Программа общекультурного направления для воспитанников старшей школы "Литература и кино"
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Программа предусматривает большое количество практических занятий. Обязательной частью занятий являются кино- и телепросмотры, которые расширяют зрительский опыт и помогают полнее понять изучаемый материал, увидеть яркие примеры удачного и неудачного воплощения авторской задумки, а также пополнить свою копилку знаний, необходимым для творческой самореализации.
Просмотр фильма занимает обычно больше часа, а ограниченное количество часов курса не позволяет просмотреть экранизацию полностью. Поэтому на занятии используются разные формы работы с фильмом - демонстрация фрагментов фильма как иллюстрации к заданиям; либо при подготовке ребят к просмотру фильма, показать начало, а в качестве домашнего задания – попросить досмотреть фильм до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_literatury_i_kino_4.docx | 47.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори» (ГКОУ ЛО «Школа – интернат «Красные Зори»)
СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
Решением
педагогического совета Распоряжением от 31.08.2020 №218
ГКОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори»
(протокол от 31.08.2020г. №1)
Рабочая программа внеурочной
деятельности
Направление: общекультурное
«Искусство литературы и кино»
10-а,11-а классы
Разработчик: воспитатель
Гулева Ю.А.
Программа рассчитана на один год
Петергоф, Санкт-Петербург
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности “Искусство литературы и кино»” общекультурного направления разработана для учащихся 9-11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС и адаптирована для воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Актуальность. Время существенно изменило горизонты общения личности с искусством, которое, как известно, является важнейшим фактором воспитательного процесса. Если в XIX веке книга, символизируя собой все самое ценное, чего достигло человечество, являлась основным источником знаний и духовного наслаждения, то, уже начиная с XX века, прочное место рядом с книгой занял экран.
Кинематограф оказывает огромное воздействие на ум и душу человека, являясь, по сути, одним из главных определяющих факторов формирования его мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития. Вторжение в нашу жизнь недоступного ранее потока аудиовизуальной информации повлекли за собой трансформацию культуры, смену одних ценностных систем на другие. Наши дети оказываются в самом эпицентре медиаполя – кино, телевидение, видео, и поэтому большинство из них не любят читать, и зачастую знакомство с художественными произведениями для них происходит только в виде просмотра кинофильма по данному произведению.
Задача воспитателя - не игнорировать процесс воздействия средств массовой информации на школьников, а сделать этот процесс управляемым, стремиться к тому, чтобы осознанно и эффективно использовать их в учебном процессе.
Когда мы учим школьников смотреть и видеть, слушать и слышать, тогда и вне школы ученик будет воспринимать кино и телевидение активно: думая, сопоставляя, анализируя. Необходимо сделать так, чтобы книга и экран дополняли друг друга.
Процесс сопоставления поможет детям увидеть «рождение» кино и в то же время не будет отдаляться, а сообщить школьнику определенный минимум сведений об искусстве кино, помочь научиться понимать язык кино, познакомить его с кинопроцессом, с яркими образцами кинематографа - одна из задач, которая может и должна решаться в школе.
Таким образом, с помощью таких средств, как: крупный план, монтаж, музыка, талантливая актерская игра, кинематограф даст возможность увидеть и услышать выразительное слово писателя.
Цели программы:
- пробуждение у обучающихся интереса к чтению, размышлению;
- повышение уровня творческого развития;
- способствование совершенствованию человеческой личности учащихся через просмотр и обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой и отечественной классики на занятиях, обращаясь к сердцу и уму школьников.
Основные задачи:
- заинтересовать учащихся миром литературы и кино, расширить их кругозор, общую и эстетическую культуру;
- способствовать развитию критического мышления через сопоставление фильмов-экранизаций и литературных первоисточников (соответствие замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры и особенностей поэтики произведения);
- формировать устойчивые читательские и зрительские интересы в области классической литературы и содержательного кинематографа;
- научить школьников обсуждать, анализировать и высказывать свое отношение к прочитанному и увиденному, грамотно строить монологические высказывания, а также давать письменные рецензии;
- формировать медиакультуру/медиакомпетентность у учащихся в процессе общения;
- развивать коммуникативные и творческие способности учащихся.
Программа предусматривает большое количество практических занятий. Обязательной частью занятий являются кино- и телепросмотры, которые расширяют зрительский опыт и помогают полнее понять изучаемый материал, увидеть яркие примеры удачного и неудачного воплощения авторской задумки, а также пополнить свою копилку знаний, необходимым для творческой самореализации.
Просмотр фильма занимает обычно больше часа, а ограниченное количество часов курса не позволяет просмотреть экранизацию полностью. Поэтому на занятии используются разные формы работы с фильмом - демонстрация фрагментов фильма как иллюстрации к заданиям; либо при подготовке ребят к просмотру фильма, показать начало, а в качестве домашнего задания – попросить досмотреть фильм до конца.
В результате изучения данной программы ученики должны знать:
- законы адаптации литературного материала для экранных произведений;
- средства создания образа персонажа в художественном произведении и в экранизации;
- основные элементы языка литературы и кино;
- основы анализа художественного произведения;
- основы анализа кинофильма;
- приемы монтажного построения фильма;
- основы сценарного мастерства.
и уметь:
- применять знания, полученные на практических занятиях, в самостоятельной творческой работе;
- грамотно строить монологическое высказывание;
- составлять письменные рецензии к прочитанным произведениям и увиденным фильмам;
- работать с видеотехникой для создания авторских работ;
- анализировать разные медиатексты.
Контингент
Данная программа предназначена для учащихся 9-11классов общеобразовательной школы и построена с учетом возрастных, психологических, половых особенностей и уровня подготовленности учащихся, рассчитана на 33 занятия в год.
Методические рекомендации к программе:
Для анализа и сопоставления художественного произведения с экранизацией, а также знакомства с основами киноискусства фильмы – экранизации литературных произведений выбраны как входящие в школьную программу, что позволит еще раз обратиться к литературному материалу, так и не входящие в школьную программу.
Прежде, чем приступать к просмотру, обсуждению или анализу тех или иных фильмов-экранизаций, учащиеся обязательно должны прочитать литературный первоисточник. Литературные произведения и их экранизации выбраны небольшого объема, с целью экономии времени и перегрузки учащихся.
Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых, образно-творческих и т.д.), групповых и индивидуальных формах работы.
Основной формой работы остаются различные типы занятий: лекция, беседа, кино-занятие, презентация фильма, мини-кинофестиваль с применением на занятиях таких форм работы наблюдение, исследование, осмысление и обсуждение, анализ, сопоставление, письменные отзывы-рецензии, составление киносценария, работа с видеокамерой, творческая лаборатория, защита проектов и презентаций.
Программа составлена с учетом следующих нормативных правовых документов:
Конституция Российской Федерации.
• Декларация о правах ребенка
• Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»»,
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования». с последующими
изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. №
241; от 30.08.2010 г. № 889);
• Письмо Министерства образования и науки №03-255 "О введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования"
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2357 от
22.09.2011 года «О внесении изменений в ФГОС НОО, утверждённый Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373»
(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.12.2012 года
№ 22540); утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 26.11.2010г. № 1241 (рег. № 19707 от 04.02.2011г.).
• Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с
изменениями от 03.06.2008 г. № 164, от 19.10.2009 г. № 427);
• Концепция специальных федеральных государственных образовательных
стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся сограниченными возможностями
здоровья"
• Постановление от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»
• Распоряжение Комитета общего и профессионального образования от 15.03.2010 г.
№ 297-р «Об организации введения федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования в системе образования
Ленинградской области»;
• Концепция воспитания школьника в Ленинградской области: приказ Комитета
общего и профессионального образования Ленинградской области от 25.01.2010 г
№ 35;
• Закон Ленинградской области от 24 февраля 2014 года №6-оз "Об образовании в
Ленинградской области";
• Устав Государственного казённого общеобразовательного учреждения
Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные
образовательные «Красные Зори»;
• План воспитательной работы школы-интерната «Красные Зори» на 2020-2021
учебный год.
Содержание программы:
1.Вводное занятие (1 час).
Литература и кино. Взаимодействие и синтез разных видов искусств. Соотношение литературы и кино. Цели и задачи экранизации произведений классической литературы. Функции искусств. Недостатки и преимущества экранизации. Литература – один из источников кинематографа. Виды СМК, их роль в социальном обществе.
Создание словаря специальных терминов: Экранизация, кинематограф, синтез
Просмотр презентации «Виды средств массовой информации», анкетирование
(Приложение 1)
2. Литература и кино (1 час).
История создания кинематографа и основные этапы развития. Просмотр видеоролика с комментариями воспитателя. Написание синквейна по теме занятия.
Фильмы, рожденные книгой.
Словарь специальных терминов: синквейн
Просмотр и обсуждение отрывков из фильмов; сочинение-миниатюра в мини-группах «Моя любимая книга», «Мой любимый кино жанр/фильм» (по выбору уч-ся).
Книга - фильм - ты. Автор - режиссер – зритель (читатель)
3.Творческие принципы экранизации (2 часа)
Экранизация как интерпретация литературного текста и как самостоятельное произведение, созданное по законам другого искусства. Знакомство с принципами экранизации литературных произведений. Просмотр отрывков экранизации поэмы Н.В Гоголя «Мертвые души» (реж..М.Швейцер). Презентация «Принципы экранизации литературных произведений».
Словарь: интерпретация
4. Анализ сюжета фильма (1 час).
Практическое занятие. Разбор сюжета фильма –экранизации «Мертвые души».
Словарь специальных терминов; логлайн, трейлер
5. Средства создания образа персонажа в художественном произведении
и в фильме – экранизации (1 час).
В литературе средствами создания образа являются: портретная зарисовка, пейзаж и интерьер, речевая характеристика, самовыражение героя, внутренний монолог, поступки и поведение персонажа, художественная деталь, авторский подтекст и др.
В кино - общий, средний и крупный планы, монтаж, ракурс, музыкальное оформление, внутрикадровый и закадровый голос, субтитр, актерская игра, прием психологического осмысления пейзажа и др.
Понимание смысла художественного произведения с помощью кинематографических приемов и средств.
Просмотр отрывков из «Мертвых душ». Коллективное обсуждение.
Словарь терминов: авторский подтекст, внутренний монолог, ракурс, субтитр, прием психологического осмысления.
6. Литературное произведение как материал для экранизации (1 час).
Содержание (сюжет, в ролях, съемочная группа) Рассказчик в литературном произведении и в кино. Рассказчик в кино – копирование текста или художественный прием?
Практическая часть: чтение и просмотр определенных отрывков из литературного произведения и фильма-экранизации, сравнительный анализ отрывков роман «Герой нашего времени»
7. Язык литературы и кино (1 час).
Средства воздействия на читателя, зрителя.
В литературе – образ, пейзаж и интерьер, речевая характеристика, самовыражение героя, внутренний монолог, поступки и поведение персонажа, художественная деталь, авторский подтекст.
В кино - цвет, свет, движение, пространство в кадре, актерская игра, музыка. Язык кино и эстетическое становление личности.
Практическая часть: просмотр отрывков экранизации романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Наблюдение, обсуждение.
8. Монтаж в кино (1 час)
Виды и формы монтажа. Монтажная фраза – ее разновидности. Монтажный образ и его составляющие: мизанкадр, наплыв, мизансцена, стоп- кадр.
Словарь терминов: монтаж, монтажная фраза.
Просмотр видеоролика. Обсуждение.
9. Бестселлер на экране (1 час).
Один из лучших фильмов современного кинематографа, призер нескольких кинофестивалей в различных номинациях.
Монтаж как способ организации времени в фильме. Образность монтажа. Противоречивость личности писателя и способы ее воплощения.
Словарь терминов: бестселлер
10. Музыка в кино (1 час).
Музыкальный образ. Взаимодействие музыки и поэзии. Функциональная многозначность музыки в фильме: выражение авторского отношения через музыку, музыка как обобщающий фактор, характеристика.
Просмотр отрывков из к/ф «Гранатовый браслет». Беседа-обсуждение.
11. Практическое занятие: просмотр фильма-экранизации романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (отрывки). Беседа-обсуждение. Написание синквейна занятия.
12.Звуковое и музыкальное оформление фильма.
Просмотр фильма «Дама с собачкой». Сравнительный анализ литературного произведения и фильма: сюжет – сценарная линия, персонажи; анализ музыкального построения.
13. Практическое занятие (1час).
Работа с видеокамерой - раскадровка на натуре. Съемка видеороликов.
14. Сопоставление замысла режиссера кинематографической интерпретации, замыслу автора литературного первоисточника (1 час).
Тематика и проблематика, образы и характеры персонажей, жанровая структура особенности поэтики и т. д.
Просмотр к/ф «Судьба человека». Обсуждение.
Литературный киносценарий
15. Литературный сценарий – основа фильма (1 час).
Особенности киносценария как литературно-кинематографического произведения. От литературного текста к киносценарию, от киносценария - к фильму.
Практическая часть: просмотр к/ф «Первая любовь», обсуждение. Создание коллективного киносценария.
16. Киносценарий как драматургическая основа художественного фильма (1 час).
Воплощение в режиссерском сценарии идейно-художественного замысла литературного произведения.
Словарь терминов: идейно-художественный замысел.
Практическая часть: просмотр отрывков, работа в мини-группах.
17. Киноверсии одного первоисточника (1 час).
Несколько режиссерских взглядов на просмотр фильма. Сравнительный анализ литературного произведения и фильма: сюжет – сценарная линия, персонажи.
Практическая часть: просмотр отрывков из фильмов по роману А.Дюма «Граф Монте- Кристо»
18. Практическое занятие, пьеса Н.Островского «Бесприданница» (1час).
Законы экранизации. Работа с литературным первоисточником и фильмом. Читаем – продумываем структуру фильма, готовим раскадровку начала фильма (режиссерский сценарий). Смотрим начало фильма, проводим сравнительный анализ.
Словарь терминов: раскадровка
19. Кинодраматургия как особый род литературы, предназначенный для воплощения на экране (1 час).
Слияние в кинодраматургическом произведении элементов всех родов литературы – прозы, поэзии и драмы.
Словарь терминов: кинодраматургия
Практическая часть: переработка небольших литературных первоисточников в режиссерский сценарий.
Театр на экране
20. Театр на экране (1час)
Общие характеристики и специфика. Кинофильм и телеспектакль по литературному произведению. Сюжет. Актерский подбор. Особенности жанра. Понятие конфликта в драматургии. Конфликт внутренний и внешний, средства его выражения. Натурные, павильонные, комбинированные съемки разных видов искусств. Кинофильм и телеспектакль по литературному произведению.
Практическая часть: просмотр отрывков из к/ф и спектакля «Гамлет».
21. Актер в театре и в фильме (1 час).
Общее и специфическое в творчестве кино- и театрального актера. Изобразительная трактовка в телеспектакле. Близость стилистики телеспектакля литературному произведению.
22. Практическое занятие (2 часа).
Смотрим кинофильм и телеспектакль по литературному произведению – анализируем сюжет.
Словарь терминов: рецензия.
Просмотр к/ф из спектакля «Белые ночи», написание рецензии.
23. Понятие характера в литературе, театре и кино (1 час).
Характер и тип. Характер и поступок. Работа актера над характером в театре и в кино. Роль внешнего фактора.
Практическая часть: просмотр отрывков из к/ф «Поцелуй»
24. Характер и диалог. Характер и монолог (1 час).
Внутренний монолог как средство раскрытия характера.
Практическая часть: Просмотр отрывков из х/ф «Сталкер». Работа в мини-группах.
25.Актерское воплощение характеров на экране (1 час).
Просмотр фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Сравнительный анализ литературного произведения и фильма: сюжет – сценарная линия, актерская игра.
26. Практическое занятие (2 часа):
Просмотр кинофильма или телеспектакля по литературному произведению – анализируем сюжет.
Словарь специальных терминов: фабула, сюжетные линии, эпизод
27. Роль и значение чтения в жизни человека.
Эстетическое становление личности. Роль и значение кинообразования и киновоспитания.
Пресс-конференция. Вопросы к пресс-конференции (Приложение)
28. Экскурсия на киностудию (виртуальная)
Просмотр видеоролика. Написание отзыва.
29. Мини - кинофестиваль.
Презентация творческих работ – видеосюжеты, фильмы, презентации (Приложение).
Календарно-тематическое планирование программы
«Искусство литературы и кино»:
№п/п | Дата | Тема занятия | Форма проведения занятий | Количество часов | |
План. | Факт. | ||||
1 | Кино и литература, Соотношение литературы и кино. Виды СМК, их роль в социальном обществе. | лекция анкетирование | 1 | ||
2 | Литература и кино. История создания основные этапы развития. | Видеопрезентация | 1 | ||
Книга - фильм - ты. Автор - режиссер - зритель (читатель) | |||||
3 | Творческие принципы литературного произведения и экранизации. | Исследование, Анализ, просмотр | 2 | ||
4 | Анализ сюжета фильма | Практическое занятие | 1 | ||
5 | Средства создания образа персонажа в художественном произведении и в фильме | Просмотр к/ф, обсуждение | 1 | ||
6 | Литературное произведение как материал для экранизации | Чтение отрывков, Просмотр фрагментов, Сравнительный анализ | 1 | ||
7 | Язык литературы и кино | Просмотр видео-фрагментов | 1 | ||
8 | Монтаж в кино | Беседа-обсуждение | 1 | ||
9 | Бестселлер на экране. | Просмотр к/ф, Сравнение, сопоставление, анализ | 1 | ||
10 | Музыка в кино. | Видеопрезентация, беседа | 1 | ||
11 | Просмотр учебного фильма | Просмотр, обсуждение | 1 | ||
12 | Звуковое и музыкальное оформление | Сравнительный анализ | 1 | ||
13 | Работа с видеокаме- рой. | Творческая лаборатория | 1 | ||
14 | Сопоставление замысла литературного произведения. Первоисточник и киноверсия. | Беседа-коллективное обсуждение | 1 | ||
Литературный киносценарий | |||||
15 | Литературный сценарий – основа фильма. | Лекция-беседа Практика: создание сценария | 1 | ||
16 | Киносценарий как драматургическая основа художественного фильма. | Беседа, Работа в мини-группах | 1 | ||
17 | Киноверсии одного первоисточника | Просмотр видеофрагментов | 1 | ||
18 | Законы экранизации. | Занятие-практикум | 1 | ||
19 | Кинодраматургия как особый род литературы | Защита творческих работ | 1 | ||
Театр на экране | |||||
20 | Театр на экране | Беседа-обсуждение, Просмотр отрывков | 1 | ||
21 | Актер в театре и в фильме. | Работа в мини-группах, просмотр, сопоставление | 1 | ||
22 | Просмотр кинофильма или телеспектакля по литературному произведению | Написание рецензии | 2 | ||
23 | Понятие характера в литературе, театре и кино. | Просмотр-обсуждение видеофрагментов | 1 | ||
24 | Характер и диалог. Характер и монолог. | Работа в мини-группах | 1 | ||
25 | Актерское воплощение характеров на экране. | Просмотр видеофрагментов | 1 | ||
26 | Просмотр фильма или телеспектакля по литературному произведению | Беседа обсуждение | 2 | ||
27 | Роль и значение чтения в жизни человека | Пресс-конференция | 1 | ||
27 | Экскурсия (виртуальная) на киностудию. | Экскурсия | 1 | ||
28 | Мини-кинофестиваль | Просмотр работ уч-ся | 2 |
ВСЕГО ЧАСОВ 33 ч
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметными результатамиизучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи, навыками публичного выступления;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Фильмография (примерная):
Введение:
1. «Фильм, фильм, фильм» реж. Ф. Хитрук (1968 г.)
2. «Нос», реж. Р. Быков (1977 г.)
3. Книга - фильм - ты. Автор - режиссер - зритель (читатель)
4- 5. «Мертвые души», реж.М. Швейцер (1984 г.)
6.-7 «Герой нашего времени», реж. С.Ростоцкий (1965 г.)
8. «Горе от ума», постановка И.Царева (1977 г.)
9. «Леди Макбет Мценского уезда», реж. Р.Балаян (1990г.)
10. «Гранатовый браслет», реж.А.Роом (1964 г.)
12. «Дама с собачкой», реж. И.Хейфиц (1960 г.)
13. «Судьба человека», реж. С.Бондарчук (1959 г.)
14. «Дон Кихот», реж. Г.Козинцев (1957 г.)
Литературный киносценарий
15. «Первая любовь», реж. В.Ордынский (1968 г.)
16. «Девочка и эхо», реж.Э.Жебрюнас (1964 г.)
17. «Граф Монте Кристо» (фр.) (1961 г); «Граф Монте-Кристо» (англ) (1975г);
«Граф Монте-Кристо» фр (1953г.), «Граф Монте-Кристо» (фр.) (1998 г.), «Узник замка Иф» (Россия, 1988 г.)
18. «Бесприданница», реж. Я.Протазанов (1936 г), «Бесприданница», реж. Константин Худяков (1974 г.) , «Жестокий романс», реж. Э.Рязанов (1984 г.)
Театр на экране:
19. «Гамлет», Г.Козинцев(1964 г.), спектакль "Гамлет" МХТ им.Чехова (2005 год)
20. «Убить дракона», реж. М.Захаров (1988 г.)
21. «Белые ночи», И.Пырьев (1959 г.)
22. «Поцелуй», Р. Балаян (1983 г.)
23. «Сталкер», А.Тарковский (1980 г.)
24. «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», В.Мельников (1979 г.)
25. «Юнона и Авось», фильм-спектакль театра Ленком, реж. М.Захаров (1981 г.)
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Вайсфельд И.В. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983. - 144 с
2. Галаджева Г. Художник в кино. - М.: Союзинформкино, 1981. - 152 с
3. Голубева Е.И. Как составить реферат: Памятка для старшеклассников //
Школьная библиотека. 2004. – № 2. - 12-13 с
4. Ефимов Э. М. Замысел - фильм - зритель. М.: Искусство, 1987. – 114 с
5. Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1987.
- 296 с
6. Кузьмин А.И. У истоков русского театра: Книга для учащихся. М.:
Просвещение, 1984. -
7. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.6 Изд-во ЛГУ, 1983. -
8. Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. - 176 с
9. Мартен М. Язык кино. М.: Искусство, 1959. –
10. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1989. - 288 с
11. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной
литературы.М.: Книга, 1972. - 152 с
12. Педагогическая серия. – 2004. – №1. - 94-99с // Энциклопедический
словарь. Сов. Энциклопедия. 1996. - 310 с
13. Раппопорт С.Х. От художника – к зрителю: Как построено и как
функционирует произведение искусства. М.: Сов. Художник, 1978. -
14. Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. М.: Бюро пропаганды совет,
киноискусства, 1975. - 94с
15. Сахновский-Панкеев В.А. Соперничество-содружество: Театр и кино.
Опыт сравнительного анализа. Л.: Искусство, 1979. - 310 с
16. Старкова З.С. Литература и кино: Книга для учащихся. - М.:
Просвещение, 1978. - 96 с
17. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике,
медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог: Изд-во Таганрогского
гос.педагогического института, 2010. – 64 с.
Интернет-ресурсы:
Словарь кинематографических терминов
http://www.educationmode.ru/waedus-583-14.html
http://litena.ru/literaturovedenie/item/f00/s00/e0000261/index.shtml
https://studbooks.net/629020/kulturologiya/vnutrenniy_monolog_kinematografe
https://studopedia.ru/3_139571_zhanr-v-kinematografe-voploshchenie-akterskoy-igri-v-kino.html
https://fb.ru/article/266295/chto-takoe-retsenzii-i-kakovyi-pravila-ih-sostavleniya
https://school-of-inspiration.ru/kak-napisat-otzyv-v-pomoshh-shkolnikam
«Фильм,фильм,фильм» м/ф https://www.youtube.com/watch?v=EdwSmmXU6JM
«Нос» х/ф https://www.youtube.com/watch?v=ussy3ouZAtM
«Мертвые души» многосерийный х/ф
https://www.youtube.com/watch?v=385ezj2KUc8&list=PLUKxl1MSrVzf05Hz14YlKSi5nkjzy9W0f
«Герой нашего времени», х/ф (кинодилогия)
https://www.ivi.ru/watch/geroj-nashego-vremeni-1965
https://www.youtube.com/watch?v=MA68lolYFRM
«Горе от ума»
https://www.youtube.com/watch?v=CcVATTgseQo
«Леди Макбет Мценского уезда» https://my.mail.ru/mail/bbabenkov/video/1989/1266.html
«Дама с собачкой» https://www.youtube.com/watch?v=TXFc_SirB7o
«Судьба человека» https://cinema.mosfilm.ru/films/35516/
«Дон Кихот» https://www.youtube.com/watch?v=xvxukgXties
«Первая любовь» https://www.youtube.com/watch?v=xT_lJumqsBU
«Девочка и эхо» https://www.youtube.com/watch?v=Ukp4IugW9jU
«Граф Монте Кристо» https://www.youtube.com/watch?v=i4v3E9djfZg
«Граф Монте-Кристо» (англ) https://www.youtube.com/watch?v=Ua8WU4PDYBk
«Граф Монте-Кристо» https://www.youtube.com/watch?v=CJSzn-DbVs0
«Узник замка Иф» https://www.youtube.com/watch?v=nxEg_5noQ6g
«Граф Монте-Кристо» https://www.youtube.com/watch?v=2NDPotItsgM
«Бесприданница» https://www.youtube.com/watch?v=hM2as8vAl1U
«Бесприданница» https://www.youtube.com/watch?v=N96QYIrgNCg
«Жестокий романс» https://cinema.mosfilm.ru/films/34726/
«Гамлет» https://www.youtube.com/watch?v=yDdqYIYQgz8
Спектакль "Гамлет" МХТ им.Чехова https://www.youtube.com/watch?v=ndL186F3M-8
«Убить дракона» https://cinema.mosfilm.ru/films/35435/
«Белые ночи» https://cinema.mosfilm.ru/films/34589/
«Поцелуй» https://www.youtube.com/watch?v=5gphGKs2AiU
«Сталкер» https://www.youtube.com/watch?v=ixS9fBSsPSs
«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
https://www.youtube.com/watch?v=yhujgY6m0RQ&list=PLW-Z0qbtPbsyumnAKI2wApCm9pwAfbhas
«Юнона и Авось» https://www.youtube.com/watch?v=6QxgfiRlEJo
Приложения
- Презентации:
- «Виды средств массовой культуры»
https://pptcloud.ru/raznoe/massovaya-kultura;
- «Принципы экранизации литературных произведений»;
http://www.myshared.ru/slide/931679/
- Правила составления синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма.
Синквейн- это приём технологии развития критического мышления. Синквейны – это и стихи, и средство творческого самовыражения, и способ улучшения эмоционального состояния на уроке, а так же прием проверки усвоенных знаний по теме.
1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)
2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)
3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).
4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту).
5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).
Пример сиквейна на тему «Воображение, фантазия, творчество»
Воображение.
Яркое. Богатое.
Представлять. Фантазировать. Сочинять.
Умение в повседневой реальности видеть особенное.
Творчество;
- Памятка по написанию рецензии
Рецензия - это экспертное заключение, в основу которого ложиться оценка и анализ. По-другому рецензию можно назвать развернутой аннотацией к фильму.
1. Эмоции и актуальность
Рецензию следует писать сразу, как только вы посмотрели данную киноленту, так как актуальность вашей рецензии с каждым днем будет уменьшаться, ведь все больше людей увидят фильм сами. Написанная на эмоциях рецензия намного интереснее, чем скучные и статичные факты. Так что на премьеру фильма стоит идти с блокнотом и ручкой, чтобы по ходу действия делать пометки для себя, что понравилось, а что вызвало недовольство или отторжение. Статья должна быть живой, чтобы после нее захотелось самому оценить данный фильм.
2. Заголовок
Чтобы привлечь внимание читателей, требуется интригующий и бросающийся в глаза заголовок. Не забывайте о том, что в заголовке рецензии необходимо написать название фильма, но это можно интересно обыграть. Например, «Робин Гуд, не так прост, как казалось в начале».
3. Вступление
Во вступлении стоит красочно подать идею фильма, описать сюжет так, чтобы интрига в фильме не была раскрыта, и его хотелось посмотреть. Если вы расскажете все самое важное, что было в фильме, читатели спасибо за это не скажут. Но не переходите на банальный пересказ – это скучно. Не договаривайте, но делайте это правильно.
4. Анализ
Проведите анализ фильма. Получилось ли режиссеру донести главную идею до зрителя? Удивила ли игра актёров, спецэффекты, декорации, музыкальное сопровождение? Отметьте, что вам понравилось, а что вызвало явное негодование. Неплохо будет отметить реакцию зала на определенные моменты.
5. Ваша личность в рецензии
Вы можете дать свою собственную оценку фильму, но не забывайте, что объективность - на первом месте.
6. Вывод
Последнее, что вы должны сделать – подвести итоги. На какого зрителя рассчитан данный фильм, что можно получить от киноленты, стоит ли этот фильм посмотреть в кинотеатре?
- Правила написания отзыва
Отзыв – это небольшой текст, в который автор заключает своё мнение о фильме и субъективную оценку.
План:
1. Название фильма.
2. Авторы (сценарист, режиссер, оператор)
3. Исполнители гл. ролей
4. Очень кратко: тема, идея (идея - на Ваш взгляд, разумеется)
5. Положительные черты, достижения, открытия (что Вам понравилось)
6. Отрицательные черты, недочеты, исторические неточности и т. п. (что Вам не понравилось)
7. Вывод (стоит смотреть или нет, стоило снимать или нет, рекомендуете продолжить съемку по этой теме или нет и т. п.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...
Реализация программы общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся начальных классовв условиях внедрения ФГОС.
В статье говорится о том, как реализуется программа общекультурной направленности «Волшебная палитра» для обучающихся начальных классов в условиях внедрения Федеральных государ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности (социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное направления) Студия «Юный журналист»
Программа по дополнительному образованию художественной направленности....
Общеразвивающая программа внеурочной деятельности общекультурного направления (художественной направленности) "РАДУГА КРАСОК"
Программа «Радуга - красок» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интерес к художественной деятельности и направлен...
Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год.
Рабочая программа кружка «Танцевальные ритмы» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год....
Рабочая программа кружка «Акварель» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год.
Рабочая программа кружка «Акварель» общекультурного направления для обучающихся(воспитанников) на 2021 -2022 учебный год....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ общекультурной направленности «Язык, культура и традиции татарского народа» (программа рассчитана для детей с 9-15 лет)
Пояснительная запискаДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения по изучению и сохранению истории, культуры и языка татарского народа имеет художественно-эстетическую напр...