Проект "Юный ПРОФИ"
проект

Дугаржапова Дарима Баировна

В данной статье представлен проект создания условий для для личностного и профессионального самоопределения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx227.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года четко определяют направления развития образования, где на первых позициях стоит задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Концепция развития дополнительного образования детей направляет на превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

В условиях развивающейся экономики «все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие «выбор профессии» … более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Ежегодный анализ выбора профессий выпускниками школы, беседы с выпускниками и с родителями показывает, что большинство выпускников прошлых лет выбирали профессию по принципам: модно, следование чужим советам, большие заработки, результаты ОГЭ и ЕГЭ. Немаловажным аспектом оказывается и материальное состояние семьи ребёнка. Анализ трудоустройства выпускников позволяет сделать вывод, что около 30% наших выпускников не работают по профессии, по которой они обучались в ВУЗах или ССУЗах. Учащиеся 11 класса до сих пор не определились с выбором профессии, делая акцент на том, что всё зависит от сдачи ЕГЭ. Сегодня, когда Президент РФ В.В.Путин поддержал проект по ранней профориентации, становится актуальным разработка программы, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию. Поэтому особенно актуальным является организация профориентационной работы в новом формате. При разработке программы было принято во внимание то, что современному ребёнку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого ребёнка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Мы обратились к теории поколения Z.

Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством. Особенности поколения Z являются:

  • зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве;
  • желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению;
  • ориентированность на потребление, индивидуализм;
  • желание как можно раньше всё попробовать и испытать.

Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие же технологии можно применить сегодня для развития таких детей? Думаем, сочетание традиционных и современных:

- геймификация: достигаем целей играючи, что предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.

- тьюторство как технология профориентации: тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется детям, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается. Цель тьюторства – помочь на раннем этапе  в профессиональном самоопределении. Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.

 - форсайт: формируем образ будущего: технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Хочется отметить, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт. Основным принципом форсайта является то, что можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

 Цель программы: создание условий для личностного и профессионального самоопределения

Задачи:         

  1. создание банка методик по выявлению профессиональных склонностей и интересов у учащихся;
  2. расширение информационного пространства в соответствии с потребностью в профессиональном самоопределении школьников;
  3. применение в практике работы современных образовательных технологий, обеспечивающих формирования субъективного опыта обучающихся;
  4. организация сотрудничества с родителями, направленного на поддержку совместных профессиональных проб.

Срок реализации программы -4 года.

Участники программы: учащиеся 5-8 классов, педагогический коллектив, социальные партнеры, родительская общественность.

Ожидаемые результаты:

  1. определение у учащихся траектории образования для профессионального выбора;
  2. организация сетевого взаимодействия с Могойтуйским агропромышленным техникумом, учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями поселка;
  3. создание образовательной среды с привлечением родительской общественности по профессиональному самоопределению детей.

Социальные эффекты

  • Организация образовательной деятельности в соответствии с вызовами образовательной и социальной политики в обществе и потребностями личности;
  • Реализация механизмов ресурсной поддержки программы дополнительного образования;
  • Создание, обеспечение и поддержка открытых сервисов информационного сопровождения;
  • формирование активной жизненной позиции у учащихся;
  • накопление новых образовательных практик и возможность их экстраполяции в другие образовательные организации;
  • создание конкурентной образовательной среды;
  • заинтересованность учебных заведений и предприятий в сотрудничестве для подготовки квалифицированных кадров на системной целевой основе.

Принципы программы:

  1. Принцип персонификации требует постановки персонифицированных целей социально-педагогической деятельности по отношению к каждому человеку, а если социально-педагогическая деятельность осуществляется по отношению к группе, то необходим учет последствий этой деятельности для каждого члена группы.
  2. Принцип оптимистической стратегии предполагает реальную веру в позитивное развитие ребенка и самого ребенка в себя, что затруднения и проблемы, возникшие у него, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.
  3. Принцип мотивационного обеспечения социальной деятельности обучающихся представляет собой последовательную совокупность мотивационных состояний, непрерывно побуждающих деятельность в целом и каждый ее элемент по-отдельности.
  4. Принцип самореализации ребенка, который предполагает осознание цели и значения реализации собственного потенциала для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я» и формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его самосознания.
  5. Принцип рефлексивности как механизм управления собственной деятельностью, её осмысление и переосмысление, её индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и определение траектории развития своих личностных качеств.
  6. Принцип развивающей образовательной среды, способствующей социализации детей, их активности, самостоятельности и творчеству, специально оборудованной для различных видов полноценной детской деятельности, побуждающей детей взаимодействовать с различными ее элементами и между собой, несущей культурные образцы современности.  

Перечисленная совокупность принципов позволяет целостно представить процесс реализации задач программы дополнительного образования.

Отличительные особенности программы

Учебный процесс строится исходя из целей и интересов учащихся. Инновационность программы заключатся в том, что она оказывает помощь не только в выборе профессии, но и в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата.

Особенностями образовательной программы являются:

- формирование у учащихся готовности к принятию на себя ответственности за все последствия своего выбора, вне зависимости от того предвидели они их заранее, или нет.

- формирование ценностей и мотивации, поддерживающих постоянное стремление участников самостоятельно и осознанно определять и корректировать траекторию своего будущего развития.

В ходе реализации программы применяются современные технологии, методы и приемы:

- Профориентационные игры (он-лайн игры, игры-тренажеры)

-Форсайт, учащиеся изучают 100 профессий будущего, 50 «умирающих» профессий, корректируют цели собственного развития с учётом полученной информации об основных научных прогнозах развития человечества.  

- Психологические методики (тренинговая программа школы предполагает применение методик по определению особенностей личности и их соответствия тому или иному виду деятельности).

- Разбор реальных ситуаций (в рамках образовательной программы анализируются реальные примеры достижения профессионального успеха выпускниками программы и известными личностями).  

- Профессиональные пробы, которые предусматривают создание условий, при которых участники могут попробовать себя в реальной деятельности в рамках условно выбранных профессий. 

- Тьюторство призвано помочь осуществить квалифицированный выбор профессионального (профессионально-образовательного) направления. 

Содержание программы

Содержанием программы профессиональной ориентации школьников является развитие деятельности учащихся и расширение информационного пространства, обеспечивающих формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии. Развитие деятельности учащихся осуществляется в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках внеурочной деятельности, сетевого взаимодействия, сотрудничества с родителями, в процессе проектной деятельности.

Модуль «Я узнал»

Модуль «Я попробовал»

Модуль «Я в гостях»

Цель: расширение знаний о современном состоянии рынка профессий

Цель: знакомство и профессиональные пробы с возможными вариантами профессионального выбора

Цель: участие родителей в профессиональном самоопределении детей

Диагностика профессиональных интересов, обучающихся;

тренинговые занятия; виртуальные экскурсии;

работа с педагогом-психологом;

классные часы;

День открытых дверей;

Недели профориентации;

Выпуск информационных буклетов

- онлайн – игры, тренажеры

- сетевое взаимодействие с МАПТ, предприятиями поселка;

- образовательные события Профессии будущего»;

- игры-квесты;

-участие в чемпионатах молодых профессионалов «Juniorskills»

-участие в профильных конкурсах «Безопасное колесо», «Юный друг полиции», учебно-производственных бригад

 экскурсии на предприятия,

 где трудятся родители;

-анкетирование родителей;

-встречи с

мастерами своего дела

 (бабушки, дедушки, родители);

- родительский мастер-класс.

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Составление планов воспитательной работы с отражением обязательного раздела «Организация профориентационной работы в классе».

сентябрь

Классный руководитель, Тьютор

2.

Изучение профессиональных интересов учащихся

Октябрь

Педагог-психолог

3.

Классный час по теме «Что такое профессия?» Разбор функций профессии, профессиональных и социальных ролей.

октябрь

Классный руководитель, Тьютор

4.

Неделя профориентации. День открытых дверей

ноябрь

Тьютор, родители, выпускники, представители предприятий поселка

5.

Участие в профильных конкурсах

В течении всего года

Учителя-предметники, ПДО

6.

Профессиональные пробы в МАПТ

Ноябрь, март

Тьютор, МАПТ

7.

Встречи с мастерами своего дела

Февраль,апрель

Классный руководитель, родители

8.

Образовательное событие «Профессии будущего» (по направлению «человек-человек»)

апрель

Тьютор, родители, учителя-предметники

Оценка эффективности профориентационной работы

Контроль и оценка результатов программы определяются количественными и качественными индикаторами:

  1. Наличие положительных установок в отношении мира труда и «человека труда»;
  2. Адекватность восприятия профессий, выбранных для дальнейшего детального изучения;
  3. Осознание собственных профессиональных предпочтений, сильных и слабых сторон своей личности;
  4. Открытость к профессиональной и социальной мобильности;
  5. Понимание важности непрерывного образовательного процесса, склонность к самообразованию и постоянному повышению квалификации в рамках будущей профессии;
  6. Количество участников, осуществивших выбор профиля дальнейшего обучения;
  7. Количество         проведённых         психологических         методик         для участников;
  8. Количество         психологических         методик,         пройденных каждым участником;
  9. Количество проведённых профессиональных проб для участников;
  10. Количество         профессиональных         проб,         пройденных         каждым участником;
  11. Количество встреч с представителями профессий и экскурсий на предприятия;

   Обеспечение проекта:

  1. ООП ООО МАОУ «МСОШ №1 имени В.Р.Гласко»
  2. программа развития МАОУ МСОШ №1»;
  3. материально- техническая база МАОУ МСОШ №1;
  4. занятость детей в учреждениях дополнительного образования (ДДЮТ, ДШИ, ДЮСШ, Дом спорта, районная библиотека);
  5. соглашение о сотрудничестве с учреждениями и предприятиями поселка (МАПТ, железная дорога, больница, СТО, мельница, магазины, мясное производство, ветстанция, Дом культуры, пожарная часть, отделение полиции и т.д.);
  6. обеспечение доступа к сети Интернет в школе и дома;
  7. кадровое обеспечение: тьютор по профориентации, педагог- психолог, классный руководитель, учителя-предметники, родители.

 

 

Приложение

Тренинговый курс

Название тренинга

Краткое содержание

1

Тренинг  

«Методы познания»

В игровой форме участники используют для планирования будущего технологии социального фантазирования, проектирования         и прогнозирования. 

2

Тренинг  

«Поиск времени»

В игровой форме участники анализируют, на какую деятельность и сколько времени они добровольно тратят каждый день.

3

Тренинг  

«Кто я?»

Участники определяют особенности личности и их соответствие тому или иному виду деятельности:

  • Осознают собственную уникальность, особенности характера.
  • Узнают, что такое внутренние и внешние критерии.
  • Принимают свои слабые стороны.
  • Гордятся своими сильными сторонами.

Используемые психологические методики:

  • Оценка уровня притязаний;
  • Личностный опросник – определение темперамента;
  • Тест эмоций;
  • Поведение в конфликтах;
  • Тест интеллектуального потенциала;
  • Опросник типа мышления;
  • Опросник на профессиональные склонности;
  • Мотивы труда;
  • Актуальные потребности;
  • Профессиональный тип личности;
  • Социальный интеллект;
  • Характер и профессия;
  • Направленность личности и жизненные ценности;
  • Дифференциально-диагностический опросник (ДДО);
  • Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС);
  • Карта интересов;
  • Методика «Грани личности»;
  • Матрица профессий;
  • Опросник Голланда и др

5

Тренинг

«Самомотивация         и дисциплина»

Участники работают со своими ресурсами:

  • Определяют ключевые внутренние ресурсы.
  • Осознают собственные силы, и узнают, как их максимально эффективно применять.

6

Лекция «Успех - разный у всех или где искать счастье»

  • Что такое успех? Где искать счастье?
  • Уровень притязаний и самооценка; Как определить приоритеты развития?
  • Разбор понятий на реальных примерах выпускников программы и известных

7

Тренинг «Формирование целей и принятие

решений»

  • Участники узнают о том, что значит принимать решения и нести за них ответственность.  
  • Осознают механизмы принятия и оценки решений.
  • Формулируют собственные цели.
  • Тренируются принимать решения;
  • Формируют внутреннюю готовность к постановке целей и принятию важных решений.

8

Лекция  

«Мир профессий»

Рассматриваются пять основных сфер профессиональной деятельности:  

  • Техника (инженер-конструктор, инженертехнолог, инженер-электроник, инженерстроитель, системный администратор, сварщик, слесарь-автомеханик, электрик, каменщик, водитель, сервисный инженер, инженер в сфере телекоммуникаций и т.д.);
  • Искусство (дизайнер, актер, искусствовед, музыкант, копирайтер, архитектор, режиссёр, парикмахер, фотограф, ювелир, модельер-конструктор, визажист, верстальщик, художник и т.д.);
  • Общение (логопед, официант, журналист, психолог, предприниматель, социальный работник, менеджер, педагог, продавец, секретарь руководителя, страховой агент и т.д.);
  • Знак (программист, переводчик, юрист, экономист, операционист, наладчик аппаратно-программного обеспечения, логист, маркетолог, архивист, корректор, товаровед, инспектор отдела кадров и т.д.);

Природа (врач, геолог, кинолог, ветеринар, биолог, фармацевт, флорист, эколог, геодезист, повар, агроном и т.д.);

Отдельно рассматриваются профессии, связанные с риском, предпринимательская и научная деятельность.

9

Тренинг «Инфополе и расширение

кругозора»

  • Участники узнают об основных методах получения и анализа информации о профессиях и состоянии рынка труда.
  • Узнают о понятии «поле возможностей», способах получения информации для их расширения.
  • Анализируют свои возможности.
  • Практикуют новые навыки в виде деловой игры.
  • Понимают, что главное — желание получить новую информацию и узнают, как это сделать.

10

Тренинг

«Противодействие

внешним манипуляциям при выборе профессий»

Цель – сформировать у участников практические навыки уверенного поведения при построении собственной образовательно-профессиональной траектории, способность противодействовать внешним манипуляциям, добиваться

поставленных целей, сохраняя при этом хорошие отношения с окружающими.

11

Лекция «Откуда и зачем появились деньги?»

До участников в интерактивной форме доносится информация об истории формирования и принципах функционирования современной экономической системы, истории и цели появления денег. 

12

Тренинг  

«Мораль выбора»

В игровой форме дети узнают о моральных аспектах использования своих талантов и возможностей. Тезис тренинга: «В любом обществе можно прожить достойную жизнь»

13

Тренинг «Рабочие профессии: плюсы, минусы, перспективы»

Создание условий для формирования активноположительного отношения участников к рабочим профессиям через расширение и систематизацию представлений учащихся о содержании и смысле труда представителей рабочих профессий.

14

Лекция          «Кадры инновационного развития России»

Формирование у участников понимания смысла и перспектив перехода России к инновационной экономике, введение в тему кадрового обеспечения данного процесса и возможностей их участия в нём.

15

Дебаты «Работа в реальном секторе экономики»

Открытое обсуждение перспектив работы в реальном секторе экономики через активный анализ участниками возможностей, плюсов и минусов построения карьеры в реальном секторе экономики для представителей разных профессий (в т.ч. и гуманитарных).

16

Лекция «Работа будущего – какой она будет? 100 новых и 50

«умирающих» профессий»

  • Анализируем основные экспертные прогнозы развития рынка труда России и мира в перспективе 15 лет.
  • Разбираемся, почему профессии "умирают" и откуда берутся новые.
  • Рассматриваем 100 профессий будущего и 50 «умирающих» профессий.

17

Тренинг

«Надпрофессиональ ные навыки»

Участники знакомятся с надпрофессиональными навыками, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего:

  • Мультиязычность и  мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах).
  • Программирование ИТрешений / управление автоматизированными комплексами/ работа с искусственным интеллектом

Список использованной литературы

  1. Агентство стратегических инициатив (АСИ), Атлас новых профессий, вторая редакция, 2015.
  2. Анисимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ЯЦПО, 2000.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., Прогресс, 1986.
  4. Веллер М.И. Все о жизни, М., АСТ, 2009.
  5. Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии, М., Генезис, 2002.  
  6. Дружинин В.Н. Варианты жизни, Спб, ПЕР СЭ, 2000.
  7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей, СПб, Питер, 2000.
  8. Дусавицкий А.К. Формула интереса, М., Педагогика, 1989.
  9. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л., Для тебя и о тебе. М., Просвещение, 1991.
  10. Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях, М., Ниппур, 1993.
  11. Кипнис М., Тренинг лидерства, М., Ось-89, 2004
  12. Климов Е.А. Как выбирать профессию, М., Просвещение, 1991.
  13. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Знание. Серия «Педагогика и психология», 1983.
  14. Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.
  15. Лутошкин  А., Как вести за собой, М., Просвещение, 1981.
  16. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.
  17. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности, М., Просвещение, 1991.
  18. Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.
  19. Перельман Я.И и др. Пять минут на размышления, М., Госкультпросветиздат, 1950.
  20. Прихожан А.М. Психология неудачника, М., Сфера, 1995.
  21. Прощицкая Е.Н. Дж. Голланд о выборе профессии, журнал «Школа и производство», № 4, 1993.
  22. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997.
  23. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М., Вако, 2005.  
  24. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., Академия, 2005.  
  25. Резапкина Г.В. Я и моя профессия, М., Генезис, 2004
  26. Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., Генезис, 2005.
  27. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии, М., Генезис, 2010.
  28. Резапкина Г.В. Комплексная диагностика в условиях профильного обучения, журнал «Школьный психолог» ИД «Первое сентября», №11-13, 2008.
  29. Резапкина Г.В. Уроки самоопределения, журнал «Классное руководство и воспитание школьников», №15(2007) - №9 (2008).
  30. Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии, М., Генезис, 2005.
  31. Резапкина Г.В. Холланд + Климов =…, журнал «Школьный психолог» ИД «Первое сентября», № 5, 2007.
  32. Савенков А.И., Развитие исследовательских способностей школьников,

М., Генезис, 2004

  1. Сатир В., как строить себя и свою семью, М., педагогика-пресс,1992
  2. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации, СПб, Речь, 1995.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.  К., Радянска школа, 1988.  
  4. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л., 1963.
  5. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранное в 2-х томах, М., Педагогика, 1985.
  6. Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т. 1. Изд. Ленинградского ун-та, 1950.
  7. Ушинский К.Д. Материалы к 3-ему тому «Педагогической антропологии». Собрание сочинений. М.-Л., АПН РСФСР, 1950.  
  8. Фопель К. На пороге взрослой жизни, М., Генезис,  2008.
  9. Форд Г., Моя жизнь, мои достижения, Л., Время, 1924.
  10. Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11 классов, М., Модэк, МПСИ, 2000.
  11. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития, М., Интерпракс,1995.
  12. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики, М., Владос, 2003.  
  13. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников, М., Сфера, 2007.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные профили согласных звуков

Артикуляционные профили согласных звуков...

Классный час "Выбор учебного заведения. Уровни проф.образования".9 кл.

Классный час "Как выбрать учебное заведение. Уровни проф.образования"9кл....

План роботи Ради профілактики правопорушень та наркопосту

План роботи розрахований на рік у вигляді таблиці...

внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" (профи-шоу)

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7 классов...

Род.собрание в 9 кл.по проф.выбору

Приложена презентация, памятка для родителей....

составляющие проф.культуры современного педагога

Описание о том, что такое культура, и каковы основные составляющие проф.культуры современного педагога....

КТП_Информационные технологии в проф.деят.тех_проф

Календарно-тематическое планирование...