Разработка классного часа по теме "История Государственных символов РФ"
классный час (6, 7 класс)
Проведение классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию позволяет знакомить обучающихся с историей происхождения государственных символов страны и родного края, также воспитывает чувство уважения к ее истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час проводится для 6-7 классов | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей»
с. Красногвардейское
Название работы:
«История Государственных символов Российской Федерации»
Вид работы
(Разработка классного часа)
Сведения об авторе:
Готова Аида Нурбиевна
Педагог дополнительного
образования
МБУ ДО «ЦДОД»
с. Красногвардейское
Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе и подчинена общим целям воспитания и обучения.
Использование активных и нестандартных форм внеурочной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям, создает условия для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, активности , искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развивает интерес к внеклассной деятельности.
Проведение классных часов, викторин по гражданско — патриотическому воспитанию способствует пониманию смысла человеческого существования, позволяет познакомить обучающихся с государственной символикой страны и родного края, воспитывает уважение к истории страны.
Классный час проводится для обучающихся 6-7 классов. За определенный срок до проведения мероприятия обучающимся дается задание подготовится к выставке рисунков «Моя Родина», с помощью дополнительной литературы подготовить материал о России, повторить государственные праздники.
Тема: Государственные символы России».
Цели и задачи:
- формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине;
- вызвать интерес к осознанию себя частью страны;
- способствовать развитию интереса обучающихся к истории России;
- способствовать формированию гражданской позиций, патриотических чувств у подростков;
- воспитывать уважение к языку, культуре, традициям русского народа;
- закрепить имеющиеся знания по символам России.
Оборудование: плакаты с гербом и флагом РФ, диск с гимном, книжная выставка «Три символа на фоне истории», выставка детских рисунков «Моя Родина».
Обучающийся: У каждого листочка
У каждого ручья
Есть главное на свете-
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой березки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья...
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Мы родиной зовем.
Педагог: Добрый день. Не случайно, все люди, любящие свою страну, в которой они родились и живут, называют ее святым словом «Родина». В начале нашего классного часа я хочу обратить внимание всех присутствующих на нашу выставку рисунков. Посмотрите, какие они разные, каждый по — своему интересен. А что же их объединяет.
Обучающийся: Они посвящены природе родного края, Родине.
Педагог: Россия — самая большая страна в мире. На её территории находятся крупные озёра и леса, а также самые длинные в мире реки. В России проживает около 148 миллионов человек. Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами.
Педагог: Какое официальное называние нашего государства ?
Обучающийся: Россия, Российская Федерация
Педагог: Какой главный документ определяет жизнь государства, права и обязанности его граждан?
Обучающийся: Конституция РФ
Педагог: Правильно. А какие государственные праздники вы знаете?
(Ответы детей)
Задание: соотнесите даты государственных праздников с их названиями. (обучающимся раздаются карточки с перепутанными датами )
12 декабря | День Конституции |
12 июня | День независимости России |
4 ноября | День народного единства |
23 февраля | День Защитника Отечества |
9 мая | День Победы |
1мая | Праздник весны и труда |
1января | Новый год |
8 марта | Международный женский день |
7января | Рождество Христово |
Педагог: Но сегодня мы будем говорить о других особенностях нашего государства — государственных символах. Тема нашего классного часа «История Государственных символов Российской Федерации» (Слайд№2). А что бы наша с вами встреча была интереснее я пригласила на наше мероприятие учителя истории, классных руководителей и родительский комитет.
В любом государстве есть свои государственные символы. Есть они и у России. Назовите их?
Обучающийся: Флаг, герб, гимн
Педагог: Зачем нужны эти символы
- (Ответы детей)
Педагог: Где можно увидеть изображение герба и флага России?
- Ответы детей
Педагог: Символы государства имеют свою историю . В своем развитии они прошли долгий путь, в них заложен глубокий смысл. Мы должны знать государственную символику как граждане и патриоты нашей страны. Начнем разговор с первого государственного символа — флага.
Обучающийся:
Флаг России триколор
Флаг России триколор
Три полоски ловит взор
И у каждой новый цвет ,
А у цвета свой секрет.
Снизу красный- самый яркий,
Цвет побед в сражениях жарких,
Русской кровью, что добыты
И народом не забыты
В середине флага- синий,
Словно Волга по равнине...
Синеву родимых рек
Любит русский человек.
Сверху словно облака,
Цвет снегов и молока,
Чистый белый- мира цвет,
Говорит он - войнам нет.
(И. Агеева)
Педагог: Всегда ли государственный флаг нашей Родины был таким, как сейчас?
Историк: Флаг — символ достоинства нации. На Руси он существовал с 10 века. При царе Алексее Михайловиче впервые появился флаг с сочетанием трех цветов (Слайд №3) — белого, синего, красного. Выбор цветов для флага связан с тем что издавна на гербе Москвы имелось сочетание этих цветов.
Петр 1 передал бело-сине-красный флаг сначала военно - морскому, а затем торговому флоту. Военно- морской флот взамен получил Андреевский флаг (Слайд №4). Андреевский этот флаг называли по имени святого Андрея Первозванного, Святой Андрей считался покровителем мореплавателей, сам был рыбаком, и поэтому крест на флаге был голубого цвета
Во второй половине 19 века в России появился черно-желто-белый флаг (Слайд №5). Цвета объяснялись так: черная и желтая полосы соответствовали черному орлу и желтому полю герба России, а белая полоса- всаднику на гербе.
Но уже в конце 19 века Россия вернулась к бело-сине-красному флагу.
Россия в то время уже была многонациональным государством. И эти цвета означали единство русских(красный), украинцев(синий), белорусов(белый). Бело-сине-красный флаг оставался государственным до 1917 года.
Педагог: 8 апреля 1918 года трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и звезды. (Слайд №6) После событий августа 1991 года красный флаг ликвидируется.
21 августа 1991 года бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом России
Обучающийся:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый, он и гордый,
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Педагог: На протяжении последних веков среди Государственных символов особое место занимает герб с изображением двуглавого орла. Существующий Российский герб унаследовал основные русские Геральдические традиции. Законность его пребывания в качестве национального символа неоспорима. Подробнее об этом нам расскажет наш сегодняшний гость.
Историк; Государственный герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, на красном геральдическом щите, над орлом три исторические короны Петра Великого, над головами- две малые и над ними одна большего размера. В лапах орла — скипетр и держава, а на груди орла, на красном щите- всадник поражающий копьем дракона. (Слайд № 7).
В первые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году (Слайд № 8), хотя на тверских монетах встречались еще раньше. Хочу отметить тот факт,что двуглавый орел -это символ Византийской империи. Геральдический щит в свою очередь стал красного цвета по той причине, что изображение орла на красном относиться к той же самой Византийской геральдической традиции.
Педагог: После Петра Великого, герб России значительно изменился при
Павле 1. Именно при данном правителе все варианты герба России были унифицированы и приведены к единому виду. (Слайд №9)
Историк: В данном году (1799 год) на гербе России появился Мальтийский крест, так как Россия в этом же году приняла под свое покровительство остров Мальту.
Педагог: Ребята, а как вы думаете всегда ли существовал стандартный вариант герба с двуглавым орлом?
Обучающийся: Нет. После возникновения СССР стандартный вариант герба с двуглавым орлом был отвернут.
Историк: Правильно. С 1918 по 1993 год использовался другой символ, который постепенно дорабатывался и видоизменялся. (Слайд № 10) Основные цвета — золотой и красный остались, однако все остальное изменилось кардинально. По центру на фоне солнечных лучей изображены серп и молот (символ единения рабочих и крестьян), наверху — красная звезда (её не было на первых вариантах герба). По бокам расположены колосья пшеницы, а ниже символа на красном фоне черными буквами написано: «Пролетарий всех стран соединяйтесь ».
Педагог: В таком варианте герб использовался очень долго, вплоть до развала Советского Союза. До сих пор герб в том или ином варианте применяется различными коммунистическими партиями.
Историк: Я хочу сказать, что современный герб РФ в том варианте в котором он существует на данный момент был принят в 1993 году. Символика и общее значение остались примерно такими же, как и за долго до возникновения СССР, единственное, что в трактовке красного цвета была добавлена кровь, пролитая во время воин.
Педагог: В общем и целом, герб России имеет очень долгую, интересную историю и конкретные причины использования именно такой символики придумывались уже скорее по факту применения.
Причины, по которым они были выбраны неким древним правителем, вряд ли получится установить доподлинно когда-нибудь.
Педагог: Последний, но не по значению важности символ государственности — гимн (Слайд № 11).
Обучающийся: Гимн- слово греческого происхождения (humnos). В древней Греции гимном называли торжественную песню в честь богов и героев. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «гимн» трактуется так: 1. Торжественная песня принятая как символ государственного или социального единства; 2. Хвалебная песня, музыкальное произведение.
Педагог: Каждая страна располагает своим, собственным торжественно- музыкальным произведением, как правило слова гимна кратко отражают суть государственного устройства, политическую позицию.
Историк: Первый гимн России - «Боже царя храни». Слова к этому произведению написал известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский в1812 году. В 1833 году это произведение приобрело статус официального гимна царской России. Этот гимн звучал вплоть до отречения от престола императора Николая 11 в 1917 году. Позднее был издан указ о замене этого гимна на «Интернационал». Но и он просуществовал не долго. На втором съезде Советов он был отменен.
1 января 1944 года по радио прозвучало музыкальное произведение Михалкова и Эль- Регистана под названием «Союз нерушимый республик свободных». Именно это произведение стало официальным гимном государства и исполнятся на всех государственных церемониях и торжествах с 15 марта 1944г. По 11 декабря 1993 года. После перестройки автор этого гимна Сергей Михалков переписал его слова на музыку Александрова. (Слайд №12) В итоге, гимн РФ был официально утвержден с 24 марта 2001 года, после подписания соответствующего указа президента В.В. Путина.
Педагог: Ребята, я надеюсь, что наше сегодняшняя встреча помогла вам узнать что -то новое, вспомнить то , что вы знали, но забыли. А еще, я уверена, что мы с вами не раз вернемся к этой теме. Она очень интересная и таит в себе очень много секретов. Любите и уважайте свою Родину.
Обучающийся:
Люблю тебя моя Россия,
Твои леса,луга,поля
Дороже нет земли, красивей,
Ты — песнь не спетая моя.
Всегда, в любое время года,
Ты молода и хороша.
Неповторимая природа,
В ней растворяется душа.
Мне посчастливилось родится,
Здесь, другой Родины не знаю.
И никогда не насладится
Твоей красой, Земля родная.
Карточка
Приложение №1
Задание: соотнесите даты государственных праздников с их названиями.
12 июня | День Конституции |
12 декабря | День независимости России |
8 марта | День народного единства |
4ноября | День Защитника Отечества |
1 мая | День Победы |
9мая | Праздник весны и труда |
7 января | Новый год |
23 февраля | Международный женский день |
1января | Рождество Христово |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».
Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...
классный час на тему "Государственные символы России"
Использовать материал во внеурочной деятельности...
Презентация к классному часу на тему "Государственные символы России"
Презентация к классному часу на тему "Государственные символы России"...
Методическая разработка классного часа Тема: «Государственные символы России»
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»...
Методическая разработка классного часа на тему: "Символы Российской Федерации".
Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основ...
Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.
Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...
Разработка классного часа-проекта "Символ России - березка"
Данная разработка предназначена для обучающихся 6-7 классов. Она предусматривает участие обучающихся и их родителей в создании мини-проекта "Символ России - березка" на классном часе....