Азбука профессий. Классный час для 8-9 класса
классный час (8, 9 класс)
Задачей школы является обеспечить ребенку максимально широкое понимание спектра существующих профессиональных сфер и профессий, содержание деятельности в каждой из них. Благодаря этим знаниям и профессиональным тестам можно уточнить, насколько подходят предполагаемые сферы и профессии. Для этого подойдут и всевозможные кружки, секции, онлайн-курсы, экскурсии в компании, мастер-классы и лекции, встречи с представителями тех или иных профессий.
Предлагаю вашему вниманию классный час "Азбука профессий". Мы с ребятами проводили его в 8 классе для всей нашей параллели. Материалы взяты из общедоступных ресурсов интернета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука профессий кл.час для учащихся 8-9 кл | 27.77 КБ |
презентация к кл часу Азбука профессий | 672.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
Современный мир профессий огромен, разнообразен, расширяется и изменяется год от года. В связи с этим в сегодняшних условиях существует необходимость правильного, объективного, обоснованного и в данный момент времени нужного обществу выбора профессии.
Вопреки расхожему мнению, какую профессию выбрать, следует выбирать не конкретную профессию, а сферу профессиональной деятельности. Сегодня мир меняется очень быстро и к моменту окончания профессионального учебного заведения могут появиться совершенно новые профессии, которых не было на момент поступления. Кроме того, важно учитывать, что не стоит относиться к профессии, как к тому, что выбирается на всю жизнь, как это было раньше.
Ошибкой будет соотносить интерес и любовь к учебному предмету и профессию. Безусловно, они могут сочетаться, но не всегда. Гораздо важнее, что подростку нравится делать и что у него хорошо получается, в каких сферах и видах деятельности лежат его интересы, какие у него есть качества личности, навыки и способности. Исходя из этого можно подбирать профессиональные сферы.
Задачей школы является обеспечить ребенку максимально широкое понимание спектра существующих профессиональных сфер и профессий, содержание деятельности в каждой из них. Благодаря этим знаниям и профессиональным тестам можно уточнить, насколько подходят предполагаемые сферы и профессии. Для этого подойдут и всевозможные кружки, секции, онлайн-курсы, экскурсии в компании, мастер-классы и лекции, встречи с представителями тех или иных профессий.
Предлагаю вашему вниманию классный час "Азбука профессий". Мы с ребятами проводили его в 8 классе для всей нашей параллели. Материалы взяты из общедоступных ресурсов интернета.
"Азбука профессий"
План классного часа
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
II. Игра «Визитка».
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Конкурс болельщиков
IV. Мини-лекция «Формула профессии».
V. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»
VI. Тестирование.
VII. Веселая игра “Правильно, неправильно. Он – она”.
VIII. Хит-парад - профессии в песнях.
IX. Заключительное слово.
X. Подведение итогов (рефлексия).
Представление Жюри и команд
I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Что же такое профессия?
На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.
Квалификация - это уровень профессионального мастерства.
Должность - это место, занимаемое человеком в организации.
Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.
II. Игра «Визитка»
После родительского собрания некоторые родители оставили свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. На доске записаны профессиональные характеристики, взятые из визиток. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике.
1. Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.
2. Учитель математики высшей категории, директор школы.
3. Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.
4. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.
5. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой.
В наше время квалификация определяется не только категориями и разрядами, но и реальным мастерством специалиста. А это мастерство он показывает в работе. Именно о таких мастерах и говорят: «Артист в своем деле».
III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»
А как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое.
Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого каждая группа выберет задание
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
(Включается музыка, дети обсуждают, составляют списки.)
Конкурс болельщиков
(болельщики могут добавить балл своей команде)
сейчас веселая профи-викторина
Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)
Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке “Кот в сапогах”? (Мельник)
Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”? (Столяр)
Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)
Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)
Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”? (Кузнецом)
Кем по профессии был Юрий Деточкин – похититель автомобилей в фильме “Берегись автомобиля”? (Страховой агент)
Кем по профессии был герой киноленты “Белое солнце пустыни” Верещагин, исполнивший в фильме песню “Ваше благородие…”? (Таможенником)
Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)
Кем был по профессии Стекляшкин в сказке “Незнайка на Луне”? (Астрономом).
А теперь послушаем, что у команд получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
IV. Мини-лекция «Формула профессии»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
(Ведущий мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Учитель дописывает на доске после трех слов называния классного часа: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
V. Демонстрация осознанного выбора профессии
«Это мой выбор!»
Как же работает формула осознанного выбора профессии?
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
VI. Тестирование
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание.)
А теперь слушайте ключ к тесту
Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
VII. Веселая игра “Правильно, неправильно. Он – она”.
1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)
2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)
3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)
4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)
5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)
6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)
7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стречница.)
8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)
9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)
10.Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)
VIII. Мы продолжаем игру хит-парадом - профессии в песнях. Вспомните песни, в которых упоминалась, бы какая либо профессия.
Куда уехал цирк (В. Леонтьев)
Миллион алых роз (А. Пугачева)
Играй, музыкант (М. Распутина)
Бухгалтер (группа “Комбинация”)
Фотограф (Л. Гурченко)
VIII. Заключительное слово
Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Слово Жюри
IX. Подведение итогов (рефлексия)
Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали?
Примерные ответы детей:
- Остались положительные чувства. Профессию будем выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
- Открыл, что в мире 50 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Никаких чувств не осталось, тест интересный, но на выбор профессии он не повлияет.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональная характеристика Профессия Специальность Квалификация Должность
Визитка
Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы. Учитель математики высшей категории, директор школы. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии» «Самые модные профессии». «Самые забытые профессии». «Профессии, которые всегда нужны». «Самые отважные профессии».
"Формула профессии" Хочу + Могу + Надо = осознанный выбор профессии
МОГУ Как важно в жизни, помня о желаниях, Возможностей своих не забывать! Э. Асадов НАДО Все профессии нужны? Все профессии важны? Хочу Берись за то, к чему ты склонен, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец. И. Крылов
Тестирование
Тестирование Подсчитайте количество ТРЕУГОЛЬНИКОВ 6-8 треугольников 5 треугольников 4 треугольника 3 треугольника 2 треугольника 1 треугольник
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать. Ищите себя! Найдите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
азбука профессий
игра-знакомство...
Классный час "Азбука профессий" для 1-2 кл
Классный час "Азбука профессий" для 1-2 классов...
Проект "Азбука профессий"
Проект разработан для детей младшего и среднего школьного возраста...
Проект "Азбука профессий"
Проект разработан для детей младшего и среднего школьного возраста...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "Азбука профессий"
Рабочая программа курса «Азбука профессий» составлена на основе Сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасн...
Игра "Азбука профессий" для 5 класса
Игра для 5 класса по профориентации...
Программа для 5 классов "Азбука профессий"
Школьнику непросто разобраться в мире профессий и тем более сложно представить себе потребности рынка труда, реальные возможности трудоустройства, правильно оценить свои возможности. Примерная програм...