"С ним навеки связан я судьбой"
методическая разработка
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-11 классов о творчестве местного поэта Н.П.Горина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdes_malo_uvidet.docx | 87.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрова Юлия Владимировна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера Орденов Славы М.В.Скворцова с.Березовая Лука Духовницкого района Саратовской области»
Попонова Татьяна Николаевна
Внеклассное мероприятие по литературе
«С ним навеки связан я судьбой»
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Н.Рыленков.
Введение.
Целью моей работы будет исследование жизни и творчества моего земляка - поэта Николая Павловича Горина. Объектом исследования является творческий путь писателя. Предметом - его поэзия. Главной задачей я считаю познакомиться с основной тематикой стихотворений автора, с его жизненной позицией, вызвать интерес к личности поэта и вовлечь читателей в размышление. Всё это поможет расширить наши представления о родном крае и лучше понять самобытную культуру.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение жизни и творчества местного поэта поможет лучше понять культуру родного края.
Основная часть.
Биография.
Порою место рождения странным образом как бы предопределяет всю последующую судьбу человека, основные вехи его жизненного пути. Ведь понятие «малая родина» обозначают не только точку на географической карте с названием населённого пункта, но и нечто гораздо большее – среду естественного формирования личности, знакомства ребёнка с окружающим миром, осознания своей роли и предназначения в будущей взрослой жизни.
Наверное, поэтом человека, прежде всего делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему право взяться за перо. Это малая родина, чудесный и неповторимый мир родного края.
Родился Николай Павлович Горин в 1942 году в старом волжском селе Маховка. Этого села уже давно нет. А место-то было очень красивое. Кругом лес, а рядом красавица Волга.
Окончив школу, он сразу пошёл работать в леспромхоз. Так в 16 лет получил сразу и паспорт, и трудовую книжку. Начал писать стихи. Возникло желание узнать, а как читатели оценят их. С волнением читал своё первое стихотворение «Осень», впервые опубликованное в местной газете «Авангард». Позже, побывав на съезде рабселькоров в Саратове, Николай Павлович серьёзно задумался о своём творчестве.
Служба в армии – одна из запоминающихся страниц жизни любого мужчины. Н.П.Горин и там продолжает писать стихи. Он участник литературного кружка в Доме офицеров. Кружком руководила поэтесса Мордовина, известная многим любителям поэзии. Ряд стихотворений был напечатан под рубрикой «Из солдатского блокнота».
После армии окончил гидромелиоративный техникум в г. Пугачёве. Вся дальнейшая жизнь поэта связана с нашими сёлами Дубовое и Берёзовая Лука. Работал мелиоратором, главой администрации села.
Николай Павлович – участник конкурсов, которые объявляли периодические издания. На конкурс «Лучшее стихотворение о молодёжи», объявленный «Комсомольской правдой», Николай Павлович пишет стихотворение «В дальний путь зовут меня дороги».
Стихи, как заявляет Н.П.Горин, он пишет не для печати, а для себя.
Анализ творчества Н.П.Горина.
Есть в стихах Н.П.Горина скромная неизъяснимая прелесть. В чём же тайна поразительно простых и ясных строк поэта? Думаю в том, что стихи берут начало в любви к отчему краю, к матери, к травам и цветам, к человеку и птахе, к неповторимой жизни.
Н.П.Горин очень тонко чувствует родную природу, умеет любоваться ею, проникаться её неотразимой красотой, а потом запечатлеть словами прекрасные мгновения, увиденные в родной природе. Только зрячему человеку дарует земля красоту, которую можно увидеть в самой малости. Ему открывается безмерность окружающего мира, его бесконечность, проявляющаяся и в том, как «над тропкой тополь наклонился, ласкает веточкой – рукой», как «туман сладко дремлет над рекой», как «в лиловой сини спят дубравы, и ветерок усталый спит», как «гордый, стройный и высокий дуб в плечах своих широких солнце прячет по утрам», как «поезда – бродяги будят ночь», а «под бродягами в тёмном омуте полосатые ходят окуни».
Каждая строчка стихотворений поэта дышит любовью к родине, хотя эта любовь, за редким исключением, не декламируется. Обратим внимание на это исключение в стихотворении «Я низко кланяюсь дубам». Отметим радостные, приподнятые интонации: восклицание «Какая свежесть и прохлада!», метафоры – «притихшим тополям», «с родником в тиши целуюсь», «раздевшись, речку обниму» и прямое признание в любви « Ты дорог мне, любимый край, частичка малая России!»
Кровную связь к родным местам мы чувствуем и в другом стихотворении - «Родному краю». В нём поэт заявляет, что, здесь, в родном краю, жизни его начало, и за него он эту жизнь готов отдать.
Дорога нам каждому Россия,
Наша жизнь не в снах, а наяву,
Только есть в ней край один красивый,
Где родился, вырос и живу.
Сердце моему он самый близкий.
Говорю всем с гордостью в ответ,
Что живу в посёлке Духовницком,
Для меня его дороже нет.
Смотрит он на Волгу величаво
Со своих высоких берегов,
Жизни здесь моей лежит начало
За него её отдать готов.
Я люблю его поля без края,
Голубую синь над головой,
Для меня он – Родина святая,
С ним навеки связан я судьбой.
С любви к родному краю рождается любовь к России. Так уж повелось в поэзии, что любовь к Родине, тончайшее чувство к родной природе и патриотизм сплетены в тугой неразрывный узел. Лирический герой стихотворения «Прощаясь с гарнизоном» готов в любую минуту встать на защиту Родины.
Если вновь разбудит мир сирена,
Засвистят снаряды над страной,
Я свои погоны вновь надену
И солдатом снова встану в строй.
………………………………………
Я тебя, как мать, люблю родную,
До кровинки весь я твой, Россия!
Любящий свою Родину не может не любить свой народ.
Люблю кудрявые берёзки,
Их частоту и красоту.
Люблю я русские морозы
И свой народ за доброту.
Таким образом, природа – любимая тема Н.П.Горина. Поэт сумел проследить движение природы от весеннего пробуждения и расцвета до увядания и замирания и всегда слитно с движением души лирического героя.
Растворяясь в природе, герой Горина обретает возможность видеть прекрасную душу природы. От радостной встречи с капелью, с прогретой теплом, парящей землёй, с садом, накрытым белопенной фатой, с рыдающими над чистым полем журавлями, не желающими улетать в чужие дали, со снежным царством автор приходит к утверждению, что человек должен жить там, где родился. Главное, основное, стержень жизни, ось – здесь, дома, в деревне.
И по праву я горжусь
У Чагры своим причалом.
Об этом идёт речь в стихотворении «Покой в душе».
Засмотрелся осинник в озёрную гладь,
Одиноко грустит на пригорке берёза.
Где-то плачет кукушка, а где не понять –
О потерянных детях льёт горькие слёзы.
А во ржи перепёлка готовит постель,
Догорает закат у речной переправы,
Монотонно скрипит на лугу коростель,
Заплутавшись в цветущих, некошеных травах…
Светлая, тихая радость с оттенком печали подчёркивается метафорами («засмотрелся осинник», «одиноко грустит берёза», плачет кукушка», «догорает закат»). Эта спокойная, несуетная привычная, тихая жизнь с её первозданной красотой и искренностью близка и дорога душе поэта.
Во многих стихах Н.П.Горина основным является мотив дороги, пути. Это и тропинка, «приводящая героя в родные места» («а длиною она – в тридцать лет»), которые врачуют душу («Погостил, погрустил и уеду завтра в город, снова домой. Поклонюсь на могилке деду и деревне, где вырос родной»). Здесь спокойная, тихая, ровная, задумчивая мелодия, какая-то умиротворённость, наверно, от тишины. Герой вернулся в прошлое, а прошлое – не вернулось.
Н.П.Горин чуток ко всем переменам, которые несёт время селу. Исчезновение его родной деревни, его родной Матёры, оказавшейся под водой, - для него невосполнимая потеря. Шумят и пенятся непокорные волны Волги.
Деревенька моя, я грущу о тебе.
Была тихою ты, небольшой, небогатой,
Но оставила след, самый добрый в судьбе,
И названье своё в моём паспорте датой.
Оптимистического финала в этом стихотворении нет. О том, что не нужно было строить ГЭС, к сожалению, поняли спустя годы, когда вернуть уже ничего нельзя.
Жителей окрестных сёл Заливное, Красная речка, Острая Лука и других, оказавшихся затопленными, приютило моё село Берёзовая Лука. Здесь и живёт сейчас Н.П.Горин. Живёт просто, любит природу, вдохновенно пишет о красоте земли.
В природе – источник поэтического вдохновения поэта, именно она дарует жизнь, надежду, свет,и судьба природы – это и судьба поэтического слова: быть ему или не быть.
Слову Н.П.Горина, я считаю, - быть. Природа в его стихах очеловечена. Словно живое, мыслящее существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
Заключение.
Мне нравятся стихи Н.П.Горина. Они просты, понятны, глубоко лиричны. Они о том, что нам так близко и дорого. И дело тут, вероятно, не столько в размерах дарования, сколько в его характере, нравственной чистоте, в том обаянии, которые излучает он как своими стихами, так и всей своей жизнью.
Мы часто приглашаем Николая Павловича в школу на наши мероприятия, где он радует нас своими новыми стихами. А также включаем его стихи в литературно-музыкальные композиции, с которыми выступаем на районных и областных конкурсах.
Список литературы:
- «Для меня дороже нет, чем сторонка милая…" Сборник стихов поэтов-земляков.
- Н.П.Горин. Какое счастье жить на свете.
- Н.П.Горин. Родному краю.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Судьба природы - наша судьба, твоя судьба!"
Буклет о необходимости охраны природы....
Материал к проекту "Судьбы немцев, связанные с Омском"
Работая над проектом, ребята взяли интервью, у Гефлинг А.И....
С заводом связанные судьбы
Целью разработки «С заводом связанные судьбы» является участие в формировании положительного имиджа Иркутского авиационного завода, воспитание патриотизма на богатом материале истории завода, которому...
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Проект "Со школой связанные судьбы"
В ходе участия в данном проекте лучше и глубже познается история школы, судьба ее работавших учителей, замечательные традиции, устои школьной жизни, что способствует воспитанию патриотизма, любви к св...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Знакомство с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и с одноимённым фильмом режиссёра С. Бондарчука». «Судьба человека» - история страны, судьба всего народа».
Урок литературы по рассказу «Судьба человека» знакомит школьников с произведением М. Шолохова и с одноимённым фильмом, снятым известным кинорежиссёром Сергеем Бондарчуком.Предложенный мате...
"С ним навеки связан я судьбой"
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-11 классов о творчестве местного поэта Н.П.Горина....