Доходы семьи
методическая разработка (5 класс)
Разработка внеурочной деятольности по финансовой граммотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dohody_semi_5_klass.docx | 29.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №1 Г. Чадана
Проект занятия по «Финансовой грамотности»
Внеурочная деятельность - 5 класс
Тема: «Доходы семьи»
Выполнила:
Учитель математики
МБОУ СОШ №1 г. Чадана
Сарыглар Шенне Хеймеровна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема занятия: «Доходы семьи» |
Цель занятия: Сформировать у учащихся представление об источниках доходов семьи. |
Дидактическая задача: Выяснить значение понятия доход семьи и его сотавляющие. |
Планируемые результаты: Личностные: - осознание себя как члена семьи, общества и государства; - понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметные: - понимание цели своих действий; - планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; - оценка правильности выполнения действий; самооценка; - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления и причинно-следственных связей. Предметные: - освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; - сформировать у учащихся представление об основных источниках семейного дохода. |
Основные понятия: Доход, заработная плата, премия, гонорар. |
Компетенции: • Описывать и сравнивать источники доходов семьи. • Объяснять понятие собственность как источник доходов. |
Форма обучения: коллективная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная |
Межпредметные связи: математика, русский язык, обществознание. |
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, пособие для учащихся, раздаточные материалы. |
Ход занятия
Проверяет готовность к занятию
-Добрый день, ребята. Тема нашего занятия вам очень близка из повседневной жизни. Давайте пожелаем удачи друг другу.
Желают удачи друг другу
Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности
2 мин.
Задает следующие вопросы:
- Из чего складывается семейный доход ?
- Как обобщив все вышеперечисленное одним словосочетанием?
Дают следующие ответы:
- деньги, работа, заработная плата, пенсия, пособия, стипендия, копилка и т.д.,
- семейный доход.
Учитель
- Отправляемся в загадочное путешествие по станциям
Представляется слайд 3-15
Знакомство с источниками дохода
3 мин
Изучение новой темы, формирование новых понятий.
12 мин.
Лекция-беседа
- Назовите основной источник дохода в каждой семье.
Доходы семьи — это сумма денег, полученных за определённый период.
Основным доходом современного человека является заработная плата.
Вывод учителя.
Существует несколько видов заработной платы. Сдельная заработная плата зависит от количества произведённой продукции, а повременная — от проработанного времени. Писатели, адвокаты, артисты получают гонорары. За успешную работу может быть выплачено дополнительное вознаграждение — премия.
Размер заработной платы зависит от профессии, квалификации и опыта, а также от отрасли и организации, в которой работает человек.
Дети дают ответы на вопросы учителя. Записывают термины в тетради.
Слайд 16.
Детям раздаются карточки «Доходы семьи».
На доске фиксируются ответы детей, учитель корректирует ответы и дает определения терминам.
- Стипендия – это ежемесячное пособие, выдаваемое учащимся дневных отделений в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
- Пенсия - это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца
- Заработная плата — вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
- Аренда – передача во временное пользование или владение какого-то вида собственности за определенную плату.
- Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
- Вклад – это деньги, которые вы отдаёте в банк с целью получения дохода.
Слайд 18
Физ. минутка
1-2 мин.
Вместе с детьми вслух произносит слова и показывает основные движения.
Дети читают вслух стихотворение и выполняют движения.
Слайд 19
Продолжение изучения новой темы
8-10 мин.
Учитель предлагает детям участие в практикуме «Подумаем-посчитаем», учебник стр.38-39.
В семье Серёжи пять человек.
Папа работает на предприятии и «чистыми» (т. е.
за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей — налогов) приносит домой
35 тыс. р. в месяц.
Мама временно не работает ,так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего
семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. р. (40 % от той суммы, что
она зарабатывала в месяц до родов).
Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию
в размере 8 тыс. р. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. рублей в месяц.
Таким образом, суммарный доход семьи составляет:
35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 р.
Чтобы получить средний доход на одного члена се-
мьи, нужно суммарный доход разделить на количество
членов семьи.
Это составит:
72 000 : 5 = 14 400 р. в месяц или 14 400 : 30 = 480 р. в день.
Слайд 20
2 мин
Игра «Найди и исправь ошибку»
- Родители ходят на работу и получают за нее стипендию.
- Бабушка и дедушка не работают, они пенсионеры и получают зарплату.
- Старший брат студент за хорошую учебу получает пенсию.
- Родители получают на ребенка гонорар.
- Зарплата, премия, стипендия, пенсия, пособие - это расходы.
Слайд 21
Закрепление изученного материала
4 мин.
Задание «Семейный доход».
Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.
Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.
Работа на карточке,
взаимопроверка в парах
Слайд 22
Рефлексия
2-3 мин.
Закончите предложения
Я сегодня узнал …
Меня заинтересовало …
Меня сегодня удивило …
Мне понравилось …, потому что...
Я испытал трудности …
Я понял, что смогу …
Слайд 23
Домашнее задание
2 мин.
Учитель предлагает выполнить задание дома с родителями творческую работу в свободной форме «Источники дохода моей семьи».
Фиксируют задание.
Слайд 25
Литература:
1. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична
Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014
2. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович, КОРЛЮГОВА Юлия Никитична
Финансовая грамотность. Учебник . 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014
3. ВИГДОРЧИК Елена Александровна, ЛИПСИЦ Игорь Владимирович
Финансовая грамотность. Материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразовательных организаций. Издательство «ВИТА-ПРЕСС».2014
Ресурсы интернет:
Приложение 1
«Доходы семьи»
- Стипендия – это ежемесячное пособие, выдаваемое учащимся дневных отделений в средних и высших профессиональных образовательных учреждениях.
- Пенсия - это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца
- Заработная плата — вознаграждение или денежная компенсация за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
- Аренда – передача во временное пользование или владение какого-то вида собственности за определенную плату.
- Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
- Вклад – это деньги, которые вы отдаёте в банк с целью получения дохода.
Приложение 2
Задание «Семейный доход».
Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.
Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.
Задание «Семейный доход».
Выберите термины, относящиеся к доходу семьи, подчеркните нужное.
Зарплата, поход в цирк, социальные пособия по безработице, покупка машины, пенсия для пожилых людей, сдача квартиры в аренду, квартплата, посещение кафе, стипендия, билет на самолет, покупка роликов, услуги связи, наследство, премия, лекарство, гонорар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: «Источники доходов семьи» (экономика 5 класс)
Разработка урока по теме "Источники доходов семьи". Целями урока являются: рассмотреть источники доходов семьи, рассмотреть существующие пути увеличения доходов. развитие мыслительной деятельности, ра...
Разработка урока экономики в 5 классе"Источники доходов семьи"
Учащиеся знают / умеют…· знают кто такая семья· знают кто такие потребители, производители·...
Методическая разработка урока: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи»
Тема: «Какие бывают источники доходов. Структура доходов семьи» важна как для обучающихся 8 класса, так и для их родителей, поскольку проблема соотношения доходов и расходов в услови...
Презентация к занятию "Доходы семьи"
Презентация к занятию...
Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) "Доходы семьи" (6 класс)
Для проведения учебного курса по финансовой грамотности в образовательных учреждениях по теме: "Доходы семьи" можно соотнести виды доходов с экономическими ролями (1-й страница), а так же со...
Доходы семьи
Презентация и интерактивное задание по теме:https://learningapps.org/display?v=pzv2jwo7t19...
Доходы семьи
В данной презентации сообщается о доходах и расходах семьи...