рабочая программа курса внеурочной деятельности для детей с ТМНР "Я- сам"
рабочая программа

Программа курса внеурочной деятельности «Я- сам» реализуется в рамках социального направления. Программа способствует формированию у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью навыков самообслуживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-sam.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - сам» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ГБОУ школы-интерната №3 г.о. Тольятти (2 вариант).

Общая характеристика

Программа курса внеурочной деятельности «Я- сам» реализуется в рамках социального направления. Программа способствует формированию у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью навыков самообслуживания.

Занятия самообслуживания являются средством активного познания окружающей действительности. Практическая деятельность, будучи весьма конкретной и простой по содержанию, является наиболее понятной и доступной воспитанникам. Разнообразие видов труда становится источником приобретения новых знаний и представлений. Программа внеурочной деятельности «Я сам» для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  является средством формирования умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей. В процессе занятий по данному предмету у них вырабатываются практические умения и навыки, необходимые для их повседневной жизни.

Цели: формирование умений и навыков по самостоятельному обслуживанию своих потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умеренную и тяжелую степень умственной отсталости.

Задачи: формирование  положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности, привитие навыков культуры поведения, воспитание уважения к труду взрослых, привитие  детям навыков самостоятельности, искоренение тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию.

Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки  самостоятельности, изживать тенденцию к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу в этом плане следует проводить с родителями учащихся. Воспитание навыков личной гигиены и самообслуживания необходимо наладить в семье.

        Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные  навыки, воспитываемые у них.

Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, важнейший фактор в формировании трудолюбия. Учителю необходимо способствовать развитию инициативы учащихся. В связи с этим решающее значение имеют игровые приемы, они позволяют учителю скрыть свою педагогическую позицию, активно воздействовать на учащихся. Положительная оценка учителя даже небольших успехов учащегося вызывает у ребенка удовлетворение, рождает уверенность в своих силах.

        Эффективным приемом является привлечение положительного примера. Большое место занимают такие приемы, как рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, использование песенок, потешек, пословиц, поговорок. Увлечь ребенка деятельностью по самообслуживанию можно, вызвав у него интерес к предмету.

        Очень действенными приемами является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо. Сюжет учитель придумывает сам.

        Учителю необходимо побуждать детей к взаимопомощи, используя пример тех, у кого уже воспитаны определенные навыки, учить внимательному, доброму отношению друг к другу.

        Формированию у  данной категории учащихся потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у детей интереса к трудовой деятельности взрослых.

Место курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Я- сам» входит в часть учебного плана ГБОУ школы- интерната №3, формируемую участниками образовательных отношений.

В соответствии с учебным планом школы на реализацию программы внеурочной деятельности «Я- сам» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Возможные планируемые результаты освоения программы

  • Знание и умение называть части тела;
  • различение и называние предметов санитарии и гигиены, предметов для приема пищи, предметы одежды;
  • умение одеваться и обуваться с помощью педагога;
  • совершать под присмотром педагога туалет;
  • знание места хранения предметов туалета;
  • умение правильно вести себя за столом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» для детей в возрасте от 13 до 16 лет

Пояснительная записка Количество недельных часов – 1                      Колич...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника  (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков»

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности «Современная литература для детей и подростков» создана на основе собственного читательского опыта. Содержание программы протестирован...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дети Паскаля» 11 класс (базовый уровень)

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.Социальные и экономические условия...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для детей 8- 11 лет

Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель»  рассчитана на один год и предназначена для обучающихся 8-11лет, общеобразовательной школы (36 часов) и для обучаю...