Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в работе социального педагога
статья
Анализ практической работы социального педагога позволил нам выделить следующие основные направления использования средств ИКТ для осуществления их профессиональной деятельности:
1. Программы, входящие в пакет MS Office.
2. Интернет и сетевые технологии.
3. Специально разработанные программы и информационные системы для социально-педагогической деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в работе социального педагога
социальный педагог Коробочкина Е.Н.
В нашей стране за последнее время много средств было вложено в создание информационно-образовательной среды школ. Закуплены компьютерное оборудование, программное обеспечение и электронные образовательные ресурсы. Улучшается пропускная способность каналов сети Интернет в школах.
В процессе модернизации системы образования одной из важнейших проблем является повышение социальной активности специалиста и готовность к инновационной деятельности. В связи c этим применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в социально-педагогической деятельности становится одним из главных условий успешной профессиональной деятельности социального педагога в условиях сельского социума. Поэтому современный социальный педагог в процессе осуществления социально-педагогической деятельности должен обладать компетентностью в области информационных и коммуникационных технологий, уметь использовать ИКТ для успешной работы и соответствовать нынешним требованиям информационного образовательного пространства. Практика показывает, что социальный педагог в школе выполняет большой объем работы, так как его клиентами являются как ученики, так и их родители. Использование ИКТ позволило бы намного облегчить его работу.
Появившиеся возможности с приходом техники в образовательный процесс, позволяют педагогу сделать занятия более интересными, наглядными, повышает эффективность образовательного процесса не только с помощью готовых мультимедийных продуктов, но и за счет своих собственных электронных приложений к занятиям.
И, я считаю, что это является хорошим аргументом для каждого педагога, чтобы постоянно повышать уровень своей деятельности, а для этого в настоящее время ему необходимо формировать свою информационно - коммуникационную культуру. Компетентность проявляется не только в реализации своих знаний и творческом подходе, но и в умении представить их на любом уровне. Это могут открытые уроки, мероприятия, мастер - классы с применением компьютерных технологий и, конечно, публикации своих материалов на страницах в Интернете.
Анализ практической работы социального педагога позволил нам выделить следующие основные направления использования средств ИКТ для осуществления их профессиональной деятельности:
1. Программы, входящие в пакет MS Office.
2. Интернет и сетевые технологии.
3. Специально разработанные программы и информационные системы для социально-педагогической деятельности.
Вначале рассмотрим, как полученные теоретические знания и сформированные умения и навыки работы в стандартных офисных программах (MS Word, MS Excel MS PowerPoint, MS Access) в процессе вузовской подготовки социальных педагогов, могут быть использованы в их профессиональной деятельности.
MS Word. С использованием MS Word социальный педагог может быстро и наглядно составить план работы, конспекты внеклассных воспитательных мероприятий, отчетную документацию. Также эти средства могут быть использованы при оформлении карточек учета различных категорий клиентов, составлении методических рекомендаций и памяток для учащихся и их родителей, другого раздаточного материала. Данная программа в профессиональной деятельности социального педагога позволяет привести все формы документации в электронном виде, тем самым помогая осуществлять электронный документооборот. Необходимо отметить, что электронный документооборот намного облегчает работу социального педагога.
MS Excel помимо автоматической обработки данных и построения диаграмм позволяет создавать базу данных. Например, с использованием MS Excel можно создать базу данных, позволяющую разделить клиентов на следующие категории: «дети, с ограниченными возможностями в здоровье», «дети, находящиеся под опекой», «дети из многодетных, неполных семей», «дети, требующие индивидуального внимания», «одаренные дети». Введение такой базы позволяет конкретизировать сведения о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении, быстро обрабатывать имеющуюся информацию (выполнять фильтрацию, сортировать, подводить итоги, сгруппировать и т.д.). Также данная программа помогает быстро выполнить статистическую обработку результатов анкетирования и тестирования.
MS PowerPoint. Данное средство позволит создавать социальному педагогу сопровождающие презентации для проведения педсоветов, семинаров, родительских собраний и других внеклассных мероприятий (например, по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма и т.д.). Компьютерные презентации, оформленные с мультимедийными эффектами в MS PowerPoint, позволяют создавать наглядные эффектные образы и акцентировать внимание клиентов на более значимых моментах информации. У социального педагога, компетентного в области информационных и коммуникационных технологий, есть возможность наглядно преподнести материал с помощью компьютерных презентаций, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами, рисунками, анимациями. К примеру, это могут быть результаты диагностик, социометрии, изображения динамики развития детей в том или ином направлении и т.д. Это может быть наглядная информация о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и обществе, полезные советы по обучению и воспитанию детей в социальной сфере.
MS Access. Данная программа удобна тем, что позволяет создать и хранить большую базу, состоящую из нескольких взаимосвязанных таблиц. С использованием этого программного обеспечения можно быстро и легко организовать поиск информации в базе данных, создать любой запрос, формировать любую аналитическую информацию, разные виды отчетов, формы для удобства ввода данных. Например, с использованием MS Access можно создать базу «Социальный паспорт школы», которая позволит конкретизировать данные о каждом ученике, о составе его семьи, о жилищно-бытовых условиях, о материальном положении и воспитательном потенциале семьи и т.д.
Интернет. Нужно отметить, что Интернет является основой современной информационно-образовательной среды. Данная технология по сравнению с традиционными средствами предоставляет технические возможности для межличностного и массового общения, которые позволяют быстро найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. В качестве примера хочется привести следующие Интернет-ресурсы, предназначенные для социальных педагогов, выявленные путем исследования и анализа нами в сети Интернет:
Сайт социального педагога. Создан специально для социальных педагогов. Автором сайта является группа социальных педагогов, что определяет специфику оформления и наполнения ресурса. Предпочтение отдается практическим вопросам и проблемам, возникающим в профессиональной деятельности социального педагога .
Блог социального педагога. Портал предназначен для социальных педагогов и школьных психологов. Возможно также использование ресурса школьниками и их родителями. На портале присутствуют тесты, опросники, статьи, видео и аудиоматериалы .
Портал «Я родитель». Объемный Интернет-ресурс, созданный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Содержатся материалы для социальных педагогов, школьных психологов, администрации и родителей. Среди особенностей портала можно выделить наличие консультаций специалистов различного профиля, службу психологической помощи, библиотеку, новости и материалы регионов .
Портал «Дорога в мир». Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям. Это портал родительской организации, объединившей семьи, в которых есть дети или взрослые люди с нарушениями развития.
Одним из новых Интернет-технологий, используемых в последнее время активно в профессиональной деятельности в образовательных учреждениях, является вебинар. Данная технология позволяет провести онлайн занятие, семинар или конференцию в режиме реального времени. Они проводятся следующим образом: есть ведущий вебинар, заранее определяются основные докладчики по заявленной теме, далее возможно обсуждение докладов, а также выступления и сообщения других участников в режиме реального времени через Интернет. Вебинары позволяют собрать виртуальную аудиторию единомышленников.
Сетевое сообщество. В настоящее время особую популярность приобрели так называемые социальные сайты (социальные сети), которые направлены на построение сетевых сообществ. Профессиональное сетевое сообщество - это формальная и неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной области в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет социальным педагогам, живущих в разных территориальных участках общаться друг с другом, решать вопросы, возникающие в ходе практической деятельности и повышать свой профессиональный уровень.
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии и информатизация образовательного пространства социума открывают социальному педагогу большие возможности для разработки и внедрения новых методических разработок в социально-педагогическую деятельность. Помогают осуществлять взаимодействие всех субъектов образовательного пространства и дают возможность обогатить социально-педагогический процесс. Позволяют повысить мобильность, своевременность и эффективность работы социального педагога в условиях сельского социума. Высокий уровень профессионализма в работе социального педагога исключительно важен, так как эта деятельность относиться к типу профессий «человек-человек», а использование информационных и коммуникационных технологий является одним из важных факторов эффективности социально-педагогической деятельности в условиях социума.
В течение последних десяти лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, касающихся детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Все большее значение приобретает ориентация деятельности социального педагога на проблемы жизни ребенка.
Данные проблемы решаются посредством социально-педагогической деятельности, которая включает следующие направления:
- социально-педагогическая профилактика;
- социально-педагогическая поддержка;
- социально-педагогическая и педагогическая реабилитация;
- социальный контроль,
- социально-педагогическая деятельность с ближайшим окружением ребенка.
Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности социального педагога, органично дополняет традиционные формы работы, расширяя взаимодействие с другими участниками образовательного процесса.
Применение ИКТ в профессиональной деятельности социального педагога образовательного учреждения имеет ряд преимуществ, а именно:
- ·дает возможность применять широкий спектр методов исследований;
- создает качественно новые формы коррекционно-профилактической работы;
- позволяет интегрировать в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья, трудных (по разным основаниям)
Использование ИКТ имеет положительные стороны и для самого социального педагога:
- расширенный доступ к научно-методической базе;
- использование в работе накопленного и опробированного;
- педагогического опыта других педагогов;
- возможность самообразования;
- систематизация своего педагогического опыта и т.д. сферы.
С миром компьютеров связаны интересы многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации социально- педагогической работы в школе. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность обучающихся в событийную жизнь.
Используя новые, увлекательные для молодого поколения технологии, можно обеспечивать эту включенность.
Деятельность социального педагога с использованием ИКТ может быть
направлена на:
- Создание базы данных на категории детей, требующие сопровождения: дети с ограниченными возможностями в здоровье, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, неполных семей, подростки, требующие индивидуального внимания, одаренные дети. Ведение такой базы данных позволяет конкретизировать сведения о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении.
- Составление базы данных на все категории детей, обучающиеся в образовательном учреждении («Социальный паспорт школы»), которая позволяет конкретизировать данные о категориях семей (составе семьи, жилищно–бытовых условиях, материальном положении и воспитательном потенциале), получающих образовательную услугу в ОУ.
- Составление сводных ведомостей учета питания учащихся в образовательном учреждении.
- Использование наглядных и анимационных материалов для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак).
- Разработку сценариев и сопровождающих презентаций для проведения внеклассных мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения.
- Создание СППС, призванной помочь педагогам и родителям использовать широкие возможности для психолого - педагогического самообразования, самопознания, профессионального саморазвития.
- Создание электронного портфолио педагога: Это способ фиксирования, накопления и оценки деятельности педагога. Оно позволяет педагогу на современном уровне презентовать свои профессиональные достижения и предназначается для систематизации накопленного опыта, определения направления развития педагога, объективной оценки его профессионального уровня. Портфолио содержит общие сведения о педагоге, результаты его педагогической деятельности, повышение квалификации, результаты научно-методической деятельности, результаты внеурочной деятельности. Электронное портфолио педагога может быть размещено на сайте школы, персональном сайте (блоге) педагога, в личном кабинете педагога в профессиональных сетевых сообществах.
- Повышение квалификации педагога (в том числе дистанционное).
Участие в дистанционных конкурсах педагогического мастерства
Вывод: Полноценное осуществление социальным педагогом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ИКТ. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы социального педагога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.
Значение ИКТ Применение информационных технологий:
- значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию у обучаемых, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс;
- создает условия для использования наиболее эффективных методов и форм обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
- экономии учебного времени, энергии преподавателя и учащихся за счет уплотнения учебной информации и ускорение темпа;
- способствует развитию креативности детей через создание образовательных информационных продуктов, способствует психологическому росту личности, развитию навыков самообразования и самовоспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий и цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку в условиях общеобразовательной школы.
Основная цель изучения иностранного языка в общеобразовательной школе - формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к меж...
Обзор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), доступных для педагогов
Материал, дает обзор некоторых ЦОР, которые можно использовать в работе педагога средней школы....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).
в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...
Психология конфликта и основы медиации в образовательных организациях. Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.
Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении....
«Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательные ресурсы в образовательном процессе»
Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования – процесс совершенствования образовательного процесса на основе внедрения сре...
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога.
quot;Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных (цифровых) образовательных ресурсов в профессиональной деятельности педагога-психолога".21 век называют веко...