Кружок "Основы православной культуры"
рабочая программа
Кружок «Основы православной культуры» имеет духовно-нравственную направленность: обеспечивает духовно-нравственное развитие учащихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям и направляет образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование его социально-ответственного поведения в обществе и в семье. Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. На материале курса «Основы православной культуры» воспитывается уважение к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 571.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) с изменениями и дополнениями;
-Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,
утверждённого приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373;
-примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразовательных школ, начальная школа. Автор А.В. Бородина. Издательство «Экзамен», Москва,2010г.;
-Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Озерищенская СОШ;
-Положения о рабочей программе педагога МБОУ Озерищенская СОШ.
Данная программа составлена на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа соответствует учебному плану школы на 2018-2019 учебный год.
Кружок «Основы православной культуры» имеет духовно-нравственную направленность: обеспечивает духовно-нравственное развитие учащихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, общечеловеческим ценностям и направляет образовательный процесс в начальной школе на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование его социально-ответственного поведения в обществе и в семье. Изучение православной культуры способствует реализации практически всех требований к содержанию образования. На материале курса «Основы православной культуры» воспитывается уважение к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру, религиозные и иные убеждения и т.д.
В основе содержания занятий лежит система теоретических знаний о православной культуры. Введение в содержание программы экскурсий, фотоотчетов, проектной деятельности - характерная черта кружка «Основы Православной культуры». Решение практических задач способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению знаниями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся.
I. Планируемые результаты освоения курса.
Личностные результаты:
– развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные результаты:
–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
–умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.
II. Содержание курса.
I. Основные религиозные понятия и представления.
Понятие о Боге. Пресвятая Троица. Единство и неразделимость Лиц. Свойства Божии. Человек – венец творения. Человек – “храм Божий”. Бессмертие души. Назначение человека.
II. Библия. Новый Завет.
Священное Писание. Ветхий и Новый Завет. Закона- положительные книги Библии. Синайское законодательство. Евангелия и евангелисты. Главные события земной жизни Спасителя. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о промысле Божием, о неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек 5-ю хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о талантах. Изображение Страшного суда. Явление воскресшего Иисуса Христа: двум ученикам, шедшим в Еммаус, десяти апостолам, апостолу Фоме и другим ученикам, ученикам при море Тивериадском. Проповедь апостолов. Успение Божией Матери. Святой апостол Андрей Первозванный.
III. Жизнь Церкви, храм, искусство.
Церковь как община верующих людей. Крест – главный символ Церкви. Божественная благодать: Таинства Церкви. Суточный, недельный, годичный круг богослужения. Православный календарь. Старый и новый стиль. Понятие “не переходящие” и “переходящие” праздники. Божественная литургия – самое важное богослужение. Литургия оглашенных, литургия верных. Символ веры. Недели Великого поста. Страстная седмица (по дням). Особенности богослужения. Внутреннее строение храма: иконостас, престол, жертвенник. Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие.
IV. Православная этика.
Заповеди Моисея и заповеди блаженств – основа нравственного поведения ребёнка.
III. Тематическое планирование.
№ занятия | Тема занятия. | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Основные религиозные понятия и представления (4 часа) | |||
1 | Понятие о Боге. | ||
2 | Пресвятая Троица. Единство и неразделимость Лиц. Свойства Божии. | ||
3 | Человек – венец творения. | ||
4 | Человек – “храм Божий”. Бессмертие души. Назначение человека. | ||
Библия. Новый Завет ( 23 часа) | |||
5 | Священное Писание. Ветхий и Новый Завет. | ||
6 | Законо - положительные книги Библии. | ||
7 | Синайское законодательство. | ||
8 | Евангелия и евангелисты. | ||
9 | Главные события земной жизни Спасителя | ||
10 | Изгнание торгующих из храма. | ||
11 | Исцеление расслабленного при овчей купели. | ||
12 | Избрание апостолов. | ||
13 | Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. | ||
14 | Учение о промысле Божием, о не осуждении ближнего. | ||
15 | Воскрешение сына Наинской вдовы. | ||
16 | Притча о сеятеле. Укрощение бури. | ||
17 | Воскрешение дочери Иаира | ||
18 | Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. | ||
19 | Чудесное насыщение 5000 человек 5-ю хлебами. | ||
20 | Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери Хананеянки. | ||
21 | Притча о немилосердном должнике. | ||
22 | Притча о богатом и Лазаре. | ||
23 | Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о талантах. | ||
24 | Изображение Страшного суда. | ||
25 | Явление воскресшего Иисуса Христа: двум ученикам, шедшим в Еммаус, десяти апостолам, апостолу Фоме и другим ученикам, ученикам при море Тивериадском. Проповедь апостолов. | ||
26 | Успение Божией Матери. | ||
27 | Святой апостол Андрей Первозванный. | ||
Жизнь. Церковь, храм, искусство(6часов) | |||
28 | Церковь как община верующих людей. Крест – главный символ Церкви. Божественная благодать: Таинства Церкви. Суточный, недельный, годичный круг богослужения. | ||
29 | Православный календарь. Старый и новый стиль. Понятие “не переходящие” и “переходящие” праздники. | ||
30 | Божественная литургия – самое важное богослужение. Литургия оглашенных, литургия верных. | ||
31 | Символ веры. Недели Великого поста. Страстная седмица (по дням). Особенности богослужения. | ||
32 | Внутреннее строение храма: иконостас, престол, жертвенник. | ||
33 | Священно служители: епископ, священник. Их роль в храме. Дьякон и его обязанности. Псаломщик, пономарь, певчие. | ||
Православная этика (1 час) | |||
34 | Заповеди Моисея и заповеди блаженств – основа нравственного поведения ребёнка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"
урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».
Тема разработанного мною урока есть в программе А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...

Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...

Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...

. Терскова С. А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе. // Основы православной культуры в школе. – 2015 - № 4. – с. 27-29.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе....

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...