Люди как люди (Особенный ребёнок в обществе)
методическая разработка (9 класс)
Круглый стол «Люди как люди». (Особенные дети в обществе)
Цель: продолжить формировать в сознании нормально развивающихся ребят социальнопсихологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив
Задачи:
*поработать над понятием - "особый ребенок";
*через творческие работы кружков «Дорогою добра» и « Читаем. Пишем. Играем» показать видение проблем особенных людей и общества
*развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ);
*акцентировать внимание на волонтёрском движении класса в работе по приятию ребят с ОВЗ в жизнь школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Круглый стол "Люди как люди" | 70.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Люди как люди». (Особенные дети в обществе)
Цель: продолжить формировать в сознании нормально развивающихся ребят социальнопсихологическую готовность к принятию учащихся с ОВЗ в детский коллектив
Задачи:
*поработать над понятием - "особый ребенок";
*через творческие работы кружков «Дорогою добра» и « Читаем. Пишем. Играем» показать видение проблем особенных людей и общества
*развивать чувство эмпатии к людям с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ);
*акцентировать внимание на волонтёрском движении класса в работе по приятию ребят с ОВЗ в жизнь школы.
Оборудование: верхонки, конфеты,шарф, школьная доска.
ХОД круглого стола
I. Организационный момент
Вступительное слово:
Наше сегодняшнее мероприятие хотелось бы начать с музыки
(Прослушивание произведения Людвига Ван Бетховена «К Элизе »).
- Красивая музыка?
- А знаете ли вы, кто автор данного произведения? (Людвиг Ван Бетховен).
- А знаете ли вы, какая особенность была у этого композитора? (Он был
глухим)
Людвиг ван Бетховен (нем. Ludwig van Beethoven; крещён 17 декабря 1770, Бонн, Вестфалия — 26 марта 1827, Вена, Эрцгерцогство Австрия) — немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх “венских классиков”.
Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX века.
- А теперь давайте снова окунемся в мир прекрасного, теперь уже в мир
поэзии, и послушаем стихотворение девушки, которую зовут
Соня Шаталова
То, что сейчас происходит со мной,
Может кому-то казаться бедой.
То хохочу, то резвлюсь, как шальная...
Можно подумать, и вправду больна я.
Мне холодно и жарко, горько и смешно...
И очень-очень страшно: привычное ушло…
- А как вы думаете, что отличает Соню от других поэтов?
- У Сони тяжёлая форма раннего детского аутизма.
«Соня — удивительная девочка, из тех, кого называют особыми детьми, имея в виду то испытание болезнью, которое дано им с первого дня жизни. Но такие дети часто становятся особыми и в другом смысле — в духовном. Соня не может говорить. Даже писать она может только тогда, когда её руку поддерживают. У неё множество проблем с теми простейшими житейскими обстоятельствами, которые обычный человек даже не замечает и не ценит по достоинству. И вместе с тем Соня — личность. Это глубокий человек, обладающий незаурядным умом, острым восприятием жизни и даром слова…» — так говорит о Соне Виктор Кротов, руководитель литературной студии «Родник».
Стихи Соня начала писать с 7 лет. Её стихи опубликованы на поэтическом портале Стихи.ru
Особенные дети. Люди с особенностями в развитии, но как бы они хотели быть обычными людьми. Так просто звучит- ЛЮДИ как ЛЮДИ. Но как хочется порой особенным людям быть рядом с нами: учиться, работать, посещать различные мероприятия - чувствовать себя равными , нужными в обществе, желанными в нём.
Номинация: «О себе я хочу рассказать» Письмо виртуальному другу
Здравствуйте, пишу письмо в надежде с вами подружиться… Давайте знакомиться - Денис. Я учусь в пятом классе. Живу с бабушкой, живём мы дружно, правда иногда я доставляю ей неприятности (шалю), но бабушка всегда меня прощает. Бабуля любит меня баловать вкусным омлетом, ароматными тостами, а по праздникам – тортами. У меня есть сестра Юля, сейчас она учится в колледже в городе Барнауле и приезжает к нам не очень часто, но зато , когда приезжает, привозит мне небольшие подарки, и я очень этому рад. А ещё я охотно хожу в гости к своей тёте Тане на улицу Юбилейную, мне там очень нравится.
У меня есть друзья: Ваня и Артём. С Ваней я учусь в одном классе, а Артём живёт в Барнауле, но часто приезжает в Шелаболиху. Я люблю с Ваней и Артёмом играть, рисовать, просто общаться. Рисовать я люблю природу, животных, а играть мне больше нравится в прятки. В школе мы часто играем на стадионе или школьном дворе в догонялки, футбол - мне нравится проводить время с ребятами- с ними весело, а когда я один, я грущу.
О чём я мечтаю? Мечтаю о путешествии на большом корабле… А ещё я мечтаю иметь много-много друзей, надеюсь, что вы тоже станете моими друзьями. Желаю и вам много друзей.
До свидания - ваш новый друг Денис
Подарок Алисы
На свой шестнадцатый День рождения я пригласила самых близких людей: маму, папу, братишек, бабушку и Алису, девочку из соседнего дома, ставшую для меня родной. ( с Алисой мы познакомились в декабре 2016 года). Таких, как Алиса, называют «особенными детьми», у девочки с рождения проблемы со здоровьем, но в остальном она такая же, как все остальные дети: весёлая, любознательная, разве часто задумчивая... С Алисой мы познакомились в художественной школе.
А что же День рождения? Он удался! Я и подумать не могла, что праздник пройдет так тепло и уютно, по-семейному. Я получила много подарков, но самым дорогим и необычным стал для меня подарок Алисы. Это был блокнот. Кажется, что необычного в блокноте? Ан, нет! Эта записная книжка была личным дневником Алисы. Я надеюсь, читатель поймет, что значит подарить личный дневник. Это значит доверить свои самые сокровенные мысли и чувства кому-то другому. Доверие - это ли не дорогой подарок? В дневнике, в качестве закладки, лежала открытка, на которой красивым убористым почерком было написано стихотворение Людмилы Щерблюк. Пусть оно и будет эпиграфом к моему рассказу.
Я не приемлю жалости…
Зачем жалеть меня… ведь я же не калека.
И размышлять и думать есть мне чем
И есть возможность, отличить, мне тьму от света.
Не скрою, что бывает…"хоть завой…"
Бывает, заблестит слеза тоскою
Безумно муторно бывает… я не скрою,
Но жалость, мне поверьте ,ни к чему,
Зачем жалеть никак я не пойму…
Ведь хватит просто дружеской руки,
Простого взгляда, маленькой поддержки
Я справлюсь… хочешь, просто помоги
А жалость… у нее другие мерки.
Что ж, начнем. Прошу не осуждать меня за то, что я предоставляю откровения подруги стороннему читателю, но я обязана донести до общества боль всех «особенных детей». Поверьте, сами они о своих проблемах вряд ли скажут.(Я публикую некоторые страницы дневника с согласия самой Алисы)
28.08.16 Дорогой дневник! Сегодня, как мне кажется, начинается новая страница в моей жизни- этой осенью я иду в новую школу, в новый класс. Говорят, что школа хорошая, что я попаду в отличный класс. Я надеюсь, что это так. Пусть, по крайней мере, класс будет лучше, чем предыдущий. Проведенные с ним 7 лет учения, а точнее мучения, заставили меня чувствовать себя ненужной, отвергнутой. Все это, потому, что я не такая, как все- мне не было места на школьных мероприятиях, у меня не было друзей… Но я стараюсь не унывать, даже записалась в художественную школу. Там я пытаюсь найти себя, там с помощью кисти и красок рассказываю холсту о своём настроении, ищу себя…
Итак, я иду в новую школу, у меня все впереди!
03.09.16. Ура! Наконец-то начался учебный год: новые одноклассники, новые учителя, новые предметы. Приняли меня хорошо, все интересовались причиной моего перехода в другую школу. Я немного робела, но не скрывала ничего. Староста класса, Настя, сказала, что здесь я буду чувствовать себя иначе, ведь в их классе добрые ребята. Жизнь налаживается. В художке мы рисовали свое настроение. Мой холст был весь в ярких, динамичных красках. Учитель меня даже похвалил.
20.09.16 Дорогой дневник! Я учусь в школе всего две недели, но с каждым днем мне нравится здесь все больше и больше. Я подружилась с Настей и Варей. С ними очень интересно и весело. Мы вместе пару раз даже гуляли в парке, от них я узнала больше о своем новом классе. С оценками у меня тоже все хорошо, пока без троек... А в художке, по словам преподавателя, мои работы «заиграли особым светом».
08.10.16.Хееей! Сегодня выходной, а значит, я, Настя и Варя идем в ТРЦ. Будет кино, мороженое и - самое сладкое- общение с моими новыми подругами.
13. 10.16 Жизнь прекрасна! Сегодня девочки пригласили меня на репетицию в театральный кружок!
14.10.16 Дорогой дневник! Как хорошо, что есть друзья!
17.1016 Я не одна! Мне хорошо! Сегодня на занятиях в художке нарисовала счастье…
28.10.16.Ну вот и закончилась первая четверть. Завтра едем с родителями на дачу. Как же я хочу поскорее укутаться в плед, сесть у камина и нарисовать что-нибудь такое же яркое и теплое, как эта осень. Я в предвкушении…
10.11.16.Дорогой дневник, долго не решалась написать... Это были самые ужасные каникулы... Началась новая четверть, но в школу я не хожу. Поездка, которую я очень ждала, обернулась автомобильной аварией, больницей (у меня перелом ключицы, ушиб ребер), надомным обучением и одиночеством.
Я часто слышала от бабушки пословицу «Друг познаётся в беде», а у меня их (друзей) не оказалось… Настя и Варя пришли лишь единожды и то по просьбе учителя, принесли расписание надомного обучения, сказав, какая «бедная я и несчастная» ( не терплю жалости) , а ещё девочки признались, что «дружат» со мною по поручению классного руководителя … Разве может быть дружба по поручению? На моём столе почему-то сегодня лишь коричневые и чёрные краски…
15.11.16. Черная полоса, дорогой дневник. Сегодня пожилая соседка, пришедшая к нам за солью, только и говорила, какая печальная у меня судьба, как сложно мне будет в этом мире (Снова жалость). Ничего не хочется делать, даже рисовать. Хочется плакать.
16.11. 16 Небо серое, тишина… Одиночество давит …
17.11.16. Дорогой дневник, спасибо, что ты есть …
Дневник закрыт, отложен в сторону…
Зачем я пишу об этом? Внимательный читатель, вероятно, понял, почему на мой День рождения Алиса сделала мне именно такой подарок. Прочитав его, я поняла , что не бывает дружбы по поручению, что дороже участие нежели жалость. Благодаря подарку Алисы я поняла, что такое счастье. Счастье - быть вместе. Счастье - быть понятым. Счастье - быть нужным.
После прочтения дневника Алисы, мне очень захотелось поведать обществу от лица «особенных детей» их мечту: Я так хочу людского соучастья,
Хочу приятия такой, какая есть…
И для меня мечтаемое счастье-
Быть всеми понятой такой, какая есть…
Живу с надеждою, что всё ж найдутся люди,
Кому нужна такой, какая есть…
Поймите, я другой уже не буду…
«Особенная»… Да … такая есть….
Я очень хочу, чтобы все люди поняли мечту «особенных детей» и приняли их такими, какие они есть. Им не нужна жалость. Им нужна наша дружба, наше искреннее участье. Недаром слово «участье» созвучно слову «счастье».
P.S.. С Алисой мы дружим и сегодня. Мы не просто подруги, мы сроднились мыслями, чувствами, интересами - мы родственные души! Жить здорово! Где краски? Будем рисовать родственные души…
Таких людей много. Это и взрослые и дети.
В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям с
ограниченными возможностями здоровья. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".
Особые дети - кто они? (Инвалиды, гении, и т.д.)
Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности.
И как сказал известный ученый А. Энштейн : «Все мы гении. Но если судить
рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
II. Основная часть
И сейчас я предлагаю вам в группе ответить на вопросы анкеты . Подписывать анкету не нужно.
АНКЕТА
1. Кого можно считать инвалидом и кто для тебя инвалид?
* Человек с ограниченными возможностями
* Просто несчастный человек
* Человек, которому требуется помощь
* Обычный человек, такой же, как и я
2. Как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов?
* Довольно часто
* Иногда
* Редко
* Ни разу не встречал
3. Как ты относишься к людям с ограниченными возможностями?
* С жалостью, сочувствием
* С неприязнью
* Безразлично
* Доброжелательно
* Другое
4. Как ты отнесешься к тому, что вместе с тобой будет учиться ребенокинвалид?
* Вполне нормально, постараюсь с ним подружиться
* Настороженно, надо будет присмотреться
* Отрицательно, постараюсь его не замечать и не общаться с ним
5.Что можно постараться сделать в интересах инвалидов?
* Главное, пересмотреть своё отношение к инвалидам
* Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам
* Помощь инвалидам – забота государства
* Отдавать часть своего дохода инвалидам
Ребята, а вот что записано в Декларации прав ребенка – ребенок имеет право:
∙ на семью;
∙ на заботу и защиту со стороны государств
∙ посещать школу и учиться;
∙ на равенство в правах;
∙ свободно выражать свои мысли;
∙ на собственное мнение;
∙ на имя и гражданство;
∙ на получение информации;
∙ на защиту от насилия и жестокого обращения;
∙ на медицинское обслуживание;
∙ на отдых и досуг
Такие ребята имеют право учиться вместе с нами.
Проблемный вопрос: Что же мы с вами должны сделать, чтобы такие люди не испытывали такого острого дискомфорта от своих особенностей ?
Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть терпимы и
уважительны к другому, иному, не такому, как ты сам.
А теперь, ребята, давайте, чтобы получше понять людей с ОВЗ, попробуем
встать на их место! Будем формировать ЭМПАТИЮ (эмпатия- приятие )
Поиграем в игры:
«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)
Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Дайте им маркер
(ручку),с которого нужно снять колпачок без помощи. Затем попросите их взять
маркер в руку, которой они не пишут, и написать свое имя на листочке.
Можно попросить перелистать страницы учебника. Дети обычно мешкаются и неловко пытаются снять колпачок и потом пишут свои имена крупно и
неаккуратно на листочке. Объясните им, что люди с ограниченными
возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить работу.
«Пойми меня…»
Дайте каждому ученику конфету (или зефир, например) и попросите их
положить его на верхнюю часть языка, потом повернуться к своему соседу и
сказать: «Привет, меня зовут _____ и мое любимое мороженое _______» Проводя этот эксперимент, ученики обычно хихикают и смеются над неуклюже звучащими словами. Затем стоит спросить учеников, было ли обидно пытаться общаться с людьми, когда люди их не понимали.
Потом обсудить какие могут быть нарушения артикуляционного аппарата.
Посоветуйте ученикам, как они могут поощрять детей с ограниченными
возможностями здоровья к общению, например:
Пожалуйста, говори помедленнее. Ты можешь мне показать, о чем ты говоришь?
Повтори еще раз, пожалуйста. Ты можешь написать, о чем ты пытаешься
рассказать? Покажите ученикам любой язык знаков, который они могут регулярно применять. Призывайте учеников соблюдать, не прерывать, уважать время, которое необходимо их ровесникам на обдумывание и ответ. Спросите их о чем-нибудь и подождите полных 10 секунд перед тем, как задать другой вопрос или дать подсказку. Это даст им время на обработку информации и ответ.
«Чудо-художник»
Попросить одного из учеников завязать глаза и нарисовать мелом на доске
дом-дерево и человека. Можно попросить переписать левой рукой какое-нибудь предложение. Наверняка, это получится смешной рисунок или текст. Затем объяснить детям, что многие люди с ограниченными возможностями плохо видят или им трудно скоординировать свои движения.
– Ребята и в нашем селе есть дети и взрослые с ограниченными
возможностями. Как помочь таким людям ? об этом расскажут сочинения кружковцев.
Дружно рука об руку. Номинация: «Особенный ребёнок в обществе».
Мы живём в огромном Мире. Этот Мир многолик и разнообразен. Разнообразен климатическими условиями, природными богатствами, этносом. И, конечно, жители, населяющие этот Мир тоже разные: раса, вероисповедание, культурные традиции. Все люди Мира стараются жить согласно друг с другом, при малейших разногласиях стремятся к компромиссу.
Однако есть в современном Мире проблема, которая всё ещё не изжита - это проблема взаимоотношений общества и особенных детей. Особенные дети… Кто они? Особенные дети - это дети с особенностями физического, психического, умственного здоровья. К сожалению, такое тоже бывает. И таких детей много. Ещё несколько десятилетий назад особенные дети оставались один на один со своей особенностью: они редко посещали школу ( учились на дому или вовсе не учились) , не имели возможности посещать торжественные мероприятия (отсутствие безопасной среды на дорогах и в учреждениях), а некоторые дети вынуждены были пребывать в четырёх стенах- не имея колясок для инвалидов или протезов. Сейчас многое поменялось: функционирует программа «Безопасная среда», реализуется инклюзивное образование, десятки предприятий выпускают удобные протезы и коляски для передвижения инвалидов.
Всё бы хорошо, но есть ещё ложка дёгтя в бочке мёда. Есть проблема. Какая? Проблема взаимоотношения особенных и обычных людей. Да, общество всё ещё не готово принять особенных детей к себе без оглядки. Когда особенные дети попадают в общество, возникает вопрос: как себя вести? Причём этот вопрос обоюдный. Тяжело обеим сторонам: особенным и обычным людям, однако, я считаю, тяжелее людям с особенностями, ведь они искренне хотят быть с обычными людьми на равных, хотят также ощущать вкус от прожитого дня, хотят не испытывать на себе жалости, хотят быть частью нашего общества. Что с этим делать?
Попробую поразмыслить с позиции подростка, что могу сделать я для особенных детей. Я считаю, что нужно сделать так, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя иными, а значит, нужно не замечать их особенностей. Нужно учиться не относиться к особенным детям с жалостью, ведь жалость унижает. Нужно учиться сопереживать, нужно учить таких детей отстаивать свои права, нужно учить не замыкаться в себе. Обществу стоит понять, что все мы люди и просто обязаны быть гуманными, толерантными, добрыми. Нужно быть вместе.
Хочется, чтобы все дети ( особенные и обычные) шли дружно рука об руку по жизни, чтобы всё им было по плечу, чтобы все двери для них были открыты. Закончить своё рассуждение мне бы хотелось словами:
Хочу, чтоб жили в Мире дружно, чтобы друг друга понимали,
Хочу, чтоб слышали друг друга и никогда не обижали.
Номинация «Особенный ребёнок в обществе»
Открой сердце всякому, желающему в нём поселиться!
Всё чаще слышу «особенный дети», «особенные ребёнок», «ребёнок с ОВЗ» … А что стоит за этими словами? А за этими словами - судьбы детей. Детей, чьё здоровье желает быть лучшим, детей, которые имеют полное право быть полноправными членами нашего общества. Имеют полное право на счастливое детство. Имеют… Но так ли это?
К великому моему сожалению, особенные дети не всегда счастливы… Почему? Понаблюдайте: особенных детей не всегда достойно принимают в обществе… Жалеют, внимательно изучают, но не принимают. А если и принимают, то чтобы полюбопытствовать или посмеяться…
Да, сейчас государство проводит большую работу для того, чтобы таким детям жилось легче в нашем обществе: предоставление мест в детских садах и школах вместе с обычными детьми, вовлечение таких ребят в творческие мероприятия и социальные проекты, помощь волонтёров. Однако этого мало… Нам , обычным людям, нужно научиться принимать таких детей не потому, что государство запустило программу вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь школы , а просто потому, что они дети, люди, которые без всяких условий являются членами общества и имеют все права , что и мы: радоваться жизни, учиться, любить, общаться. Нам , обычным людям, стоит задуматься над тем, всё ли нами сделано для того , чтобы «особенным» детям было с нами комфортно?
Однажды мне довелось общаться с девочкой, которую в нашем обществе называют «особенным ребёнком», сначала нам было трудно общаться, я боялась её чем- то обидеть, а она, как выяснилось потом, что я стану её жалеть…
Когда мы привыкли друг к другу, выяснилось, что она общительная, добрая, но очень одинокая, а еще она поведала мне о своей печали - неприятии обществом. Её мысли я выражу поэтическим языком:
Особенный ребёнок
Как часто слышу я: «ОСБЕННЫЙ РЕБЁНОК!»
Как часто… , только что- то не пойму-
Зачем бросают вслед косые взгляды,
И жалость в слове слышу почему?
Я так хочу, чтоб не смотрели вслед мне
И не искали «особенность» во мне ,
Хочу обычным быть ребёнком очень,
Как большинство детей в нашей стране,
А потому всем детям я желаю
Здоровыми во всяком смысле быть,
Не быть «особенными», желаю быть обычными,
Чтоб взглядов жалости не пришлось ловить…
Как-то одна мудрая женщина мне сказала: «Открой сердце всякому, желающему в нём поселиться!», я точно знаю , что «особенные дети» имеют право поселиться в наших сердцах. Пусть с каждым днём таких открытых сердец будет больше.
Мы услышали, как ребята кружков «Дорогою добра» и «Читаем. Пишем . Играем» видят проблему особенных людей и общества, а еще мы воочию можем видеть работу наших классных товарищей – волонтёров по приятию детей с особенностями в школьные дела: тимуровская работа- помощь пожилым людям совместно с ребятами с ОВЗ, патриотические акции- облагораживание памятника у трассы совместно с ребятами с ОВЗ, школьные и классные мероприятия: походы, праздники.
III Подведение итогов
Я очень надеюсь, что после нашего урока, вы будете ещё глубже смотреть на проблемы особенных людей , не будете равнодушными к их проблемам, не будете смотреть на них с жалостью и насмешкой, а попробуете ещё шире открыть собственные сердца для них , ведь они тоже люди.
Я думаю, если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернетесь, а обязательно ему поможете, будь то маленький ребенок или взрослый человек. Ведь люди как люди!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим говорить особенного ребёнка (1часть)
Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет Учим говорить особенного ребёнка (1часть)...
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)
Учим говорить особенного ребёнка (2часть)Автор: Т. Н. Тищенко Источник: интернет...
Формирование словесной речи детей. как средства общения познания окружающего мира и интеграции ребёнка в общество"
Для развития мышления и речи глухих детей важно научить их читать. В статье говорится о приёмах обучения чтению....
Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития.
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой человеческой деятельности....
Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...
Природные особенности ребёнка и трудности учения
Консультация для педагогов...
Родительское собрание "Здоровый ребёнок-здоровое общество"
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей; обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию п...