Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность | 166.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат с. Некрасовка
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность
Из опыта работы учителя
Бальбуровой М.К.
С. Некрасовка
2020 г.
Содержание:
Введение
- Виды УУД
- УУД на «Краеведении»
- УУД на «Основах финансовой грамотности»
- УУД на «Юном топографе»
Заключение
Введение.
«Коммуникативная атака»
В Древнем Риме ежегодно проводился смотр красоты. В нём принимали участие самые богатые женщины города. Там блистала КОРНЕЛИЯ ГРАКХ. Она многих затмевала своей красотой и дороговизной украшений. После смерти мужа ее долго не было видно, через несколько лет она снова вышла на подиум без единого украшения.
-Корнелия, где твои бриллианты? Где фамильные драгоценности?
-Сейчас покажу!- ответила красавица и вывела своих 12 …детей.
- Вот мои драгоценности!
Так может сказать любая мать, про своих детей. А у педагога драгоценности – ученики. Если наши ученики успешны, значит, мы достигли цели.
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.
В широком значении "универсальные учебные действия" - это действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (психологическом значении) "универсальные учебные действия" - это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и вне учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Главное условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
- На рисуке 4 группы УУД:
Синий – познавательные
Зеленый – регулятивные
Желтый – личностные
Красный - коммуникативные
Формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов, во внеурочной деятельности через кружковую, воспитательную работу. Проектирование образовательно-воспитательной программы основного общего образования должно быть согласовано с программой развития универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной. Особо мне бы хотелось остановиться на коммуникативных УУД. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у школьника» - является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Общество немыслимо вне общения. В последнее время, в науке, наряду с понятием “общение”, используется понятие “коммуникация». Коммуникация - более широкое по объёму понятие. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации своих планов и потребностей.
Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности ученика. Если ребенок выбирает себе задание подготовить и провести игру, то у него формируются познавательные УУД
- Кружок «Краеведение»
На занятиях этого кружка (на примере 5 класса) мы работали с разными видами краеведения:
- Историческое краеведение
- Географическое краеведение
- Биологическое краеведение
- Литературное краеведение
- Художественная культура.
Например, Историческое краеведение:
Человек заселяет Северную Азию |
Жилища и занятия древних людей |
Жизнь у берега моря |
Переход от каменного века к веку металла |
Семья, род, племя |
Религиозные верования |
На одном из занятий, тема которого «Семья, род, племя» на разных этапах формируются следующие универсальные учебные действия:
- познавательные – умение решать проблемы и задачи. В начале занятия через загадки, эвристическую беседу выясняем, расширяем знания детей о родах, к которым относятся семьи детей.
- определяем тему занятия, ставим цели, учимся работать по алгоритму, осуществляем контроль и самоконтроль – это формирование регулятивных УУД,
- умение работать в группе, в команде, умение договариваться, слышать и понимать партнера – это формирование коммуникативных УУД,
- работа по составлению программы запуска данной конструкции формирует познавательные УУД.
Занятия различными исследованиями, написание отчетов, своих сказок, а также общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию учащихся.
- Кружок «Основы финансовой грамотности» включает в себя формирование всех УУД:
Личностными результатами изучения курса являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Кружок «Юный топограф»
- познавательные УУД формируются при подготовке сообщений, в процессе бесед, выступлений,
- регулятивные и коммуникативные УУД формируются на всех этапах работы.
- развитие личностных УУД можно увидеть при участии ребят в индивидуальных проектах. Выступая перед одноклассниками и получая положительную оценку со стороны одноклассников, ребята самоутверждались, получая уверенность в себе и своих силах, все это позволяет говорить о формировании личностных УУД. Ребенок на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Заключение.
Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы кружков нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В конце, я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных пред...
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе
В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...
Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности
С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...
Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»
Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...
Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность
Овладение учебно-исследовательской и проектной деятельностью как один из важнейших результатов общего образования...
Реализация личностных универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по физике на примере кружка
Основной целью программы является: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности....
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе
Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность в 5 классе...