Сказки о семье
методическая разработка
Воспитанникам младшей группы интерната через сказку раскрываются идеалы добра, честности и справедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ckazki_o_seme.docx | 58.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Зеленогорская школа-интернат
Беседы и сказки о семье для детей и взрослых.
А. Лопатина, М. Скребцова
Провела воспитательские занятия:
воспитатель Протасова Л.Н.
2019 -2020 г
Наши родители
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не слушались родителей и поступали по-своему, а потом понимали, что родители были правы?
- Расскажите, какие прекрасные качества могут подарить детям мать и отец. Например, отец дарит детям благородство, способность защитить семью, мужество. Мать учит детей мягкости, кротости, состраданию, милосердию.
- Расскажите о мужественном поступке своего отца.
- Расскажите о нежности своей мамы.
Мальчик-Звезда
О. Уайльд
Как-то раз двое бедных Лесорубов возвращались домой, пробираясь через густой сосновый бор. Неожиданно произошло нечто удивительное и странное. Прекрасная, необычайно яркая звезда упала с неба. Она покатилась по небосводу меж других звезд, и, когда изумленные Лесорубы проводили ее взглядом, им показалось, что упала она за старыми ветлами, недалеко от того места, где они стояли.
— Слушай! Да ведь это же кусок золота, надо его разыскать! — разом закричали оба и тут же припустились бежать — такая жажда золота их обуяла.
На белом снегу и вправду лежало что-то сверкающее, как золото. Один из Лесорубов наклонился, поднял этот предмет с земли и увидел, что держит в руках плащ из золотой ткани, причудливо расшитый звездами и ниспадающий пышными складками. Но в складках плаща они не обнаружили ни золота, ни серебра, ни других сокровищ, увидели только спящее дитя. И один Лесоруб сказал другому:
— Все наши надежды пошли прахом, нет нам с тобой удачи! Ну какая польза человеку от ребенка? Давай оставим его здесь и пойдем своим путем, ведь мы люди бедные, у нас и своих детей хватает, и мы не можем отнимать у них хлеб, чтобы дать другим.
Но второй Лесоруб отвечал так:
— Нет, нельзя совершать такое злое дело — оставить это дитя замерзать на снегу, и, хоть я не богаче тебя, все равно я отнесу этого ребенка к себе домой, и моя жена позаботится о нем.
Когда они пришли в селение, его товарищ сказал:
— Ты взял себе ребенка, так отдай мне плащ, ты же должен поделиться со мной находкой.
Но тот отвечал ему:
— Нет, не отдам, потому что плащ этот не твой и не мой, а принадлежит только ребенку.
Когда жена увидела ребенка, то очень рассердилась на мужа:
— Разве нет у нас собственных детей? А может, он принесет нам несчастье? И кто его знает, как надо за ним ухаживать?
— Да ты послушай, ведь это Дитя-Звезда, — отвечал муж и рассказал жене удивительную историю о том, как он нашел этого ребенка.
Но это ее не успокоило, и она начала бранить его:
— Наши дети сидят без хлеба, а мы будем кормить чужого ребенка? А кто о нас позаботится? Нам кто даст поесть?
— Но ведь Господь заботится даже о воробьях и дает им пропитание, — отвечал муж.
И тут злой ветер, прилетев из леса, ворвался в распахнутую дверь, и жена вздрогнула, поежилась и сказала мужу:
— Почему ты не затворишь дверь? Смотри, какой студеный ветер, я совсем замерзла.
— В доме, где живут люди с каменными сердцами, всегда будет стужа, — сказал муж.
Но прошло еще немного времени, она обернулась к мужу и поглядела на него, и ее глаза были полны слез. И тогда он быстро вошел в дом и положил ребенка ей на колени. А на другое утро Лесоруб взял необыкновенный плащ из золота и спрятал его в большой сундук, а его жена сняла с шеи ребенка янтарное ожерелье и тоже спрятала.
Итак, Дитя-Звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба. И с каждым годом он становился все красивее и красивее, и жители деревни дивились его красоте: лицо у него было белое и нежное, словно выточенное из слоновой кости, и золотые кудри его были как лепестки нарцисса, а губы — как лепестки алой розы, и глаза — как фиалки, отраженные в прозрачной воде ручья. И он был строен, как цветок, выросший в густой траве, где не ступала нога косца.
Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым, гордым и жестоким. На детей в селении он смотрел сверху вниз, потому что, говорил он, все они низкого происхождения, в то время как он — знатного рода, ибо происходит от Звезды. Он помыкал детьми, называл их своими слугами. Он не испытывал сострадания к беднякам или к слепым, недужным или увечным. Он был точно околдован своей красотой и издевался над всеми, кто был жалок и безобразен.
Всегда и во всем Мальчик-Звезда был вожаком детей, и постепенно они стали столь же жестокосердны, как и он. И вот как-то через селение проходила одна несчастная нищенка. Изнемогая от усталости, она присела отдохнуть под каштаном.
Но тут увидел ее Мальчик-Звезда и сказал своим товарищам:
— Гляньте! Под прекрасным зеленолистным каштаном сидит отвратительная грязная нищенка. Пойдемте прогоним ее! И с этими словами он подошел к ней поближе и стал швырять в нее камнями и насмехаться над ней, а она поглядела на него, и в глазах ее отразился ужас, и она не могла отвести от него взгляда.
Но тут Лесоруб увидел, что делает Мальчик-Звезда, подбежал к нему и стал его корить, говоря:
— Воистину, у тебя каменное сердце, и жалость тебе неведома. Что сделала тебе эта бедная женщина, почему ты гонишь ее отсюда?
— А кто ты такой, чтобы спрашивать меня, почему я так поступаю. Я тебе не сын и не обязан тебя слушаться.
— Это верно, — отвечал Лесоруб, — однако я пожалел тебя, когда нашел в лесу.
И тут нищая, услыхав эти слова, упала без чувств.
Когда она пришла в себя, то спросила Лесоруба:
— Правду ли ты сказал, что нашел этого мальчика в лесу? И с того дня минуло десять лет, не так ли?
Когда Лесоруб утвердительно ответил, она снова спросила его:
— А не нашел ли ты вместе с ним еще чего-нибудь? Не было ли у него янтарного ожерелья? И не был ли он закутан в золотой плащ, расшитый звездами?
Тогда Лесоруб вынул плащ и янтарное ожерелье из сундука и показал их женщине.
И когда женщина увидела эти вещи, она расплакалась от радости и сказала:
— Этот ребенок — мой маленький сын, которого я потеряла в лесу. Прошу тебя, пошли за ним скорее, ведь в поисках его я обошла всю землю.
Когда Мальчик-Звезда, услышал, что его ждет мать, исполненный радости и изумления он быстро вбежал в дом.
— Ну, а где же моя мать? Я не вижу здесь никого, кроме этой противной нищенки.
И женщина отвечала ему:
— Я — твоя мать.
— Ты, должно быть, лишилась рассудка! — гневно вскричал Мальчик-Звезда.
— Я не твой сын, ведь ты же нищенка, ты уродлива и одета в лохмотья.
— Но ведь ты же в самом деле мой маленький сынок, которого я родила в лесу! — вскричала женщина и, упав перед ним на колени, простерла к нему руки. — Разбойники украли тебя и оставили погибать в лесу… — плача, проговорила она. — Но я сразу узнала тебя, как только увидела, и узнала вещи, по которым тебя можно опознать, — золотой плащ и янтарное ожерелье. И я молю тебя: пойдем со мной, ведь, разыскивая тебя, я обошла весь свет. Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви.
Но Мальчик-Звезда не шевельнулся. Наконец он заговорил, и голос его звучал презрительно и холодно:
— Если это правда, что ты моя мать, — сказал он, — лучше бы тебе не приходить сюда и не позорить меня, ведь я думал, что моей матерью была Звезда, а не какая-то нищенка. Поэтому убирайся отсюда, чтобы я никогда тебя больше не видел.
Тогда женщина встала и, горько рыдая, скрылась в лесу, а Мальчик-Звезда вернулся к своим товарищам.
Но те, поглядев на него, начали смеяться над ним и сказали:
— Да ведь ты мерзок, как жаба, и отвратителен, как гадюка. — И они прогнали его.
Тогда Мальчик-Звезда пошел к водоему и поглядел в него, но что же он увидел! Лицом он стал похож на жабу, а тело его покрылось чешуей, как у гадюки. И он бросился ничком на траву и заплакал, и сказал:
— Не иначе как это мне наказание за мой грех. Ведь я отрекся от моей матери. Теперь я должен отправиться на ее поиски и обойти весь свет, пока не найду ее. А до тех пор не будет мне ни отдыха, ни покоя.
И он побежал в лес и стал громко призывать свою мать, прося ее вернуться к нему, но не услышал ответа. Весь день он звал ее, а когда солнце закатилось, прилег на груду листьев и уснул, и все птицы и звери оставили его, потому что знали, как жестоко он поступил.
На следующий день Мальчик-Звезда продолжил свои поиски. Когда он проходил через селения, дети дразнили его, а крестьяне не позволяли ему даже спать в амбаре, боясь, что от него может сесть плесень на зерно. И нигде не мог он узнать ничего о нищенке, которая была его матерью. Три полных года бродил он по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания, ни милосердия; весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни.
И вот однажды он подошел к городу, расположенному на берегу реки. Воины, стоявшие на страже у городских ворот, грубо крикнули ему:
— Что нужно тебе в нашем городе?
— Я разыскиваю свою мать, — отвечал он, — и молю вас, дозвольте мне войти в город.
Но сколько он ни умолял его пропустить, они так и не сжалились над ним и стали колоть его своими пиками.
Затем подошел некто в кольчуге, украшенной золотыми цветами. Он спросил воинов, что здесь происходит, а потом сказал:
— Мы продадим это мерзкое создание в рабство, и цена его будет равна цене сладкого вина.
А в это время мимо проходил какой-то страшный и злой с виду старик и, услыхав эти слова, он сказал:
— Я заплачу за него эту цену, — и, заплатив, взял Мальчика- Звезду за руку и повел в город к себе домой.
На следующее утро старик, который на самом деле был одним из самых искусных и коварных волшебников Ливии, хмуро оглядел Мальчика-Звезду и сказал:
— В том лесу, что неподалеку от ворот этого города, скрыты три золотые монеты: из белого золота, из желтого золота и из красного золота.
Сегодня ты должен мне принести монету из белого золота. Поспеши, на закате солнца я буду ждать тебя у ворот моего сада.
И Мальчик-Звезда вышел из калитки и направился к лесу. В лесу рос колючий кустарник и злая крапива, больно ранившие ноги Мальчика-Звезды. А главное, он нигде не мог найти монету из белого золота. Вот солнце село, и он побрел домой, горько плача, ибо знал, какая участь его ожидает.
Но когда он подходил к опушке леса, до него долетел крик. И, позабыв о своей беде, он побежал на этот крик и увидел маленького Зайчонка, попавшего в силок. Мальчик-Звезда сжалился над ним и освободил его из силка.
А Зайчонок сказал ему:
— Ты даровал мне свободу, скажи, чем я могу отблагодарить тебя!
Мальчик-Звезда сказал ему:
— Я ищу монету из белого золота, но нигде не могу найти ее, а если я не принесу ее своему хозяину, он побьет меня.
— Ступай за мной, — сказал Зайчонок.
Тогда Мальчик-Звезда последовал за Зайчонком. И что же он увидел?
В дупле большого дуба лежала монета из белого золота, которую он искал.
Когда Мальчик-Звезда возвращался назад, он увидел прокаженного, сидящего у городских ворот. Увидев мальчика, он сказал:
— Подай мне милостыню, или я должен буду умереть с голоду.
— Увы! — вскричал Мальчик-Звезда. — У меня в кошельке только одна-единственная монета, и, если я не отнесу ее моему хозяину, он побьет меня, потому что я его раб.
Но прокаженный стал просить его и молить. И Мальчик- Звезда сжалился над ним и отдал ему монету из белого золота.
Когда волшебник увидел, что мальчик пришел с пустыми руками, он набросился на него и стал избивать, а затем, не дав еды и питья, бросил его в темницу.
Наутро Волшебник пришел к нему и сказал:
— Если сегодня ты не принесешь мне монету из желтого золота, то навсегда останешься моим рабом и получишь от меня триста плетей.
Тогда Мальчик-Звезда направился в лес и целый день искал там монету, но нигде не мог найти ее. Но маленький Зайчонок помог ему и на этот раз.
У городских ворот опять стоял прокаженный, прося милостыню:
— Подай мне милостыню, или я умру с голоду!
Мальчик-Звезда сказал ему:
— У меня в кошельке нет ничего, кроме монеты из желтого золота, но, если я не принесу ее моему хозяину, он навеки оставит меня у себя в рабстве. Но прокаженный молил его сжалиться над ним, и Мальчик-Звезда, не выдержав, отдал ему монету.
Волшебник снова набросился на Мальчика-Звезду и стал его избивать, и заковал в цепи, и снова вверг в темницу.
А наутро пришел к нему и сказал:
— Если ты сегодня принесешь мне монету из красного золота, я отпущу тебя на свободу, а если не принесешь, я убью тебя.
И Мальчик-Звезда снова отправился в лес и целый день разыскивал там монету, но так и не нашел. Тогда к нему прибежал Зайчонок и снова помог найти монету. Прокаженный у городских ворот, завидев Мальчика-Звезду, вскричал:
— Отдай мне монету из красного золота, или я умру!
Мальчик сжалился над ним и отдал монету, сказав:
— Твоя нужда больше моей.
Однако сердце его сжалось от тоски, ибо он знал, какая судьба его ожидает.
Но чудо! Когда он проходил через городские ворота, воины низко склонились перед ним, отдавая ему почести и восклицая:
— Как прекрасен господин наш!
А толпа граждан следовала за ним, и все твердили:
— Воистину не найдется никого прекраснее во всем мире!
И Мальчик-Звезда заплакал и сказал себе:
— Они смеются над моей бедой.
Но так велико было стечение народа, что он сбился с дороги и пришел на большую площадь, где стоял королевский дворец.
Ворота дворца распахнулись, и навстречу Мальчику- Звезде поспешили знатнейшие вельможи города и, смиренно поклонившись ему, сказали:
— Ты наш господин, которого мы давно ожидаем, и сын нашего государя.
А Мальчик-Звезда сказал им в ответ:
— Я не королевский сын, я сын бедной нищенки. И зачем говорите вы, что я прекрасен, когда я знаю, что вид мой мерзок?
И тогда тот, чья кольчуга была украшена золотыми цветами, поднял свой щит и предложил Мальчику-Звезде посмотреться в него.
Мальчик-Звезда увидел, что его прежняя красота вернулась к нему, только в глазах своих он заметил что-то новое, чего раньше никогда в них не видел. А священнослужители и вельможи, преклоняясь перед ним, сказали:
— Было давнее пророчество, что в этот день придет к нам тот, кому суждено править нами. Так пусть же господин наш возьмет эту корону и этот скипетр и станет нашим королем, справедливым и милосердным.
Но Мальчик-Звезда отвечал им:
— Я недостоин этого, ибо я отрекся от матери, которая носила меня под сердцем, и теперь я ищу ее, чтобы вымолить у нее прощение, и не будет мне покоя, пока я не найду ее. Так отпустите же меня, ибо я должен вновь отправиться странствовать по свету, и нельзя мне медлить.
И, сказав это, он отвернулся от них и обратил свое лицо к уличной толпе. И что же он увидел? Среди толпы стояла нищенка, которая была его матерью, а рядом с ней стоял прокаженный. И крик радости сорвался с его уст, и, бросившись к своей матери, он осыпал поцелуями раны на ее ногах и оросил их слезами. Он склонил свою голову в дорожную пыль и, рыдая так, словно сердце его разрывалось, сказал:
— О мать моя, я отрекся от тебя в дни моей гордыни! Не отринь же меня в час моего смирения! Я питал к тебе ненависть. Одари же меня любовью! Я отверг тебя. Прими же свое дитя…
Но нищенка не ответила ему ни слова.
И он простер руки к прокаженному и припал к его стопам, говоря:
— Трижды оказал я тебе милосердие. Умоли же мою мать ответить мне хоть единый раз.
Но прокаженный хранил безмолвие. И снова зарыдал Мальчик-Звезда и сказал:
— О мать моя, это страдание мне не по силам! Даруй мне свое прощение и позволь вернуться в наш лес.
И нищенка положила руку на его голову и сказала:
— Встань! — И прокаженный положил руку на его голову и тоже сказал: — Встань!
И он встал с колен и посмотрел на них.
И что же! Перед ним были Король и Королева. И Королева сказала ему:
— Вот твой отец, которому ты помог в час нужды.
А Король сказал:
— Вот твоя мать, чьи ноги ты омыл своими слезами.
И они пали в его объятия и осыпали его поцелуями.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, почему красота Мальчика-Звезды не принесла ему счастья?
- Как бы вы помогли Мальчику-Звезде найти свою маму?
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы обижали маму или папу? Что вы испытывали после этого?
- Что вы предприняли бы, если бы вас не слушались ваши дети?
- Как вы думаете, могут ли дети воспитывать своих родителей?
- Какими должны быть люди, чтобы стать настоящими родителями для чужих детей?
Рисунок
Представьте, что родители Мальчика-Звезды превратились в две волшебные звездочки. Нарисуйте их и расскажите о том, как они помогали своему сыну.
Письменная работа
Мальчики пишут сочинение на тему: «Если когда-нибудь я стану папой, то…»; девочки пишут сочинение: «Если когда-нибудь я стану мамой, то…».
Задание на дом
Попросите детей в течение недели понаблюдать за тем, что делают их папы и мамы. Предложите детям поделить лист бумаги пополам и на одной половине записать все мамины дела, а на другой — папины.
Наши братья и сестры
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Включите музыку. Попросите детей закрыть глаза и вспомнить о своих сестрах или братьях все самое доброе.
- Расскажите, в какие игры вы играете со своими братьями и сестрами.
- Чему вы хотели бы научиться у своих братьев и сестер?
Братья
Курдская сказка
Собрали два брата осенью урожай, отнесли пшеницу на гумно и разделили ее поровну. Пока делили зерно, наступила ночь.
Мамед сказал младшему брату:
— Гасан, дорогой, ведь нынче год неурожайный. Если мы оба заснем, найдется охотник на нашу пшеницу. Давай спать по очереди. Гасан согласился и предложил:
— Ты ложись и спокойно спи, а я посторожу. Если станет меня клонить ко сну, я разбужу тебя.
Мамед уснул. Прошло немного времени, Гасан подумал: «У старшего брата семья большая, детей много, ему пшеницы нужно больше, чем мне. Насыплю-ка ему три меры пшеницы из своей доли».
Пришло время будить Мамеда. Разбудил Г асан брата, а сам лег спать. Прошелся Мамед раз, другой по гумну и решил:
— Младший брат еще молод, мало у него опыта в торговле, могут его и обмануть, насыплю-ка я ему четыре меры пшеницы из своей доли.
А тем временем Бог все это видел и решил:
— Раз они так любят друг друга и заботятся друг о друге, я дам им втрое больше пшеницы.
Тут и утро наступило. Проснулись братья, смотрят и глазам своим не верят: у обоих пшеницы прибавилось.
— В чем дело? — Мамед спросил Гасана.
— Ночью я подсыпал тебе три меры своей пшеницы.
— А я тебе подсыпал четыре меры.
— Значит, это Бог увеличил нашу долю, — решили братья и радостно взялись за работу.
Вопросы и задания:
- Какими были братья?
- Как бы вы поступили на месте братьев?
- Как вы думаете, почему доля обоих братьев увеличилась?
- Как вы думаете, будут ли братья когда-либо испытывать нужду?
- Какими были родители братьев? Чему они научили своих детей?
Рисунок
Поделите детей на группы. Каждая группа рисует цветок качеств сестры или брата.
Затем дети рассказывают о своем цветке качеств.
Письменная работа
Опишите портрет идеального брата или идеальной сестры по вопросам:
- Какой у них должен быть характер?
- Что они должны уметь делать?
- Чем они должны интересоваться?
- Как они должны проводить свободное время?
- С кем они должны дружить?
- Как они должны выглядеть?
- Как они должны относиться к вам?
Затем педагог и дети обсуждают составленные портреты.
Задание на дом
Прочитайте детям стихотворение. Попросите их дома в течение недели баловать и прощать своих братьев и сестер.
Мой любимый брат
Младший братик мой Иван
Делает из стульев кран.
Не какой-нибудь, подъемный,
Братик мой на все способный.
Время кушать нам идти,
Только стульев не найти —
Неудобно стоя есть.
Говорю я: «Выход есть.
Будем кушать на ковре,
Словно мы на корабле».
Я братишку не ругаю,
Обожаю, защищаю.
Братская любовь
Вопросы и задания для беседы:
- Расскажите, чему вы научили своих братьев или сестер.
- Какими должны быть сестры и братья, чтобы все в семье были счастливы?
- Напишите на доске разные выражения со словом «брат», например: по-братски, братская любовь, братский стол, братская могила, человек человеку брат. Объясните, когда употребляются эти выражения, и составьте, используя их, рассказ о каком-либо человеке. Это задание дети могут выполнять по группам.
Два брата
Э. Фарджон
Талия была единственной дочкой знатного афинянина, и было у нее два брата—на десять лет старше. Звали братьев Саймон и Даймон, и в сестренке своей они души не чаяли, даже ревновали ее друг к другу, хотя сами дружили — водой не разольешь. Сестренка меж тем подросла, превратилась из младенца в хорошенькую девочку, и Саймон с Даймоном наперебой старались ей угодить, чтоб она полюбила одного брата крепче, чем другого. Только у Талии день на день не приходится: то она больше Саймона любит, и Даймон тогда ходит мрачный, как туча; то она к Даймону льнет, и тогда Саймон хмурится и брата сторонится.
Однажды Талия исчезла. Отец разослал гонцов во все концы Афин. Простой люд любил Талию, всякий узнал бы ее и защитил, ни один волос не упал бы тут с ее головы.
Но никто в Афинах ее не видел. Наконец в горах повстречался старый пастух. Он нес ягненка, отбившегося от отары.
— Видел-видел. Забрела ко мне с утра, с ягнятами поиграла. Уж не знаю, кто она такая, только ягнята ее ничуть не боялись. А мне что? Пусть играет. Потом вдруг словно тень от крыльев над головой пронеслась. Испугался я, думал — орел. Бросился отару сбивать. Но потом вижу: не орел это, а сияющий бог с крылышками на ногах. И спустился он с неба вовсе не за ягнятами, а за девочкой, которую вы ищете.
Даймон вскричал:
— Я найду сестру или погибну!
и Саймон ему вторит:
— Найду Талию или погибну!
— Вы ей братья? — спросил старик пастух.
— Да, — отвечают они хором.
— Тогда мне велено кое-что вам передать. Поднявшись в воздух до самых макушек деревьев, Гермес остановился и крикнул мне: «Когда братья придут ее искать, скажи, что я верну ее тому, кто пожертвует для нее самым дорогим. Пускай при тебе ответят, что готовы они отдать. Незримый для людских глаз, я буду рядом и услышу все».
— О, Гермес! — воскликнул Даймон. — Где бы ты ни был, услышь меня! Верни сестру, и я отдам тебе свою силу, пусть бессильно падут мои руки и я не смогу снова коснуться ее нежных щек.
— О, Гермес! — воскликнул Саймон. — Я отдам не только силу, я отдам свой голос, пусть вовеки не произнесу я милое сердцу имя.
— О, Гермес! — перебил его брат. — Кроме силы и голоса я отдам свое зрение. Пусть вовек мне не коснуться, не позвать, не увидеть милой Талии.
— О, Гермес! — перебил его брат. — Я отдам силу и голос, зрение и слух. Пусть никогда не коснусь я сестры, не увижу ее, не позову ее и не услышу ее звонкий голос.
— Кроме того, — снова вступил Даймон, — я готов отдать свою жизнь, лишь бы Талия вернулась домой целой и невредимой.
— И я! И я готов умереть, Гермес! Я тоже умру с радостью, лишь бы спасти сестру.
Саймон и Даймон злобно смотрели друг на друга: вдруг брат вспомнит еще что-то, позабытое, и сестру вернут ему? Обоим казалось, что кроме собственной жизни им уже нечего отдать. И они ждали, надеясь увидеть Талию прежде, чем настигнет их смерть.
Но чуда не произошло. Бог не появился. Казалось, сестра теперь потеряна навсегда. Глаза братьев наполнились слезами, взгляды потеплели, ненависть сменилась сочувствием и скорбью, и Саймон с Даймоном раскрыли друг другу объятья. Они сказали — одновременно, точно сговорившись:
— Брат мой, сестра потеряна для нас навсегда, но если бы ей суждено было вернуться, я не ревновал бы ее больше, я бы отдал ее тебе с радостью!
Едва они проговорили эти слова, старый пастух трижды дунул на ягненка, и пред ними предстала маленькая Талия, милая и веселая, как прежде. Она кинулась обнимать братьев, а старик у них на глазах превратился вдруг в юношу, в сияющего великолепного бога с крылышками на ногах, взмыл в небо яркой стремительной птицей и исчез в синеве.
Вопросы и задания:
- Согласны ли вы с тем, что доброта дороже, чем жизнь, и почему?
- Как вы думаете, почему бог Гермес вернул братьям Талию?
- Были ли в вашей жизни моменты, когда добрые чувства помогали вам?
- Какие качества братьев из сказки вам больше всего нравятся и почему? Есть ли эти качества у ваших братьев или сестер?
- Хотели бы вы, чтобы Саймон и Даймон стали вашими братьями?
Рисунок
Нарисуйте, как братья из сказки помогли вам в трудную минуту.
Письменная работа
Напишите сочинение на тему: «Что я могу сделать для своего брата или сестры, чтобы они стали счастливее?»
Творческое задание
Загадайте детям загадки о братьях и сестрах:
Один второму помогает,
Второй по первому скучает.
Один всегда другому рад,
И каждый для другого … (брат).
* * *
Две девочки в семье у нас,
С них взрослые не сводят глаз,
У них забавные косички.
Они веселые… (сестрички).
Задание на дом
Нарисуйте подарок, который вы подарили бы своему брату или сестре. По своим рисункам дети рассказывают, почему они хотят подарить брату или сестре тот или иной подарок.
Старые и молодые
Беседа
Вопросы и задания для беседы
Как внуки должны себя вести в следующих ситуациях:
- бабушка или дедушка попали в больницу;
- бабушка и дедушка живут в другом городе;
- у бабушки или дедушки день рождения;
- бабушка или дедушка плохо видят, плохо слышат;
- бабушка или дедушка — интересные рассказчики, много знают и многое умеют делать.
Машенька и Дашенька
Русская сказка
Жила-была бабушка Олена. И были у нее две внучки — Машенька и Дашенька. Родные сестренки были друг на друга похожие, а как поглядишь, так совсем разные. Машенька во всем была бабушке помощница: она и на кухне работает, и на огороде, и дом приберет.
А Дашенька ничего делать не хотела. У Дашеньки — только ветер в голове. Бабушка Олена ей иной раз скажет:
— Даша, да помоги ты мне с Машенькой. Ведь мне нелегко дом вести, да и Машенька весь день в работе, а ты ничего не делаешь. А Дашенька в ответ:
— Ах, бабушка, мне недосуг, меня в гости звали! — Хлопнет дверью — да и все тут: гулять пошла! Вот как-то раз встала бабушка Олена утром, глядит — день хороший, ясный. Будит она внучек:
— Девочки, голубушки, вставайте, сходите в лес по ягодки. Денек хороший, ягод много уродилось — наберите по корзиночке, все на зиму хоть маленько запасем.
А девочки и рады. Умылись, оделись, по куску хлеба съели, молочком запили, взяли корзинки — и в лес.
Идут они по тропинке, выходят на полянку, глядят — и понять не могут, что творится: каждый день они по лесу бегают, свои места хорошо знают. А тут вдруг стоит на полянке избушка. Откуда взялась? Вчера еще ее на этом месте не было. На пороге бабушка незнакомая сидит, чулок вяжет.
Дашенька села в сторонке на пенек, глядит в небо, ворон считает. А Машенька по-хорошему к старушке подошла, поздоровалась, разговорилась с ней. И тут вдруг нечаянно скатился у старушки с колен клубок; скатился — да в траву. Да под горку покатился.
Старушка кряхтит, поднимается идти клубок искать, а Машенька говорит:
— Сиди, бабушка, ты ведь старенькая, тебе трудно. Я сейчас твой клубочек найду.
Побежала Маша под горку, порылась в травке, нашла клубочек и приносит бабушке незнакомой:
— Вот, бабушка, пожалуйста!
— Спасибо, Машенька. Погоди, не уходи. Иди ко мне в избу, там на окне узелочек лежит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придешь — посмотришь.
Машенька вошла, узелочек нашла, бабушке спасибо сказала, бежит домой с сестренкой. Домой прибегают, ягоды на стол, развязывает Маша узелочек, а в нем два сарафанчика шелковых: один красненький, другой голубенький, один с золотыми пуговками, другой с серебряными. Такие красивые, нарядные! Машенька радуется, смеется, а Дашенька губы надула:
— Вот, тебе подарки, а мне — ничего? Завтра пойдем опять в лес, непременно помогу незнакомой бабушке клубочек искать.
Ночь проспали, утром опять — день ясный, солнышко светит. Опять в лес с корзинками бегут.
Бегут по тропинке, прибегают на полянку, глядят — избушка стоит, а бабушки нет. И дверь заперта. Села Дашенька на пенек и говорит:
— Вот бабушка сейчас выйдет, на порог сядет, клубочек уронит, я и пойду его искать под горой.
А Машенька смотрит — бабушка из лесу идет. И несет старушка на спине большую вязанку хворосту. Подбежала к ней Маша:
— Бабушка, милая, давай помогу. Ведь ты старенькая, тебе трудно!
— Ох, верно, девушка, трудно! Старость не радость! Помоги, пожалуйста. — Маша помогла ей донести дрова до избушки.
— Спасибо, Машенька. Постой, не убегай. Иди ко мне в избу. Там на полке у меня большая корзинка стоит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придешь — посмотришь.
Машенька вошла, корзинку нашла, бабушке спасибо сказала, бежит домой с сестренкой. Домой прибегают, ягоды на стол, раскрывает Маша корзинку — а в ней две шубейки бархатных. Одна красненькая, другая голубенькая. Одна с золотыми пуговками, другая с серебряными. Такие красивые, нарядные! Радуется Маша, смеется.
А Дашенька плачет:
— Вот, тебе опять подарки дали, а мне опять ничего! Завтра пойдем в лес, непременно помогу незнакомой бабушке хворост нести!
Ну, ладно, хорошо. Успокоились, спать легли. Утром чуть свет — они уж на ногах:
— Бабушка, мы в лес побежим!
И побежали. Бегут по тропинке, выходят на полянку — а на полянке избушка стоит, а бабушки незнакомой нет. И дверь заперта. Вот Дашенька на пенек села и говорит:
— Придет сейчас бабушка из лесу, я увижу — и помогу ей хворост нести.
А Машенька глядит — бабушка с другой стороны идет, от колодца. И несет старушка два ведра воды. Подбежала к ней Маша.
— Бабушка, милая, давай помогу. Ведь тебе трудно, ты старенькая,
— Ох, Машенька, уж какие мои силы! Помоги, пожалуйста. Маша донесла воду до дому.
— Спасибо, Машенька. Погоди, не убегай — что ты все торопишься! Иди ко мне в избу. Там на столе у меня малюсенькая коробочка стоит. Ты возьми, тут не гляди, а домой придешь — посмотришь.
Машенька вошла, коробочку нашла, бабушке спасибо сказала, бежит домой с сестренкой. Домой прибегают, ягоды на стол, раскрывает Маша коробочку, а там два колечка золотых, одно с красным камешком, другое с голубеньким. Такие блестящие, красивые! Машенька радуется, пляшет, а Дашенька? Дашенька ревет-плачет так, что у соседей через три двора слышно!
— Вот, опять тебе — подарки, а мне — ничего. Завтра обязательно пойду в лес, буду помогать незнакомой бабушке воду носить!
Ой, ревела, ревела, едва угомонилась. Однако все-таки заснула к утру. А утром, чуть свет, снова в лес бегут. Бегут по тропинке, выходят на полянку, глядят — а на полянке-то нет ничего: травка зеленеет, ягоды краснеют, березки шумят, солнышко светит… А ни избушки, ни старушки ровно и не бывало.
Встала Дашенька посреди полянки, опять чуть не плачет, го ворит:
— Вот, нет больше незнакомой бабушки — некому мне и клубочек поднять, и хворосту принести, и воды притащить… А Машенька обняла сестренку и шепчет:
— Некому? Сестрица-голубушка, а забыла ты, что дома- то у нас своя бабушка есть, своя родная старушка — тоже старенькая, тоже слабенькая. Только что подарков-то богатых она тебе дать не может. А ты нашей-то бабушке много ли помогаешь?
Вот собирают они ягоды. Машенька идет — песню поет, Дашенька идет — думу думает. Ягод набрали, домой пришли. Дашенька так бабушке Олене на шею и кинулась.
— Бабушка, — говорит, — ты уж прости меня… забываю я все, что ты у нас старенькая да слабая. Уж я постараюсь, помогать тебе, как Маша, буду.
Бабушка Олена смеется:
— Ну, хорошо, спасибо, что хоть обещаешь. Поглядим, как оно на деле выйдет.
А хорошо вышло! Стала Дашенька на сестренку глядеть — и то одно, то другое бабушке сделает, то там, то тут поможет. Вспоминает, что ведь и верно трудно старушке без помощи.
А Машенька была сестренка хорошая, не жадная. Она все свои подарки пополам разделила: себе оставила красный сарафанчик, красную шубейку и колечко с красным камешком. А сестрице все голубенькое отдала. Вот как праздник — нарядятся они и гуляют с подружками по деревне. Народ в окошки глядит:
— Ой, и какие девушки-то нарядные! Ой, и откуда у них такие наряды-то хорошие?
Вопросы и задания:
- Расскажите, как Дашенька помогала бабушке после этого случая.
- Как и чем вы помогаете своим бабушкам и дедушкам?
- Если бы вы были правителем, что вы сделали бы для пожилых жителей своего государства, чтобы они чувствовали себя счастливыми людьми?
- Уважают ли вас ваши бабушки и дедушки?
- Что необходимо для того, чтобы вас уважали пожилые люди?
- Какими должны быть внуки, чтобы бабушки и дедушки были счастливы?
Рисунок
Нарисуйте, как вы помогаете своим бабушкам и дедушкам. По рисункам друг друга дети рассказывают, как их друзья помогают своим бабушкам и дедушкам.
Письменная работа
Запишите пословицу: «И старость не страшна, коль молодые помогут».
Подумайте и напишите, чем молодые люди могут помочь старым, а старые — молодым. Например: старые люди могут дать мудрый совет, научить терпению и т.д. Молодые люди могут подарить старикам внимание, заботу, доброе слово и т.д.
Задание на дом
Напишите письмо любви своим бабушкам и дедушкам и украсьте его рисунками или аппликациями. Письмо любви может быть в виде сердца, цветка или солнышка.
Солнце семьи
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Как вы думаете, почему иногда дети остаются без родителей?
- Что вы предприняли бы для того, чтобы на земле не было сирот?
- Какой должна быть семья, готовая взять на воспитание чужого ребенка?
- Представьте себя директором детского дома. Что вы предприняли бы, чтобы вашим детям жилось у вас как в семье?
У солнца
А. Исаакян
У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Весна еще только- только начиналась, но ближние горы уже зазеленели, и доброе весеннее солнце ласково глядело на все вокруг.
Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту. Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь.
— О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!..
Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его худому лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать…
Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.
— Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горою ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду…
И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, все шел и шел, пока наконец не вышел из города. Вот он добрался до ближней горы. Подъем был для него очень трудным — все камни и камни. Ноги разбил до крови, и болели они нестерпимо, но мальчик, не останавливаясь, шел и шел вверх. Опустилась кромешная тьма и укрыла зеленую гору черным покрывалом. Над вершиной мерцали звезды. А ветер, холодный и сильный, все дул, завывая в ущельях и скалах. Иногда вдруг проносились чернокрылые филины, промышляя в ночь добычу. Но малыш уверенно, без страха шел выше и выше. И вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение чей-то голос спросил:
— Кто ты? Куда путь держишь?
— Я мальчик, к солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца? Далеко или близко?
К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково проговорил:
— Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?
— Нет у меня родителей. Я сирота.
— Пойдем, сынок, ко мне, — снова сказал добрый человек и, взяв мальчика за руку, повел в дом. А дом его — маленькая хижина.
Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага — жена и трое детишек. В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.
— Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. Любите друг друга. Подойдите, обнимите своего нового брата.
Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.
А мальчик от счастья плакал. Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас заснул. Спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел наконец к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся. Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери. И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.
Вопросы и задания:
- Какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?
- Какими были приемные родители мальчика?
- Расскажите о самом счастливом дне в жизни своей семьи.
- Представьте, что мальчик вырос и принес счастье своей приемной семье. Расскажите о том, что он сделал.
- Представьте, что солнышко решило отблагодарить семью пастуха за доброту. Как вы думаете, что оно подарило этой семье?
Игра «На что похожи наши семьи»
Педагог раздает детям карточки с рисунками солнца, звезды, свечи огня, жемчужины. Один из детей назначается водящим. Он показывает всем свою карточку, например, с рисунком огня. Дети поочередно говорят по одному эпитету, характеризующему семью, похожую на огонь. Например: на огонь похожа добрая, радушная, щедрая, сияющая семья. Затем водящий повторяет эпитеты всех детей и говорит, какой из них ему больше всего понравился. Автор этого эпитета становится водящим, и игра продолжается.
Рисунок
Попросите детей перечислить, с чем или с кем можно сравнить хорошую семью, а затем поделите их на группы. Каждая группа выбирает какое-либо одно сравнение и на большом листе ватмана рисует портрет семьи, которая похожа на родник, гору, крепость и т.д.
Письменная работа
Педагог пишет на доске цитату В. Сухомлинского: «Семья—эта та среда, где человек должен учиться творить добро».
Попросите детей закрыть глаза и подумать, что доброго они могут сделать для каждого члена своей семьи. Затем дети записывают все свои добрые мысли.
Задание на дом
Напишите, как ваша семья проводит свободное время.
Дерево семьи
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Прочитайте детям пословицу: «Где любовь да совет, там и горя нет».
- Попросите детей перечислить все, что может помочь семье справиться с горем. (Любовь, совет, понимание, поддержка и т.д.) Затем дети рассказывают, как их семья справляется с разными проблемами.
- Попросите детей перечислить причины семейных ссор. (Непонимание, отсутствие интереса друг к другу, неумение советоваться и прощать и т.д.) После этого дети делятся на группы и рассказывают, что может помочь семье научиться прощению и пониманию.
Лесная семья
М. Скребцова
Как-то раз позвала бабушка свою внучку Оленьку в лес за ягодами.
— Не хочу, бабушка, — отказалась девочка, — у меня ножки устанут.
— Хорошо, оставайся дома и почисти к обеду овощи, пока я ягоды в лесу собираю, — попросила бабушка.
— Что ты, бабушка, я не могу, у меня пальчики заболят, — снова отказалась Оленька.
— У тебя на все просьбы один ответ, не хочу да не буду, — рассердилась бабушка, — и с братиком ты играть не хочешь, и маме не помогаешь.
— Ну, ладно, бабушка, не сердись, пойду с тобой в лес, — согласилась Оленька и подумала: «По крайней мере сладкой земляники поем».
Пришли бабушка с внучкой в лес, но Оленька ягоды в корзинку собирать отказалась, а сама нашла земляничную полянку и принялась сладкими ягодами лакомиться. Зовет ее бабушка, а она не откликается. Наелась девочка ягод, оглянулась, а бабушки нет нигде. Страшно стало Оленьке, не знает, куда идти.
Посреди полянки рос могучий дуб. Говорит ему Оленька со слезами на глазах:
— Была бы я такой высокой, как ты, дуб, сразу бы бабушку в лесу увидела.
Зашелестел дуб ветками в ответ:
— Я такой высокий и крепкий, потому что вскормила меня землица матушка, обогрело теплое солнышко, напоили тучки- сестрицы. А я в ответ угощаю всех вкусными желудями да укрываю птиц в своей кроне густой. Мы в лесной семье все друг за дружку в ответе.
Не дослушала слова дуба Оленька, фыркнула и убежала прочь. Долго искала она бабушку в лесу, да так и не нашла. Снова прибежала на полянку, где могучий дуб рос, села на траву и горько заплакала.
Вдруг почувствовала Оленька, что превратилась она в дубок. Тянется дубок к солнышку, трудно ему, не хватает сил. Тут на помощь матушка-землица пришла, накормила его питательными соками. Захотел дубок пить, прилетела тучка веселая, напоила деревце свежим дождиком. Стали гусеницы прожорливые объедать листочки дубовые, мигом синички проворные с ними расправились.
В этот момент услышала Оленька бабушкин голос и проснулась. Обрадовалась девочка и говорит:
— Давай, бабушка, вместе будем ягоды собирать — у меня спина больше не болит.
Вопросы и задания:
- Что поняла Оленька, после того как ей приснился сон про дубок?
- Как Оленька поможет разным членам своей семьи, когда вернется домой?
- Расскажите, что помогает расти дереву и что помогает расти человеку.
- Представьте, что дуб подарил Оленьке желудь и она вырастила из него дубок, который помогал ей мудрыми советами. Расскажите, как дубок помогал Оленьке.
- На какие деревья похожи члены вашей семьи и почему?
Творческое задание «Дары семье»
Педагог раздает детям карточки с разными словами: солнце, земля, родник, свет и т.д. Дети встают в круг, и педагог обращается к ним с вопросом: «Скажи, солнце (родник, земля), что ты подаришь семье человека?» Тот, у кого на карточке слово солнце, должен рассказать о своем подарке. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не расскажут о своих подарках.
Например: солнце может подарить семье тепло, земля — плодородие, родник — чистоту.
Рисунок
Нарисуйте свою семью в образе деревьев. По рисункам друг друга дети рассказывают о семьях своих друзей.
Задание на дом
Обсудите с детьми, какие деревья они хотели бы посадить в честь разных членов семьи.
Предложите детям посадить дерево в честь кого-либо из членов своей семьи.
Дружная семья
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
- Подтвердите примером из жизни, что жить в дружной и сплоченной семье — счастье.
- Продолжите предложение: «В моей семье часто…».
- Педагог записывает ответы детей на доске и обсуждает с детьми, что они могут сделать, чтобы в семьях чаще проводили свободное время так, как нравится детям.
Сказка о бочке
Болгарская сказка
Жил-был старый старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятерых сыновей и говорит:
— Знайте, дети мои, я скоро помру. Но перед смертью расскажу вам притчу.
Слушайте хорошенько, а потом растолкуйте ее мне.
Смотрят сыновья на отца, а старик оглядел их всех и начал:
— Рос в лесу дуб. Большое было дерево. С его толстых ветвей желуди дождем падали. Корни его глубоко вросли в землю — соки из нее сосали. Трепала-трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел в лес дровосек, примерился к дубу, засучил рукава — и давай рубить. К вечеру повалил дерево на землю, ветки обрубил, а ствол приволок к себе в плотницкую — там распилил ствол на тонкие полоски.
Осенью пришел в плотницкую бочар, свалил доски на телегу и увез. У себя в мастерской бочар сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое пенистое вино, а потом продавал его крестьянам, что справляли свадьбу, крестины или поминки. Так было, пока бочка оставалась целой…
Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, бочка рассохлась. Пока бочар собирался набить на нее новый обруч, клепки совсем рассыпались. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам, а хозяйка сожгла в печи клепки и донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!..
Ну-ка, растолкуйте мне эту притчу.
Задумались пятеро братьев. Думали-думали, не смогли растолковать отцову притчу. Тут старик покачал головой и говорит:
— Молоды вы еще, вот и не догадываетесь. Ну так я сам ее растолкую, а вы слушайте… Лес, где растут большие деревья, — это наша держава. Она вечная. Деревьям ее — народу — вовеки не будет конца. Бочка — это семья; клепки — это все мы, родичи; обручи — согласие, а вино — радость, счастливая жизнь. Пока в семье согласие — она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!.. Берегите обручи, дети мои! Старший сын поцеловал руку у старика отца и говорит:
— Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы.
Вопросы и задания:
- Как вы думаете, почему старик решил рассказать эту притчу своим детям?
- Расскажите, как сыновья выполняли в своей жизни советы отца.
- Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие. Педагог рисует на доске контуры бочки, а на обручах подписывает все перечисленные детьми качества.
- Какое из этих качеств необходимо вашей семье больше всего? Расскажите, как вы можете помочь своей семье приобрести это качество.
Если ребенок вырос в дружной семье, повлияет ли это на его будущую семью?
Сценка «Клад или лад»
Прочитайте пословицу: «На что и клад, коли в семье лад».
Дети делятся на пары. Один человек отвечает от лица семьи, у которой есть клад, другой — от лица семьи, в которой есть лад. В сценке- диалоге дети рассказывают о том, как они поступят в какой-либо проблемной ситуации, например: во дворе хулиганы издеваются над слабыми детьми.
Рисунок
Представьте, что все люди на земле стали отмечать праздник дружной семьи.
Нарисуйте, как этот праздник будет проходить в вашей семье.
Целью книги «Беседы и сказки о семье» является:
- Улучшение взаимоотношений в семье;
- Установление сотрудничества между семьей и образовательным учреждением;
- Воспитание в детях ответственного отношения к созданию своей семьи;
- Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада;
- Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей;
- Воспитание в душе ребенка гармоничного видения мира.
Книга состоит из подробно разработанных занятий, в которые включены сказки, стихи, игры, задания и беседы. Все уроки составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей. Для этого предлагаются интервью с родителями, совместные праздники, рисунки и письма благодарности, адресованные взрослым.
Методической особенностью предлагаемой книги является то, что наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье большое внимание в ней уделяется творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливости и красоты окружающего мира.
В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья — главная и основная школа, в которой вместе с детьми должны учиться и мы, взрослые. Книга «Счастье семьи» предназначена помочь детям и взрослым подружиться и почувствовать, какое это счастье — жить в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке".
Презентация к уроку "А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке"....
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...
Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...
Образовательное событие " Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и сказки братьев Гримм " Белоснежка и семь гномов"
Сценарий образовательного события. Задания по группам....
Сказка в семье – нравственное воспитание с «пеленок»
Несомненно, во всех религиях мира можно найти общие принципы духовного воспитания, нравственные ценности, так как именно религии разных народов содержат мудрость многих людей и поколений, именно...