Программа "Дискуссионный клуб"
рабочая программа (10 класс)
Программа внеурочной деятельности "Дискуссионный клуб"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussionnyy_klub_ananeva.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «21» июня 2019 г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор лицея ___________ /Иванова О.В. Приказ № от « 24 » июня 2019 г. |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Дискуссионный клуб»
Срок реализации программы:1 год (51 ч.)
Возрастная категория: 17-18 лет, 10Б, 11Б классы
Авторы-составители:
Ананьева Оксана Алексеевна,
Зеленеева Кира Юрьевна
г. Смоленск
2019 - 2020
Дискуссия - одна из интерактивных форм деятельности учителя и обучающихся в школе. В то же время дискуссию можно рассматривать как основное ядро в формировании духовно-нравственной личности.
Современный динамичный мир принципиально изменил человеческую деятельность – людям все больше приходится управлять технологиями и быть коммуникабельными для достижения личных и общественных целей. Поэтому основная задача современного школьного образования разработка и применение комплекса обобщенных способов деятельности, применимых в любой предметной области. Школьникам необходима такая педагогическая технология, которая стала бы основой поведения в различных житейских ситуациях, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования активной личности.
Психологическое обоснование деятельностного подхода в школьных методиках принадлежит видным отечественным психологам , , и в общих чертах сводится к положению о том, что становление личности возможно только в деятельности, так как школьник чувствует себя свободным, может проявлять инициативу и самостоятельность, что придает оптимистический характер мировоззрению молодого человека и помогает преодолеть возрастной нигилизм.
Рабочая программа – деятельность ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА создана как средство способствующее развитию творческих способностей обучающихся, развитию познавательных интересов и даёт право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий. Деятельность по организации работы ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА осуществляется в свободное от основной учёбы время и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.
Деятельность учащихся в ШКОЛЬНОМ ДИСКУССИОННОМ КЛУБЕ характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата.
Деятельность ШКОЛЬНОГО ДИСКУССТОННОГО КЛУБА носит неформальный и комфортный характер для всех участников.
Целью деятельности дискуссионного клуба является формирование среды культурного общения, обмена мнениями по важнейшим вопросам современной социально-экономической и политической ситуации; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской деятельности ученика и учителя и, как итог, - формирование самоопределяющейся, осмысленной, социально активной, творческой личности.
Развивающие задачи программы:
учащиеся смогут
1. определить свои жизненные планы, выбрать профессию
2. прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуться в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.
3. сформировать умение участвовать в дискуссии
Обучающие задачи программы:
учащиеся смогут
1. овладеть основными операциями мыслительной деятельности - синтезу, анализу, общению
2. расширить кругозор и словарный запас
3. сформировать умение быстрого поиска информации, критического отношения к ней.
Воспитательные задачи программы:
учащиеся смогут
1. обогатить свой духовный мир в процессе дискуссии
2. реализовать свои потребности в самосовершенствовании и самоутверждении
3. сформировать активную гражданскую позицию.
4. узнать себя, свои сильные стороны.
5. развить чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях.
6. успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности.
Основными направлениями дискуссионного клуба определены следующие направления деятельности, где каждый может реализовать себя как личность:
- гражданско – патриотическое;
- художественно-эстетическое;
- духовно-нравственное;
- интеллектуальное.
Планируемые результаты
Учащиеся сформируют умения:
- собирать, отбирать, перерабатывать и структурировать информацию в различных источниках (вербальных, визуальных, Интернет-источниках, архивных документов);
- ориентироваться в энциклопедиях, справочниках, в том числе в формах вики;
- сопоставлять разные культурные тексты, делать логические выводы и определять коэффициент полезности для собственного жизненного пространства;
- анализировать сложные произведения искусства, выявлять их художественную ценность, интерпретировать смыслы, открывая их для себя.
Учащиеся выработают следующие навыки:
- публичного выступления (создавать текст выступления, отстаивать свою точку зрения, освоить правила ведения диалогов, полилогов);
- создания собственного продукта, аккумулировав его в обществе одноклассников, друзей, а также в сетях Интернета;
- использования знаний и умений в практической деятельности, программировать свой жизненный путь, выносить нравственные уроки;
- коммуникации, слышать себя и других, жить по совести.
Дискуссионный клуб является открытой площадкой для всестороннего обсуждения наиболее актуальных проблем социально-экономической жизни общества.
Деятельность учащихся в дискуссионном клубе характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников, а также отсутствием жесткой регламентации и жестких результатом.
Теоретические занятия по методике проведения дискуссий проводит педагог-руководитель. Заседания дискуссионного клуба готовятся инициативной группой, которая предлагает тему и форму для диспута. Заседания могут проводится в форме дебатов (обмен аргументами и контраргументами), диспутов (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами), мозговых штурмов, круглых столов (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов), ток-шоу, «аквариумов» (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа).
Программа рассчитана на 51 час.
Формой промежуточной аттестации является заседание дискуссионного клуба.
Тематическое планирование теоретической части и темы дискуссий
Тема | Содержание темы |
Вводное занятие. | Цели и задачи проекта. Выборы волонтеров клуба. Определение темы дискуссий путем тестирования классных коллективов. |
Композиция речи | Теория курса: начало речи, вступление, главная часть, конец речи, свободная композиция. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум. |
Что значит владеть своим голосом? | Темп речи, сила и высота голоса. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум. |
Как подготовить устное выступление | Экспромт. Определение темы, направленности, названия выступления. Предварительный план. Работа над фактами, теоретическим материалом. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум. |
Способы связи речи в устном выступлении | Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное отношение к речи. Повтор и анафора. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум. |
Диалог в дискуссии | Монолог особого типа. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Языковые средства создания эмоциональности речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум. Типы дискуссий: свободная, альтернативная, направляемая. Формы дискуссий: дискуссия-диалог, дискуссия-полилог. |
Стиль и тип речи | Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. Письменная речь в устном выступлении. Использование разных типов речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум. |
Речевые ошибки | Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и речевые ошибки. Выбор слова. Пословицы. Нормы грамматики и их нарушение. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум. |
Темы дискуссий | |
«Зачем человеку образование?» | |
«Есть ли будущее у книги?» | |
День народного единства – национальный праздник | |
Физики или лирики? | |
На что ориентироваться при выборе профессии? | |
Можно ли истребить коррупцию? | |
Современная демократия | |
Деньги – не главное? | |
Путь к успеху – все средства хороши? | |
Угроза нацизма в наши дни: вымысел или реальность? |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи проекта. | 1 |
2 | Композиция речи | 1 |
3 | Что значит владеть своим голосом: темп речи, сила и высота голоса | 1 |
4 | Как подготовить устное выступление | 1 |
5 | Способы связи речи в устном выступлении | 1 |
6 | Диалог в дискуссии. Причины конфликтов во время дискуссии | 1 |
7 | Стиль и тип речи | 1 |
8 | Речевые ошибки | 1 |
9 | «Зачем человеку образование?». Подготовка к дискуссии | 1 |
10-11 | Заседание дискуссионного клуба «Зачем человеку образование?» | 2 |
12 | «Книги жизни не научат?» Подготовка к дискуссии | 1 |
13-14 | Заседание дискуссионного клуба «Книги жизни не научат?» | 2 |
15 | «Физики или лирики?» Подготовка к дискуссии | 1 |
16-17 | Заседание дискуссионного клуба «Физики или лирики?» | 2 |
18 | На что ориентироваться при выборе профессии? Подготовка к дискуссии | 1 |
19-20 | Заседание дискуссионного клуба. На что ориентироваться при выборе профессии? | 2 |
21 | Можно ли истребить коррупцию? Подготовка к дискуссии | 1 |
22-23 | Заседание дискуссионного клуба. Можно ли истребить коррупцию? | 2 |
24 | Современная демократия. Подготовка к дискуссии | 1 |
25-26 | Заседание дискуссионного клуба. Современная демократия. | 2 |
27 | Деньги – не главное? Подготовка к дискуссии | 1 |
28-29 | Заседание дискуссионного клуба. Деньги – не главное? | 2 |
30 | Путь к успеху – все средства хороши? Подготовка к дискуссии | 1 |
31-32 | Заседание дискуссионного клуба. Путь к успеху – все средства хороши? | 2 |
33 | Угроза нацизма в наши дни: вымысел или реальность? Подготовка к дискуссии | 1 |
34-35 | Заседание дискуссионного клуба. Угроза нацизма в наши дни: вымысел или реальность? | 2 |
36 | История- учительница жизни? Подготовка к дискуссии | 1 |
37-38 | Заседание дискуссионного клуба. История- учительница жизни? | 2 |
39-46 | Встречи с интересными людьми | 8 |
47-48 | Экскурсия в Смоленский государственный архив | 2 |
49-50 | Экскурсия в Музей Великой Отечественной войны г.Смоленска | 2 |
51 | Заключительной занятие. Обсуждение работы дискуссионного клуба. | 1 |
всего часов | 51 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"
Программа по патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование клуба «Славяне»...
Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.
Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...
Клуб "ПК". ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности районного педагогического сообщества. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУХНЯ».
Цели, задачи, основные направления деятельности добровольного педагогического сообщества. Функции и статус клуба "Педагогическая кухня", его руководство и контроль....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’
Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...
План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017- 2018 г.
План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017-2018 г....
Реализация образовательных интересов и социальной активности детей в клубе любителей английского языка "Тандем". Положение о клубе "Тандем"
Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию сист...