Разработка внеклассного мероприятия "Удивительный мир камней"
методическая разработка (6, 7 класс)
Материал данной разработки может быть использован при подготовке внеклассного мероприятия по географии и естествознания. Предназначена для учащихся 6-7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_kamney.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Удивительный мир камней».
Цели: расширить представление учащихся о горных породах и минералах, познакомить с природными богатствами Урала;
Развивать коммуникативные качества учащихся, творческие способности:
Воспитывать гордость за свою страну, бережное отношение к природным богатствам.
Оборудование: карта России, образцы минералов и горных пород, выставка изделий из поделочных камней, книги П. П. Бажова, мультимедийное оборудование, презентация
Ход мероприятия
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир камней.
Еще в давние времена камень ассоциировался с долговечностью, постоянством и величественностью форм. А огромные его размеры производили на первобытного человека большое впечатление. В старину камням даже поклонялись!!!
Слово камень употребляется в различных смыслах. Например, в медицине существует почечный камень, а в древние века алхимики бились над созданием философского камня, который превращал бы любые металлы в золото. Ювелир понимает под этим словом драгоценные камни. Строитель – материалы, с помощью которых строят дома, мостят улицы.
Однако чаще всего возникает следующая ассоциация: камень – это твердая горная порода. И сегодня мы приглашаем вас отправиться в каменные кладовые России, одними из которых является Урал. Это уникальный для нашей страны природный объект.
Вам интересно узнать о том, как образовались Уральские горы? Тогда слушайте и смотрите (презентация).
Вот на месте Уральских гор около нескольких миллионов лет назад простиралась мертвая пустыня. Прошло очень много времени, и на месте этой пустыни образовалась глубокая впадина в земной коре, которая заполнилась водой, превратившись в огромное море. На дне моря отлагались обломки пород, снесённые с берегов. Так проходили миллионы лет. Моря сменили вулканы, из жерл которых изливались мощные огненные лавы. Лава остывала, превращаясь в разные горные породы. Под действием внутренних сил Земли на этом месте поднялись высокие горы. А затем, на протяжении многих лет, под влиянием Солнца, воды, ветра, атмосферных осадков горы постепенно разрушались. Наконец, наступил относительный покой, и древние Уральские горы постепенно приняли современный облик.
Уральская поэтесса Людмила Татьяничева описала эти явления в стихотворении «Малахит».
Выразительное чтение учеником:
Л.Татьяничева «Малахит»
Когда – то над хребтом Урала,
Соленой свежестью полна,
С камнями запросто играла
Морская вольная волна.
Ей было любо на просторе,
И, гордо устремляясь ввысь,
Отхлынуло, исчезло море,
И горы в небо поднялись.
Но легендарная природа
То море в памяти хранит:
В гранитных каменных породах
Волной играет малахит.
Он морем до краёв наполнен,
И, кажется, слегка подуть –
Отхлынут каменные волны
И морю вновь укажут путь.
Учитель: Урал - страна легенд. Существует огромное количество преданий о богатствах Уральских гор.
Башкирская сказка гласит. Жил-был Великан и был у него пояс с глубокими карманами, в которые он прятал свои богатства. Пояс был огромный! Однажды Великан так растянул пояс, что тот лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет, где и по сей день хранятся сокровища великана — россыпи самоцветов.
Или вот еще одна легенда: Налетело однажды на Русь огромное страшное чудовище, разоряло оно деревни и села. И не было от него никакого спасения. Вызвался тогда богатырь русский победить чудовище. Весь народ собирал богатыря в дорогу и подарил ему пояс, весь расшитый дорогими каменьями. Долго бился с чудищем богатырь, наконец, победил его, связал своим драгоценным поясом и закинул далеко-далеко. Так освобождена была Русь от чудища. А пояс тот, упав на землю, превратился в цепочку гор, закрывающую столицу Руси от недругов. Все камни же рассыпались в недрах этих гор. Вот почему Уральские горы такие богатые!»
А вот легенда, полюбившаяся Павлу Петровичу Бажову. Говорят, будто Бог, когда землю создавал, решил людям добро сделать. Взял золота, меди, камней самоцветных да по всей земле и рассыпал, где погуще, где вовсе редко. Потом посмотрел Бог и увидел, что золота, самоцветов осталось еще целая горсть. Подумал Господь, да и высыпал между Европой и Азией. Так Уральские горы получились.
- Подскажите, ребята, а кто охраняет и бережет богатства Уральских гор? (Хозяйка Медной горы)
Выходит Хозяйка Медной Горы
Хозяйка Медной Горы. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас в своем царстве. Хоть царство моё и каменное, но прославленное на весь свет богатствами несметными! Много чудес и сокровищ скрыто в моих подземельях. Но раз в году открываются двери в мой дворец для дорогих гостей!
Сегодня вы узнаете тайну моих сокровищниц, а будет помогать мне горный мастер Данила.
Выходит мастер
Данила. (Показывает рукой на выставку горных пород) Как богата Уральская земля! Я узнал об этом, побывав во владениях Хозяйки Медной горы.
Все подземные богатства, горные породы, имеют разную историю происхождения.
В кладовых Хозяйки Медной горы множество рудных ископаемых: медные руды, железные, руды цветных металлов: оловянные, вольфрамовые и другие. Но самыми любимыми для меня являются драгоценные и полудрагоценные камни, с которыми я работал. Из них делают разные украшения. И сейчас я вам о них расскажу.
Яшма это знаменитый камень Урала.Подходит по знаку зодиака девам и рыбам.
Очень распространен полудрагоценный камень агат. Он был известен многим культурам уже более 6000 лет назад. Его название переводится с греческого – «счастливый». Он подходит по знаку зодиака тельцам, близнецам и ракам.
Аметист - является одним из самых востребованных драгоценных камней. За свою историю аметист успел обрасти множеством легенд. Одна из них гласит, что не получивший ответа на свои чувства к обычной девушке, Дионис – Бог увеселений и вина, в отчаянии решил, что она должна быть съедена тиграми. Ее спасла Богиня Артемида, превратив девушку в кварцевую статую.
Но, пожалуй, самый знаменитый камень Урала - малахит. Этот минерал используют для изготовления различных поделок и украшений.
С древности камень используют в народной медицине. Считается, что он способен излечивать различные кожные заболевания, а также болезни костей и суставов, облегчает дыхание, улучшает зрение и снимает зубную боль.
На Руси верили, что с помощью малахита можно научиться понимать язык всех живых существ, а также получить дар невидимости. Малахит способен оградить от порчи и сглаза, улучшить сон и избавить от ночных кошмаров.
Малахит отлично подходит для творческих людей, так как привлекает внимание к владельцу.
Хозяйка Медной горы: Вот такой славный мастер трудится в моих кладовых! О многих тайнах моих запасов он вам сегодня поведал. А теперь я посмотрю, как вы, гости дорогие, знаете подземные богатства.
Загадки (сопровождаются показом презентации)
То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость куста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)
Он был когда – то деревом могучим
И трепетал весёлою листвой.
Теперь лежит в земле чернее тучи –
Лежит окаменевший, неживой…
Но прошлой жизни он хранит следы
И нужен людям, как глоток воды. (Каменный уголь)
Камень этот-горные слезы,
Будто льдинки блестящие-дочки мороза,
Капли речки прозрачной иль воды из колодца,
В нем всегда отражаются лучики солнца. (Горный хрусталь)
Морщинистой и серой скорлупой
Ещё от наших глаз укрыта –
Воображенье чертит нам орбиты,
Овеянные тайной голубой,
Круги в воде, Сирень ночного сада,
И вольные изгибы облаков...
Лишь распадется скорлупы покров,
И ты увидишь чудеса... (Агата)
Античных статуй вечная краса,
Затмившая собою небеса…
Сей камень – настоящий образец.
Как звать его, скажите, наконец? (Мрамор)
Камень набережных и площадей,
Он фундамент массивных домов.
И в руках у умелых людей
Украшенье больших городов (Гранит)
Окаменевшая смола
Доисторических растений,
Что пригодиться нам смогла
Для всяких дивных украшений (Янтарь)
Во мне есть вода, но не мокрая,
Огонь – но не жгучий,
Мое твердое тело – бесцветное
И в то же время – разноцветное (Алмаз)
Эти камни просто чудо:
И сверкают, и горят,
Их вставляют в кольца, в броши,
Красотой они дарят (Самоцветы)
Ни огня, ни света, А огнём блестит (Золото)
Хозяйка Медной горы: Вот какие вы, ребята, молодцы! Думаю, что полюбились вам мои богатства! Но что-то мы засиделись у вас, а хозяйство у нас большое, всему нужен глаз да глаз. Люблю, чтобы порядок был везде. Пойдем, Данила! До свидания, ребята! Думаю, еще не раз с вами мы увидимся, уж очень нам понравилось у вас!
Учитель. В предгорьях Южного Урала, недалеко от города Миасс, находится уникальный, всемирно известный - Ильменский государственный заповедник. Это природная национальная зона, которая находится в Челябинской области. Высшая точка — гора Ильментау, высота которой 748 м. На территории комплекса находится много водоемов, наиболее глубокое из них – озеро Большой Кисегач (34 м), а самая продолжительная – река Большая Черемшанка, раскинувшаяся на 9,8 км. Заповедная зона заслуженно считается одной из главных источников разных редкостных пород. Она не имеет себе равных, так как только здесь находится близко 200 видов минералов,16 из которых были выявлены впервые на земном шаре. «Минералогическим раем» назвал Ильмены академик А. Е. Ферсман. «Уральской кладовухой» — писатель П. П. Бажов. «Против нашей Ильменской каменной кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь. Тут и спорить нечего, потому – на всяких языках про это написано: «в Ильменских горах камни со всего света лежат», - писал Павел Петрович. Этот заповедник стал музеем камня под открытым небом.
На территории заповедника не разрешается: жечь костры (разводить огонь можно только в мангалах). Ловить рыбу. Охотиться на животных. Выбрасывать мусор. Собирать грибы и ягоды. Портить природу.
Учитель: Сегодня мы услышали легенды о появлении Уральских гор, все мы вместе побывали у Хозяйки Медной горы, узнали, какие сокровища хранит в себе Урал. Мы убедились, что нужно бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Что, Где, Когда»
Интересная игра ,которую можно провести на тематической неделе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Пасха в Германии" авторы разработки Пономаренко И.В. Охотина Н.А.
Мы учителя немецкого языка разработали внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов, изучающих немецкий язык углубленно. Материал по теме "Пасха" всегда интересен и разнообразен. Ребята в восторге...