Проект "Юный ПРОФИ"
проект
В данной статье представлен проект создания условий для для личностного и профессионального самоопределения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 227.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года четко определяют направления развития образования, где на первых позициях стоит задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Концепция развития дополнительного образования детей направляет на превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
В условиях развивающейся экономики «все реже оказывается корректным и применимым в массовой практике традиционное понятие «выбор профессии» … более актуальной становится помощь человеку не в выборе профессии, а в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Ежегодный анализ выбора профессий выпускниками школы, беседы с выпускниками и с родителями показывает, что большинство выпускников прошлых лет выбирали профессию по принципам: модно, следование чужим советам, большие заработки, результаты ОГЭ и ЕГЭ. Немаловажным аспектом оказывается и материальное состояние семьи ребёнка. Анализ трудоустройства выпускников позволяет сделать вывод, что около 30% наших выпускников не работают по профессии, по которой они обучались в ВУЗах или ССУЗах. Учащиеся 11 класса до сих пор не определились с выбором профессии, делая акцент на том, что всё зависит от сдачи ЕГЭ. Сегодня, когда Президент РФ В.В.Путин поддержал проект по ранней профориентации, становится актуальным разработка программы, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию. Поэтому особенно актуальным является организация профориентационной работы в новом формате. При разработке программы было принято во внимание то, что современному ребёнку трудно перенести себя в пространство практики. Из этой ситуации нужно выходить. Надо понять, какого ребёнка мы имеем, что он чувствует, чем живёт. Мы обратились к теории поколения Z.
Поколение Z – это люди, родившиеся в 1998–2010 годах. Это первое поколение, которое не помнит время без интернета, смартфонов и социальных сетей, поэтому представителей поколения Z называют также «цифровыми людьми». Предполагается, что представители этого поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой и искусством. Особенности поколения Z являются:
- зависимость от цифровых технологий, предпочтение отдаётся онлайн-общению в виртуальном пространстве;
- желание быть успешными, не прикладывая значительных усилий к учёбе, профессиональному становлению;
- ориентированность на потребление, индивидуализм;
- желание как можно раньше всё попробовать и испытать.
Можно добавить поверх всего этого клиповое мышление. Какие же технологии можно применить сегодня для развития таких детей? Думаем, сочетание традиционных и современных:
- геймификация: достигаем целей играючи, что предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». В помощь педагогам – информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения.
- тьюторство как технология профориентации: тесты, опросы, всевозможная информация предоставляется детям, и они должны найти себя на основе полученных сведений, понять, что их интересует, и в какой степени это выражается. Цель тьюторства – помочь на раннем этапе в профессиональном самоопределении. Для профессионального самоопределения необходимо выяснить типы мотивации и мышления, выделить интересы, сильные стороны и предпочтительные виды деятельности.
- форсайт: формируем образ будущего: технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Хочется отметить, что нацеленность современных школьников на успех, даёт больше возможностей использовать форсайт. Основным принципом форсайта является то, что можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.
Цель программы: создание условий для личностного и профессионального самоопределения
Задачи:
- создание банка методик по выявлению профессиональных склонностей и интересов у учащихся;
- расширение информационного пространства в соответствии с потребностью в профессиональном самоопределении школьников;
- применение в практике работы современных образовательных технологий, обеспечивающих формирования субъективного опыта обучающихся;
- организация сотрудничества с родителями, направленного на поддержку совместных профессиональных проб.
Срок реализации программы -4 года.
Участники программы: учащиеся 5-8 классов, педагогический коллектив, социальные партнеры, родительская общественность.
Ожидаемые результаты:
- определение у учащихся траектории образования для профессионального выбора;
- организация сетевого взаимодействия с Могойтуйским агропромышленным техникумом, учреждениями дополнительного образованиями, предприятиями поселка;
- создание образовательной среды с привлечением родительской общественности по профессиональному самоопределению детей.
Социальные эффекты
- Организация образовательной деятельности в соответствии с вызовами образовательной и социальной политики в обществе и потребностями личности;
- Реализация механизмов ресурсной поддержки программы дополнительного образования;
- Создание, обеспечение и поддержка открытых сервисов информационного сопровождения;
- формирование активной жизненной позиции у учащихся;
- накопление новых образовательных практик и возможность их экстраполяции в другие образовательные организации;
- создание конкурентной образовательной среды;
- заинтересованность учебных заведений и предприятий в сотрудничестве для подготовки квалифицированных кадров на системной целевой основе.
Принципы программы:
- Принцип персонификации требует постановки персонифицированных целей социально-педагогической деятельности по отношению к каждому человеку, а если социально-педагогическая деятельность осуществляется по отношению к группе, то необходим учет последствий этой деятельности для каждого члена группы.
- Принцип оптимистической стратегии предполагает реальную веру в позитивное развитие ребенка и самого ребенка в себя, что затруднения и проблемы, возникшие у него, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.
- Принцип мотивационного обеспечения социальной деятельности обучающихся представляет собой последовательную совокупность мотивационных состояний, непрерывно побуждающих деятельность в целом и каждый ее элемент по-отдельности.
- Принцип самореализации ребенка, который предполагает осознание цели и значения реализации собственного потенциала для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я» и формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его самосознания.
- Принцип рефлексивности как механизм управления собственной деятельностью, её осмысление и переосмысление, её индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и определение траектории развития своих личностных качеств.
- Принцип развивающей образовательной среды, способствующей социализации детей, их активности, самостоятельности и творчеству, специально оборудованной для различных видов полноценной детской деятельности, побуждающей детей взаимодействовать с различными ее элементами и между собой, несущей культурные образцы современности.
Перечисленная совокупность принципов позволяет целостно представить процесс реализации задач программы дополнительного образования.
Отличительные особенности программы
Учебный процесс строится исходя из целей и интересов учащихся. Инновационность программы заключатся в том, что она оказывает помощь не только в выборе профессии, но и в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата.
Особенностями образовательной программы являются:
- формирование у учащихся готовности к принятию на себя ответственности за все последствия своего выбора, вне зависимости от того предвидели они их заранее, или нет.
- формирование ценностей и мотивации, поддерживающих постоянное стремление участников самостоятельно и осознанно определять и корректировать траекторию своего будущего развития.
В ходе реализации программы применяются современные технологии, методы и приемы:
- Профориентационные игры (он-лайн игры, игры-тренажеры)
-Форсайт, учащиеся изучают 100 профессий будущего, 50 «умирающих» профессий, корректируют цели собственного развития с учётом полученной информации об основных научных прогнозах развития человечества.
- Психологические методики (тренинговая программа школы предполагает применение методик по определению особенностей личности и их соответствия тому или иному виду деятельности).
- Разбор реальных ситуаций (в рамках образовательной программы анализируются реальные примеры достижения профессионального успеха выпускниками программы и известными личностями).
- Профессиональные пробы, которые предусматривают создание условий, при которых участники могут попробовать себя в реальной деятельности в рамках условно выбранных профессий.
- Тьюторство призвано помочь осуществить квалифицированный выбор профессионального (профессионально-образовательного) направления.
Содержание программы
Содержанием программы профессиональной ориентации школьников является развитие деятельности учащихся и расширение информационного пространства, обеспечивающих формирование способности учащихся к адекватному и ответственному выбору будущей профессии. Развитие деятельности учащихся осуществляется в рамках освоения учебных программ по различным областям знаний в урочное время и вне уроков, а также в процессе включения учащихся в различные виды деятельности в рамках внеурочной деятельности, сетевого взаимодействия, сотрудничества с родителями, в процессе проектной деятельности.
Модуль «Я узнал» | Модуль «Я попробовал» | Модуль «Я в гостях» |
Цель: расширение знаний о современном состоянии рынка профессий | Цель: знакомство и профессиональные пробы с возможными вариантами профессионального выбора | Цель: участие родителей в профессиональном самоопределении детей |
Диагностика профессиональных интересов, обучающихся; тренинговые занятия; виртуальные экскурсии; работа с педагогом-психологом; классные часы; День открытых дверей; Недели профориентации; Выпуск информационных буклетов | - онлайн – игры, тренажеры - сетевое взаимодействие с МАПТ, предприятиями поселка; - образовательные события Профессии будущего»; - игры-квесты; -участие в чемпионатах молодых профессионалов «Juniorskills» -участие в профильных конкурсах «Безопасное колесо», «Юный друг полиции», учебно-производственных бригад | экскурсии на предприятия, где трудятся родители; -анкетирование родителей; -встречи с мастерами своего дела (бабушки, дедушки, родители); - родительский мастер-класс. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1. | Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Составление планов воспитательной работы с отражением обязательного раздела «Организация профориентационной работы в классе». | сентябрь | Классный руководитель, Тьютор |
2. | Изучение профессиональных интересов учащихся | Октябрь | Педагог-психолог |
3. | Классный час по теме «Что такое профессия?» Разбор функций профессии, профессиональных и социальных ролей. | октябрь | Классный руководитель, Тьютор |
4. | Неделя профориентации. День открытых дверей | ноябрь | Тьютор, родители, выпускники, представители предприятий поселка |
5. | Участие в профильных конкурсах | В течении всего года | Учителя-предметники, ПДО |
6. | Профессиональные пробы в МАПТ | Ноябрь, март | Тьютор, МАПТ |
7. | Встречи с мастерами своего дела | Февраль,апрель | Классный руководитель, родители |
8. | Образовательное событие «Профессии будущего» (по направлению «человек-человек») | апрель | Тьютор, родители, учителя-предметники |
Оценка эффективности профориентационной работы
Контроль и оценка результатов программы определяются количественными и качественными индикаторами:
- Наличие положительных установок в отношении мира труда и «человека труда»;
- Адекватность восприятия профессий, выбранных для дальнейшего детального изучения;
- Осознание собственных профессиональных предпочтений, сильных и слабых сторон своей личности;
- Открытость к профессиональной и социальной мобильности;
- Понимание важности непрерывного образовательного процесса, склонность к самообразованию и постоянному повышению квалификации в рамках будущей профессии;
- Количество участников, осуществивших выбор профиля дальнейшего обучения;
- Количество проведённых психологических методик для участников;
- Количество психологических методик, пройденных каждым участником;
- Количество проведённых профессиональных проб для участников;
- Количество профессиональных проб, пройденных каждым участником;
- Количество встреч с представителями профессий и экскурсий на предприятия;
Обеспечение проекта:
- ООП ООО МАОУ «МСОШ №1 имени В.Р.Гласко»
- программа развития МАОУ МСОШ №1»;
- материально- техническая база МАОУ МСОШ №1;
- занятость детей в учреждениях дополнительного образования (ДДЮТ, ДШИ, ДЮСШ, Дом спорта, районная библиотека);
- соглашение о сотрудничестве с учреждениями и предприятиями поселка (МАПТ, железная дорога, больница, СТО, мельница, магазины, мясное производство, ветстанция, Дом культуры, пожарная часть, отделение полиции и т.д.);
- обеспечение доступа к сети Интернет в школе и дома;
- кадровое обеспечение: тьютор по профориентации, педагог- психолог, классный руководитель, учителя-предметники, родители.
Приложение
Тренинговый курс
№ | Название тренинга | Краткое содержание |
1 | Тренинг «Методы познания» | В игровой форме участники используют для планирования будущего технологии социального фантазирования, проектирования и прогнозирования. |
2 | Тренинг «Поиск времени» | В игровой форме участники анализируют, на какую деятельность и сколько времени они добровольно тратят каждый день. |
3 | Тренинг «Кто я?» | Участники определяют особенности личности и их соответствие тому или иному виду деятельности:
Используемые психологические методики:
|
5 | Тренинг «Самомотивация и дисциплина» | Участники работают со своими ресурсами:
|
6 | Лекция «Успех - разный у всех или где искать счастье» |
|
7 | Тренинг «Формирование целей и принятие решений» |
|
8 | Лекция «Мир профессий» | Рассматриваются пять основных сфер профессиональной деятельности:
Природа (врач, геолог, кинолог, ветеринар, биолог, фармацевт, флорист, эколог, геодезист, повар, агроном и т.д.); Отдельно рассматриваются профессии, связанные с риском, предпринимательская и научная деятельность. |
9 | Тренинг «Инфополе и расширение кругозора» |
|
10 | Тренинг «Противодействие внешним манипуляциям при выборе профессий» | Цель – сформировать у участников практические навыки уверенного поведения при построении собственной образовательно-профессиональной траектории, способность противодействовать внешним манипуляциям, добиваться поставленных целей, сохраняя при этом хорошие отношения с окружающими. |
11 | Лекция «Откуда и зачем появились деньги?» | До участников в интерактивной форме доносится информация об истории формирования и принципах функционирования современной экономической системы, истории и цели появления денег. |
12 | Тренинг «Мораль выбора» | В игровой форме дети узнают о моральных аспектах использования своих талантов и возможностей. Тезис тренинга: «В любом обществе можно прожить достойную жизнь» |
13 | Тренинг «Рабочие профессии: плюсы, минусы, перспективы» | Создание условий для формирования активноположительного отношения участников к рабочим профессиям через расширение и систематизацию представлений учащихся о содержании и смысле труда представителей рабочих профессий. |
14 | Лекция «Кадры инновационного развития России» | Формирование у участников понимания смысла и перспектив перехода России к инновационной экономике, введение в тему кадрового обеспечения данного процесса и возможностей их участия в нём. |
15 | Дебаты «Работа в реальном секторе экономики» | Открытое обсуждение перспектив работы в реальном секторе экономики через активный анализ участниками возможностей, плюсов и минусов построения карьеры в реальном секторе экономики для представителей разных профессий (в т.ч. и гуманитарных). |
16 | Лекция «Работа будущего – какой она будет? 100 новых и 50 «умирающих» профессий» |
|
17 | Тренинг «Надпрофессиональ ные навыки» | Участники знакомятся с надпрофессиональными навыками, которые были отмечены работодателями как наиболее важные для работников будущего:
|
Список использованной литературы
- Агентство стратегических инициатив (АСИ), Атлас новых профессий, вторая редакция, 2015.
- Анисимова Н.П., Кузнецова И.В. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи, Ярославль, ЯЦПО, 2000.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., Прогресс, 1986.
- Веллер М.И. Все о жизни, М., АСТ, 2009.
- Грановская Р.М. Конфликты и творчество в зеркале психологии, М., Генезис, 2002.
- Дружинин В.Н. Варианты жизни, Спб, ПЕР СЭ, 2000.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей, СПб, Питер, 2000.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса, М., Педагогика, 1989.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л., Для тебя и о тебе. М., Просвещение, 1991.
- Карнеги Д. Малоизвестные факты о хорошо известных людях, М., Ниппур, 1993.
- Кипнис М., Тренинг лидерства, М., Ось-89, 2004
- Климов Е.А. Как выбирать профессию, М., Просвещение, 1991.
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., Знание. Серия «Педагогика и психология», 1983.
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. М., 2000.
- Лутошкин А., Как вести за собой, М., Просвещение, 1981.
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.; Воронеж, 2003.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности, М., Просвещение, 1991.
- Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995.
- Перельман Я.И и др. Пять минут на размышления, М., Госкультпросветиздат, 1950.
- Прихожан А.М. Психология неудачника, М., Сфера, 1995.
- Прощицкая Е.Н. Дж. Голланд о выборе профессии, журнал «Школа и производство», № 4, 1993.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.; Воронеж, 1997.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. М., Вако, 2005.
- Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. М., Академия, 2005.
- Резапкина Г.В. Я и моя профессия, М., Генезис, 2004
- Резапкина Г.В.Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. М., Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии, М., Генезис, 2010.
- Резапкина Г.В. Комплексная диагностика в условиях профильного обучения, журнал «Школьный психолог» ИД «Первое сентября», №11-13, 2008.
- Резапкина Г.В. Уроки самоопределения, журнал «Классное руководство и воспитание школьников», №15(2007) - №9 (2008).
- Резапкина Г.В., Психология и выбор профессии, М., Генезис, 2005.
- Резапкина Г.В. Холланд + Климов =…, журнал «Школьный психолог» ИД «Первое сентября», № 5, 2007.
- Савенков А.И., Развитие исследовательских способностей школьников,
М., Генезис, 2004
- Сатир В., как строить себя и свою семью, М., педагогика-пресс,1992
- Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И.Л. Азбука профориентации, СПб, Речь, 1995.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. К., Радянска школа, 1988.
- Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим? Л., 1963.
- Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранное в 2-х томах, М., Педагогика, 1985.
- Ухтомский А.А. Собрание сочинений. Т. 1. Изд. Ленинградского ун-та, 1950.
- Ушинский К.Д. Материалы к 3-ему тому «Педагогической антропологии». Собрание сочинений. М.-Л., АПН РСФСР, 1950.
- Фопель К. На пороге взрослой жизни, М., Генезис, 2008.
- Форд Г., Моя жизнь, мои достижения, Л., Время, 1924.
- Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11 классов, М., Модэк, МПСИ, 2000.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития, М., Интерпракс,1995.
- Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики, М., Владос, 2003.
- Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников, М., Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Выбор учебного заведения. Уровни проф.образования".9 кл.
Классный час "Как выбрать учебное заведение. Уровни проф.образования"9кл....
План роботи Ради профілактики правопорушень та наркопосту
План роботи розрахований на рік у вигляді таблиці...
внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" (профи-шоу)
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7 классов...

составляющие проф.культуры современного педагога
Описание о том, что такое культура, и каковы основные составляющие проф.культуры современного педагога....