Сценарий "Летопись блокадного Ленинграда"
классный час
Данный сценарий используется для проведения уроков чтения, с целью гражданско-патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letopis_blokady.odt | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий "Летопись блокадного Ленинграда"
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда
1Это имя — как гром и как град: Петербург,
Петроград, Ленинград.
Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского.
2
Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это блокада города фашистскими захватчиками. В блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.
3 По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.
4.Пытал нас враг железом и огнем...
«Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —
Забьешься в землю, упадешь ничком.
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди — камни Ленинграда!»
5. Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.
6. Анна Ахматова «Мужество»
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Аудиозапись. Звук метронома.
7.Сейчас вы слышите стук метронома. По Ленинградскому радио транслировали его равномерные, четкие удары. Этот звук напоминал биение сердца великого города, успокаивал и внушал уверенность — если звучит радио, значит, город живет и борется.
8.Во тьме казалось: город пуст;
Из громких рупоров — ни слова,
Но неустанно бился пульс,
Знакомый, мерный, вечно новый.
То был не просто метроном,
В часы тревоги учащенный,
Но наше твердое — «живем!»,
Не дремлет город осажденный.
1.Фашистские бомбардировщики днем и ночью бомбили город. До сегодняшнего дня в Ленинграде на зданиях сохранились щиты с текстом: «Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле».
2.В конце ноября 41 года ударили морозы (в ночь на 31 декабря было зафиксировано около 52 градусов ниже нуля). Замерзли водохранилища, подошло к концу топливо. В каждом доме были установлены печки-буржуйки. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги. За водой ходили на набережные Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
3.Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой.
4.Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.
5.Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
6
Вместо супа — бурда из столярного клея,
Вместо чая — заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах — Ленинград.
7
В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.
Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)
8.С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250 граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод.
Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
- Дома – без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землёй
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой —
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.
2.Не только взрослые, но и дети мужественно переносили все лишения.
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
— Дома.
— А где твой дом, сынок?
— Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
3.Зимой единственной транспортной магистралью, связывающий город с Большой землей, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Казалось, что конец земле…
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли.
Он жив еще. Он рядом где-то
На Ленинград! На Ленинград!
Там на 2 дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре
– Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
4.С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно вывозили раненых, больных, детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса — провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.
5.При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.
6
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник — это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
7
О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба -
Он почти не весит на руке…
Таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
8
14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.
1.Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
блокадный Ленинград
Классный час, посвящённый героическим защитникам города Ленинграда....
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является формирование у обу...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…».МАТЕРИАЛЫ...