Публикация №1
методическая разработка

Публикация №1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokrovskaya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Покровская О.В.



«ПРОГРАММА «МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ», КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

ИЛИ

«МЫ УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ»


                                                                                                           




Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного

 (Л. Толстой)

Меняется время, меняются нравы и ценности, но по-прежнему в цене остаются знания. Но какие знания поистине ценны?
Современная система выпускных экзаменов рассчитывает на выпускника, готового найти источники информации и правильно их применять на практике, мобильного абитуриента, студента, а затем  высококвалифицированного работника.  Перед учителем современности стоит  задача не вручить в руки «чемодан с фундаментальными знаниями физики, географии, истории, биологии»,  а обучить  универсальным методам, действиям, которые бы стали полезными и используемыми в изучении школьных предметов, а   также весомыми за пределами школы. Представить богатый инструментарий методов и приёмов работы на уроках и вне его.   И как бы шаблонно это не звучало, но главная миссия учителя - научить учиться!

Данная программа имеет два названия. Первое из них «Методика изучения истории», так как изначально курс базировался именно на данном учебном предмете и  сопутствующих ему обществознании, праве, экономики. С введения данного курса в школе и расширением круга  используемых предметов, в том числе и гуманитарной направленности программа получила более лёгкое название «Мы учимся учиться».

Предоставленная программа используется как средство преодоления трудностей в изучении гуманитарных предметов».

Изначально программа базировалась только на предмете истории, поэтому хотелось бы рассмотреть данный курс на данном  учебном предмете.

Данная программа состоит из  серии занятий, предназначенных для учащихся 5-11 классов, посвящённых методике изучения предмета  истории (гуманитарных предметов). Многие учащиеся на начальном и последующем этапах изучения  дисциплины истории сталкиваются с проблемами методики, способов изучения данного предмета. Основные  сложности возникают в точной передаче мысли, доказательстве точки зрения, анализе и характеристике исторических событий, в систематизации  большого пласта исторической информации. Данный курс позволит применять полученные знания не только на уроках истории, но и других занятиях.

Программа  курса рассчитана на 15 часов. 10 часов (для звена 5-8 классов) и  15 часов (9-11 класс). Курс составлен по проблемному принципу.

Цель курса – обучение учащихся применять способы (методики) изучения истории (гуманитарных предметов).  

Основные задачи представленного курса:

  1. Определить цели и задачи изучения истории.
  2. Научиться видеть главное в сплошном потоке исторической информации.
  3. Научиться  анализировать, доказывать, делать выводы.
  4. Формирование мыслительных, исследовательских умений и навыков;
  5. Определить виды исторических источников,  выработать умение работы с различными источниками;
  6. Выработать умения практического оформления материала (составление таблицы, плана, кластера, сиквейна)
  7. Научиться вести дискуссию, рецензировать ответы одноклассников.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Занятия:

  • Для чего мы изучаем историю?
  • Исторические источники
  • В поиске главного
  • Доказательство. Выводы
  • Искусство запоминания
  • Систематизация материала
  • Дискуссия
  • Анализ деятельности исторической личности
  • Изучение исторических явлений
  • Оценка, анализ событий
  • Анализ социального положения
  • Анализ политической партии, революции
  • Анализ внешней политики, войн

Данный курс (программа) ведётся в МОУ «Средняя школа №36» с 2013 учебного года.  I и II четверть - 1 час в неделю. После прохождения курса, учителями истории и гуманитарных предметов было отмечено, что у учащихся появляется склонность, умения:

  • к публичному выступлению
  • к участию в обсуждении, дискуссии
  • более чёткая аргументация своей позиции
  • трата меньшего времени на составление планов, таблиц, конспектов
  • участие в исследовательской деятельности
  • грамотное  составление списка литературы и используемых источников

Каждый учитель и молодой педагог, и преподаватель с большим опытом  сам вправе решать, какой инструмент применять в своём мастерстве, что «дать» или чему «научить» своего ученик, но, думаю, что для каждого учителя самым большим и ценным результатом является тот час, когда ученик начинает справляться  сам  без учителя и хорош не только в истории, литературе или географии…

Надеюсь, что данная программа поможет Вам приблизиться к этому часу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...