Публикация №1
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Покровская О.В.
«ПРОГРАММА «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ», КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ИЛИ
«МЫ УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ»
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного
(Л. Толстой)
Меняется время, меняются нравы и ценности, но по-прежнему в цене остаются знания. Но какие знания поистине ценны?
Современная система выпускных экзаменов рассчитывает на выпускника, готового найти источники информации и правильно их применять на практике, мобильного абитуриента, студента, а затем высококвалифицированного работника. Перед учителем современности стоит задача не вручить в руки «чемодан с фундаментальными знаниями физики, географии, истории, биологии», а обучить универсальным методам, действиям, которые бы стали полезными и используемыми в изучении школьных предметов, а также весомыми за пределами школы. Представить богатый инструментарий методов и приёмов работы на уроках и вне его. И как бы шаблонно это не звучало, но главная миссия учителя - научить учиться!
Данная программа имеет два названия. Первое из них «Методика изучения истории», так как изначально курс базировался именно на данном учебном предмете и сопутствующих ему обществознании, праве, экономики. С введения данного курса в школе и расширением круга используемых предметов, в том числе и гуманитарной направленности программа получила более лёгкое название «Мы учимся учиться».
Предоставленная программа используется как средство преодоления трудностей в изучении гуманитарных предметов».
Изначально программа базировалась только на предмете истории, поэтому хотелось бы рассмотреть данный курс на данном учебном предмете.
Данная программа состоит из серии занятий, предназначенных для учащихся 5-11 классов, посвящённых методике изучения предмета истории (гуманитарных предметов). Многие учащиеся на начальном и последующем этапах изучения дисциплины истории сталкиваются с проблемами методики, способов изучения данного предмета. Основные сложности возникают в точной передаче мысли, доказательстве точки зрения, анализе и характеристике исторических событий, в систематизации большого пласта исторической информации. Данный курс позволит применять полученные знания не только на уроках истории, но и других занятиях.
Программа курса рассчитана на 15 часов. 10 часов (для звена 5-8 классов) и 15 часов (9-11 класс). Курс составлен по проблемному принципу.
Цель курса – обучение учащихся применять способы (методики) изучения истории (гуманитарных предметов).
Основные задачи представленного курса:
- Определить цели и задачи изучения истории.
- Научиться видеть главное в сплошном потоке исторической информации.
- Научиться анализировать, доказывать, делать выводы.
- Формирование мыслительных, исследовательских умений и навыков;
- Определить виды исторических источников, выработать умение работы с различными источниками;
- Выработать умения практического оформления материала (составление таблицы, плана, кластера, сиквейна)
- Научиться вести дискуссию, рецензировать ответы одноклассников.
Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Занятия:
- Для чего мы изучаем историю?
- Исторические источники
- В поиске главного
- Доказательство. Выводы
- Искусство запоминания
- Систематизация материала
- Дискуссия
- Анализ деятельности исторической личности
- Изучение исторических явлений
- Оценка, анализ событий
- Анализ социального положения
- Анализ политической партии, революции
- Анализ внешней политики, войн
Данный курс (программа) ведётся в МОУ «Средняя школа №36» с 2013 учебного года. I и II четверть - 1 час в неделю. После прохождения курса, учителями истории и гуманитарных предметов было отмечено, что у учащихся появляется склонность, умения:
- к публичному выступлению
- к участию в обсуждении, дискуссии
- более чёткая аргументация своей позиции
- трата меньшего времени на составление планов, таблиц, конспектов
- участие в исследовательской деятельности
- грамотное составление списка литературы и используемых источников
Каждый учитель и молодой педагог, и преподаватель с большим опытом сам вправе решать, какой инструмент применять в своём мастерстве, что «дать» или чему «научить» своего ученик, но, думаю, что для каждого учителя самым большим и ценным результатом является тот час, когда ученик начинает справляться сам без учителя и хорош не только в истории, литературе или географии…
Надеюсь, что данная программа поможет Вам приблизиться к этому часу…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои публикации
Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...
Публикации
Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....
Подтверждения публикации авторских методических материалов на сайтах
Более 20 работ размещены на сайтах Интернета...
Публикация Зоткиной Н.И.
Публикация"Национальная идея выражается в языке"...
Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций
Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...
10. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.
Профессиональный опыт....
X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации
Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...