Викторина "Мои права"
методическая разработка (8, 9 класс)
Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.
Задачи:
1.закрепление знаний Конвенции о правах ребенка
2.развитие умения отстаивать свои права;
3.воспитание чувства ответственности;
4.умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_moi_prava_i_obyazannosti.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Правовая викторина
«Мои права и обязанности»
Выполнила: Соломачева Г.Г.
Черногорск 2021г.
Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.
Задачи:
1.закрепление знаний Конвенции о правах ребенка
2.развитие умения отстаивать свои права;
3.воспитание чувства ответственности;
4.умение применять знание прав и обязанностей на практике.
1 раунд. 1 балл за правильный ответ на вопрос.
Вопросы:
- В каком возрасте человек считается ребенком, по мнению ООН? (0–18 лет)
- На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей)
- Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей? (правом и обязанностью)
- С какого возраста ребенок способен принимать самостоятельные решения? (с 3 лет)
- Кто несет ответственность за воспитание ребенка в случае развода родителей? (оба родителя)
- Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).
- На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:
А. Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Б. Право на получение оценки своих знаний;
В. Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;
Г. Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.
(Ответ: А, Б, В, Г)
- Какие имеются обязанности у обучающихся школы:
А. Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;
Б. Бережное отношение к имуществу школы;
В. Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.
(Ответ: А, Б, В)
- С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (с момента рождения).
- С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (с 16 лет).
2 раунд. 1 балл за правильный ответ на вопрос.
Угадай героя по описанию:
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
3 раунд. 2 балла за правильный ответ на вопрос и задачу.
Вопрос № 1
За что школьника могут поставить на внутришкольный учет?
(Ответ: ЗА СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОПУСКИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ, НЕУСПЕВАЕМОСТЬ, ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАВА ШКОЛЫ И ЗАКОНА РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ», ВЫРАЗИВШИЕСЯ: В АГРЕССИВНОМ ПОВЕДЕНИМ В ШКОЛЕ (ДРАКИ, ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ ДРУГ С ДРУГОМ, УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА).
Вопрос № 2.
За что подростка могут поставить на учет в полицию?
(Ответ: УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕНОРМАТИВНОЙ ЛЕКСИКИ В ШКОЛЕ И НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ, КУРЕНИЕ В ШКОЛЕ И НА ЕЁ ТЕРРИТОРИИ,
УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ, ПСИХОТРОПНЫХ И НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, А ТАКЖЕ ПОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В НЕТРЕЗВОМ СОСТОЯНИИ, БРОДЯЖНИЧЕСТВО, ПОПРОШАЙНИЧЕСТВО, ВОРОВСТВО ОБЩЕСТВЕННОГО И ЛИЧНОГО ИМУЩЕСТВА ГРАЖДАН, ЗА ПОРЧУ ШКОЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ВАНДАЛИЗМ);
Раунд №3 Задачи
Тематика «Семейное право», задача №1:
Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей. Права ли мама? Почему?
Ответ: Нет, так как согласно ст. 55 СК РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.
Информационная справка: Право ребенка жить и воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. Кроме того, ребенок имеет право на общение с обоими родителями и другими родственниками даже в случае расторжения брака родителей или их раздельного проживания (ст.ст.54-55 Семейного кодекса). Кодексом об Административных правонарушениях (ст. 5.35) установлена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере от 2 до 3 тыс. руб.
Задача № 2
Тематика «Семейное право»
В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим». Кто вправе определять имя ребенка?
(Ответ: по договоренности между собой именно родители придумывают имена своим детям (если они не договорятся между собой, то это сделает орган опеки и попечительства – орган в местной администрации).
Задача № 3
Тематика «Семейное право»
Задача: Аня и Ваня собираются подать заявление в органы ЗАГС для заключения брака, но Ваня уже состоит в браке с Юлей. Возможно ли заключение брака между Аней и Ваней, если он еще не разведен с Юлей? Почему?
(Ответ: нет, так как в соответствии со ст. 14 СК РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке).
Тематика «Трудовое право», задача №4:
Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины меньше 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.
Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?
Ответ: нет, не нарушил. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.
Раунд №4 Игра
1.Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил её право на…
2.Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на…
3. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него Было право на…
4.Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино…
5.Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на…
6.Когда Буратино, лиса Алиса, кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом на…
ответы
- личную неприкосновенность
- получение бесплатного образования
- пользоваться учреждениями культуры
- иметь имущество в собственности
- неприкосновенность жилища
- свободы передвижения
Раунд №5 «Определи вид преступления» .
Ведущий : У каждой команды на столах лежат задания. Ваша задача ознакомиться с ситуацией, определить вид преступления, озвучить его и дать ваш ответ.
За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла. Максимальное количество баллов – 14.
Задание для команды № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.
(Ответ: кража)
Задание для команды № 2
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.
( Ответ: грабёж)
Задание для команды № 3
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.
( Ответ: вымогательство).
Задание для команды № 4
Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.
( Ответ: Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
Задание для команды № 1
Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера.
( Ответ: Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия).
Задание для команды № 1
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.
(Ответ: вандализм)
Задание для команды № 2
Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса.
(Ответ: Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)
Задание для команды №2
Подростки решили покататься на крыше электропоезда.
(Ответ: Нарушение правил поведения на железнодорожных путях, влекущее за собой административное нарушение в виде штрафа. Но при этом подростки не думают о том, что такой вид развлечении ведёт за собой гибель от удара током, попадание под поезд, увечья и нанесение вреда своему здоровью).
Раунд №6 Игра с залом «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
Раунд №7
Ведущий: А теперь задание. Я вам раздам слова перевертыши. Переставьте их и расшифруйте слова, относящиеся к вопросам правоведения. Чья команда первая расшифрует, получит жетон.
- РЯДОКОП (порядок – правильное, налаженное состояние чего – нибудь)
- НИВА (вина – необходимое условие для привлечения к какой – либо ответственности, выражающееся в умысле или неосторожности лица по отношению к совершенному им общественно опасному деянию)
3. сикцяонтути (основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.)
4. рдеякилаца (документ о правах человека)
Ведущий: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.
Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.
а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).
б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).
в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).
г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).
д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).
е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).
ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).
з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).
Задание для команды № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.
Задание для команды № 1
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.
Задание для команды № 2
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.
Задание для команды № 2
Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба.
Задание для команды № 1
Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера.
Задание для команды № 1
Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом.
Задание для команды № 2
Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса.
Задание для команды №2
Подростки решили покататься на крыше электропоезда.
(Ответ: Нарушение правил поведения на железнодорожных путях, влекущее за собой административное нарушение в виде штрафа. Но при этом подростки не думают о том, что такой вид развлечении ведёт за собой гибель от удара током, попадание под поезд, увечья и нанесение вреда своему здоровью).
РЯДОКОП
сикцяонтути
рдеякилаца
НИВА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.
Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
Объекты экологического права. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
презентация предназначена для уроков по дисциплине "Основы экологического права"...
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила» УМК Ю.А. Комаровой, И.В.Ларионовой, К.Гренджер Английский язык для 5 класса общеобразовательных учреждений
Технологическая карта конспекта урока по английскому языку (5 класс) по теме : «Правила, правила, правила»...
Формирование элементарных общепринятых норм и правил поведения в социуме через организацию тематической правовой недели «Мы имеем право» Правовая неделя «Мы имеем право». (для разновозрастной группы 14- 17 лет).
Цели:1. Углубление знаний детей о правах и обязанностях.2. Воспитание умения считаться с мнениями и интересами других людей.3. Формирование доброжелательности, чувства справедливости, уважения друг к ...