Планирование профессиональной карьеры
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Планирование профессиональной карьеры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_professionalnoy_karery.docx | 271.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование профессиональной карьеры
План занятия:
Делать то, что доставляет удовольствие, -
значит быть свободным.
Вольтер
1. Профессиональный план
2. Действия при совершении профессионального выбора
3. Принципы и правила карьерной стратегии
1. Профессиональный план
🗶 Назовите нескольких людей, про которых вы можете сказать –
они сделали карьеру. По каким признакам вы это определили?
У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Ино- гда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лест- ница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы мо- жете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем осту- питься и даже упасть. В жизни тоже бывает вся-
кое: нас сопровождают болезни, разочарования
и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.
Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё дви- жение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых
успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо про- думан, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.
Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него са- мого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени. Планирование обычно бывает: долго- срочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько ме- сяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).
Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (на- пример, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные
(стать машинистом) без чёткого указания возраста человека при совершении события.
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить мак- симум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У
вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.
При составлении профессионального пла- на надо обдумать свою главную цель, полезно
продумать реальные пути и средства достиже-
ния поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: не-
удача на ЕГЭ, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, от- сутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная отечественным пси-
хологом Е.А. Климовым:
Схема личного профессионального плана
Главная цель – какую профессию выбираю | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. |
Ближайшие задачи и более отдален- ные цели | Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста. |
Пути и средства достижения бли- жайших целей | Изучение справочной литературы, беседы со специалиста- ми, самообразование, поступление в определенное учеб- ное заведение (колледж, ВУЗ, курсы) |
Внешние препят- ствия на пути дос- тижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противо- действия тех или иных людей. |
Свои возможности для достижения цели | Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию |
Запасные вариан- ты и пути их дос- тижения | Например: «не пройду по конкурсу в институт – попробую поступить на ту же специальность в техникум/колледж» и т.д. |
2. Действия при совершении профессионального выбора
Каждый человек, задумываясь о своем будущем, своих жизненных пер- спективах, выстраивает в мыслях некоторый план своего социального про- движения. Поэтому можно говорить о том, что планирование своей карьеры человек начинает еще в период выбора профессии и соответствующего учеб- ного заведения.
Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?
I) Проанализировать три компонента профес- сионального успеха: «хочу», «могу» и «надо». Где,
«Хочу» – это твои интересы и склонности.
Это твои разнообразные хобби и интересы, чем ты занимаешься в свободное время. Таким об- разом, если и от выбранной профессии ты будешь получать удовольствие, то охотнее и эффективнее будешь выполнять свою работу. Так ты сможешь быстрее стать профессионалом, и у тебя появится больше возможностей получения престижной и вы- сокооплачиваемой работы.
«Могу» – твои способности, возможности здоровья и профессиональ- ная квалификация. Включает в себя рассмотрение тех видов деятельности, ко-
торые тебе по силам не только в соответствии с состоянием здоровья. Также
надо учитывать уровень своих знаний, умений и навыков в разных сферах дея- тельности. Всегда найдётся что-то, что тебе даётся легко без особых усилий и с хорошими результатами, вот за подобную профессию и стоит браться. А то, что тебе делать тяжело, сложно и не приносит удовольствия – оставь другим.
«Надо» – возможность трудоустроиться, уровень спроса на рынке труда.
Уточнение: к сожалению, кроме пожеланий существуют ещё и условия, которые от нас не зависят. Например, к этому относиться реальная ситуация спроса на выбираемую профессию на рынке труда. Может оказаться так, что возмож- ность трудоустройства на подходящую по «хочу» профессию низка – это спо- собствует внутреннему конфликту. В этом случае надо смотреть, что лучше: выбрать престижную профессию и всю жизнь жалеть об утраченной возможно- сти или все-таки выбрать любимую работу, но тогда увеличится возможность безработицы, а это не самое лучшее начало профессиональной карьеры.
Итак, совершая выбор, необходимо соотносить три фактора: «хочу»,
«могу», «надо». Понятно, что идеальным будет такой вид деятельности, вы- полнение которой, во-первых, интересно исполнителю, во-вторых — не вызы- вает у него особых затруднений, в-третьих, полезно обществу и хорошо опла- чивается.
🗶 Назовите свои «хочу», «могу», «надо». Соответствуют ли они друг другу?
II) Сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятие решения и планирование достижения цели:
1. Узнать, где можно получить необходимые знания о будущей профессии.
2. Узнать учебные заведения, где можно получить квалифицированную профессиональную подготовку.
3. Обязательно посетить учебное заведение в «День открытых дверей», чтобы утвердиться в правильности своего выбора.
4. Узнать, какие профильные предметы надо сдавать на ЕГЭ.
5. Хорошо подготовиться и сдать экзамены.
6. Окончить это учебное заведение.
7. Найти работу по выбранной профессии.
3. Принципы и правила карьерной стратегии
При планировании карьеры необходимо сначала выделить основные жизненные цели, среди которых, наверняка есть и профессиональные. Далее следует определить, конкретны ли эти цели?
Карьерная стратегия включает в себя цели, которые человек преследу- ет в своей карьере, их сочетание с жизненными ценностями, и основные принципы и правила реализации карьерных целей.
Принципы постановки карьерных целей.
1. Привлекательность. Цель должна быть привлекательной, т.е. соот- ветствовать личным интересам, ценностям, установкам, представлениям. Та- кой выбор цели помогает увлечься ею и, следовательно, легче преодолевать трудности “черновой” работы при движении к ней.
2. Реальность. Цели должны касаться профессионального продвижения и развития способностей к исполнению ближайшей профессиональной роли или функции.
3. Последовательная близость. Раз- бивка по этапам концентрирует усилия. По- следовательная постановка задач прибли- жает конечную цель.
4. Прогрессивность. Каждая из после- дующих подцелей должна предполагать на-
ращивание способностей и возможностей.
5. Возможность корректировки цели.
Мотивы в процессе движения к цели могут меняться, поэтому неразумно же-
стко ориентироваться на исходные мотивы.
6. Возможность оценки результативности. Цель должна быть формали- зована и предполагать критерии оценки ее достижения.
Существуют общие для любого карьерного процесса принципы и прави- ла реализации карьерных целей. Их необходимо понимать и соизмерять свои
действия с этими эталонами.
Правила карьерной стратегии
1. Ставить перед собой только реальные цели.
2. Верить в свои возможности.
3. Не терять времени на работу с неперспективным начальником, а сде- латься нужным инициативному руководителю.
4. Готовиться занять более высокооплачиваемое место, которое вскоре станет вакантным.
5. Познать и оценить других, могущих способствовать своей карьеры.
6. расширять свои знания, приобретать новые навыки.
7. Составлять план на сутки и на всю неделю, в котором резервировать место для любимых занятий.
8. Помнить, что все в жизни меняется: мы, наши знания, навыки, рынок, организация, окружающая среда и т.д. - надо суметь оценить эти изменения.
9. Нельзя жить одним прошлым.
10. Надо увольняться, как только убеждаешься, что это необходимо.
11. В поисках новой работы необходимо надеяться прежде всего на себя.
12. В организации следует заявить о себе.
Главным этапом при планировании профессиональной карьеры являет- ся осознанный выбор профессии, в которой в наибольшей степени проявятся способности человека.
Профессиональный план – это не перечисленные на листе бумаги пунк-
ты мероприятий, а мысленное представление будущего.
Поскольку профессиональный план – не вещь, а представление, то многое в нём зависит от личных качеств человека, обдумывающего свой план, от его
характера, опыта, склада ума. Планы у разных людей могут быть смутными, от-
рывочными или полными, ясными, реалистическими или фантастическими.
Успешно составленный профессиональный план – это фундамент бу- дущей профессиональной деятельности человека, его карьеры.
Человек, четко представляющий траекторию своей карьеры, может це- ленаправленно контролировать этапы карьеры, соизмерять свои усилия с по-
ставленными целями и добиться карьерного успеха наиболее экономичными усилиями.
Практические задания
«Постановка жизненных целей»
Прежде чем формулировать планы на всю жизнь, необходимо заду- маться для начала о планах на ближайшее будущее.
1. Список жизненных целей
1.1. Что я хочу осуществить в ближайшем будущем:
Одна цель на сегодня: Две цели на неделю:
Две цели на месяц:
Две цели на год:
1.2. Проранжируйте пять целей в той последовательности, которые важны для Вас, поставив на первое место наиболее значимую цель, на вто- рое место – чуть менее значимую и т.д.:
В наибольшей степени реализовать свои возможности, проявить волевые качества.
Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих
Работать в хороших условиях, так чтобы работа не была утоми-
тельной, не вызывала отрицательных эмоций.
Получать высокий заработок, обеспечивающий материальный достаток.
Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои ин- теллектуальные способности.
1.3. Чего Вы хотите от жизни больше всего? Ответьте максимум тремя предложениями.
2. Препятствия на пути к целям
2.1. Перечислите 3–5 препятствий, которые могут помешать в достиже- нии целей лично вам.
2.2. Помогите себе:
- Что вы можете сделать, чтобы создать благоприятные условия для достижения своих целей?
- Какое решение вы можете принять, чтобы приблизиться к своей цели?
- Какие положительные привычки вы можете в себе развить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.
Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии "Твоя профессиональная карьера" (9класс)
Рабочая программа дисциплины «Твоя профессиональная карьера» предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии , проф...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ, ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА» 10-11 класс
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ, ЭФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА» 10-11 класс...
Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ" 9 класс
Презентация по теме "ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ" 9 класс...
конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"
конспект урока в 9 классе "Планирование профессиональной карьеры"...
Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.
Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...
практикум по планированию профессиональной карьеры
Практические задания по профориентации...