Новая программа воспитания
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон "О образовании в РФ". «Их смысл - укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы», - сказал он на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса . Новая программа воспитания
Основания для разработки программы воспитания 31 июля 2020 года принят закон N 304-ФЗ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН " ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПО ВОПРОСАМ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Новая программа воспитания «Закон выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Фактически он возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее. Не только за семьей, но и за системой образования. Это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы. Это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями» министр просвещения Сергей Кравцов
Почему закон так важен? Воспитание и раньше упоминалось в ФЗ "Об образовании в РФ". Но без какой-либо конкретики. Поэтому до недавнего времени многие школы писали свои воспитательные программы не по единой системе.
Статья 12.1. Общие требования к организации воспитания обучающихся 1 . Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы , разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года. Новая программа воспитания
ЧТО НОВОГО … Расширение направлений воспитательной работы, а именно включение в него направлений по формированию у обучающихся: чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памятникам защитников Отечества и подвигов героев Отечества, уважения к закону и правопорядку, уважения к человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, бережного отношения к природе и окружающей среде.
ЧТО НОВОГО… Введение таких документов по организации воспитательной работы, как: «рабочая программа воспитания» «календарный план воспитательной работы». * Они должны быть включены в основную образовательную программу! Закрепление за образовательными организациями права на самостоятельную разработку этих документов.
Примерная программа воспитания (ППВ)… разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО; 2 июня 2020 года утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию; К программе разработаны методические рекомендации и сборник разработок модулей программы воспитания ( http :// form.instrao.ru/examples.php ) http:// form.instrao.ru/examples.php
Назначение ППВ– помочь школам создать и реализовать собственные работающие!!!!! программы воспитания (РПВ), стать конструктором для их создания призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию ; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности ; активное участие в социально-значимой деятельности . РПВ, которую образовательная организация разрабатывает на основе примерной программы, должна быть короткой и ясной , содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. К программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Программа воспитания Единые для всех уровней общего образования разделы: Особенности организуемого в школе воспитательного процесса Цель и задачи воспитания Виды , формы и содержание деятельности Основные направления самоанализа воспитательной работы Особенные для каждого уровня общего образования приложения: календарные планы воспитательной работы
Раздел1.« Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» Это краткая информация о: специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей , значимых партнерах школы , особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, важных для школы традициях воспитания . Объемом этот раздел не должен превышать 0,5 – 1 страницы текста.
Раздел 2. « Цель и задачи воспитания » Современный национальный идеал личности , воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек ) формулируется общая цель воспитания-личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Целевые приоритеты начального образования Знание младшим школьником данных социальных норм: - быть любящим, послушным и отзывчивым…; - быть трудолюбивым…; - знать и любить свою Родину… ; - беречь и охранять природу; - проявлять миролюбие; - стремиться узнавать что-то новое; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, устанавливать хорошие уважительные отношения с другими людьми ; - быть уверенным в себе, открытым и общительным; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно , без помощи старших.
Целевые приоритеты основного образования создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников: - к семье…; - к труду…; - к своему отечеству..; - к природе как источнику жизни на Земле…; - к миру как главному принципу человеческого общежития…; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу…; - к культуре как духовному богатству общества…; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека…; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности…; - к самим себе как хозяевам своей судьбы….
Целевые приоритеты среднего образования создание условий для приобретения школьниками опыта : - дел , направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой деятельности, участие в производственной практике ; - дел , направленных на пользу Родине, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - природоохранных дел; - разрешения возникающих конфликтных ситуаций…; - самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - изучения , защиты и восстановления культурного наследия человечества…, опыт творческого самовыражения; - ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - оказания помощи окружающим…, волонтерский опыт; - самопознания и самоанализа.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания » 1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа; 2) реализовывать потенциал классного руководства, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы; 3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности; 4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока; 5) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление; 6) поддерживать деятельность детских общественных объединений и организаций; 7) организовывать экскурсии , экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками; 9) организовать работу школьных медиа; 10) развивать предметно-эстетическую среду школы; 11) организовать работу с семьями школьников, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Раздел 3 . ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инвариантные (обязательные) модули : «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». * Каждый из модулей ориентирован на одну из задач
Вариативными модулями могут быть: « Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и т.п.
Раздел4 . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Основные принципы: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа…; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания…; принцип развивающего характера осуществляемого анализа … ; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников … .
Раздел4 . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Сосредотачиваемся на вопросах, связанных с качеством(на выбор): - проводимых общешкольных ключевых дел; - совместной деятельности классных руководителей и их классов; - организуемой в школе внеурочной деятельности; - реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - существующего в школе ученического самоуправления; - функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; - профориентационной работы школы; - работы школьных медиа; - организации предметно-эстетической среды школы; взаимодействия школы и семей школьников . * Итогом самоанализа ВР является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу
Что учесть в разработке РПВ В результате должно получиться 3 модификации программы воспитания (для каждой ступени), каждая из которых состоит из двух частей: 1) единой для всех уровней части , включающей 4 основных раздела – составляется на основе ППВ (путем удаления или добавления для каждой конкретной школы необходимой информации): - о специфике воспитательного процесса в школе, - о задачах воспитания, - о видах, формах и содержании деятельности, - об анализе осуществляемого в школе воспитательного процесса. 2) особенной для каждого уровня части , представляющей собой ежегодный календарный план воспитательной работы – разрабатывается самостоятельно и корректируется каждой образовательной организацией из года в год.
РАЗРАБОТКА ПланА воспитательной работы ШКОЛЫ План-сетку ВР целесообразно разделить на несколько частей : • «Ключевые общешкольные дела», • «Самоуправление», • «Профориентация». • «Детские общественные объединения», • «Школьные медиа», • «Экскурсии, экспедиции, походы», • «Организация предметно-эстетической среды», • «Работа с родителями», • «Курсы внеурочной деятельности» , • «Классное руководство» , • «Школьный урок» , и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся (новые стандарты)
Программа воспитания и социализации учащихся (5-9 класс)Пояснительная запискаЦель и задачи воспитания и социализации обучающихсяЗадачи воспитания Принципы и особенности организации содержани...
Программа воспитания и социализации обучающихся 5-9 классов "Новое поколение"
Программа воспитательной работы 5-9 классов...
Программа воспитания в соответствии с новыми требованиями ФГОС
Являясь руководителем рабочей группы по разработке Программы вопитания ГБОУ ТРОЦ "Солнышко", проанализировала состояние воспитательной работы, внеурочной деятельности, работы по адаптации и ...
Новая рабочая программа воспитания обучающихся на 2020-2025г.г.
Более 40 лет в Аскизском лицее-интернате реализуется музейная историко-краеведческая деятельность. Самым масштабным объединением является школьный музей «Память» (открыт в 2012 году, мероп...
Воспитательная работа в рамках реализации новой программы воспитания
Структура программы воспитания и деятельность классного руководителя...
Выступление на педсовете.Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года.
Общие тенденции российского образования. Внедрение рабочей программы воспитания и календарных планов воспитательной работы в образовательной организации в рамках нового учебного года....
Новые формы реализации программы воспитания
Новые формы реализации программы воспитания...