Внеклассное мероприятие по литературе "Патриот Донского края"
план-конспект занятия по литературе (9, 10, 11 класс) по теме

Сергеенко Елена Геннадьевна

Данное мероприятие предназначено для учеников 8-11 классов. Оно посвящено М.А. Шолохову и его произведению "Судьба человека".  К мероприятию прилагается презентация. В ходе мероприятия учащиеся вспомнят биографию писателя, поговорят о наиболее известных произведениях Шолохова, проверят свои знания в мини- викторине и увидят отрывки из легендарного фильма С.Бондарчука "Судьба человека". Ссылка на архив с презентацией дана ниже в коммментарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Патриот Донского края . 52 КБ

Предварительный просмотр:

Направление: познавательное мероприятие.

Цели и задачи:

  • расширить знания учащихся о творчестве и биографии Шолохова;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую родину;
  • приобщать учащихся к миру духовной культуры народа через творческое наследие великого писателя;
  • привлечь к чтению книг М.А.Шолохова.

Учитель: У каждого из нас есть родная земля. Начинается она  сразу за порогом вашего дома.

Для нас с вами Родина начинается здесь – на донской земле. Донской край любим и дорог каждому из нас.

Но гордиться мы с вами можем не только тем. Что живем на Донской земле, но также и нашими земляками. Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем земляке - великом писателе М.А. Шолохове и о его произведениях.

Ведущий 1:

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в семье служащего торгового предприятия в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донского округа.

Отец Михаила смолоду работал по найму, мать, будучи дочерью крепостного крестьянина,  с двенадцати лет пошла в услужение: служила у одной старой вдовой помещицы.

В самом центре хутора стоял небольшой, крытый чаканом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель. Миша рос не один. В доме с Шолоховым жила многодетная семья родной сестры отца. Миша крепко сдружился с двоюродными братьями – Сашей и Володей. Миша и его братья, как и все их хуторские сверстники, были помощниками родителей в хозяйстве. Отец Михаила брал детей с собой в степь на полевые работы. Вместе они ездили на мельницу молоть муку, на ярмарки.

Недвижимой собственности отец Михаила не имел и, меняя профессии, менял и место жительства. Революция 1917 года застала его на должности управляющего паровой мельницы в х. Плешакове, Еланской станицы.

Ведущий 2:В то время Михаил учился в мужской гимназии в одном из уездных городов Воронежской губернии. В 1918 году, когда оккупационные немецкие войска подходили к этому городу, он прервал занятия и уехал домой. После этого продолжать учение он не мог, так как Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны.

С 1920 года, то есть с момента окончательного установления Советской власти на юге России, Михаил, будучи пятнадцатилетним подростком, сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого

населения, а потом пошел на продовольственную работу и, вероятно унаследовав от отца стремление к постоянной перемене профессий, успел за 6 лет изучить изрядное количество специальностей. Работал статистиком, учителем, грузчиком, продовольственным инспектором, каменщиком, счетоводом, канцелярским работником, журналистом. Несколько месяцев, когда не было работы, жил на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего. Все это время он усиленно занимался самообразованием.

Ведущий 3:

Писать он начал с 1923 года. Как и многие молодые писатели 20-х годов, Михаил Александрович начал с писания фельетонов. В 1924 году появился его рассказ «Родинка». Потом написал  еще несколько рассказов и в 1925 году выходит сборник "Донские рассказы”, а в 1926 году еще один – "Лазоревая степь”. Именно в сборник «Донские рассказы» вошло произведение знакомое всем с детства - «Нахалёнок». В своих произведениях ему удалось тонко почувствовать и претворить в нетленную красоту художественного слова неповторимую прелесть донской природы.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года. Роман принёс писателю мировую известность.

В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной (Сталинской) премией 1 степени. Этот роман переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание.

В 1929 году Шолохов начинает работать над романом «Поднятая целина». Чутко улавливая изменения, которые происходили в стране, он воссоздаёт правдивую картину начала коллективизации, борьбы партии и народа за новую жизнь, за успехи социалистического строительства в деревне, и связанную с этим перестройку психологии крестьянина.

Ведущий 4: В Великую Отечественную войну Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги. В одной из поездок на фронт Шолохов чуть не погиб. В начале 1942 года самолёт, на котором летел Михаил Александрович Шолохов, потерпел катастрофу. Погибли все пассажиры, чудом выжили лётчик с переломом позвоночника и сам Шолохов с тяжелейшей травмой головы.

Во время войны Шолохов начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину».

В 1950-е годы работает над продолжением романа «Они сражались за Родину», публикует рассказ «Судьба человека», в центре которых тот же советский человек, труженик с Дона, взявшийся за оружие, чтобы, презирая смерть, освободить родную страну от фашистских захватчиков. В них автор отразил трагическую историю жизни народа, государства и отдельного человека.

Незабываемым событием стало присуждение Шолохову в 1965 году Нобелевской премии за роман «Тихий Дон».

Учитель: Ответным словом звучали такие слова М.Шолохова «Разумеется, я доволен присуждением мне Нобелевской премии. Тут преобладает чувство радости оттого, что я в какой-то мере способствую прославлению своей Родины. Это важнее и дороже личных ощущений». Впоследствии Шолохов эту премию отдаёт на строительство станичной школы.

Присуждение Михаилу Александровичу Шолохову Нобелевской премии свидетельствует о мировом признании его таланта, о том, что его книги нашли дорогу к сердцам людей самых разных стран и национальностей, стали достоянием мировой литературы и мировой культуры.

Учитель: А сейчас, дорогие друзья, с помощью вопросов я хотела бы узнать, насколько вы были внимательны на нашем мероприятии.

Вопросы:

  • В каком году родился М. А. Шолохов? (1905)
  • Где родился Шолохов? (х. Кружилин)

-        За какую книгу писатель получил Нобелевскую
премию? (1965, «Тихий Дон»)

Учитель: Сегодня мы более подробно остановимся на  одном  не менее популярном произведении Шолохова «Судьба человека». Приурочим нашу с вами встречу к 110-летию со дня рождения нашего земляка Михаила Александровича Шолохова

Второй ведущий: Произведение написано в 1956 году. Рассказ-исповедь, рассказ-эпопея. В 1946 году ранней весной, т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно М. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал рассказ о его нелегкой судьбе. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. Рассказ был создан за несколько дней.

Первый ведущий: 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года напечатан в главной газете Советского Союза «Правде» - и это стало целым событием, которое открыло новый этап развития отечественной военной литературы.

Тут сыграли роль шолоховское бесстрашие и шолоховское умение через судьбу одного человека показать эпоху во всей ее сложности и драматизме. Рассказ, цепляющий за душу, в котором изображена судьба русского простого мужика, полная трагизма и потерь и такая сила русского характера! Шолохов пишет: «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Рассказ вызвал широкий резонанс в стране, что собственно не удивительно, ведь главным героем в нем был человек, который еще несколько назад был бы однозначно причислен к врагам народа – бывший военнопленный Андрей Соколов.

В 1959 году выходит на экран фильм, снятый по произведению Шолохова с таким же названием «Судьба человека». Режиссер и главный герой в нем Сергей Бондарчук.

Первый ведущий: В декабре 1957 года Сергей Бондарчук представил в худсовет «Мосфильма» сценарий картины, написанный драматургами Ю. Лукиным и Ф. Шахмагоновым, и получил добро на съемки. Желание рассказ экранизировать сразу же стало для Сергея Бондарчука больше чем мечтой — «целью жизни».

Второй ведущий: Фильм режиссера-дебютанта стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным.

Учитель: Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Судьба  бьет без единого промаха в сердце человека. Муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, яма, заполненная водой, — все, что осталось от дома и семьи. Сын Анатолий погибает в последний день войны.

Судьба главного героя — обобщенная судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей. Именно поэтому фильм назван не «Судьбой Андрея Соколова», а «Судьбой человека»…

Второй ведущий: «Простой человек» Андрей Соколов оказывается вовсе не однолинейным характером: героизм русского солдата складывается не только из бесстрашных поступков, но и из бесконечного терпения, гордости, обостренного чувства справедливости.

     Третий ведущий: Фашистский концлагерь — образ земного ада. Он страшен и муками обреченных людей, и своим дьявольским порядком, и холодным геометризмом изображения. Сортировка вновь прибывшего эшелона узников: евреев отдельно, стариков и женщин — отдельно, детей отнимают у матерей. Строят в три аккуратные ровные колонны. Дымит труба крематория. Люди входят в пылающий зев печи, а выходят оттуда черным вязким дымом, который душит физически, забивает горло, разъедает глаза. Отнято все, даже небо. Оно втиснуто в квадраты колючей проволоки.

Показ фрагмента фильма

Четвертый ведущий: Кадры, ставшие классикой мирового кино, так же как и эпизод в комендатуре концлагеря. Вызов к коменданту Мюллеру среди ночи означает для Соколова неминуемую гибель. Роскошное застолье, от запаха давно забытой еды у истощенного Андрея после лагерной баланды кружится голова. Начальство лагеря празднует выход «доблестной германской армии» к Волге. Напыщенный комендант предлагает пленному выпить за победу немецкого оружия, после чего Мюллер окажет ему «великую честь» — лично расстреляет этого могучего славянина.

Слышит в ответ на предложение гордое: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Стерпеть муки Соколов может, но такое унижение — глаза в глаза — нет. Хоть и знает, что ответ его равносилен смертному приговору. И в том ответе абсолютно русское отношение к неизбежной смерти «на миру»: отчаянно-бесшабашное, лихое.

Показ фрагмента фильма

Первый ведущий: Моральная победа Андрея Соколова безусловна, он выигрывает свой Сталинград. Мюллер отпускает пленного в барак. «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло…»

Второй ведущий: Жить в родном городе Соколов не может, уезжает в донской городок, работает шофером. Там возле чайной увидел он маленького, копошащегося в пыли, худенького (отцветающий одуванчик на тонкой ножке) оборвыша, сироту Ванюшку. Нежданно-негаданно повстречал человечка, которому еще хуже, чем ему

Просыпается в Соколове отцовское чувство, появляется смысл жизни: пожалеть сироту, обогреть замерзшее сердечко и почувствовать, что есть на свете существо, которому ты необходим. Есть ручонки-стебельки, обхватившие твою шею, прильнувшее к тебе невесомое тельце, забившееся в слезах и крике: «Папка! Родненький!»

Показ фрагмента

Третий  ведущий: В финале нет «всепобеждающей воли к жизни», пробудившейся в Андрее Соколове, но непреложны долг и ответственность перед Ванюшкой, цепляющимся за его ватник. И ничего не боится бывалый солдат, кроме как «помереть во сне и напугать своего сынишку…».

В конце января 1959 года картина «Судьба человека» была предоставлена на суд Главного управления по производству художественных

фильмов.   Первый   показ   состоялся   9   февраля.   Киношное   руководство единодушно признало безусловную победу режиссера.

Четвертый ведущий: Огромный восторг фильм вызвал и у широкого зрителя. В прокате 1959 года «Судьба человека» собрала 39 миллионов зрителей. «Судьба человека» закономерно вошла в золотой фонд отечественного кино, завоевав впоследствии множество призов на самых разных кинофестивалях.

  • Учитель:  Это фильм-монолог, монолог Человека, которому есть что рассказать.  Судьба  его насыщенна разными событиями.

. Не ждите от этого фильма точных исторических фактов или прочих стереотипов, акцент не на этом. Миллионов людей коснулись военные события, образ солдата Соколова — собирательный.

 А теперь только представьте, сколько невзгод выпало на долю наших, ВАШИХ предков. Вам кажется, что в таких фильмах слишком все жестко наигранно? В реальности всё было намного хуже. Хорошо, что сейчас мы можем видеть ту войну лишь на экранах, и скажем спасибо за это всем тем, чьи имена забыла история, но помнит наша память.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Внеклассное мероприятие по литературе "Донская сказка"

Мероприятие представляет собой красочный праздник по творчеству Донского края с использованием элементов народного творчества, предназначено для учащихся 5-9 классов....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ"

Данное мерпиятие разработано для учащихся среднего звена...

Внеклассное мероприяти. посвященное 77- летию Приморского края "Знаток края"

Внеклассное мероприятие интегрированное (история + обществознание), посвящено 77 - летию образования Приморского края. Включен региональный компонент, использование ИКТ. Разработка предназначена препо...

Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Камчатка-край родной, любимы!"

Данное мероприятие знакомит обучающихся с культурой и литературой Камчатки. Дети познакомятся с местными фольклорными произведениями, стихотворениями, которые воспевают эту прекрасную землю....


 

Комментарии

Сергеенко Елена Геннадьевна

Презентация много весит, так как содержит видео. Поэтому не загружаю ее здесь, а даю ссылку на скачивание с Яндекс.Диска

https://yadi.sk/d/whxLfD_Pk9Prb