Программа обучения актива детского общественного объединения
рабочая программа

Спичкова Наталья Викторовна

Данная программа направлена на учебу ребят, избранных в Совет дела детского общественного объединения «ЮНИОР».

Участниками программы являются  дети  11-15 лет, заинтересованные  в активном и творческом проявлении своей личности.

Программа способствует развитию личности ребенка, формированию у него навыков цивилизованного общения, проявлению и совершенствованию таких лидерских качеств, как  организованность, активность, самостоятельность, самообладание, инициативность, наблюдательность.

 

Программа дает детям знания и умения, направленные на познание другого человека, группы в целом, а также эффективное взаимодействие с ними, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций. Она помогает в саморазвитии через формирование ценностного отношения к себе и другим, к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prg_obuch_aktiva_doo.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхне-Талызинская СШ

ПРОГРАММА

обучения актива

детского объединения «ЮНИОР»

«Наше время»

Срок реализации программы: 1 год

Автор:

старшая вожатая

Спичкова Наталья Викторовна

с.Верхнее Талызино, 2020г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

        Неоценима роль лидера в жизни нашего общества. Сам процесс воспитания  лидера  довольно трудоемкий и сложный.

        Лидер (от англ. leader— ведущий, первый, идущий впереди)— человек в какой-либо группе, пользующийся большим, признанным авторитетом,  способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он старается сделать все для достижения общей цели, положительно  влияет на активность окружающих, понимает интересы большинства членов сообщества, и именно с ним хочется посоветоваться в трудную минуту, а так же поделиться своей радостью. Он может и понять, и посочувствовать; всегда готов прийти на помощь, от лидера во многом зависит настроение и успех общего дела.

        Детское общественное объединение можно рассматривать как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть лидером, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат.

         При совместной деятельности в коллективе особенно важно формировать культ лидера-созидателя, который действует в интересах дела, коллектива и всех его членов. 

         Многие кураторы детских объединений, наблюдая за неопытными и нерациональными действиями детей по организации коллективной и групповой деятельности, берут управленческие функции на себя, приучая тем самым своих воспитанников к иждивенчеству и пассивности. При планировании внеурочной работы учащиеся вносят лишь отдельные предложения, в заранее подготовленный план мероприятий школы, в связи, с чем дети не считают его своим и не проявляют активности при его реализации

Для того, чтобы сформировать у учащихся активную гражданскую и жизненную позицию, которая обеспечивает социальную адаптацию, полноценное развитие личности школьника – активиста необходимо создание базы для обучения детского актива. Это необходимо  для того, чтобы научить детей правильно вести диалоги, формировать навыки культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли, умения отстаивать свои убеждения.

Также необходимо отметить кризисные явления в жизни общества, которые порождают у некоторой части детей, стремление замкнуться в кругу  узколичных эгоистических интересов. Активность детей повышается лишь тогда, когда ребята вовлекаются в детское общественное объединение  и деятельность на уровне самоуправления.

           В основу работы с активистами положены уроки лидерства с лучшими традициями и новыми технологиями воспитательной работы, предложенными московским профессором педагогики Щурковой Н.Е. Они  призваны восполнять дефицит общения детей во внеурочное время, учить работать всей группой, как командой, помогать ощутить себя единым коллективом.

        Формирование позиции лидера — это формирование активного отношения к жизни, развитие способности оказывать влияние на людей с целью  превращения  их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально-значимых целей. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций.        Нам известно, что для того, чтобы направлять группу, необходим лидер.

        Данная программа направлена на учебу ребят, избранных в Совет дела детского общественного объединения «ЮНИОР».

Цель программы: развитие лидерских качеств у детей в рамках действия органов самоуправления детского общественного объединения.

Задачи:

  • создание условий для проявления индивидуальности ребенка, его творческого и нравственного потенциала;
  • овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения, понимания его роли и позиции в обществе;
  • корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности.

Сроки реализации:         Программа рассчитана на один учебный год. Состоит из 9 занятий, каждое из которых рассчитано на 2 часа.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

        Участниками программы явдяются  дети  11-15 лет, заинтересованные  в активном и творческом проявлении своей личности. Программа способствует развитию личности ребенка, формированию у него навыков цивилизованного общения, проявлению и совершенствованию таких лидерских качеств, как  организованность, активность, самостоятельность, самообладание, инициативность, наблюдательность.

Программа дает детям знания и умения, направленные на познание другого человека, группы в целом, а также эффективное взаимодействие с ними, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций. Она помогает в саморазвитии через формирование ценностного отношения к себе и другим, к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму.

                         

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа обучения актива детского общественного объединения «ЮНИОР» построена на разноплановой деятельности, взято несколько направлений. Основную роль в реализации программы играют КТД, которые основаны на заинтересованности каждого члена актива.

Программа обучения включает в себя подвижную, естественно отвечающую данному возрасту практику (творческие мастерские). В каждом из направлений есть традиционные дела, которые ребята сами должны выбирать, организовывать, быть инициаторами проводимых дел.

Программа осуществляется во взаимодействии с педагогами дополнительного образования. Теоретические занятия сочетаются с практической деятельностью. Такая организация обучения актива дает положительные результаты и способствует реальному видению проблем и путей их решения. Получив дополнительные знания, ребята могут результативнее организовывать свою деятельность. Обучение проводится по плану.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Теоретические занятия: Лекции, Беседы.

Практические занятия: Игры на знакомство, на выявление лидерских качеств, на внимательность по отношению друг к другу; деловая игра, психологические игры, тренинги, творчески мастерские, тесты, мастер-класс.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДИАГНОСТИКА)

Для оценки эффективности программы проводятся диагностические исследования по следующим методикам: 

Методики диагностики лидерских, коммуникационных и организационных качеств личности

  • Методика «Диагностика лидерских способностей». Авторы Е.Жариков, Е.Крушельницкий. Методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
  • Методика "Эффективность лидерства". Автор Р.С. Немов. Этот опросник оценивает возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности. 

  • Методика «КОС» Авторы данной методики  В. В. Синявский и В. А. Федорошин. Опросник позволяет выявить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей.

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Старшая вожатая, психолог школы. 

СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

  • педагогический совет школы,
  • совет старшеклассников,
  • родительский комитет,
  • Центр спортивного и Эстетического воспитания детей
  • общественные организации: СДК, д/сад «Колосок», с/администрация, с/библиотека.

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

 Комната детских инициатив, компьютерный класс, библиотека, спортивный зал.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютер, ноутбук, Интернет,  принтер, проектор, экран, акустические колонки, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.
  6. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.
  7. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.
  8. Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.
  9. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.
  10. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.
  11. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.
  12. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.
  13. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. - М., 2006.
  14. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.
  15. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 1999.
  16. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
  2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
  3. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
  4. Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
  5. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
  6. Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. -  Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
  8. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
  9. Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
  10. Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
  11. Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
  12. Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
  13. Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.
  14. Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
  15. Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.
  16. Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
  17. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
  18. Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.

ПЛАН

ОБУЧЕНИЯ АКТИВА ДО «ЮНИОР»

Время

ч  а  с

Теория

ч  а   с

Практика

ч а  с

1.

Сентябрь

2

1.История детского общественного движения.
2. «Лидер-это…»

1

1.Игры на знакомство и выявление лидеров.
2.Разговор  «Что я знаю о детском общественном движении».

1

2.

Октябрь

2

1. Лидерские качества.

2. Практические советы лидеру

1

1.Игры на выявление лидерских качеств.
2.Тренинговое занятие  «Формирование лидерских качеств у подростков»

1

3.

Ноябрь

2

  1. ДОО «ЮНИОР»  вчера, сегодня, завтра».
  2. Лидерство в детской организации. Можете ли вы стать лидером?

1

Творческие мастерские: «Песни орлятского круга», «Массовый танец».

1

4.

Декабрь

2

1.Лидер – человек-действия

2. Я и коллектив. Трудные ситуации

1

Игры на развитие лидерских способностей

1

5.

Январь

2

1. Лидер – оратор. Основные навыки публичного выступления.
2.Как овладеть  навыками разрешения конфликтных ситуаций

1

Тест: «Умеете ли вы говорить и слушать?»

Тренинг «Способы общения»

Игры на развитие навыков убеждения

1

6.

Февраль

2

1.Виды и этапы КТД
2. Организация деятельности лидера по планированию работы ДОО

1

Деловая игра «Конструируем КТД»

Мастер-класс «Ты – лидер!»

Игры на внимательность по отношению друг к  другу

1

7.

Март

2

1.Умение организовать  «Мозговой штурм»
2.
  Секреты Бесконфликтности

1

Психологические игры и тренинги
Мозговой штурм по планированию работы

1

8.

Апрель

2

  1. Модель лидера
  2. Ключи к успеху

1

Тест «Самооценка»

  • Мастерская настроений.

Презентация-представление  «Я – лидер!»

1

9.

Май

2

1.«Лидер-шоу». Выпускные экзамены участников школы актива.
2. Набор кандидатов на обучение в школе актива на следующий учебный год.
3.Раздумья «За чащечкой кофе…» (Прощальный вечер в школе актива ДОО «ЮНИОР»)

1

Конкурсы, тесты, размышления

1

ИТОГО

18

9

9

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется через выполнение определенных условий.

1.Изменение форм и методов работы, предполагающее повышение их эффективности, усиление общественно – полезной направленности:

-широкий выбор деятельности  каждым ребенком;

-поощрение инициативы и творчества;

-поиск, изобретение нестандартных дел, игр, способствующих развитию внутреннего мира личности, формированию нравственных отношений в детском коллективе.

2.Развитие досуговой деятельности – особой сферы жизни детей.

3.Развитие игровых видов деятельности, открывающих возможности для самосознания детей.

4.Усиление трудовой и благотворительной направленности; воспитание самостоятельности и личной ответственности.

5. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.

6.Удовлетворенность детей, педагогов деятельностью детского актива.

7. Включение всех участников в коллективно – творческие дела (проведение творческих мастерских).

Для реализации данной программы необходимо  изучить мнения, интересы детей, спланировать работу актива, выявить  и поддержать более инициативных детей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        Под результатами обучения  понимаем  те изменения, которые произошли с участниками реализации программы и в отношениях между ними.

1. Приобретение дополнительных знаний, умений и навыков по направлениям деятельности.

2. Развитие организаторских способностей детей, а также их творческого потенциала.

3. Стимулирование активной деятельности ребят по направлениям программы, повышение  личностного роста участников.

4. Достижение  более высокого уровня в развитии, повышение их духовной  культуры.

5. Овладение организаторскими навыками, навыками общения.

6. Развитие реальной  детской  самостоятельности; чувства коллективной принадлежности; умения предложить и реализовать.

Программа способствует выработке навыков общения, стремлению ребенка к познанию своих возможностей, умению находить решения тех или иных проблем. Программа побуждает ребят к самостоятельной работе над собой, развивает те качества характера  и стороны мышления, которые необходимы  для того, чтобы подготовить юного человека к общественной жизни.

Программа поможет детям войти в гражданское общество, сформирует у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создаст условия для социального творчества через многообразные формы деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа детского общественного объединения «ЮККА и К˚» «Раскрась мир в яркие цвета»

Одной из важнейших задач воспитания является организация культурного досуга детей, формирующего личность будущего гражданина. Ребенок должен быть не только пассивным потребителем досуговых услуг, но и...

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Программа деятельности детского общественного объединения «Телецентр «Совершенство»

Управление образованияАдминистрация Павловского муниципального районаМуниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 7 г. Павловодетское общественное объединение«Телецентр ...

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"

Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...

«События давно минувших дней… Но не ушедших безвозвратно». Кратко об истории пионерского движения в России.Руководителю, лидеру, членам школы актива детского общественного объединения

Для наших ребят - участников современных детских объединений, то, о чем пойдет речь ниже, можно отнести к «событиям давно минувших дней». А для тех, кто когда-то с волнением в груди, с боязнью, что ты...

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ АКТИВА детского общественного объединения «СОЗДАНИЕ ЗНАМЕННЫХ ГРУПП КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ. ВЫНОС ЗНАМЕНИ В ПАРАДНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Данная программа является программой работы с активом детского общественного объединения (со знаменосцами и ассистентами знаменосцев – знаменными группами детского общественного объединения), способст...