Классный час "Жизнь-это труд"
классный час (11 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час «Жизнь – это труд»
Цель: доказать исключительную значимость труда в жизни человека, способствовать профессиональной ориентации подростков.
Задачи:
- расширить знания подростков о значении труда в жизни человека, о профессиях;
- воспитывать ценностное отношение к жизни, ответственность, трудолюбие;
- формировать позитивное отношение к труду, уважение к людям труда;
- убедить учащихся в том, что их главная цель-учеба;
- развивать творческую инициативу, стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
Ход классного часа
Воспитатель. Самая большая ценность в мире – жизнь.Но что есть жизнь? Определений много. И среди множества определений сегодня хочется выделить одно.
«Жизнь есть труд. Она требует серьёзного отношения к себе, и всякое легкомыслие терпимо ею только до времени, но время принесёт с собой жестокое наказание тем, которые относились к жизни невнимательно или легко, холодно или недостаточно активно… Она поставит в счёт каждый ваш ложный и неосмотрительный шаг». Именно такое определение жизни дал писатель А.М.Горький.
(Ученик выходит читать стихотворение)
Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с неё узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Ребята, как вы думаете, какова основная мысль этого стихотворения?
Все стихотворение пронизано следующей идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействий, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – говорит поэт, и в этом он совершенно прав. Поддавшись лени единожды, ты становишься её заложником.
В замечательном стихотворении Н. А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» говорится о том, как важно развиваться духовно, воспитывать свою душу, приучать ее к постоянному труду.
Что труд даёт человеку?
Труд – средство достижения жизненных целей. «Можно по-разному определить цель своего существования, но цель должна быть – иначе будет не жизнь, а прозябание». – Так утверждал Д.С. Лихачёв.
Цели сами по себе не осуществляются. А что для этого нужно? Чтобы ответить на данный вопрос, давайте послушаем сказку.
Орёл и пустыня.
В угрюмой бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески - ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко-высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор изумрудная зелень лугов, на западе расцветают сады. И подумал орёл:
- Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады.
И реши орёл преобразовать свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.
Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе:
- Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды, зелень лесов, западную зарю и южную весну. Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей родной пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса.
И каждое новое утро опять заставало орла за работой.
- Какую цель поставил орёл?
- Что нужно орлу для достижения своей цели. Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?
Воспитатель.
Каждый человек должен иметь высокие цели и много трудиться для их достижения. Академик Д.С.Лихачёв считал, что «надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже…. Уметь извиняться, признавать перед другим ошибку – лучше, чем юлить и врать».
Воспитатель.
Труд – источник радости и удовольствия. Д.С. Лихачёв по этому поводу сказал: «Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий».
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Уместно вспомнить пословицы: cейчас я буду говорить начало пословиц. Ваша задача – их закончить.
- Деревья смотри в плодах, …. (а человека в делах).
- Терпенье и труд ….. (всё перетрут).
- Под лежачий камень… (и вода не течёт).
- Маленькое дело лучше большого…. (безделья).
- Горька работа, да сладок … (хлеб).
- Не сиди, сложа руки…. (не будет и скуки).
- Любишь кататься…. (люби и саночки возить).
- Делу - время, … (потехе – час).
- Ищи невесту не в хороводе,…(а в огороде).
Сегодня ваш главный труд – это учение.
… Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда». Вы молоды и сейчас вам кажется, что времени впереди много, торопиться не надо. Но вы можете ошибиться. Цените время, не откладывайте дела на «потом».
Труд – основа профессиональной деятельности. Поле окончания школы вы будете приобретать профессиональные знания, далее работать в той или иной профессии. От труда зависит материальное благополучие человека, его семьи. Наверное, вы уже сейчас задумываетесь о будущей профессии. И хорошо бы выбрать правильную профессию, которая будет доставлять удовольствие, а не приносить каждодневные мучения.
Подведение итогов
Ребята, я надеюсь, что вы убедились что жизнь – это труд. Вольтер сказал: «Работа спасает от трёх великих зол: скуки, порока, нужды».
Не забывайте, что человек сам кузнец своего счастья! Трудитесь, дерзайте, творите свое будущее сами, это и только это сделает вас счастливыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Режим труда и отдыха"
Рекомендации для учащихся по правильному распределению своего времени....
Сценарий открытого классного часа «Герои труда Кубани»
Сценарий открытого классного часа «Герои труда Кубани»...
Классный час:«БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА»
Классный час для детей 2 класса...
Беседа для классного часа. Рынок труда. Самые востребованные профессии
На сегодняшний день многих интересует, какие профессии наиболее перспективны для работы и успешного карьерного роста. Сегодня у нас пойдет разговор о профессиях, которые требуют наличие неких специаль...
Классный час "В труде - красота человека"
Труд красит человека, облагораживает его....
Классный час "Мир.Труд. Май"
Задачи урока:продолжить знакомить ребят с праздниками, которые отмечают в нашей стране;подробно остановиться на празднике 1 Мая (рассказать историю возникновения праздника, его значение);воспитать чув...
Классный час о труде "В мире профессий"
Классный час о труде "В мире профессий"...