практических умений  методике коллективной творческой деятельности, этике и психологии общения, технологии социального и творческого проектирования.
  • Обучение воспитанников умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации, формированию ответственности за себя и других.
  • Развитие познавательной активности и способности к самообразованию.
  • Развитие творческого, культурного, коммуникативного потенциала воспитанников в процессе участия в совместной общественно-полезной деятельности.
  • Формирование опыта преобразовательной творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений в социальной сфере.
  • Содействие формированию активной гражданской позиции воспитанников.
  • Формирование ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

        Продолжительность   образовательного цикла – один год.

Данная программа рассчитана на детей подросткового и раннего юношеского возраста – 12 - 16лет. Специальных требований к знаниям при приёме в объединение нет.

        Обучение детей по программе «Нравственные основы выбора профессии» основывается на трёх компонентах:

Обучающий компонент. В программу включены лекционные и практические занятия, деловые и ролевые игры, дискуссионные центры, тренинги и т. д.

Приоритетные задачи:

  • Формирование представлений о значении личности и коллектива, основах организаторской деятельности, науке общения.
  • Формирование умений организаторской деятельности.

Знания и умения:

  • иметь представления о правилах и культуре общения»;
  • уметь обозначать дальние и ближайшие перспективы своего роста в избранном направлении;
  • уметь разбивать работу на части, распределять её во времени;

Развивающий компонент.

На этом уровне предусмотрены практикумы:

  • участие обучающихся в реализации социальных проектов;
  • участие в деятельности рабочих групп, советов дел по подготовке тех или иных заданий внутри объединения;
  • выполнение функций руководителей временных профильных объединений, организаторов или ведущих объединения «Нравственные основы выбора профессии».

        Приоритетные задачи:

  • Формирование умений и навыков организации коллективной деятельности.
  • Формирование умений и навыков подготовки и реализации социальных проектов, организации и проведения коллективно-творческих дел.
  • Совершенствование навыков организаторской деятельности.

Знания и умения:

  • иметь представление о правах и обязанностях подростков;
  • иметь представление о схеме работы над проектом;
  • иметь представление о стадиях проведения КТД;
  • уметь собирать и анализировать информацию;
  • уметь составить план проведения и подготовки КТД, провести анализ КТД;
  • уметь разработать и наполнить содержание игровых программ, в зависимости от тематики.

Деятельностный компонент. 

Программа курса предусматривает практическую деятельность каждого обучающегося:

  • разработка и реализация социальных и творческих проектов;
  • организация и проведение КТД;
  • разработка программ различного направления;
  • посещение предприятий города, активное знакомство с направлениями их деятельности;

Приоритетные задачи:

  • Совершенствование умений и навыков координации проведения КТД.
  • Формирование умений и навыков реализации социальных и творческих проектов.
  • Совершенствование умений и навыков в области игровых технологий.
  • Совершенствование умений и навыков общения с людьми различного возраста и видов деятельности.

 Знания и умения:

  • иметь представление об особенностях и видах делового общения;
  • иметь представление о выходе из конфликта, спора;
  • уметь представить себя, вести деловую беседу. Переговоры, телефонный разговор;
  • уметь выявить проблему и разработать социальный проект;
  • уметь организовать работу группы, объединения.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  • Приобретение навыков организаторских умений, коллективной и руководящей деятельности.
  • Приобретение умений и навыков общения с людьми разного возраста и профессиональной деятельности.
  • Приобретение умений проведения анализа и выстраивания перспективы собственной деятельности.
  • Повышение уровня социальной активности подростков.
  • Владение навыками и умениями разработки и реализации социального и творческого проекта.
  • Усвоение ценностных основ нравственности, поведенческих норм в условиях уважения к правам и свободам человека.

 Учебно-тематический план этического направления

Темы разделов

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение в образовательную программу. Организационная встреча

2

1

1

2.

Мы составляем портрет объединения

3

1

2

3.

«Всякое дело человеком ставится; человеком и славится»

4

2

2

4.

Наука общения

8

4

4

5.

Давай поговорим о нас с тобой

7

3

4

6.

Увлечение – это серьёзно

8

4

4

7.

В каждом из нас живёт актёр

6

2

4

8.

Государственная и другая символика

4

1

3

9.

Я - гражданин

4

2

2

10

Мысли о России

6

2

4

11

Экологическая тропа

6

2

4

12

Время творчества

8

8

13

Ораторское искусство.

6

2

4

14

Этикет

6

2

4

15

Это высокое звание – человек

8

2

6

16

Этика делового общения

6

2

4

17

Конфликтология

6

2

4

18

«Интеллектуальные забавы»

8

8

19

Мой нравственный выбор

6

2

4

24

Развиваем литературные способности

6

2

4

21

Развиваем художественные способности

6

2

4

22

Дружба в нашей жизни

4

2

2

23

Как оставаться непобеждённым

4

2

2

24

Реализация социальных и творческих проектов, игровых программ

8

8

Итого:

144

42

102

                                            Содержание программы

1. Введение в образовательную программу. Организационная встреча (2 час.).

        Знакомство с правилами поведения в ДДТ и с инструкциями по технике безопасности и пожарной безопасности. Знакомство с задачами курса, перспективами деятельности по программе. Экскурсия «Здравствуй, дом творчества».

2. Мы составляем портрет объединения.

        Теория (1 час.). Встреча с участниками объединения. Определение организационной структуры коллектива.

        Практика (2 час.).  Анкетирование учащихся с целью выявления индивидуальных качеств и увлечений. Создание цифрового, рисованного и психологического  портрета объединения.

  1. «Всякое дело человеком ставится; человеком и славится».

Теория (2 час.). Понятие о трудовой деятельности. История труда.

Практика (2 час.). Совершенствуем навыки коллективной (групповой) работы. Работа в «дружинах». Игры на сплочение коллектива.

4. Наука общения.

        Теория (4 час.). Культура и этика общения. Общение и его слагаемые. Правила общения. Стиль. Типы речи. Способность высказывать собственное мнение.

Практика (4 час.). Упражнение на бесконфликтное общение в коллективе. Проведение деловых игр с целью знакомства с правилами активного слушания, формирование умений публичных выступлений.

5. Давай поговорим о нас с тобой.

        Теория (3 час.). Понятие «Семья». Родословная.  

         Практика (4 час.). Игра-путешествие в будущее. Составление карты волшебной страны будущего, где бы жила семья каждого из участников объединения.

6. Увлечение – это серьёзно.

Теория (4 час.). Что такое интерес. Формула интереса  (положительные эмоции + познавательная активность = интерес (т.е. «хочу знать»)). Что такое склонность. Формула склонности (устойчивый интерес + стремление действовать = склонность (т.е. «Хочу действовать»)).

Практика (4 час.). Рекламная акция своих увлечений.

        7. В каждом из нас живёт актёр.

        Теория (2 час.). Понятие поведенческой игры. Что такое «ситуативный актёр».

 Практика (4 час.). Проведение игр на взаимодействие в группе, игр-знакомств, наиболее часто применяемых в педагогической практике.

8.  Государственная и другая символика.

Теория (1час.). Государственная символика. Символы России – флаг, гимн, герб. Символы города и Ярославского края. Геральдика. Символы общественных объединений.

Практика (3 час.). Выставка «Эмблемы моей семьи». Защита проекта «Символы нашей школы». Встречи с интересными людьми.

9. Я – гражданин.

Теория (2 час.). Понятие «гражданского поведения»

Практика (2 час.). Моделирование ситуаций, Поступки и последствия, или каким должен быть гражданин: учащиеся составляют цепочки последствий.

10. Мысли о России.

Теория (2 час.). Понятие Родины, Отчизны. Природа патриотизма.

Практика (4 час.). Эссе о малой родине, фотовыставка, выставка рисунков, поделок на тему «Россия – Родина моя».

11. Экологическая тропа.

Теория (2 час.). Природная экология, экология человеческого поведения.

Практика (4 час.). Групповая работа: изучение особенностей местности, выбранной по жеребьёвке, подготовка творческого отчёта по проблемам этой местности, проблемам животных. Создание эмблемы своей группы, названия девиза. Представление работы.

12. Время творчества.

Практика (8 час.). Что такое творчество. Творческий потенциал человека. Как развивать творческие способности. Подготовка «конкурса-аукциона» творческих способностей.

13. Ораторское искусство.

Теория (2 час.). Основы ораторского искусства. Как готовиться к публичным выступлениям. Приёмы привлечения внимания аудитории.

Практика (4час.). Подготовка к выступлениям. Репетиционный процесс.

14. Этикет.

Теория (2 час.). Современный этикет за столом, на визитах, в общественных местах. Представление и знакомство. Внешний вид.

Практика (4час.). Выезды в театр (по мере возможности). Посещение выставок.

15. Это высокое звание – человек.

Теория (2 час.). Понятие личности. Что такое аксиология. Принципы гуманизма. Нравственно ценные мотивация поведения. Четыре правила В.А Сухомлинского.

Практика (6 час.). Составление своих правил счастливого человека.

16. Этика делового общения.

Теория (2 час.). Особенности делового общения. Виды делового общения. Невербальные средства общения. 

Практика (4 час.). Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми. Тренинги на знакомство, представление собеседников.

17. Конфликтология.

Теория (2 час.). Понятие о конфликте. Определение конфликта. Структура конфликта. Динамика конфликта. Классификация споров.

Практика (4 час.). Практикумы и тренинги на обучение навыкам выхода из конфликта. Работа со школьным психологом.

18. «Интеллектуальные забавы»

 Практика (8 час.) Что такое мышление и познавательная активность. Коммуникативность. Игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», Загадки для ума, Логические развлечения.

19. Мой нравственный выбор.

Теория (2час.) Технология проектирования ценностноориетированной деятельности.

Практика (4час.) Проектирование и организация ценностноориетированной деятельности.

20. Развиваем литературные способности.

Теория (2 час.) Речь в обыденной жизни. Ораторская речь. Типы речи.

Практика (4 час.). Создание рассказа по цепочке. Эстафета скороговорок. Буриме. Словотворчество. «Докончи рассказ».

21. Развиваем художественные способности.

Теория (2 час.). Понятие доверия. Понятие цветовой идентификации своих эмоций и мыслей.

Практика (4 час.). «Дорисуй картину», «Дружная работа», «Рисуем по очереди».

22. Дружба в нашей жизни.

Теория (2час.). Понятие «дружба», «Законы дружбы» В.А.Сухомлинского. Что такое популярность и имеет ли это отношение к дружбе.

Практика (2 час.). Составить свои «Законы дружбы».

23. Как остаться непобеждённым.

Теория (2 час.). Что такое «подвиг». Подвиг в современном мире.

Практика (2 час.). Перекличка-сообщения учащихся, анализ поступков, резюме.

24. Реализация социальных и творческих проектов, игровых программ.

Практика (8 час.). Участие по выбору каждого обучающегося в следующих выборах деятельности:

  • разработка и реализация социальных и творческих проектов;
  • организация и проведение коллективно-творческих дел различного уровня;
  • разработка программ, организация и проведение мероприятий различного направления;
  • алгоритм проведения конференций, конкурсов, фестивалей.

Учебно-тематическое планирование практического направления

                                   

Наименование темы

Количество часов

Из них

теория

практика

Что такое профориентация.

2

2

Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, области, стране.

2

2

Востребованные профессии на рынке труда города и области

2

1

1

Основные подходы к индивидуальному выбору профессии. Учет свойств личности при планировании профессионального будущего.

3

1

2

Здоровье и выбор профессии.

2

1

1

Грани моего «Я»

2

2

Психологический аспект профессионального выбора. «Что я знаю о себе?»

3

1

2

Ролевая игра «Знаешь ли ты свою профессию»

1

1

Коллаж «Моя будущая профессия»

1

1

Игра: «Катастрофа в пустыне».

1

1

Как правильно выбрать профессию

2

1

1

Секреты выбора профессии

3

2

1

Профессионально важные качества

2

1

1

Профессиональный тип личности.

2

1

1

Профессиограмма.

1

1

Составление профессиограмм.

2

2

 Что такое темперамент. Влияние темперамента на выбор профессии.

2

1

1

«Определение типа темперамента»

2

1

1

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

1

Стресс и тревожность.

2

1

1

Определение типа мышления

2

1

1

Внимание и память

2

1

1

Уровень внутренней свободы

1

1

Типология профессий.

2

1

1

Профессиональная перспектива.

2

1

1

Деловая игра «Кадровый вопрос».

2

2

Секреты выбора профессии.

2

2

Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры.

3

1

2

Уметь представить себя, презентовать себя, оформление резюме.

3

1

2

Определение профессиональных склонностей

2

2

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

2

1

1

Способности к интеллектуальным видам деятельности

2

1

1

Способности к профессиям социального типа

2

1

1

Способности к офисным видам деятельности

2

1

1

Способности к предпринимательской деятельности

2

1

1

Артистические способности

2

1

1

Игра «Оптимисты и скептики»

2

2

Методика «Интеллектуальная лабильность»

2

1

1

Тест «Я предпочту» Климова Е.А. (5 типов профессий), карта ДДО.

2

2

Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).

2

1

1

Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.

3

1

2

Профессии «человек-человек».

2

1

1

Профессии «человек – знаковая система».

2

1

1

Профессии «человек – техника».

2

1

1

Профессии «человек – художественный образ».

2

1

1

Профессии «человек – природа».

2

1

1

Ты и твой имидж

3

1

2

Тест. Легко ли со мной общаться?

1

1

Невербальное общении. Таблица жестов

2

2

День открытых дверей в ЯГМУ

2

2

Встречи с людьми интересных профессий (ФИО уточняется)

2

2

Встречи с людьми интересных профессий (ФИО уточняется)

2

2

Роль Городского Центра занятости в профориентационной и консультационной работе с обучающимися

2

2

Экскурсия в городской центр занятости

2

2

Деловая игра: «Свой бизнес»

2

2

Технология эффективного собеседования

2

1

1

Тренинг «Где вы суперинтеллектуал?

1

1

День открытых дверей в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

2

2

День открытых дверей в ЯГУ им. П.Г.Демидова

2

2

День открытых дверей в ЯГСА

2

2

Дороги, которые мы выбираем.

2

2

Профессии родителей.

2

2

Профессиональная игра «Угадай профессию»

2

2

Профориентационная игра «Разбуди спящий город»

2

2

Планирование профессиональной карьеры

3

1

2

К кому обратиться за помощью в выборе профессии

2

2

Способы получения информации о профессии

2

2

Итоговый урок. Контрольный тест

1

1

Итоговый урок по курсу. Защита проектов

3

3

Экскурсии на предприятия города Ярославля

4

3

Посещение выставки-ярмарки профессий

2

2

                                       Методическое обеспечение

Система дополнительного образования обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманитаризации. Все виды добровольных детских объединений, независимо от их профиля, способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению. Они дают опыт общения со специалистами в различных видах практической деятельности. В условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров детей и педагогов, что способствует установлению более высокого уровня межличностных отношений между педагогами и детьми.

        Важным условием успешной реализации программы является выполнение ряда закономерностей, определяющих принципы учебно-воспитательного процесса и выражающих основные требования к содержанию, определению форм и методов учебно-воспитательной деятельности по программе «Нравственные основы выбора профессии».

Закономерности:

  • воспитание ребёнка совершается только на основе активности самого ребёнка во взаимодействии его с окружающей средой;
  • целостность воспитательного влияния, когда с самого начала педагог демонстрирует детям своё полное к ним доверие (он выступает для подростков как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; педагог старается быть активным участником группового взаимодействия).
  • обеспечение многообразия деятельности, в которую включается подросток (в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного коллектива позволяет практически каждому подростку реализовать свой личностный  потенциал);
  • участие в самоуправлении (служит источником жизнедеятельности коллектива, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в нём);
  • формирование коллектива (приобщение к ценностям и традициям коллектива, развитие корпоративной культуры);
  • создание условий для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (использование как традиционных форм организации деятельности, так и нетрадиционных).

Исключительное значение в программе отдаётся групповым формам работы, позволяющим подросткам проявлять активность, наиболее полно реализовывать свои умения и навыки:

  • дискуссии;
  • упражнение на взаимодействие в группах, построенных на моделях жизненных ситуаций общения;
  • деловые игры, позволяющие в миниатюре моделировать и совершенствовать деятельность партнёров;
  • игры, способные поднять творческую активность, пробудить фантазию и развить собранность внимания, развить навыки коллективной слаженной работы;
  • игры, направленные на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств, на умение работать в атмосфере полного доверия;
  • формы анализа личного роста, развития коллектива;
  • методы взаимодействия в группе: сборы, собрание, гибкое планирование, умение работать с разным количеством людей;
  • приёмы. Встречи, экскурсии, вечера.

В ходе работы с участниками-организаторами и организаторами-координаторами большое внимание уделяется  технологии индивидуального обучения.

        Основными принципами образовательного процесса в рамках данной образовательной программы являются:

  • Принцип гуманистической ориентации учебно-воспитательной

     работы – требует признания человека, его прав и свобод главной                        

    ценностью, построения всей системы на основе реальных проблем и

    потребностей подростков.

  • Принцип системного соответствия – соответствие содержания форм и методов организации воспитательной работы месту и функции образовательного учреждения.
  • Принцип социальной адекватности учебно-воспитательной работы – деятельность по программе ориентирована на развитие социальной успешности личности.
  • Принцип целесообразного единства индивидуальных и коллективных подходов к организации учебно-воспитательного процесса – в программе предусмотрено определение индивидуальной траектории социального развития каждого подростка, также формирование и развитие коллектива, который позволяет практически каждому подростку реализовать свой потенциал.
  • Принцип создание воспитывающей среды – при организации практической деятельности по программе доминируют творческие начала, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Используемые образовательные технологии:

  • технология сотрудничества;
  • технология индивидуального обучения;
  • групповая технология;
  • проектно-исследовательская технология;
  • игровая технология;
  • технология свободного воспитания.

Практическая значимость программы заключается в приобретении подростками социального опыта в социально значимой деятельности в специально организованных условиях образовательного пространства.

Список использованной литературы

  1. Закон РФ «Об образовании», 2014.
  2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования, 2014.
  3. Бочкарёв В.И. «Социально-педагогические основы школьного самоуправления». М., 1997.
  4. Гликман И.З. «Теория и методика воспитания». М., 2002.
  5. Горячев Ю.А. «Учитель. Ученик. Родители». М., 2002.
  6. Ильина Т.В. «Мониторинг образовательных результатов в образовательном учреждении дополнительного образования». Я., 2000.
  7. Куприянов Б.В. «Организация и методика проведения игр с подростками». М., 2001.
  8. Григорьев Т.Г. «Основы конструктивного общения». Н., 1997.
  9. Мирошкина М.Р. «Системный подход к организации воспитательной работы». Н.: издательство Педагогические технологии, 2001.
  10.  Молчанова Т.К. «Составление образовательных программ». М., 2001.
  11.  Кульневич С.В. «Воспитательная работа в средней школе». М., 2001.
  12.  Коротков В.М. «Самоуправление школьников». М., 1976.
  13.  Иванов И.П. «Коллективное творческое дело».
  14.  Лутошкин  А.Н. «Как вести за собой». М.,  1996.
  15.  Программа «Лидер» СПО-ФДО  М., 1993.
  16.  Прутченков А.С. «Школа жизни». М., 2000.
  17.  Прутченков А.С. «Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта». М., 1999.
  18.  Рожков М.И. «Познай себя». М., 1992.
  19.  Рожков М.И. «Развитие самоуправления в детских коллективах». М., 2002.
  20.  Светенко Т.В. «Путеводитель по Дебатам». М., 2001.
  21.  Степанов Е.Н. «Воспитательный процесс: изучение эффективности». М., 2001.
  22.  Степанов Е.Н., Григорьев Д.В., Кулешова И.В., «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе». М., 2003.
  23. Трухачёва Т.В. «Детское движение». М., 2002.
  24.  Фришман И.И. «Форум юных граждан». М., 2001.
  25. Щуркова Н.Е. «Собранье пёстрых дел». С., 1998.

 

Список литературы для детей

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка. М., 2015.
  2. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях», 2012.
  3. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», 2013.
  4. Алещенок С. «Из опыта поддержки общественных объединений». М., 1998.
  5. Афанасьев С. «Сто отрядных дел». К., 2000.
  6. Волохов А.В. «Будем работать вместе». М., 1992.
  7. Волохов А.В. «Выбираем свой путь». М., 1992.
  8. «Возьмёмся за руки, друзья» сборник материалов игротехнических семинаров, ВДЦ «Орлёнок», 1995.
  9. Горохова ЕВ. «Хочу быть лидером». Н.Н., 2000.
  10.  Григоренко Ю.Н. «Коллективно-творческие дела». М., 1999.
  11.  Гущина Е.Н. «Постановка молодёжных программ». В., 1999.
  12.  Жуков И.Н. «Игра и детское движение». М., 1992.
  13.  Клемяшева Е.П. «К таникам твоей души». М., 2001.
  14.  Макеева А.Г. «Как организовать работу молодёжной группы волонтёров». М., 2001.
  15.  Карнеги Д. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». М., 1997.
  16.  Лутошкин  А.Н. «Как вести за собой». М.,  1996.
  17.  Прутченков А.С. «Школа жизни». М., 2000.
  18.  Прутченков А.С., Иванова Л.Ю. «Как изучить общественное мнение». М., 1999.
  19.  Прутченков А.С. «Шаг за шагом, или технология подготовки и реализации социального проекта». М., 1999.
  20.  Прутченков А.С. «Схема подготовки социального проекта». М., 1999.
  21.  Программа «Лидер» СПО-ФДО  М., 1993.
  22. «Путь к деловому успеху», учебно-практическое пособие. Н.Н., 1998.
  23.  Рабочая книга активиста ученического самоуправления «Демократическая республика». М., 2002.
  24.  Рожков М.И. «Познай себя». М., 1992.
  25.  «Сделай правильный выбор». Н.Н., издательство «Педтехнологии», 2002.
  1.  Светенко Т.В. «Путеводитель по Дебатам». М., 2001.
  2.  Солдатова Г.У. «Жить в мире  с самим собой и другими». М., 2000.
  3. Социальное проектирование. Н.Н.: издательство ООО «Педтехнологии», 2011.
  4. Щеглова С.Н. «Как изучать детство». М., 2000.
  5. Хочу быть лидером! Выпуск 2, 3. Н.Н.: издательство «Педтехнологии», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Основы выбора профессии"

Разработка родительского собрания....

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2013-2014...

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015

Рабочая программа курса основы выбора профессии для 8-11кл. 2014-2015...

Беседа "Нравственные основы выбора профессии"

Нравственные основы выбора профессии...

Авторская программа элективного курса по выбору "Решение генетических задач-как основа выбора профессии"

Программа элективного курса «Решение генетических задач, как основа профессии» ориентирована на учеников 9 класса и рассчитана на 8 часов.Предлагаемая программа элективного курса поможет у...

Рабочая программа «Основы выбора профессии или как найти «дело жизни»

Рабочая программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, в том числе к планируемым результатам освоения основной о...