Рабочая программа "Шахматы"
рабочая программа (8 класс)
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие и формирование творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shahmaty_8_kl.-19_chasov.docx | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе авторской программы Учебник «Шахматы в школе» 3-ий год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А. Рабочая тетрадь «Шахматы в школе» 3-ий год обучения, Уманская Э. Э., Волкова Е. И., Прудникова Е. А., 2017 г.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы заключается в объективной необходимости повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, развитие умственных, логических качеств школьников. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса шахматистов.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Отличительная особенность
Настоящая программа по шахматам является модифицированной (адаптированной), для работы в школе. Программа предназначена для организации и планирования учебно-тренировочной работы. Теоретический и практический материал программы адаптирован к уровню старшего школьного возраста. Учащиеся осваивают законы игры, которые принципиально различны для трех стадий игры: дебюта, миттельшпиля и эндшпиля. В процессе обучения шахматной игре по программе перед учащимися раскрывается (теория шахматной игры), созданная человечеством в ходе всей его предшествующей истории. Учащиеся должны освоить с помощью тренера-преподавателя эти, уже известные человечеству знания. Важно, чтобы процесс изучения «добытых ранее знаний» шел в единстве с развитием индивидуальной мыслительной деятельности, с органичным усвоением и собственным «открытием старых истин» каждым учеником.
Адресат программы:
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 13-15 лет.
Объём программы
Занятия проводятся в кабинете. Продолжительность занятий в секции - 1 раз в неделю по 1 часу, 19 часов в год. Количество занимающихся в группе -25 человек. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Программа предусматривает распределение учебно материала для работы на 19 часов и направлена на более качественный уровень освоения навыков и умений в шахматах.
Формы занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные, самостоятельные, индивидуально-обособленные
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Изучение программного материала рассчитано на 19 часов.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Путем специально организованного обучения решаются образовательные,
воспитательные,
развивающие задачи.
В обучении:
- обеспечивать усвоение детьми основных правил и понятий шахматной игры;
-сформировать знания и умения:
-уметь проводить шахматную партию от начала до конца;
-находить кратчайший путь к победе;
-решать шахматные комбинации и задачи;
-уметь пользоваться
шахматными диаграммами;
-Уметь объяснить употребляемые шахматные термины;
-уметь пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками,
турнирными сборниками);
-уметь пользоваться ПК при работе с игровыми и информационно
-поисковыми шахматными программами.
В воспитании:
-обеспечивать формирование творческих качеств личности, дисциплинированности,
самообладания, выдержки;
-способствовать выработки объективной самооценки, воспитанию уважения чужого мнения;
-формировать эмоциональное отношение к эстетической стороне шахматного искусства.
В развитии:
-способствовать развитию у детей строгой последовательности мышления, памяти, внимания,
творческого воображения;
-развивать умение производить важнейшие логические операции (анализ и синтез, сравнение, обобщение);
-способствовать развитию навыков самостоятельной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
–правила техники безопасности во время занятий;
–историю возникновения и развития шахматной игры;
–имена чемпионов мира по шахматам ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
–вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
–историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикета также такими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
–историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
–приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года учащиеся должны уметь:
–уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
–знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
–иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
-ориентироваться на шахматной доске;
–играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
–правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
–правильно расставлять фигуры перед игрой;
–различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
–рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
–знать что такое ничья, пат и вечный шах;
–знать «цену» каждой шахматной фигуры;
–усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
–владеть способом взятия на проходе;
–записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра
Содержание программы
Курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
2. Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
5. Шахматная партия. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
6. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Тематическое планирование
Содержание занятий | Всего часов: |
Теоретические занятия | 1 |
Практические занятия | 17 |
Контрольные нормативы | 1 |
Всего часов | 19 |
Методическое обеспечение:
-шахматные доски - 15 штук;
-шахматные часы;
-учебно-демонстрационные плакаты;
-видеофильмы;
-компьютер;
-проектор.
Список литературы
для педагога:
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.- Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.- Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
- Е.А. Прудникова, Волкова Е. И. «Методические рекомендации» 3-ий год обучения, -Москва: Просвещение, 2017.
для учащихся:
- Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
- Е.А. Прудникова, Волкова Е. И. «Шахматы в школе» 3-ий год обучения, -Москва: Просвещение, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...