Внеклассное занятие Геометрический орнамент на бумажной тарелочке
план-конспект

Криштофик Ольга Валерьевна

Цель: познакомить детей с видами орнаментов, правилами его построения.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение составлять  орнамент с использованием геометрических фигур по образцу;

-формировать представление о новом использовании геометрических фигур через составление элементов орнамента путем их чередования ;

- учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие:

-развивать внимание, память, логическое мышление, посредством повторения сюжета сказки «Федорино горе»  К.Чуковского;

- закрепить умение узнавать геометрические фигуры, цвета, в процессе дидактической игры «Волшебный мешочек»;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, путем вовлечения в беседу;

-развивать и корригировать речь через ответы на поставленные вопросы;

- развивать мелкую моторику пальцев, посредством выкладывания орнамента из геометрических фигур, работы с кисточкой и клеем.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.

-развивать творчество детей, способствовать формированию эстетического вкуса.

Демонстрационный материал: образцы орнамента в полосе, образцы орнамента на тарелочках.

Раздаточный материал: картонные одноразовые тарелки, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, кисти.

Методические приемы: игровая ситуация, отгадывание сказки  по иллюстрациям, беседа по сказке «Федорино горе», практическая деятельность детей, физкультминутка, гимнастика для глаз, выставка работ, подведение итогов, рефлексия.

Планируемый результат:

Репродуктивный - изготовление элементов орнамента по образцу.

Частично-поисковый – выбор цвета геометрических фигур, количества  элементов по выбору воспитанника.

Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ГКОУ ВО «Мстёрская специальная  (коррекционная)  общеобразовательная школа-интернат»

               Внеклассное занятие по ручному труду на 1 классе

               Тема:

       Аппликация «Геометрический орнамент на бумажной тарелочке»

        Подготовила:

        воспитатель О.В. Криштофик

        

Тема занятия: Аппликация «Геометрический орнамент на бумажной тарелочке»

Цель: познакомить детей с видами орнаментов, правилами его построения.

Задачи:

Образовательные:

-формировать умение составлять  орнамент с использованием геометрических фигур по образцу;

-формировать представление о новом использовании геометрических фигур через составление элементов орнамента путем их чередования ;

- учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие: 

-развивать внимание, память, логическое мышление, посредством повторения сюжета сказки «Федорино горе»  К.Чуковского;

- закрепить умение узнавать геометрические фигуры, цвета, в процессе дидактической игры «Волшебный мешочек»;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, путем вовлечения в беседу;

-развивать и корригировать речь через ответы на поставленные вопросы;

- развивать мелкую моторику пальцев, посредством выкладывания орнамента из геометрических фигур, работы с кисточкой и клеем.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.

-развивать творчество детей, способствовать формированию эстетического вкуса.

Демонстрационный материал: образцы орнамента в полосе, образцы орнамента на тарелочках.

Раздаточный материал: картонные одноразовые тарелки, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, кисти.

Методические приемы: игровая ситуация, отгадывание сказки  по иллюстрациям, беседа по сказке «Федорино горе», практическая деятельность детей, физкультминутка, гимнастика для глаз, выставка работ, подведение итогов, рефлексия.

Планируемый результат:

Репродуктивный - изготовление элементов орнамента по образцу.

Частично-поисковый – выбор цвета геометрических фигур, количества  элементов по выбору воспитанника.

Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

     Этап занятия

                             Содержание занятия

Деятельность воспитателя

Коррекционная    работа

Деятельность обучающихся

Ход занятия

1.Организационнный момент.

2. Беседа по теме занятия

3. Физминутка

4. Планирование работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6.Практическая часть.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Итог занятия

9.Рефлексия.

10.Работа со смайликами.

11.Выставка работ.

 (Рапорт.)

- Здравствуйте дорогие ребята и взрослые.  Очень приятно видеть вас на нашем занятии.

Вот звонок нам дал сигнал:

 Поработать час настал,

 Так что время не теряем

 И работать начинаем.

-Садитесь и с усердием трудитесь.

-Ребята посмотрите,  кто изображен на этой картинке?

-Из какой сказки этот персонаж?

-Какое горе  приключилось с Федорой?  

 - Кто знает, почему от  Федоры убежала посуда?  

- Чем закончилась сказка?  

- Посмотрите на картинку, -  какая чистая стоит посуда на полке, но можно ли посуду бабушки Федоры назвать красивой, нарядной?

-Почему?

 - А вот эти тарелки? (Демонстрация одноразовых  бумажных тарелочек)

 - Что нужно сделать, чтобы посуда стала нарядной?  

-Я предлагаю превратить наш класс в мастерскую. А нам стать мастерами-умельцами.

 - Как вы думаете, какую работу мы будем выполнять в нашей мастерской?

-Мы будем украшать тарелочки орнаментом. (Открываю слово на доске)

-  Орнамент.

(Словарная работа. Работа над произношением. На доске слово  «орнамент»)

  - Кто знает, что такое орнамент?

- Орнамент это узор, в котором сочетаются и повторяются   геометрические фигуры и изобразительные элементы.

-Какое основное назначение орнамента?  Для чего нам нужен орнамент?

-Какие бывают орнаменты?

Открываю орнамент.

 - Назовите, под каким номером  геометрический орнамент?

(Демонстрация образцов  геометрического и растительного орнаментов)

 - Почему он так называется?

- А сейчас найдите растительный  орнамент.

 - Почему он так называется?

- У меня для вас в руках «Волшебный мешочек». Я сейчас подойду к каждому из вас,  и вы посмотрите, что в нем.

-А что в нем находится?

 - Кто догадался, какой орнамент мы будем использовать для украшения наших тарелочек?

-  Посмотрите на парты, что нам понадобиться для работы?

 - Посмотрите, какие орнаменты можно составить из геометрических фигур (обсуждение образцов )

 Орнамент на тарелочке  может быть расположен: (наглядно на доске)

 - в центре;

 - идти по кайме, краю;

 - по всему полю тарелки;

-Мы с вами будем выполнять по краю тарелочки. (наглядно на доске)

Физминутка

Расправили спину, делаем глубокий вдох, выдох (3 р.)

Опустили голову на грудь, повороты влево-вправо (3 р.)

Надеваем «Шапку размышлений», трем мочки ушей

«Зоркие глаза» рисуем глазами круг в воздухе, треугольник.

Теперь вы готовы работать!

-Посмотрите все на свои геометрические фигуры, которые лежат на парте. Из скольких фигур вы будете выполнять орнамент?

 -А сейчас я вам расскажу дальнейший план нашей работы. Сначала вы подумаете, как разложить фигуры по краю тарелочки, чтобы рисунок повторялся. Затем, возьмете кисть, клей и приклеите фигуры к тарелочке.

1. Продумать композиционное расположение геометрических фигур на тарелке.

 2. Распределить детали аппликации на картонной тарелочке.

 3. Приклеить  детали к основе.

-Ребята, давайте вспомним правила безопасной работы с клеем:

 1.  При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

 2.   Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

 3.   Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

 4.    Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

5.     Приведи в порядок свое  рабочее место.

- Не забудем и про наши пальчики. Давайте подготовим их к работе.

Гимнастика для пальчиков

 Дружат в нашем классе девочки и мальчики

(Пальцы рук соединяются в «замок»)

 Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

 Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание одноименных пальцев начиная с мизинцев)

 Начинай считать опять.

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Мы закончили считать.

(Руки вниз, встряхнуть кистями)

 Выполнение изделия по намеченному плану.

-Давайте наденем фартуки и нарукавники настоящих мастеров –умельцев

 -Приступайте к самостоятельной работе.

Во время самостоятельной работы ребят воспитатель контролирует правильность выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы; оказывает помощь детям, испытывающим затруднения; Контролирует объем и качество выполнения работы.

-   Чему вы научились  в нашей мастерской?

- Красиво получилось?

 - Замечательные тарелочки у вас получились!

 - Каким орнаментом вы украсили тарелочки?  

 -  Почему он называется геометрическим орнаментом?

- Как вы думаете для чего можно использовать эти тарелочки?

 - Я думаю, что каждый будет рад иметь дома такую красивую тарелку.

- Если вы довольны своей работой  на занятии,  повесьте тарелочку под улыбающимся смайликом.

 - Если вы недовольны своей работой  на уроке,  повесьте тарелочку под грустным смайликом.

(Если под грустным смайликом, спросить, почему? В любом случае похвалить и подбодрить)

Все хором

Ответы детей

Это Федора,из сказки «Федорино горе»- это бабушка Федора – главная героиня сказки

От нее убежала посуда

Она была злая, посуду не любила и не мыла ее

Федора изменилась, стала доброй и посуда к ней вернулась

Нет

Посуда просто белая, не украшена, не разрисована

Украсить каким-то узором

Украшать тарелочки.

Дети зачитывают слово

Это повторяющийся рисунок

Основное назначение орнамента-украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму

Растительные, геометрические

Ответы детей

Состоит из геометрических фигур

Состоит из листьев, ягод

Дети вынимают по очереди из мешочка геометрические фигуры:  квадрат, треугольник,  круг.  Называют фигуру и цвет. Прикрепляют фигуры к доске.

Геометрический

Бумажная тарелочка, геометрические фигуры, клей, кисть, салфетка

-(Даша)-3 фигуры.

-(Никита)-2 фигуры.

-(Коля)-1 фигура.

Дети проговаривают

Дети выполняют гимнастику.

Украшать орнаментом посуду

Ответы детей.

Геометрическим орнаментом

Состоит из геометрических фигур

Ответы детей

Подарить маме, бабушке

                                                      Самоанализ проведенного занятия

                                      «Геометрический орнамент на бумажной тарелочке».

                                                                                                                           Воспитателя Криштофик О.В.

Цель занятия: познакомить детей с видами орнаментов, правилами его построения.

Задачи занятия:

Образовательные:

-формировать умение составлять  орнамент с использованием геометрических фигур по образцу;

-формировать представление о новом использовании геометрических фигур через составление элементов орнамента путем их чередования ;

- учить применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие: 

-развивать внимание, память, логическое мышление, посредством повторения сюжета сказки «Федорино горе»  К.Чуковского;

- закрепить умение узнавать геометрические фигуры, цвета, в процессе дидактической игры «Волшебный мешочек»;

- развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, путем вовлечения в беседу;

-развивать и корригировать речь через ответы на поставленные вопросы;

- развивать мелкую моторику пальцев, посредством выкладывания орнамента из геометрических фигур, работы с кисточкой и клеем.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.

-развивать творчество детей, способствовать формированию эстетического вкуса.

Демонстрационный материал: образцы орнамента в полосе, образцы орнамента на тарелочках.

Раздаточный материал: картонные одноразовые тарелки, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей, кисти.

Используемый вид работы: декоративное использование геометрических фигур. Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения: - количества объёма; конкретности образов; изобразительных и психофизических возможностей учащихся. Эстетически подобраны декоративные образцы, иллюстративный материал. Учащиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.

Оборудование занятия

Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к занятию. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов.

Структура занятия

Считаю, целесообразным использование на данном занятии «дробной» структуры (орг. момент; анализ декоративных образцов; выявление имеющихся знаний учащихся; физминутки; указания к началу работы и предупреждение ошибок; самостоятельная работа учащихся; подведение итогов занятия). Чётко прослеживалась градация этапов занятия. Между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленным целям занятия.

Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту учащихся, усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития познавательных возможностей детей.

Коррекционно-развивающая работа на занятии

Более подробно я хочу остановиться на коррекционно-развивающей работе на занятии по трудовому обучению. Ребята работали с орнаментами, предназначенными для украшения бумажных тарелочек.

Занятие по декоративному наклеиванию геометрических фигур на бумажные тарелочки, позволяют решать многие задачи коррекционного обучения. Прежде всего, они активно воздействуют на сенсорное развитие учащихся. Сенсорные процессы активизируются во время всестороннего рассматривания деталей орнамента, сравнения их по величине, форме, цвету.

На занятии проведена работа по уточнению представлений учащихся о геометрических формах.

Яркость, красочность, ритмичность, характерные для работ декоративного характера способствуют развитию восприятия цвета. В процессе работы для учащихся было организовано целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний. Учащиеся упражнялись не только в элементарном цветоразличении, но и в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с образцом.

Было уделено внимание всестороннему анализу и изучению образца узора. Учащиеся выделяли элементы узора, анализировали их расположение по форме, цвету.

Дети постепенно привыкают к тому, что нужно постоянно сравнивать и устанавливать сходство и различие между повторяющимися элементами узора.

Так как процесс выполнения аппликации делится на ряд этапов, то на занятии  дети учились планированию построения орнамента. Постепенно от поочередного накладывания  повторяющихся геометрических фигур, учащиеся переходили к наклеиванию фигур на бумажные тарелочки,  выполняя самостоятельно анализ схемы построения орнамента.

При составлении орнамента, большое значение придаётся развитию у детей умения располагать поочередно повторяющиеся геометрические фигуры.  Для этого ребятам были продемонстрированы образцы геометрических орнаментов на бумажных тарелочках, позволяющие учащимся составлять разные варианты композиции.

Школьники упражнялись в симметричном расположении элементов орнамента, что направлено на коррекцию и развитие пространственного ориентирования и зеркального изображения.

Таким образом, в процессе занятия, развиваются навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки.

На занятии использовались такие средства коррекции моторики руки, как составление орнаментов из отдельных элементов, умения пользоваться кистью с клеем.

На данном занятии использовалось средство развития речи учащихся, где они усваивали слова, обозначающие:

-названия предметов, связанных с изображением;

- признаки предмета или его частей (по величине, по цвету, по форме);

- практические действия (« разложить детали, чтобы рисунок повторялся», «приклеить»);

- пространственные отношения («посередине»,  «по краю», «по всему полю тарелочки»).

Кроме этого школьники усвоили и такие понятия, как «повторение рисунка», «орнамент».

Развитие зрительной памяти происходило путём запоминание формы, цвета, величины элементов.

Зрительное внимание развивалось в процессе анализа орнаментов, сравнения своей работы с образцом.

Рассматривая и изучая  орнаменты, ученики начинают понимать красоту сочетания различных форм и красок, как художник простыми средствами добивается необыкновенной выразительности.

Ребята активно участвовали в работе, производилась коррекция речи на основе полных ответов учащихся.

Подготовка воспитателя

Мною проведена стандартная подготовительная работа по подбору средств, методов, наглядно-демонстрационного материала. Владение методикой преподавания позволяет применять разнообразные методы, приёмы и способы работы. Зная и учитывая психофизические особенности  учащихся, применяла в ходе занятия поощрение  в соответствии с личностными качествами учащегося. Материал занятия преподнесён ярко, точно, умеренно и эмоционально выразительно, что способствовало улучшению эмоционально-волевой деятельности и поведения учащихся.

Общая оценка занятия

Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели занятия. Комплекс подобранных средств (нагл. дем. материал…), методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Добилась того, что: дети расширили имеющиеся знания об орнаментах, о широте их использования в современной жизни. Коррекционно-развивающаяся направленность занятия в целом прослеживалась на каждом этапе  (внимание – при выполнении каждого этапа работы).  Знания, полученные учащимися в процессе творческой деятельности,  получили результат в формировании  эстетического вкуса, умение подразделять виды орнаментов.

Считаю, что занятие было целостным и законченным. Достигло поставленной цели. Использована максимальная плотность занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Геометрический орнамент"

Данный мастер-класс рассчитан на педагогов, но может бытьиспользован на уроках информатики, изобразительного искусства для обучающихся. Может быть основой для разработки схемы вышивки и т.п....

Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках ИЗО 7класс

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям   ФГОС...

Конспект урока по столярному делу в 7 классе "Геометрическая резьба. Разметка геометрического орнамента"

Цели урока:Обучающая – ознакомить с геометрической резьбой; научить размечать геометрический орнамент и выполнять геометрическую резьбу.Коррекционно-развивающая – развивать трудолюбие, уси...

Конспект занятия "Изготовление пасхальной открытки с геометрическим орнаментом "

Вашему вниманию предлагается   конспект  занятия "Изготовление пасхальной открытки с геометрическим орнаментом ".  Работа над изготовлением  открытки расчитана на 2 занят...

Основы декоративной композиции. Геометрический орнамент. Орнамент в круге (розетка).

Розетка в истории орнаментики. Стилизация природных форм (цветок). Принцип поворотной симметрии. Построение розетки....