Внеклассное мероприятие «Наш могучий и великий край»
план-конспект занятия (5 класс)

Черкашина Кристина Сергеевна

Внеклассное мероприятие «Наш могучий и великий край», посвященное 90-летию ХМАО-Югры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_okruga.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Наш могучий и великий край»

Цель:  расширение знания о родном крае, формирование экологических знаний обучающихся.

Задачи:

развивать кругозор и память учащихся;

приобщение к национальным традициям и культуре коренных народов севера;

привитие любви к природе;

Оборудование: конспект, раздаточный материал  для учащихся, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Форма проведения: игра – путешествие.

Ход мероприятия

Классный руководитель: Добрый день, ребята. Предлагаю вам начать сегодняшний классный час с прослушивания стихотворения.

Край мой милый!
Со смолистою тайгой,
С молодой отцовской силой,
С материнской добротой.

Песнь народа хантов, манси
И бескрайняя тайга.
Это милая сторонка,
Это Родина моя

Машет мне рукой осина,
Улыбается Конда.
Слышу лепет лебединый-
Это милая ЮГРА.

Ягод, зверя и богатства
Здесь у нас не сосчитать
Я люблю свой край мансийский
Жить здесь просто благодать!

Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем классном часе? (о Ханты- Мансийском автономном округе). Правильно! И это не случайно. Ведь 10 декабря Ханты-Мансийский автономный округ отпразднует свой очередной день рождения, а это 90 лет. Историческое название Ханты-мансийского автономного округа - ЮГРА.

Когда-то на северной земле под названием Югра хозяевами были люди, которые имели национальность  ханты и манси. Отсюда и название нашего округа - Ханты-Мансийский.

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра образован 10 декабря 1930 года. Расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины. Население - 460 тыс.человек.

Первое письменное упоминание о городе Ханты-Мансийске встречается в летописях в 15 в.     Люди селились здесь неслучайно. Город расположен на своеобразном полуострове, омываемом с трех сторон водами Иртыша. Ханты-Мансийский автономный округ -       крупнейший нефтедобывающий район России. Всего на территории округа выявлено около 500 нефтяных и газовых месторождений. Округ имеет свой устав, герб и флаг.

Герб-это символ нашего округа и на нём отображено самое главное, чем богат  и чем знаменит округ. Герб ХМАО, с изображением двуглавой птицы «Катухуп вой» на фоне голубого и зеленого щита. Под щитом начертан девиз «Югра»; флаг- прямоугольное полотнище, разделенное  на равновеликие полосы голубую, зеленую, белую. В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты - Мансийского автономного округа.

Ребята, рассмотрите внимательно герб и флаг округа. Какие цвета здесь присутствуют? Как вы думаете, о чем они говорят? Синий цвет - цвет воды, зеленый - лесов, белый - снега, золотой - символ славного прошлого, красный - жизни.

Известность во всем мире нашему округу принесли богатейшие месторождения нефти и газа. В Ханты-Мансийском автономном округе динамично развивается крупнейший в России топливно-энергетический комплекс, здесь обеспечивается основная доля добычи нефти, газа, производства электроэнергии. Более тринадцати процентов бюджетных поступлений России приходится на долю округа.

Ребята, давайте теперь  совершим маленькое путешествие в ХМАО, туда, где живут народы ханты и манси.  Посетим стойбища: «Загадочное», «Таёжных секретов», « Сувенир», « Юрту хантов и манси»,    А для этого запряжем три оленьи упряжки  и  отправимся на стойбища.

Но сначала, нужно задобрить сказочного героя Куль-отыра, царя оленей и оленеводов хантов и манси. Народ манси и ханты верили, что царь Культ-отыр приносит удачу.   Давайте дружно для него споём запевку с волшебными движениями. Слова в ней сказочные, необычные, они обозначают  только хвалебные слова.

Куль-куль-отыр(2 раза)- руки хлопают по коленям.

Гули-гули(4 раза)- руки над головой.

Куль-отыр- руки хлопают по коленям.

Оленя (2 раза) – руки скрещивают над головой (показывают рожки оленя).

Гули-гули(4 раза)- руки над головой.

Куль-отыр- руки хлопают по коленям.

(Игроки произносят слова, соединяют их с движениями, постепенно темп убыстряется)

 Следующая наша остановка стойбище «Загадочное»

 В нашем крае люди издавна занимаются рыбалкой, даже детей хантов и манси с раннего детства приучают этому полезному делу. Ханты и манси люди очень честные, доверчивые, люди которые очень любят свой край. На рыбалке они обязательно задают загадки.  Улыбаясь. А вы хотите пойти на рыбалку? (на доске прикреплены «рыбки» с загадками). От каждого ряда по очереди  выходят ребята и отгадывают загадки (ловят рыбку). А затем читают названия рыб, которые водятся в наших реках.

Вот стайка рыбок замерла,
У мелочи одна наука, –
Сверкнув глазами, приплыла…
Скорее в тину! Это - … (щука).

Под корягою лежит,
В летний жаркий полдень спит.
Любитель родников, глубин,
Изворотливый… (налим).

Золотая чешуя, красны плавники,
Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.
Разоделся словно князь
Хороша ты, рыба… (язь)!

Краснопёр, полосат,
Гроза любой реки,
В страхе разбегаются от него мальки.
Ох, не любит котелок
Этот шустрый … (окунёк).

Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам.
Нипочём рыбешке грязь,
А зовут его… (карась).

Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живёт в воде,
Носит иглы на спине. (Ерш)

Хороший улов, молодцы! А сейчас мы прибываем на стойбище «Таёжных секретов». Вы готовы отгадать мой первый секрет?

Игра (описание медведя)

Это животное, если встанет на задние лапы, может достигать  в высоту до двух метров, имеет вес до 400 кг, у него сильные когти, большие клыки, хороший тёплый мех. Зимой обычно ложится в спячку.

Медведь почитаем у народов ханты и манси. Его имя боялись даже вслух произносить, раньше его называли лесным человеком. В его честь организовывали праздник. Для его проведения изготавливали деревянные фигурки медведя, пели песни.

Ну что, отгадываем дальше?

Лесные жители для народов хантов и манси кормилицы. Чем занимались ханты и манси, живущие в тайге? (ответы детей) Рыболовство, собирательство ягод, орехов, съедобных корней. Конечно,  это охота, тогда разгадайте,  какие животные живут в нашем крае.

 Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это? (зайчишка)

Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это...(белочка)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!(дятел)

 Кто средь птиц лесных "глухой",
А не подпустит ближе.
Кто красуется, как царь,
Брови - красно - рыжи (глухарь)

Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (рысь)

 Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (лиса)

 Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга (олень)

 Главное животное  в стаде у хантов и манси-это олень. Ребята, давайте перед тем, как отправиться дальше  вместе разучим песенку «Оленя».

Песенка «Оленя» с движениями

 У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Зайка серенький бежит,
В дверь к нему стучит.

Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай,
Двери закрывай!

 У оленя дом большой,
Он глядит себе в окошко,
Мышка серая бежит,
В дверь к нему стучит.

Припев:
Тук-тук, дверь открой,
Там мороз холодный, злой,
Мышка, мышка забегай,
Лапки согревай!

Ребята, наша следующая остановка «Сувенир»

У  каждого  народа есть  своя  национальная  одежда.  По  одежде  мы  можем определить,  где этот человек живет.  Хантыйские платья очень удобные, широкие, в них не бывает жарко, ворот и манжеты плотно стянуты - не слишком беспокоят комары. В них легко двигаться и работать. Подол никогда не делали слишком длинным, чтобы не мешал при движении, при сборе ягод или ходьбе по лесу. Эту одежду тоже украшают: нашивают узор в виде цветных полосок из ткани или бисерную отделку. Из качественного меха шьют сахи и малицы. Их шили не на один день, а поэтому красиво украшали, нашивая спереди по подолу, на рукавах полосы орнамента. И мужчины, и женщины зимой носили длинные до бедер кисы. Сейчас стали шить бурки, они не являются традиционной национальной обувью, появились недавно, но их тоже стали украшать орнаментом.

Сейчас мы вам раздадим заготовки национальных костюмов ханты и манси, а вы постарайтесь раскрасить их, используя орнаменты (играет музыка с хантыйскими мотивами). Рисунки детей вывешиваются на доску.

Давайте сделаем последнюю остановку на стойбище «Юрта хантов и манси» и узнаем, какие же есть ещё города, кроме г. Ханты-Мансийска и г.Нижневартовска. Ребята, а какие вы еще знаете города, входящие в состав нашего округа?

Перед вами карта нашего округа, на которой изображены города – соседи нашего города.

В состав Ханты-Мансийского округа входят районы: Березовский (рп.Березово), Кондинский (рп.Междуреченский), Нефтеюганский (г.Нефтеюганск), Нижневартовский (г.Нижневартовск), Октябрьский (рп.Октябрьское), Советский (г.Советский), Сургутский (г.Сургут), Ханты-Мансийский (г.Ханты-Мансийск); Cуществовавший с конца 1980-х годов Белоярский район ныне входит в состав муниципального образования "город Белоярский". В состав округа также входят 14 городов окружного подчинения: Ханты-Мансийск, Белоярский, Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Югорск 

3. Заключительная часть

Подводится итог занятия. Детям предлагается досказать предложения.

 1. Я живу в городе…..(Нижневартовске)

2. Мой город находится в …..(Ханты-Мансийском Автономном) округе.

3. Самый главный город нашего округа - (Ханты-Мансийск)

4. В нашем округе добывают….(нефть, газ, древесину)

5. В округе проживают коренные народы - (ханты и манси)

6. В наших лесах обитают животные…(медведь, лиса,  лось, олень, белка, дятел, глухарь)

7. В наших реках и озёрах водятся рыбы….(щука, ёрш, окунь).

8. Я знаю города Ханты-Мансийского Автономного округа….(г.Сургут, г. Югорск, г.Когалым, г.Урай и др.)

Вот видите, как много мы уже знаем, как много нам ещё предстоит узнать!

Мы гордимся. Что живём в  прекрасном богатом крае. Так давайте же поздравим друг друга с днём рождения Округ! Хором говорят.

Спасибо всем за участие в классном часе! А сейчас мы говорим вам - ОСЕМАСОЛУМ, что в переводе означает до свидания. (звучит песня «Югра – сестра моя»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"

Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Жалобная книга природы Алтайского края"

Данная методическая разработка составлена для внеклассной работы со школьниками старших классов. В представленном материале содержится меньше развлекательной информации и больше достоверных сведений и...

Разработка внеклассного мероприятия по истории "Знатоки родного края"

Материал по истории Владимирского края, может быть использован при проведении недели краеведения в школе....

Внеклассное мероприятие по литературе "Патриот Донского края"

Данное мероприятие предназначено для учеников 8-11 классов. Оно посвящено М.А. Шолохову и его произведению "Судьба человека".  К мероприятию прилагается презентация. В ходе мероприятия учащиеся в...

Внеклассное мероприяти. посвященное 77- летию Приморского края "Знаток края"

Внеклассное мероприятие интегрированное (история + обществознание), посвящено 77 - летию образования Приморского края. Включен региональный компонент, использование ИКТ. Разработка предназначена препо...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Великий и могучий русский язык!» (8 класс)

laquo;Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет». (К.Г.Паустовский)Цель: привить учащимся любовь к родному языку....