Родительское собрание "Здоровый ребёнок-здоровое общество"
материал на тему
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей; обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Здоровый ребёнок-здоровое общество" | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗДОРОВЫЙ РЕБЁНОК — ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО»
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме здоровья детей; обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни.
Ход собрания
- Организационный момент. Повестка собрания:
Постановка проблемы и целей собрания. (Слайд № 1)
Повестка собрания:
- Родительский лекторий «Жизнь – это здоровье. Берегите его
- Итоговая аттестация. Новый взгляд.
- Портфолио ученика.
- Разное.
II. Основная часть собрания.
Вопрос к родителям – как вы думаете, что такое здоровье? (Ответы родителей) Здоровье: Хорошее самочувствие; психологическое и социальное благополучие: хорошее настроение радостное общение с людьми. (Слайд № )
Хочу рассказать вам одну притчу. (Слайд № ___)
В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, его престарелая больная мать и его дочь – уже взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все домочадцы уже легли спать, в дверь дома кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. «Как вас зовут?» – спросил мужчина. Ему ответили: «Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь. Пусти нас к себе в дом». Мужчина задумался. «Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме». Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой... Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже никого не было.
Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме... И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить особое внимание?
Основные тезисы:
Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню вкратце основные приметы этого возраста.
– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5–8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11–12 лет (рост в этот период может увеличиться даже на 10 см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13–14 лет. (После 15 лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика «длинноногий подросток» очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.
– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, «угловатость» подростка. Вместе с тем родителям следует знать, что именно в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.
– У подростка усиленно развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.
– Интенсивно растет сердце, объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особой осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно на сердечно-сосудистой деятельности подростка отражаются не только физические перегрузки, но и отрицательные эмоции.
– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном могут стать основой устойчивых черт.
Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать родителям и на что следует обратить внимание? (Слайд № ___ )
1. Проблема здорового питания. (Слайд № ___ )
Интересные факты:
– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24 % детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90 % настаивают на этом своем праве;
– 66 % детей желают кушать по-разному, в зависимости от своего пола;
– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;
– мальчики посвящают на 62 % больше, чем девочки, времени школьному завтраку (ланчу) и обеду, но за первым завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики;
– мальчики потребляют в среднем на 55,5 % калорий больше, чем девочки;
– у 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это тенденция, наблюдающаяся во всем мире. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, статистика ожирения среди мальчиков возросла за последние десять лет на 60 % в США, на 43 % – в Великобритании и на 28 % – во Франции.
Результаты специальных исследований показывают, что при высокой осведомленности подростков о влиянии рационального питания на их здоровье, питаются рационально и полноценно только 57 % подростков, а у остальных 43 % опрошенных питание не является приоритетом в шкале жизненных ценностей, и большинство именно этих подростков имеют дисгармоничное физическое развитие.
Родителям нужно знать, что подростки, особенно мальчики, в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца... Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку «топлива» в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышенная утомляемость, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе, причем не в мясе курицы или индейки, а в «красном» мясе – говядине, телятине. Много карнитина и в молоке, вместо которого сегодняшние подростки пьют кока-колу. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.
2. Увлечение подростков диетами. (Слайд № 11) (Комментировать)
Согласно данным исследований, 73 % девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Вес 26 % подростков из числа сидящих на диете – нормальный, в то время как у 8 % – ниже нормы.
Если в 11-летнем возрасте только 44 % девочек ограничивали себя в еде и придерживались диет, то к 15-летнему возрасту число подростков, сидящих на диете, составляет уже 70 %. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже в 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.
Как оказалось, дети со здоровым весом смотрят телевизор на 2 часа меньше, чем толстые. Кроме того, полные дети реже играют на улице. Третий фактор ожирения: количество и качество общесемейных завтраков, обедов и ужинов. Отсутствие родительского общества приводит к тому, что ребенок предпочитает потреблять сладости («вредная еда»), а не, например, овощи («полезная еда»). Кроме того, дети, питающиеся в одиночестве, как правило, параллельно смотрят ТВ, читают или играют в электронные игры – в этих условиях они съедают больше.
3. Гиподинамия – проблема современных подростков.
Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Гиподинамия – еще один бич растущего сердца. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении: охотится, добывает пищу, преследует врага... а не сидит днями напролет по утрам за школьной партой, а по вечерам за компьютером или у телевизора. Сегодня в детской кардиологии есть точка зрения, что даже детям с пороками сердца надо заниматься спортом. Умеренные, дозированные, но физические нагрузки нужны даже им. А что уж говорить о детях здоровых – им тем более необходима жизнь в движении. Сидячий образ жизни и скудное питание в подростковом возрасте может привести к возникновению ранней ишемической болезни сердца. Когда-то считалось, что ишемическая болезнь в 45 лет – редкость. А сейчас уже и в 30, и даже в 25 лет человек может ощущать все ее признаки: и стенокардию, и боль или чувство давления за грудиной, особенно во время бега или быстрого подъема в гору, и тягостное состояние...
Американские специалисты пришли к заключению, что если ребенок хотя бы 15 минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50 %. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный эффект.
15 минут физической активности в день – это минимальный уровень, который доступен практически всем.
4. Стресс и его влияние на подростка.
Стресс – это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Стресс можно определить как требование адаптации и преодоление трудностей в ответ на изменение условий жизни. Если требование изменений превосходит способности и ресурсы, то проявляются негативные эффекты стресса, такие как соматические симптомы: головные боли, боль в груди, мышечно-скелетная боль (встречается у 20 % детей и подростков), хроническая усталость.
Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.
Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и академической успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать своим амбициозным родителям. Подросток может испытывать страх, что родители будут разочарованы. Снижение академического давления (например, в виде уменьшения количества престижных занятий) может оказаться желаемым освобождением для некоторых преуспевающих подростков-школьников.
Чрезвычайно важна в этот период поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.
Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий. При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации (например, экзаменов или атлетического соревнования).
6. Режим дня подростка.
В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.
Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Проведенное в последние годы изучение этого вопроса показало, что значительная часть детей недосыпает. В большинстве случаев причиной является неправильная организация проведения свободного времени и выполнения домашнего задания. Частой причиной нарушения сна у школьников является просмотр поздних телевизионных передач. (Кстати, дети, имеющие у себя в комнате телевизор, на 20 % хуже успевают по математике и литературе, чем их сверстники, не имеющие телевизора в комнате.)
Учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7–12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9–10 часов; в 13–14 лет – 9–9,5 часов; в 15–17 лет – 8,5–9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным. Британские ученые установили, что в результате сокращения часов сна в детском организме происходят метаболические изменения, которые могут привести к тучности, снижению уровня инсулина, диабету и болезням сердца.
Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.(Слайд № ___ )
Тип человека | Особенности режима | Пик работоспособности |
«Жаворонок» | Рано просыпается, рано ложится спать | 9–10 часов утра, 16–17 часов вечера |
«Сова» | Встает позже, очень активен вечером | 11–12 часов утра, 18–20 часов вечера |
«Голубь» | Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно | 10–12 часов утра, 15–18 часов вечера |
Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным.
Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.
Если работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно, он заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета и, конечно, понимание взрослых.
Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься». Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это прежде всего здоровье. Берегите его!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Ромашка
(сказка)
Однажды, когда садовник прогуливался по саду, к нему подлетела взволнованная пчела и начала звать на помощь. Она сказала, что ромашка погибает. Удивился садовник, подумав: «С чего бы это, я ведь создал ей все необходимые условия и ухаживаю за ней, как надо»? Подойдя к ромашке, он увидел, что ее лепестки начали вянуть, а некоторые уже отпали. Садовник нагнулся к ней, и погладил ее. Она положила свою головку ему на руку и горько заплакала.
«Ну, ну, маленькая, не плачь,– успокаивал он ее, а когда она немного успокоилась, садовник сказал – а теперь рассказывай, что с тобой приключилось»?
И ромашка рассказала, что, родившись, она была очень счастлива. Ей очень нравилось ее простое зеленое платьице, облегающее тоненькую талию, тоненькие ручки-листики и желтенькое, сияющее личико, похожее на солнышко, окруженное вокруг белоснежными лучиками.
Но однажды она обратила внимание на окружавшие ее растения, которые красиво цвели, приятно пахли или приносили вкусные плоды. Яблоня гордилась своими вкусными и ароматными яблоками, роза – своими изысканными цветками и острыми колючками, которыми она могла защищать себя, а виноград – своим виноградом и главное – усами. Все они говорили, что она какая-то не такая – в общем «не как все». Это очень расстроило маленькую ромашечку, ведь ей очень хотелось быть «как все», всем нравиться, и чтобы никто не смеялся над ней. С тех самых пор счастье покинуло ее, и она стала самой несчастной. Ничто теперь не радовало ее, ни платьице, ни тонкая фигура, ни ручки-листики, ни даже личико-солнце с его белыми лучиками.
Садовник укоризненно посмотрел на яблоню, розу и виноград и, покачивая головой, сказал: «Ну куда это годится, разве я вас такому учил? Смотрите, что вы наделали – довели до слез прекрасное, безобидное создание. И не стыдно вам? Вам, поди, такого никто не говорил, а вы вон чего удумали – сравнивать себя с другими, да еще и зазнаваться. Нехорошо, ой как нехорошо!»
Провинившиеся растения потупили глаза в землю, опустили свои ветви и собирались было заплакать. «Не слезы должны вы лить, а понять, что вы сделали не так, и постараться больше не повторять своих ошибок», – сказал садовник и вновь обратился к ромашке и, улыбаясь, спросил:
– «Так значит, ты хочешь быть «как все»?
«Конечно же», – восторженно ответила ромашка, у которой сразу же высохли слезы. «Хорошо, – сказал садовник – завтра я исполню твою просьбу, если, конечно, ты не передумаешь».
От радости ромашка захлопала в ладоши-листочки и подпрыгнула бы, если бы корни крепко не держали ее. Она хотела было сказать, что она ни за что не передумает, но садовник не дал ей договорить. «Но есть у меня к тебе условие: подумай, что означает быть «как все»,– сказал он уже серьезно и, развернувшись, ушел, приговаривая: «Ну что за растения пошли. Вы только посмотрите на нее, ей, видите ли, не нравится, какой я ее создал, ей непременно хочется быть «как все».
Ромашке казалось, что все и так ясно. Оставшись наедине с собой, она задумалась, а что же такое быть «как все». Она посмотрела на яблоню, розу и виноград в надежде найти в них что-то общее, что объединяет их, кроме стебля и листьев, имеющихся у всех растений, хотя даже они были у всех разные. Но ей это не удалось, ведь все они были совершенно разные. Желая подстроиться под всех, она представила на своем тоненьком стебельке яблоки, цветки роз и их колючки, а также виноград с его усиками, и тут же спросила себя: «А где же тогда буду я? Все это не поместится на мне, ведь я такая маленькая». Сначала она испугалась, а когда представила себе эту картину, по саду пронесся нежный, звонкий смех, как звон колокольчиков.
На следующее утро садовник, навещая ромашку, изумился тому, как она преобразилась. Она уже не походила на вчерашний цветок. Ее повядшие лепестки вновь распрямились, а вместо выпавших выросли новые, и на ее прекрасном личике вновь засияла улыбка.
С тех пор ромашка перестала сравнивать себя с другими растениями, а начала ценить то, какой она была и старалась цвести как можно чаще, радуя всех своим видом.
Приложение 2
Девять аксиом здоровья*
Человек – храм здоровья, любви и красоты. Если хочешь прожить счастливо, сотвори его в своем теле и душе. Это просто, если помнить девять аксиом здоровья:
1. Желай себе и всем людям Добра, Красоты, Здоровья. Пусть Вера, Надежда, Любовь тебе помогут в этом.
2. Люби отца и мать. Радуйся своей жизни и жизни своих родных, близких и друзей.
3. Во всем знай меру: в труде, отдыхе, питании, любви. Здоровье – это мудрость меры во всем.
4. Помоги себе и своим близким отказаться от алкоголя, табака и наркотиков – они губят тело и душу. Освободи мозг от психических ядов: зла, зависти, жадности.
5. Улыбайся! Улыбка ничего не стоит, но много дает. Улыбка – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей и стрессов.
6. Научись сдерживать свои эмоции, страсти, гнев. Не кичись знаниями, гордись умением и волей.
7. Здоровье = Я МОГУ (физическое) + Я ХОЧУ (психическое) + Я ДОЛЖЕН (социальная ответственность).
Говори себе постоянно: я могу, я хочу, я должен жить по-человечески.
8. Запомни! Посеешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу!
- Помни! Здоровье не все, но все без здоровья ничто! Здоровье – не только физическая сила, но и душевное милосердие.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка? (Да, не очень, плохо.)
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка? (Круглые сутки, 5–6 часов в сутки, 1–2 часа в день.)
3. Когда вы были с детьми в кино? (Полгода назад, 3 месяца назад, в этом месяце.)
4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу и дополнительную литературу к урокам? (Да, иногда, никогда.)
5. Часто ли вы хвалите своего ребенка за его успехи? (Всегда, иногда, никогда.)
6. Как вы поощряете своего ребенка? (Радуетесь вместе с ним его успеху, просто хвалите, покупаете дорогую вещь, игрушку.)
7. Как вы наказываете своего ребенка? (Делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним; не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер; применяете физическую силу, не разрешаете гулять.)
8. Проводите ли вы семейные советы по воспитанию? (Действуете согласованно, обращаетесь к посторонней помощи: соседям, классному руководителю, друзьям; каждый воспитывает по-своему.)
9. Видит ли ребенок ваши разногласия в семье? (Нет; иногда; да.)
- Учите ли вы своего ребенка уважать людей? (Да; иногда; не затрагиваем этот вопрос.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация родительского собрания в 8 классе "Здоровые дети - здоровое общество".
Собрание проводилось в рамках декады "Без жестокости к детям"....
Конспект родительского собрания "Здоровые дети - здоровое общество".
Собрание проводилось в рамках декады "Без жестокости к детям"....
Материал для родителей. Информационный уголок психолога. "Растите ребёнка здоровым"
Изложены основы здорового образа жизни....
Здоровый ребёнок – здоровый мир
Здоровый ребёнок – здоровый мир...
«Здоровый ребёнок, здоровая семья, здоровое село»
Воспитательная программа по пропаганде здорового образа жизни....
Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».
Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...
Занятия спортом как шаг к здоровому ребёнку - здоровой нации в условиях школьной дополнительной образовательной среды.
Одной из главных задач своей работы мы считаем поиск правильного, часто индивидуального для организма базиса, который мог бы «гарантировать здоровье, высокий потенциал трудовой деятельност...