Программа по курсу "Краеведение"
рабочая программа (8 класс)
Программа курса "Краеведение" разработана с учетом возростных особенностей подростков с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kraeved.docx | 62.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка…...………………………………………………………………...3
7 класс
1.1. Учебно-тематический план……………………………………………………………….. 5
1.2. Содержание программы……………………………………………………………………6
1.3. Требования к уровню подготовки учащихся……..………………………………………8
1.4. Календарно-тематическое планирование…………………………………………………9
8-9 класс
2.1. Учебно-тематический план……………………………………………………………….11
2.2. Содержание программы…………………………………………………………………..12
2.3. Требования к уровню подготовки учащихся…….……………………………………...14
2.4. Календарно-тематическое планирование 8 кл…………………………………………..15
2.5. Календарно-тематическое планирование 9 кл…………………………………………..18
Литература………………………………………………………………………………….21
Пояснительная записка
В понятие «краеведение» за время его существования (а зародилось оно в 1761г., когда М.В.Ломоносов пытался проводить исследования с участием местного населения, в том числе и детей) вкладывали различное содержание. В настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование истории, хозяйства, природы, населения, его культуры и быта.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности, способствует успешной социализации учащегося в социуме. При изучении «своей местности» у подростков формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для понятий. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.
Программа рассчитана на учащихся 6-9 классов (12-17 лет), интересующихся историей родного края, обладающих соответствующим уровнем знаний и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению.
В программе кружка «Краеведение» рассматриваются объекты краеведческой деятельности:
- Изучение родословной;
- Изучение истории города Белово и пгт. Новый Городок;
- Топонимика окрестностей поселка.
Программа носит ярко выраженный краеведческий характер. Краеведение в современном понимании - это познание современной действительности, формирование ценных духовных качеств в личности. Большое значение школьное краеведение имеет в расширении кругозора воспитанников, в приобщении воспитанников к работе по охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью школьного.
Цель программы: способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у школьников начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города, поселка.
Задачи:
1. Обучающие:
а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;
б) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности
2. Развивающе-коррекционные:
а) развивать мыслительные процессы;
б) развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
3. Воспитательные:
а) воспитывать утраченную любовь к родной земле.
б) способствовать возрождению духовных ценностей русского народа.
Программа построена на теоретическом изучении истории родного края. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать вопросы истории нашего города и поселка.
Верить в родину, родную землю, может лишь тот, кто живет ею, вместе с нею и ради нее, кто соединил с нею свои истоки. Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, ибо неуважение к этому есть постыдное малодушие.
В практической части программы учащиеся работают с документами, хранящимися в школьном музее, краеведческой литературой, но помимо теоретических занятий проводятся экскурсии, тематические прогулки, возможно участие в волонтерском движении. В рамках данной программы ребята приобщаются к историческому наследию родного края.
Особенности программы: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут, с 5 минутным перерывом(7-8 класс), 6 класс – 1 раз в неделю.
Практическая направленность программы позволяет воспитанникам с особыми образовательными потребностями усваивать материал в деятельности, способствует их успешной социализации в социум.
Учебно – тематический план
( 34 часа в год, 1 занятие в неделю)
7 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Моя родословная | 15 |
2 | Белово – моя малая Родина | 13 |
3 | Топонимика окрестностей города | 6 |
Итого | 34 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов |
Раздел 1. «Моя родословная» | 15 | ||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях | Беседа о краеведении как вспомогательной исторической дисциплине. Знаменитые краеведы Кузбасса. | 2 |
2 | Введение в музейное дело | Беседы о музеях и их предназначении, работниках музеев. | 5 |
3 | Что в имени тебе моем… | Что изучает генеалогия. Беседы об истории имен. | 4 |
4 | История фамилий | Беседа. Рассказы об истории появления фамилий на Руси. Моя фамилия, что я о ней знаю. Известные фамилии города и поселка. | 10 |
5 | Мое древо генеалогическое древо | Составление древа семьи. | 1 |
Раздел 2 «Белово – моя малая Родина». | 13 | ||
6 | История моего города | Беседы об истории города Белово, предприятиях города, людях, прославивших наш город. | 7 |
7 | История поселка Новый Городок | Работа с экспонатами музея. Местными СМИ. Работа с краеведческой литературой. Беседы об истории поселка. Экскурсии работа над электронной презентацией «По тихим улицам пройду…» | 20 |
Раздел 3 « Топонимика окрестностей города» | 6 | ||
8 | Жители нашего города, кто они? Наши соседи – какие они?
| Знакомство с культурой и бытом беловчан – представителей различных народов и народностей. Знакомство с культурой и бытом наших соседей – шорцев и телеутов. | 4 |
9 | О чем расскажет карта?! | Беседа о картах, планах, схемах. Знакомство с картой города, поселка. Формирование умений пользоваться картами в приложениях к сотовому телефону. | 2 |
10 | Происхождение названий некоторых городов Кузбасса | Беседа. Работа в школьной библиотеке. Знакомство с историей названий городов Кемерово, Новокузнецк, Полысаево. | 3 |
11 | Удивительное – рядом | Беседы о происхождении названий близлежащих географических объектов – Кузнецкого Алатау реки Бачат, Беловского моря. Рассказ и экскурсия к остаткам поселкового пруда. Встречи со старожилами поселка. | 4 |
12 | Самый длинный автобусный маршрут | Беседа о маршруте автобусов Беловского ПАТП под №1. Работа с картой в приложении сотовых телефонов. Составление собственной схемы движения по маршруту с указанием остановок. | 2 |
68 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- ключевые моменты истории, культуры города Белово и поселка городского типа
Новый Городок и топонимики;
- владеть школьниками навыками изучения истории родного края.
Учащиеся должны уметь:
- использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках
истории, литературы, географии);
- организовать себя и свое рабочее место;
Календарно-тематический план
№ | Темы | К-во часов | Сроки | Изменения |
Раздел 1. «Моя родословная» | 15 | |||
1 | Что изучает краеведение? | 1 | ||
2 | История возникновения музеев. | 1 | ||
3 | Музеи нашего города. | 1 | ||
4 | Музей «Шахтерская слава». О ком и для кого. | 1 | ||
5 | Генеалогия – наука о родственных связях. Что в имени тебе моём? П/р | 1 | ||
6 | Мы помним их имена. | 1 | ||
7 | Откуда появились фамилии. Фамилии на карте. | 1 | ||
8 | Город имени… | 1 | ||
9 | Моя фамилия. Мои знаменитые однофамильцы. | 1 | ||
10 | Моя семья, история моей семьи. | 1 | ||
11 | Составление родословной и генеалогического древа своей семьи. | 1 | ||
12 | Происхождение названий населенных пунктов нашего города. | 1 | ||
13 | Известные фамилии в истории нашего поселка. | 1 | ||
14 | Дом, в котором мы живем. История нашей школы. | 1 | ||
15 | Что такое династия. Известные династии. | 1 | ||
Раздел 2. «Белово – моя малая родина» | 13 | |||
16 | Мой город на карте страны. Знаменитые люди нашего города. | 1 | ||
17 | Белово военный… | 1 | ||
18 | Их привела сюда война (о заводе «Сибэлком»)… | 1 | ||
19 | Наш бронепоезд (история бронепоезда «Сибиряк»)! | 1 | ||
20 | Улица имени сына…(о П. Багаеве, О. Ачимове.) | 1 | ||
21 | Беловские воины-интернационалисты. | 1 | ||
22 | Мы помним ваши имена… (о К. Нургалееве, А. Соколове). | 1 | ||
23 | Он жил на нашей улице! (о Н. Курицине, А. Ляпунове). | 1 | ||
24 | Дом культуры угольщиков. | 1 | ||
25 | Творчество Н. Курицина. | 1 | ||
26 | Изучение культуры коренного населения нашей местности. Шорцы. | 1 | ||
27 | Изучение культуры коренного населения нашей местности. Телеуты. | 1 | ||
Раздел 3. «Топонимика окрестностей города» | 6 | |||
28 | О чем может поведать карта. | 1 | ||
29 | Карта. План. Схема. Составление плана поселка. | 1 | ||
30 | Кемерово – главный город Кузбасса. История происхождения названия города. | 1 | ||
31 | Новокузнецк. История происхождения названия города. | 1 | ||
32 | Кузнецкий Алатау. Переводим с шорского… | 1 | ||
33 | Пруд в окрестностях поселка. Откуда он взялся. | 1 | ||
34 | Экскурсия на пруд. Беседы со старожилами. | 1 |
Учебно – тематический план
( 68 часов в год, 2 занятия в неделю)
8-9 класс
№ | Наименование темы | Кол-во часов |
1 | Моя родословная | 24 |
2 | Белово – моя малая Родина | 31 |
3 | Топонимика окрестностей города | 13 |
Итого | 68 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Содержание занятия. Форма проведения | Кол-во часов |
Раздел 1. «Моя родословная» | 24 | ||
1 | Введение в краеведение. Техника безопасности на занятиях | Беседа о краеведении как вспомогательной исторической дисциплине. Знаменитые краеведы Кузбасса. | 2 |
2 | Введение в музейное дело | Беседы о музеях и их предназначении, работниках музеев. | 5 |
3 | Что в имени тебе моем… | Что изучает генеалогия. Беседы об истории имен. | 4 |
4 | История фамилий | Беседа. Рассказы об истории появления фамилий на Руси. Моя фамилия, что я о ней знаю. Известные фамилии города и поселка. | 10 |
5 | Мое древо генеалогическое древо | Составление древа семьи. | 1 |
Раздел 2 «Белово – моя малая Родина» | 31 | ||
6 | История моего города | Беседы об истории города Белово, предприятиях города, людях, прославивших наш город. | 9 |
7 | История поселка Новый Городок | Работа с экспонатами музея. Местными СМИ. Работа с краеведческой литературой. Беседы об истории поселка. Экскурсии работа над электронной презентацией «По тихим улицам пройду…» | 22 |
Раздел 3 « Топонимика окрестностей города» | 13 | ||
8 | Жители нашего города, кто они? Наши соседи – какие они?
| Знакомство с культурой и бытом беловчан – представителей различных народов и народностей. Знакомство с культурой и бытом наших соседей – шорцев и телеутов. | 3 |
9 | О чем расскажет карта?! | Беседа о картах, планах, схемах. Знакомство с картой города, поселка. Формирование умений пользоваться картами в приложениях к сотовому телефону. | 3 |
10 | Происхождение названий некоторых городов Кузбасса | Беседа. Работа в школьной библиотеке. Знакомство с историей названий городов Кемерово, Новокузнецк, Полысаево. | 3 |
11 | Удивительное – рядом | Беседы о происхождении названий близлежащих географических объектов – Кузнецкого Алатау реки Бачат, Беловского моря. Рассказ и экскурсия к остаткам поселкового пруда. Встречи со старожилами поселка. | 2 |
12 | Самый длинный автобусный маршрут | Беседа о маршруте автобусов Беловского ПАТП под №1. Работа с картой в приложении сотовых телефонов. Составление собственной схемы движения по маршруту с указанием остановок. | 2 |
68 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- ключевые моменты истории, культуры города Белово и поселка городского типа
Новый Городок и топонимики;
- владеть школьниками навыками изучения истории родного края.
Учащиеся должны уметь:
- использовать краеведческий материал в образовательном процессе (на уроках
истории, литературы, географии);
- владеть разнообразными формами и методами поиска знаний (справочной
литературой дома, в библиотеке);
- организовать себя и свое рабочее место;
- выполнять первичные исследовательские навыки по краеведческой
деятельности (составление персоналий на своих близких).
Календарно-тематический план 8 класс
№ | Темы | К-во часов | Сроки | Изменения |
Раздел 1. «Моя родословная» | 24 | |||
1 | Что изучает краеведение. | 1 | ||
2 | Мы – юные краеведы. | 1 | ||
3 | История возникновения музеев. | 1 | ||
4 | Виды музеев. | 1 | ||
5 | Я работаю в музее. | 1 | ||
6 | Музеи нашего города. | 1 | ||
7 | Музей «Шахтерская слава». О ком и для кого. | 1 | ||
8 | Генеалогия – наука о родственных связях. | 1 | ||
9 | Что в имени тебе моём? | 1 | ||
10 | Что значит мое имя. П/р | 1 | ||
11 | Мы помним их имена. | 1 | ||
12 | Откуда появились фамилии. | 1 | ||
13 | Фамилии на карте. | 1 | ||
14 | Город имени… | 1 | ||
15 | Моя фамилия. | 1 | ||
16 | Мои знаменитые однофамильцы. | 1 | ||
17 | Моя семья, история моей семьи. | 1 | ||
18 | Семейные традиции. | 1 | ||
19 | Составление родословной и генеалогического древа своей семьи. | 1 | ||
20 | Происхождение названий населенных пунктов нашего города. | 1 | ||
21 | Известные фамилии в истории нашего поселка. | 1 | ||
22 | Дом, в котором мы живем. История нашей школы. | 1 | ||
23 | Что такое династия. Учительские династии. | 1 | ||
24 | Представители учительских династий в нашей школе. | 1 | ||
Раздел 2. «Белово – моя малая родина» | 31 | |||
25 | Мой город на карте страны. | 1 | ||
26 | Знаменитые люди нашего города. | 1 | ||
27 | Этапы становления города и поселков. История предприятий. | 1 | ||
28 | Белово военный… | 1 | ||
29 | Их привела сюда война (о заводе «Сибэлком»)… | 1 | ||
30 | Наш бронепоезд (история бронепоезда «Сибиряк»)! | 1 | ||
31 | Наш город вчера и сегодня. | 1 | ||
32 | История моего поселка. Новый Городок. | 1 | ||
33 | Пройдя по улицам поселка… | 1 | ||
34 | С нее начинался поселок (ул. Гастелло) | 1 | ||
35 | Памятные места нашего поселка. | 1 | ||
36 | Улица имени…(ул. Седова, Пржевальского, Глинки, Репина, Категова, Стрепетова и т.д.). | 1 | ||
37 | Улица имени сына…(о П. Багаеве, О. Ачимове.) | 1 | ||
38 | Беловские воины-интернационалисты. | 1 | ||
39 | Мы помним ваши имена… (о К. Нургалееве, А. Соколове). | 1 | ||
40 | Они служили на Кавказе. | 1 | ||
41 | Он жил на нашей улице! (о Н. Курицине, А. Ляпунове). | 1 | ||
42 | Дом культуры угольщиков. | 1 | ||
43 | Творчество Н. Курицина. | 1 | ||
44 | Е. Кемеровский. Музыка и жизнь. | 1 | ||
45 | А. Яковлев. Жизнь, отданная спорту. | 1 | ||
46 | Медицинские учреждения нашего поселка. | 1 | ||
47 | На страже общественного порядка. | 1 | ||
48 | Сбор материала о поселковом храме. Пастыри духовные. | 1 | ||
49 | Экскурсия в поселковый храм. | 1 | ||
50 | Отбор и систематизация материала для электронной презентации «По тихим улицам пройду…» | 1 | ||
51 | Работа над электронной презентации «По тихим улицам пройду…» | 1 | ||
52 | Национальности и народности, проживающие в нашем городе. | 1 | ||
53 | Историко-этнографический комплекс – село Беково. | 1 | ||
54 | Изучение культуры коренного населения нашей местности. Шорцы. | 1 | ||
55 | Изучение культуры коренного населения нашей местности. Телеуты. | 1 | ||
Раздел 3. «Топонимика окрестностей города» | 13 | |||
56 | О чем может поведать карта. | 1 | ||
57 | Карта. План. Схема. Составление плана поселка. | 1 | ||
58 | Кемерово – главный город Кузбасса. История происхождения названия города. | 1 | ||
59 | Новокузнецк. История происхождения названия города. | 1 | ||
60 | Самый молодой город области – Полысаево. | 1 | ||
61 | Река Бачат. Изучение названия реки. | 1 | ||
62 | Река Бачат. (Виртуальная экскурсия). | 1 | ||
63 | Кузнецкий Алатау. Переводим с шорского… | 1 | ||
64 | Беловское море. История появления. | 1 | ||
65 | Пруд в окрестностях поселка. Откуда он взялся. | 1 | ||
66 | Экскурсия на пруд. Беседы со старожилами. | 1 | ||
67 | Автобусное путешествие «Маршрут за номером 1». | 1 | ||
68 | Составление схемы движения автобуса по маршруту № 1. | 1 |
Календарно-тематический план 9 класс
№ | Темы | К-во часов | Сроки | Изменения | ||
Раздел 1. «Моя родословная» | 24 | |||||
1 | Что изучает краеведение? | 1 | ||||
2 | Мы – юные краеведы. | 1 | ||||
3 | История возникновения музеев. | 1 | ||||
4 | Виды музеев. | 1 | ||||
5 | Я работаю в музее. | 1 | ||||
6 | Музеи нашего города. | 1 | ||||
7 | Музей «Шахтерская слава». О ком и для кого. | 1 | ||||
8 | Генеалогия – наука о родственных связях. | 1 | ||||
9 | Что в имени тебе моём? | 1 | ||||
10 | Что значит мое имя. П/р | 1 | ||||
11 | Мы помним их имена. | 1 | ||||
12 | Откуда появились фамилии. | 1 | ||||
13 | Фамилии на карте. | 1 | ||||
14 | Город имени… | 1 | ||||
15 | Моя фамилия. | 1 | ||||
16 | Мои знаменитые однофамильцы. | 1 | ||||
17 | Моя семья, история моей семьи. | 1 | ||||
18 | Семейные традиции. | 1 | ||||
19 | Составление родословной и генеалогического древа своей семьи. | 1 | ||||
20 | Происхождение названий населенных пунктов нашего города. | 1 | ||||
21 | Известные фамилии в истории нашего поселка. | 1 | ||||
22 | Дом, в котором мы живем. История нашей школы. | 1 | ||||
23 | Что такое династия. Учительские династии. | 1 | ||||
24 | Представители учительских династий в нашей школе. | 1 | ||||
Раздел 2. «Белово – моя малая родина» | 31 | |||||
25 | Мой город на карте страны. | 1 | ||||
26 | Знаменитые люди нашего города. | 1 | ||||
27 | Этапы становления города и поселков. История предприятий. | 1 | ||||
28 | Белово военный… | 1 | ||||
29 | Их привела сюда война (о заводе «Сибэлком»)… | 1 | ||||
30 | Наш бронепоезд (история бронепоезда «Сибиряк»)! | 1 | ||||
31 | Наш город вчера и сегодня. | 1 | ||||
32 | История моего поселка. Новый Городок. | 1 | ||||
33 | Пройдя по улицам поселка… | 1 | ||||
34 | С нее начинался поселок (ул. Гастелло) | 1 | ||||
35 | Памятные места нашего поселка. | 1 | ||||
36 | Улица имени…(ул. Седова, Пржевальского, Глинки, Репина, Категова, Стрепетова и т.д.). | 1 | ||||
37 | Улица имени сына…(о П. Багаеве, О. Ачимове.) | 1 | ||||
38 | Беловские воины-интернационалисты. | 1 | ||||
39 | Мы помним ваши имена… (о К. Нургалееве, А. Соколове). | 1 | ||||
40 | Они служили на Кавказе. | 1 | ||||
41 | Он жил на нашей улице! (о Н. Курицине, А. Ляпунове). | 1 | ||||
42 | Дом культуры угольщиков. | 1 | ||||
43 | Творчество Н. Курицина. | 1 | ||||
44 | Е. Кемеровский. Музыка и жизнь. | 1 | ||||
45 | А. Яковлев. Жизнь, отданная спорту. | 1 | ||||
46 | Медицинские учреждения нашего поселка. | 1 | ||||
47 | На страже общественного порядка. | 1 | ||||
48 | Сбор материала о поселковом храме. Пастыри духовные. | 1 | ||||
49 | Экскурсия в поселковый храм. | 1 | ||||
50 | Отбор и систематизация материала для электронной презентации «По тихим улицам пройду…» | 1 | ||||
51 | Работа над электронной презентации «По тихим улицам пройду…» | 1 | ||||
52 | Национальности и народности, проживающие в нашем городе. | 1 | ||||
53 | Историко-этнографический комплекс – село Беково. | 1 | ||||
54 | Изучение культуры коренного населения нашей местности. Шорцы. | 1 | ||||
55 | Изучение культуры коренного населения нашей местности. Телеуты. | 1 | ||||
Раздел 3. «Топонимика окрестностей города» | 13 | |||||
56 | О чем может поведать карта. | 1 | ||||
57 | Карта. План. Схема. Составление плана поселка. | 1 | ||||
58 | Кемерово – главный город Кузбасса. История происхождения названия города. | 1 | ||||
59 | Новокузнецк. История происхождения названия города. | 1 | ||||
60 | Самый молодой город области – Полысаево. | 1 | ||||
61 | Река Бачат. Изучение названия реки. | 1 | ||||
62 | Река Бачат. (Виртуальная экскурсия). | 1 | ||||
63 | Кузнецкий Алатау. Переводим с шорского… | 1 | ||||
64 | Беловское море. История появления. | 1 | ||||
65 | Пруд в окрестностях поселка. Откуда он взялся. | 1 | ||||
66 | Экскурсия на пруд. Беседы со старожилами. | 1 | ||||
67 | Автобусное путешествие «Маршрут за номером 1». | 1 | ||||
68 | Составление схемы движения автобуса по маршруту № 1. | 1 |
Литература
Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
Бураковский Н.О. Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год.
Смиян Е.Д. Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год.
Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год. Методика историко-краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение, М.
1982 год.
Учительская газета, № 15, 2006 год.
Учительская газета, № 21, 2006 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 2, 2005 год.
Журнал “Классный руководитель”, № 1, 2006 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 3, 1999 год.
Журнал “Воспитание школьников”, № 2, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...