Классный час "Жизнь-это труд"
классный час (11 класс)

Субракова Лариса Ананьевна
Жизнь-это труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn-eto_trud.docx71.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Жизнь – это труд»

  

 

Цель: доказать исключительную значимость труда в жизни человека, способствовать профессиональной ориентации  подростков.

Задачи:

  • расширить  знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;
  • воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;
  • формировать позитивное отношение к  труду, уважение к людям труда;
  • убедить учащихся в том, что их главная цель-учеба;
  • развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.

 

Ход классного часа

     Воспитатель. Самая большая ценность в мире – жизнь.Но что есть жизнь? Определений много. И среди множества определений сегодня хочется выделить одно.

 «Жизнь есть труд. Она требует серьёзного отношения к себе, и всякое легкомыслие терпимо  ею только до времени, но время принесёт с собой жестокое наказание тем, которые относились к жизни невнимательно или легко, холодно или недостаточно активно… Она поставит в счёт каждый ваш ложный и неосмотрительный шаг».  Именно такое определение жизни дал писатель А.М.Горький.

(Ученик выходит читать стихотворение)   

                                                                    Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»

Не позволяй душе лениться!

 Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с неё узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

 

 Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого стихотворения?

 Все стихотворение пронизано следующей идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.

В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.

 Что труд даёт человеку?

http://festival.1september.ru/articles/626350/img1.jpg

  Труд – средство достижения жизненных целей.   «Можно по-разному определить цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание». – Так утверждал  Д.С. Лихачёв.

 Цели сами по себе не осуществляются.   А что для этого нужно? Чтобы ответить на данный вопрос,  давайте послушаем сказку. 

Орёл и пустыня.

 В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески  -  ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко-высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл:

 -  Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.

И реши орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.

Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе:

-  Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.

И каждое новое утро опять заставало орла за работой.

-  Какую цель поставил орёл?

- Что нужно орлу для достижения своей цели. Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

        

Воспитатель. 

Каждый человек должен иметь высокие цели и много трудиться для их достижения. Академик Д.С.Лихачёв считал, что «надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

 Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

 Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже….  Уметь извиняться, признавать перед другим ошибку – лучше, чем юлить и врать».

Воспитатель.         

Труд – источник радости и удовольствия.  Д.С. Лихачёв по этому поводу сказал: «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий».

Не ошибается только тот, кто ничего не делает.  Уместно вспомнить  пословицы: cейчас я буду говорить начало пословиц. Ваша задача – их закончить.

  1. Деревья смотри в плодах,   …. (а человека в делах).
  2. Терпенье и труд ….. (всё перетрут).
  3. Под лежачий камень… (и вода не течёт).
  4. Маленькое дело лучше большого…. (безделья).
  5. Горька работа, да сладок … (хлеб).
  6. Не сиди, сложа руки…. (не будет и скуки).
  7. Любишь кататься…. (люби и саночки возить).
  8. Делу -  время, … (потехе – час).
  9. Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде).

  Сегодня ваш главный труд – это учение. 

 … Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда». Вы молоды и сейчас вам кажется, что времени впереди много, торопиться не надо. Но  вы можете ошибиться.  Цените время, не откладывайте дела на «потом».

  Труд – основа профессиональной деятельности.   Поле окончания школы вы будете приобретать профессиональные знания, далее работать в той или иной профессии. От труда зависит материальное благополучие человека, его семьи. Наверное, вы уже сейчас задумываетесь о будущей профессии. И хорошо бы выбрать правильную профессию, которая будет доставлять удовольствие, а не приносить каждодневные мучения.  

    Подведение итогов

Ребята, я надеюсь, что вы убедились что жизнь – это труд. Вольтер сказал: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».

   Не забывайте, что человек сам кузнец своего счастья! Трудитесь, дерзайте, творите свое будущее сами, это и только это сделает вас счастливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Режим труда и отдыха"

Рекомендации для учащихся по правильному распределению своего времени....

Сценарий открытого классного часа «Герои труда Кубани»

Сценарий открытого классного часа «Герои труда Кубани»...

Беседа для классного часа. Рынок труда. Самые востребованные профессии

На сегодняшний день многих интересует, какие профессии наиболее перспективны для работы и успешного карьерного роста. Сегодня у нас пойдет разговор о профессиях, которые требуют наличие неких специаль...

Классный час "В труде - красота человека"

Труд красит человека, облагораживает его....

Классный час "Мир.Труд. Май"

Задачи урока:продолжить знакомить ребят с праздниками, которые отмечают в нашей стране;подробно остановиться на празднике 1 Мая (рассказать историю возникновения праздника, его значение);воспитать чув...

Классный час о труде "В мире профессий"

Классный час о труде  "В мире профессий"...