Разработка классного часа по теме "История Государственных символов РФ"
классный час (6, 7 класс)

Проведение классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию позволяет знакомить обучающихся с историей происхождения государственных символов страны и родного края, также воспитывает чувство уважения к ее истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 «Центр дополнительного образования детей»

с. Красногвардейское

Название работы:

 «История Государственных символов Российской Федерации»

Вид работы

 

(Разработка классного часа)

                                                                        Сведения об авторе:

                                                                   Готова Аида Нурбиевна

                                                                       Педагог дополнительного

                                                 образования

                                                        МБУ ДО «ЦДОД»

                                                              с. Красногвардейское

   

 Внеклассная работа является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе и подчинена общим целям воспитания и обучения.

  Использование активных и нестандартных форм внеурочной деятельности обучающихся, отвечающих их интересам и возможностям, создает условия для проявления обучающимися инициативы и самостоятельности, активности , искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развивает интерес к внеклассной деятельности.

   Проведение классных часов, викторин по гражданско — патриотическому воспитанию способствует пониманию смысла человеческого существования, позволяет познакомить обучающихся с государственной символикой страны и родного края, воспитывает уважение к истории страны.

   Классный час проводится для обучающихся 6-7 классов. За определенный срок до проведения мероприятия обучающимся дается задание подготовится к выставке рисунков «Моя Родина», с помощью дополнительной литературы подготовить материал о России, повторить государственные праздники.

 Тема: Государственные символы России».

Цели и задачи:

  • формировать уважительное отношение и любовь к своей Родине;
  • вызвать интерес к осознанию себя частью страны;
  • способствовать развитию интереса обучающихся к истории России;
  • способствовать формированию гражданской позиций, патриотических чувств у подростков;
  • воспитывать уважение к языку, культуре, традициям русского народа;
  • закрепить имеющиеся знания по символам России.

Оборудование: плакаты с гербом и флагом РФ, диск с гимном, книжная выставка «Три символа на фоне истории», выставка детских рисунков «Моя Родина».

Обучающийся: У каждого листочка

                У каждого ручья

                Есть главное на свете-

                Есть родина своя.

                Для ивушки плакучей

                Нет реченьки милей.

                Для беленькой березки

                Опушки нет родней.

                Есть ветки у листочка,

                Овражек у ручья...

               У каждого на свете

               Есть родина своя.

               А там, где мы родились,

               Где радостно живем,

               Края свои родные  

               Мы родиной зовем.

  Педагог: Добрый день. Не случайно, все люди, любящие свою страну, в которой они родились и живут, называют ее святым словом «Родина».   В начале    нашего классного часа я хочу обратить внимание всех присутствующих на нашу выставку рисунков. Посмотрите, какие они разные, каждый по — своему интересен. А что  же их объединяет.

Обучающийся:  Они  посвящены  природе родного края, Родине.

Педагог: Россия — самая большая страна в мире. На её территории находятся крупные озёра и леса, а также самые длинные в мире реки. В России проживает около 148 миллионов человек. Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами.

Педагог: Какое официальное называние нашего государства ?

Обучающийся: Россия, Российская Федерация

Педагог: Какой главный документ определяет жизнь государства, права и обязанности его граждан?

Обучающийся: Конституция РФ

Педагог: Правильно. А какие государственные праздники вы знаете?

(Ответы детей)

Задание: соотнесите даты государственных праздников с их названиями. (обучающимся раздаются карточки с перепутанными датами )

12 декабря

День Конституции

12 июня

День независимости России

4 ноября

День народного единства

23 февраля

День Защитника Отечества

9 мая

День Победы

1мая

Праздник весны и труда

1января

Новый год

8 марта

Международный женский день

7января

Рождество Христово

 

 Педагог: Но сегодня мы будем говорить о других особенностях нашего государства — государственных символах. Тема нашего классного часа «История Государственных символов Российской Федерации» (Слайд№2).         А что бы наша с вами встреча была интереснее я пригласила на наше мероприятие учителя истории, классных руководителей и родительский комитет.

  В любом государстве есть свои государственные символы. Есть они и у России.  Назовите их?

Обучающийся: Флаг, герб, гимн

Педагог: Зачем нужны эти символы

- (Ответы детей)

Педагог: Где можно увидеть изображение герба и флага России?

- Ответы детей

Педагог: Символы государства имеют свою историю . В своем развитии они прошли долгий путь, в них заложен глубокий смысл. Мы должны знать государственную символику как граждане и патриоты  нашей страны. Начнем разговор с первого государственного символа — флага.

 Обучающийся:

               Флаг России триколор

               Флаг России триколор

               Три полоски ловит взор

               И у каждой новый цвет ,

               А у цвета свой секрет.

               Снизу красный- самый яркий,

               Цвет побед в сражениях  жарких,

               Русской кровью, что добыты

               И народом не забыты

               В середине флага- синий,

               Словно Волга по равнине...

              Синеву родимых рек

              Любит русский человек.

              Сверху словно облака,

              Цвет снегов и молока,

              Чистый белый- мира цвет,

               Говорит он - войнам нет.

                        (И. Агеева)  

Педагог: Всегда ли государственный флаг нашей Родины был таким, как сейчас?

 Историк: Флаг — символ достоинства нации. На Руси он существовал с 10 века. При царе Алексее Михайловиче впервые появился флаг с сочетанием трех цветов (Слайд №3) — белого, синего, красного. Выбор цветов для флага связан с тем что издавна на гербе Москвы имелось сочетание этих цветов.

  Петр 1 передал бело-сине-красный флаг сначала военно - морскому, а затем торговому флоту. Военно- морской флот взамен получил Андреевский флаг (Слайд №4). Андреевский этот флаг называли по имени святого Андрея Первозванного, Святой Андрей считался покровителем мореплавателей, сам был рыбаком, и поэтому крест на флаге был голубого цвета

  Во второй половине 19 века в России появился черно-желто-белый флаг (Слайд №5). Цвета объяснялись так: черная и желтая полосы соответствовали черному орлу и желтому полю герба  России, а белая полоса- всаднику на гербе.

  Но уже в конце 19 века Россия вернулась к бело-сине-красному флагу.

Россия в то время уже была многонациональным государством. И эти цвета означали единство русских(красный), украинцев(синий), белорусов(белый). Бело-сине-красный флаг оставался государственным до 1917 года.

 Педагог: 8 апреля 1918 года трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и звезды. (Слайд №6) После событий августа 1991 года красный флаг ликвидируется.

  21 августа 1991 года бело-сине-красный флаг вновь стал  государственным флагом России

Обучающийся:

                 У России величавой

                На гербе орел двуглавый,

                Чтоб на запад и восток

                Он смотреть бы сразу мог

                Сильный, мудрый, он и гордый,

                Он России дух свободный.

                  (В. Степанов)

Педагог: На протяжении последних веков среди Государственных символов особое место  занимает герб с изображением двуглавого орла. Существующий Российский герб унаследовал основные русские Геральдические традиции. Законность его пребывания в качестве национального символа неоспорима. Подробнее об этом нам расскажет наш сегодняшний гость.

Историк; Государственный герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, на красном геральдическом щите, над орлом три исторические короны Петра Великого, над головами- две малые и над ними одна большего размера. В лапах орла — скипетр и держава, а на груди орла, на красном щите- всадник поражающий копьем дракона. (Слайд № 7).    

  В первые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году (Слайд № 8), хотя на тверских монетах встречались еще раньше. Хочу отметить тот факт,что двуглавый орел -это символ Византийской империи. Геральдический щит в свою очередь стал красного цвета по той причине, что изображение орла на красном относиться к той же самой Византийской геральдической традиции.  

Педагог: После Петра Великого, герб России значительно изменился при

Павле 1. Именно при данном правителе все варианты герба России были унифицированы и приведены к единому виду. (Слайд №9)

Историк: В данном году (1799 год) на гербе России появился Мальтийский крест, так как Россия в этом же году приняла под свое покровительство остров Мальту.      

Педагог: Ребята, а как вы думаете всегда ли существовал стандартный вариант герба с двуглавым орлом?

Обучающийся: Нет. После возникновения СССР стандартный вариант герба с двуглавым орлом был отвернут.

Историк: Правильно. С 1918 по 1993 год использовался другой символ, который постепенно дорабатывался и видоизменялся. (Слайд № 10) Основные цвета — золотой и красный остались, однако все остальное изменилось кардинально. По центру на фоне солнечных лучей изображены серп и молот (символ единения рабочих и крестьян), наверху — красная звезда (её не было на первых вариантах герба). По бокам расположены колосья пшеницы, а ниже символа на красном фоне черными буквами написано: «Пролетарий всех стран соединяйтесь ».

 Педагог: В таком варианте герб использовался очень долго, вплоть до развала Советского Союза. До сих пор герб в том или ином варианте применяется различными коммунистическими партиями.

Историк: Я хочу сказать, что современный герб РФ в том варианте в котором он существует на данный момент был принят в 1993 году. Символика и общее значение остались примерно такими же, как и за долго до возникновения СССР, единственное, что в трактовке красного цвета была добавлена кровь, пролитая во время воин.

Педагог: В общем и целом, герб России имеет очень долгую, интересную историю и конкретные причины использования именно такой символики придумывались уже скорее по факту применения.

  Причины, по которым они были выбраны неким древним правителем, вряд ли получится установить доподлинно когда-нибудь.

Педагог: Последний, но не по значению важности символ государственности — гимн (Слайд № 11).

Обучающийся: Гимн- слово греческого происхождения (humnos). В древней Греции гимном называли торжественную песню в честь богов и героев. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово «гимн» трактуется так: 1. Торжественная песня принятая как символ государственного или социального единства; 2. Хвалебная песня, музыкальное произведение.      

Педагог: Каждая страна располагает своим, собственным торжественно- музыкальным произведением, как правило слова гимна кратко отражают суть государственного устройства, политическую позицию.

Историк: Первый гимн России - «Боже царя храни». Слова к этому произведению написал известный русский поэт Василий Андреевич Жуковский в1812 году. В 1833 году это произведение приобрело статус официального гимна царской России. Этот гимн звучал вплоть до отречения от престола императора Николая 11 в 1917 году. Позднее был издан указ о замене этого гимна на «Интернационал». Но и он просуществовал не долго. На втором съезде Советов он был отменен.

 1 января 1944 года по радио прозвучало музыкальное произведение Михалкова и Эль- Регистана под названием «Союз нерушимый республик свободных». Именно это произведение стало официальным гимном государства и исполнятся на всех государственных церемониях и торжествах с 15 марта 1944г. По 11 декабря 1993 года. После перестройки автор этого гимна Сергей Михалков переписал его слова на музыку Александрова. (Слайд №12) В итоге, гимн РФ был официально утвержден с 24 марта 2001 года, после подписания соответствующего указа президента В.В. Путина.

Педагог: Ребята, я надеюсь, что наше сегодняшняя встреча помогла вам узнать что -то новое, вспомнить то , что вы знали, но забыли. А еще, я уверена, что мы с вами не раз вернемся к этой теме. Она очень интересная и таит в себе очень много секретов. Любите и уважайте свою Родину.

Обучающийся: 

               Люблю тебя моя Россия,

                 Твои леса,луга,поля

                 Дороже нет земли, красивей,

                 Ты — песнь не спетая моя.

                 Всегда, в любое время года,

                Ты молода и хороша.

               Неповторимая природа,

               В ней растворяется душа.

               Мне посчастливилось родится,

               Здесь, другой Родины не знаю.

               И никогда не насладится

               Твоей красой, Земля родная.

                                                             Карточка

Приложение №1

Задание: соотнесите даты государственных праздников с их названиями.

12 июня

День Конституции

12 декабря

День независимости России

8 марта

День народного единства

4ноября

День Защитника Отечества

1 мая

День Победы

9мая

Праздник весны и труда

7 января

Новый год

23 февраля

Международный женский день

1января

Рождество Христово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

классный час на тему "Государственные символы России"

Использовать материал во внеурочной деятельности...

Презентация к классному часу на тему "Государственные символы России"

Презентация к классному часу на тему "Государственные символы России"...

Методическая разработка классного часа Тема: «Государственные символы России»

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ, ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»...

Методическая разработка классного часа на тему: "Символы Российской Федерации".

Классный час на тему «20-летие Конституции Российской Федерации» Цель: знакомство обучающихся с устройством и законами своей страны в доступной форме с элементами игры.Задачи:дать основ...

Разработка классного часа «Символы России», 01.09.2013г.

Разработка классного часа предназначена для учащихся 5 класса. Урок содержит информацию о государственной символике, расширяет представление о Конституции РФ. Весь ход урока направлен на самостоятельн...

Разработка классного часа-проекта "Символ России - березка"

Данная разработка предназначена для обучающихся 6-7 классов. Она предусматривает участие  обучающихся и их родителей в создании мини-проекта  "Символ России - березка" на классном часе....