Интерактивная беседа "Травля среди подростков"
план-конспект занятия (9 класс)
К сожалению, тема травли является актуальной, даже злободневной. Самое страшное, что происходит это явление среди детей и подростков, но они зачастую не понимают значения и последствий травли. Беседа была проведена с целью повышения толерантности и профилактики конфликтов в межличностных отношениях воспитанников. В ходе мероприятия решались следующие задачи: 1) развитие чувствительности и уважения к культурным и психологическим различиям; 2) воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 3) создание благоприятного психологического климата в классе; 4) интеграция “отверженных” детей в коллектив. Примечательным стало то, что все ребята приняли активное участие в беседе с педагогом, приводили множество примеров, выстраивали конструктивные диалоги. Но самое главное, по мнению участников, что беседа проходила в доверительной атмосфере, никто не испытывал напряжения или стеснения, не боялся высказать своего мнения и защитить свою точку зрения, используя убедительные аргументы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
travlya_sredi_podrostkov.docx | 22.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для учащихся 6-12 классов по профилактике буллинга: «Травля среди подростков»
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях воспитанников.
Задачи:
- Развитие чувствительности и уважения к культурным и психологическим различиям.
- Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, развитие у детей социальных навыков и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
- Интеграция “отверженных” детей в коллектив.
Материалы: видеоролик
Участники: учащиеся 6-12 классов, педагоги.
Ход занятия.
Воспитатель: Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня я пригласила вас в этот зал, чтобы провести интерактивную беседу на одну очень серьезную и, к сожалению, актуальную в настоящее время тему. Прежде чем перейти непосредственно к определению темы нашего занятия, я хотела бы, чтобы мы вместе с вами вспомнили одну знакомую с самого детства историю. Сейчас я попрошу одного из вас прочитать фрагмент из нее, а вы после мне скажете, как же эта история называется. Прошу вас прослушать отрывок до конца, прежде чем дать ответ.
(один из участников беседы читает вслух отрывок из сказки «Гадкий утенок»)
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это занятие порядком надоело. К тому же ее редко навещали, - другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать вместе с нею.
Наконец яичные скорлупки затрещали.
Утята зашевелились, застучали клювами и высунули головки.
- Пип, пип! - сказали они.
- Кряк, кряк! - ответила утка. - Поторапливайтесь!
Утята выкарабкались кое-как из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зеленые листья лопуха.
- Ну что, все уже выбрались? – И она поднялась на ноги. - Ах нет, еще не все... Самое большое яйцо целехонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпение.
И она уселась опять.
- Ну, как дела? - спросила старая утка, просунув голову в чащу лопуха.
- Да вот, с одним яйцом никак не могу справиться, - сказала молодая утка. - Сижу, сижу, а оно всё не лопается. Зато посмотри на тех малюток, что уже вылупились. Просто прелесть! Все, как один, - в отца
- Постой, покажи-ка мне сперва то яйцо, которое не лопается, - сказала старая утка. - Уж не индюшечье ли оно, чего доброго? Ну да, конечно!.. Вот точно так же и меня однажды провели. А сколько хлопот было у меня потом с этими индюшатами! Ты не поверишь: они до того боятся воды, что их и не загонишь в канаву. Уж я и шипела, и крякала, и просто толкала их в воду, - не идут, да и только. Дай-ка я еще раз взгляну. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи своих деток плавать!
- Нет, я, пожалуй, посижу, - сказала молодая утка. - Уж столько терпела, что можно еще немного потерпеть.
- Ну и сиди! - сказала старая утка и ушла. И вот наконец большое яйцо треснуло.
- Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из скорлупы.
Утка оглядела его со всех сторон и всплеснула крыльями.
- Ужасный урод! - сказала она. - И совсем не похож на других! Уж не индюшонок ли это в самом деле?
Но какой же он был большой и гадкий!
В: Итак, что же это за история?
(участники отвечают)
В: Правильно, это сказка «Гадкий утенок». Скажите, пожалуйста, а как к утенку отнеслись остальные птицы?
(участники отвечают)
В: Совершенно верно, говоря общими словами, его стали обижать. Мне бы хотелось также услышать ваше отношение к данной ситуации. Жалко ли вам персонажа этой истории? Хотелось бы вам его защитить? Какие чувства или эмоции вы испытываете?
(участники отвечают)
В: Я вас услышала. Мне хотелось бы задать еще один вопрос, который уже вплотную подведет нас к теме нашего занятия – как вы думаете, почему же все-таки обижали утенка?
(участники отвечают)
В: Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, и поэтому он им не нравился. К сожалению, такое явление бывает и среди людей. Особенно часто оно встречается в детских коллективах. Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется “травля”. Некоторые специалисты также употребляют термин «буллинг». Для общего развития я вам предлагаю разобраться с этим иноязычным словом. Дело в том, что можно предположить два слова, которые могли бы составлять его основу – это «bull (бык)» и «bully (хулиган)». Кто-нибудь знает их перевод? Правильно. Оба слова можно считать верными, потому что в нашем представлении бык, как правило, агрессивный, разъяренный, ну а с хулиганом и так всё понятно. Оба этих существа могут принести либо эмоциональные, либо физические страдания. И это недопустимо.
Мы с вами будем использовать все же термин «Травля». Травля – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если коллектив не следит за чистотой отношений, то заболевает, грубо говоря, насилием. Это плохо, грустно и вредно всем. Любую болезнь нужно лечить.
Прежде всего, мне хотелось бы знать, что вы сами думаете о нашем коллективе, о своей роли в нем. Поэтому предлагаю вам сделать следующее: я сейчас зачитаю три высказывания, а вы поднимаете руку, если считаете, что высказывание вам подходит. Прошу вас отвечать честно, ведь мы сегодня обсуждаем серьезную проблему для того, чтобы её решить.
1) “я никогда в этом не участвую”
2) “иногда присоединяюсь, но потом жалею”
3) “травил, травлю и буду травить; это же здорово”
(интерактив)
В: Спасибо за честность! Отрадно знать, что никто из вас не считает, что травля это хорошо или правильно. На самом деле, по моему мнению, в нашей школе этой болезни нет. Но это не означает, что никто из нас никогда с этим не сталкивался. Были ли в вашей жизни такие случаи, когда обижали вас или кого-то другого? Если да, то сейчас вы можете рассказать нам, поделиться, а позже мы поговорим о том, как действовать в подобных ситуациях.
(ответы участников)
В: Спасибо за ваши ответы. Так или иначе, кто-то из вас касался травли, но по-разному. Поэтому сейчас мы снова обратимся к сказке «Гадкий утенок». Читая её, как правило, мы думаем о главном герое, об утенке. Нам жаль его. Мы с неподдельным интересом и напряжением следим за его судьбой, сочувствуем и переживаем. Но сейчас я хочу, чтобы мы подумали о курах и утках с птичьего двора. С утенком-то всё в будущем будет хорошо. Он улетит с лебедями. А они? Они так и останутся закрытыми и злобными, неспособными ни сочувствовать, ни, увы, летать. Когда в коллективе возникает ситуация, как та, что случилась на птичьем дворе, каждому приходится определять свое место: кто он в этой истории? Среди вас есть желающие быть злобными курами? Каков ваш выбор?
(ответы учеников)
В: Спасибо за ваше мнение! Сейчас я хотела бы перейти к следующему этапу нашей беседы. Как это ни грустно, но каждый из нас может подвергнуться травле со стороны других, либо же стать её свидетелем. Здесь возникает важный вопрос – что вы будете делать? Согласитесь, очень трудно в таких стрессовых ситуациях сразу найти верное и взвешенное решение. Поэтому сейчас мы с вами поучимся на примерах, разберем, как поступать верно, а как нет. На просторах интернета я нашла один очень показательный ролик, лекцию о буллинге одного американского психолога, Брукса Гиббса. Он предложил студентам разыграть с ним ситуацию травли, чтобы показать, как обезопасить, скажем так, себя. Мне бы хотелось, чтобы вы внимательно послушали диалог двух людей, задиры и того, кто подвергся его травле, а также комментарий самого Брукса.
(видеоролик)
В: Сейчас я хотела бы услышать ваши мнения об этом ролике. Какие чувства вы испытывали? Какой исход вам больше по душе и почему?
(ответы участников)
В: Вы все верно поняли. Предлагаю вам создать некий список правил, которые должны закрепиться у вас, как последовательность действий в ситуации такого конфликта. Как вы считаете, что нужно сделать (подумать) в первую очередь?
(ответы участников, составление правил)
В: Хорошо! Вы большие молодцы. Самое главное, помните, чем больше вы злитесь или расстраиваетесь, чем сильнее и негативнее ваша реакция на задиру, тем счастливее он себя чувствует. А сейчас давайте поимпровизируем. Создадим такую же ситуацию, выберем одного задиру и собеседника, и узнаем, как можно решить данную проблему. А после обсудим то, что у нас получилось, а что нужно доработать.
(интерактив)
В: Вы хорошо поняли, о чем мы говорили, и я думаю, что все вы сумеете правильно среагировать в ситуации буллинга. Но если не сможете, обратитесь ли вы за помощью? К кому?
(ответы участников)
В: Вы все дали правильные ответы. Подытожим: если вы подверглись травле и не можете или боитесь решить все сами, то за помощью обращаться НУЖНО! Выслушать, что-то посоветовать, защитить, в конце концов, вас могут в первую очередь ваши родители. Также помочь вам могут учителя, воспитатели, педагоги и ваши друзья. Если по каким-то причинам ни к кому из них вы обратиться не можете, существуют разные группы поддержки в социальных сетях, а также телефоны доверия и психологической помощи и детям, и взрослым.
В завершение нашей беседы предлагаю вам поделиться со всеми своим мнением. Что вы узнали сегодня нового? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правонарушения среди подростков
Мероприятие с презентацией разработано для социальных педагогов, классных руководителей, педагогов - организаторов Цель мероприятия: - приучить учащихся анализировать свое поведение в шк...
Ожирение среди подростков
Мультимедийная презентация к научно-исследовательской работе по биологии....
Профилактика суицида среди подростков.
В наше нелегкое время подростки часто заканчивают жизнь самоубийством. Мною предложена презентация по профилактике суицида ....
Методические рекомендации по профилактике наркомании среди подростков
Проблема наркомании считается весьма актуальной. Об этом пишут в средствах массовой информации, показывают по телевизору, много говорят. Актуальность и необходимость предложенных методиче...
«Пивной алкоголизм среди подростков. Технология работы социального педагога по профилактике алкоголизма в подростковой среде».
Профилактика алкоголизма среди подростков подразумевает формирование трезвеннических установок. ...
Лекторий для подростков по теме: "Алкоголь среди подростков"
На сегодняшний день проблема употребления алкоголя среди населения России становится все более актуальной. Особенно тревожным фактом является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному подрост...
«ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» Актуализации чтения среди подростков
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ Библиотеки являются общедоступными информационными и культурно-досуговыми центрами, где создается особая коммуникационная среда, необходимая при ре...