Конспект внеклассного мероприятия "Опасные группы с соцсетях"
план-конспект урока (8, 9, 10 класс)
Конспект внеклассного мероприятия для защиты детей от нежелательного контента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opasnye_gruppy_v_sotssetyah.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №27»
«Опасные группы в социальных сетях».
Воспитатель: Балабанова Т.В.
Пятигорск. 2020г.
Цель:
- информационная безопасность детей.
- ознакомить обучающихся с потенциальными угрозами, которые могут встретиться в опасных интернет-сообществах, включая «группы смерти», действующие в Интернете через социальные сети;
- исследовать портрет типичного подписчика «группы смерти»;
- определить, как распознать, состоит ли подросток в опасных интернет-сообществах;
- выработать правила безопасного поведения в социальных сетях;
- повысить значимость родителей, кураторов, группы обучающихся в глазах своих сверстников.
Задача:
защитить детей от информации, распространяемой в сети Интернет, причиняющей вред их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Оборудование:
- Компьютер
- Экран
- Мультимедийный проектор
Ход мероприятия
Словарная работа
Суицид, самоубийство
это намеренное лишение себя жизни.
Некоторые специалисты относят к суициду и наркомании, как отсроченное во времени самоубийство, лишение себя участия в разных сферах жизни – психологической, семейной, социальной, трудовой, духовной а в последствии и физической.
Суицидальный риск
- Суицидальные переживания.
- Размышления, высказывания.
- Подготовка, планирование (установление времени, выбор места, выбор средства, приобретение средств, сценарий, прощание.)
- Суицидальный акт.
Постсуицид (в случае срыва попытки).
Парасуицид (цель не лишения жизни, но привлечение внимания).
- Личностный смысл суицидальных актов
- отказ;
- призыв;
- избегание;
- самонаказание;
- протест.
Травматические ситуации
• несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
• ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
• травля (буллинг) и/или отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в социальных сетях;
• тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжёлое заболевание);
• разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьёй;
• неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Организационный момент.
Приветствие.
Слайд№ 1
Интернет – это безграничный мир информации. В нём можно найти огромное количество полезной для учёбы информации. Однако, кроме хорошего, в виртуальном мире присутствует много негативного. Если неправильно вести себя в интернете, то это может нанести вред не только себе, но и твоим родственникам и друзьям.
В современном информационном мире появляется всё больше скрытых угроз наиболее уязвимой части нашей молодёжи – детям и подросткам.
Слайд № 2
Сегодня мы познакомимся некоторыми аспектами этой проблемы
Правила и процесс суицидальной игры.
Кто создаёт группы смерти?
Группы смерти сегодня.
Слайд № 3 – 5
Группы смерти
Слайд №6
Для влияния на молодежь применяют новейшие технологии манипуляции в интернете. На ребятах отрабатывают технологии манипуляции, проверяя, до какой черты они могут дойти, выполняя задания «куратора».
В 2017 году в соцсетях начали распространяться хэштеги «синий кит», «разбуди меня в 4:20», «я в игре», «тихий дом», имеющее непосредственное отношение к истории с группами смерти в 2015 году. Хештег — это ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или в определенное сообщество.
В этих сообществах используют особый сленг, в частности, такие слова как«тихий дом», «синий кит», , #f587, #f58, «Рина», «Няпока», «Море китов», «50 дней до моего...» несколько недель назад появился новый «пароль» — «ищу куратора».
Слайд №7
Массовую популярность среди подростков «группы смерти» приобрели после гибели школьницы Рины К., которая покончила с собой на железнодорожном полотне, написав в одном из своих профилей «Ня.Пока», перед тем, как пойти на роковой шаг.
Слайд №8
Ребенок, не заходя ни в какие группы, просто пишет эту фразу на своей странице в интернете, ставит так называемый хэштег. После этого с ним связывается человек, и они начинают общаться либо в мессенджере, либо по телефону, смс, в почте, то есть в зоне личных коммуникаций. Отследить это общение очень трудно.
Слайд №9
Процесс вовлечения в группы происходит следующим образом:
- анализ страницы ребенка;
- создание фейковой страницы, близкой по информационной направленности странице ребенка (схожая музыка, единый возрастной период, похожие интересы);
- сообщение ребенку;
- переписка с ребенком;
- получение расположения ребенка;
- формирование доверия, создание у ребенка ощущения, что о нем заботятся, им искренне интересуются;
- закрепление в круге ближайшего окружения;
- получение от ребенка нужной информации о нем, в том числе компрометирующего материала.
ИТОГ:
Ребенок созависимая личность, считающая виртуального друга близким человеком, ребенком можно управлять через сильную психологическую привязанность.
Ребенок психологический заложник, которым можно управлять с помощью шантажа.
Слайд №10
Группы смерти — это закрытые сообщества в социальных сетях, стать участником которых можно лишь при одобрении администраторов
С другой стороны, самому вступать в группу необязательно. Подростков находят и сами кураторы. По хэштегам, чаще всего «#хочувигру».
Когда ребенок кликает на «игровой» хештег (ссылку), он попадает в одну из групп. Здесь с ним связывается «куратор». Он-то и дает задания, чтобы вроде бы проверить готов ли подросток «поиграть». Но сначала — переписка. «Куратор» выясняет из какой семьи новый участник, какое у него настроение, выведывает информацию, чтобы составить психологических портрет «игрока». Обычно просят прислать еще и геоданные (координаты места, где находится подросток).
Слайд №11
К примеру, вот группа смерти, которая шифрует свое название, чтобы оно не было найдено по поиску, однако всё предельно понятно
Слайд №12
Ребенок на своей странице публикует специфическую фотографию, грустный комментарий, пессимистический пост, тематическое стихотворение.
К нему добавляются другие участники, часто фэйки, спрашивая о проблемах и переживаниях.
Ребенок проходит предварительный отбор, в котором оценивается его истинное состояние.
Ему предлагают вступить в игру и опубликовать на странице запрос в игру.
Позже его добавляют в закрытую группу, где другие уже вовсю «играют».
Получает кодовое имя (номер).
Начинается последний отсчет.
Слайд №13
У каждого ребенка есть куратор, который имеет пароль и логин от его страницы и выходит на связь по скайпу или в иных мессенджерах (WhatsApp,Viber).
Слайд №14
1 На руке лезвием вырезать f57.
2 Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео (которые давали кураторы).
3 Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза.
4 Нарисовать кита на листочке.
5 Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее).
6 Задание с шифром, как квест.
7 Выцарапать f40.
8 Написать в статусе #якит.
9 Должен перебороть свой страх.
10 Встать в 4.20 и пойти на крышу.
11 Надо выцарапать на руке кита или нарисовать.
12 Целый день смотреть страшные видео.
13 Слушать музыку, которую они тебе присылают.
14 Порезать губу.
15 Тыкать руку иголкой.
16 Сделать себе больно.
17 Пойти на самую большую крышу и стоять на краю.
18 Залезть на мост.
19 Залезть на кран.
20 Кураторы проверяют участника на его доверие им.
21 По скайпу поговорить с «китом».
22 Сидеть на краю крыши.
23 Снова задания с шифром.
24 Секретное задание.
25 Встретиться с «китом».
26 Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться.
27 В 4.20 пойти на рельсы.
28 Ни с кем не общаться.
29 Дать клятву, что ты кит.
Слайд №15
Например, самое простое: нарисовать на руке шариковой ручкой кита — как знак приверженности группе. Следующим задание может быть приказ порезать себе руки опасным лезвием. Мол, покажи, что не боишься.
Слайд № 16
С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься в 4.20, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с куратором.
На 50-й день поступает задание совершить самоубийство.
Слайд №17
Как распознать опасную группу?
Логотип: знаки богов, ребенок, думая, что он часть чего-то важного, ритуального и доступного избранным, воспринимает логотип как татем, который дает ему при условии выполнения инструкций могущество и безнаказанность).
Фотография с ножом - изображения ножей, лезвий, бритвы, шрамов, надрезов и капель крови на белом фоне — все эти картинки также изобилуют на сайте, приучая детей к мысли о смерти и страданиям.
Картинки и фото в сером, черном и красном цвете - унылые фотографии в серых оттенках, тревожные красно-черные рисунки воздействуют на психику угнетающе. Черный цвет - это загадочность, мифичность, привлекает подростка и пробуждает юношеский максимализм. Серый цвет - это боязнь утраты, меланхолия и депрессия, жизнь бесцветна, бесперспективна и бесполезна. Красный цвет побуждает к импульсивным действиям без обдумывания. А в сочетании с черным пробуждает эгоизм, когда подросток готов на «революцию», пусть даже ценой собственной жизни.
Фотографии с полузакрытым лицом – от мема Рины.
Фотографии с высотных зданий – риск, потребность побыть одному, привыкание к месту.
Слова на букву «С». - Техника «стрессового слова»: такие слова, как «смерть», «самоубийство», «страх» и т. п. прячутся между другими словами, начинающимися на букву «С». Таким образом, ребенок быстрее привыкает к потерям, которые на самом деле должны были бы его пугать; для него это становится нормой, частью жизни, а значит, его проще подтолкнуть к необратимым действиям.
Психоделическая музыка - биты, не совпадая с биоритмами человеческого организма, вгоняют сознание подростка в депрессивный транс, и им в таком состоянии очень просто управлять.
Изобилие фраз о бессмысленности жизни - «жизнь боль», «никто не вечен», «киты плывут вверх», «Мое время скоро придет», «Я обещаю, что сделаю Это» .
В хештеге символичные слова - «#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока», f57, f58, d28 и т. п..
Слайд №18
1. Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным» - подросток становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят. Ведь считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он наконец понял смысл жизни и нашел единомышленников.
2. У него меняется режим дня - посещение группы становится ритуалом, они заходят в одно время и видят, что их много.
3. Подросток вялый и постоянно не высыпается. Отбой у ребенка в обычное время. Утром его нельзя добудиться в школу - это признак физической и нервной истощенности: он не высыпается, «Разбуди меня в 4:20»), т. е. в предрассветный период. В заданиях таких групп ребенок должен сделать фотографию именно в это время, поставить лайк какому-то посту в группе, прокомментировать запись администратора и т. д. Пробуждения ночью утомляют ребенка, и потому он быстро устает, становится раздражительным, разочаровывается в жизни. В предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх о будущем.
4. Активные постоянно повторяющиеся рисунки - у всех подростков поведение - демонстративное: они хотят, чтобы их действия были замечены и оценены (не всегда положительно). Потому увлекшись чем-то, подростки начинают это демонстрировать в рисунках, связанных с его новой «идеологией».
5. Появились грустные мысли в постах на соцстраничке.
6. На теле появились увечья (царапины, надрезы).
7. Открыто говорит о желании умереть.
Слайд №19
Когда ребенок хочет сам закончить игру, кураторы запугивают участников, убийством членов семьи. Могут даже звонить по телефону своей жертве. Если подросток упирается, его можно теперь и припугнуть — мол, придём к тебе домой, и тебе хуже будет. Как узнали адрес? Так ребенок же сам передал «куратору» геоданные!
Слайд №20
Но надо понимать, что никто не придет домой и никого не убьет. Потому что это уже выходит за рамки игры.
По ту строну "Синего кита" зачастую стоит группа таких же подростков, которые подобным методом развлекаются в сети.
Слайд №21
Правила поведения в социальных сетях.
- Проявляйте осторожность при переходе по ссылкам, которые вы получаете в сообщениях от других пользователей или друзей.
- Контролируйте информацию о себе, которую вы размещаете.
- Чтобы не раскрыть адреса электронной почты своих друзей, не разрешайте социальным сетям сканировать адресную книгу вашего ящика электронной почты.
- Не добавляйте в друзья в социальных сетях всех подряд.
- Не регистрируйтесь во всех соц. сетях без разбора.
- Всегда спрашивай родителей о непонятных тебе вещах, которые ты встречаешь в интернете.
- Не позволяйте себя запугивать и не беспокойте других с помощью фейковых аккаунтов.
Слайд №22-37
Жизнь прекрасна.
Рефлексия
-Ребята, что вы узнали нового?
- как надо относиться к своим друзьям?
- Что делать если вы заметили изменения в поведении друзей и одноклассников?
- Как надо относиться к жизни?
Ведущий:
На этом наша встреча заканчивается. Я благодарю всех за внимание и желаю вам никогда не попадать в сложные ситуации.
Используемая литература
«Группы смерти». Каждый год «игры» со смертью заканчиваются суицидом 700 подростков – Статья из журнала «Магариф».
Китоводы: как суициды превратились в сетевой флешмоб? – Городской портал «Томск» http://www.tomsk.ru/news/view/122327
Исследование: Как выглядит типичный участник «групп смерти» http://www.molgvardia.ru/nextday/2017/02/03/90352
О группах смерти – осведомлен, значит защищен! - http://childhelpline.ru/2017/03/o-gruppax-smerti-osvedomlen-znachit-zashhishhen/
Псковских школьников запрограммировали на двойное самоубийство в «группах смерти» - https://www.sakhapress.ru/archives/217847?f=lnvp&p=14
Возвращение "групп смерти": в соцсетях массово пишут о подростковом суициде - http://adi19.ru/2017/02/28/vozvrashhenie-grupp-smerti-v-sotssetyah-massovo-pishut-o-podrostkovom-suitside/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"
Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы" (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Экологические группы птиц.
Цель урока: систематизировать знания учащихся об экологических группах птиц и их приспособленности к различным средам обитания.Задачи:-обучающие: сформировать у учащихся знани...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППАХ ОФП ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-10 ЛЕТ
Обучение владением элементов техники баскетбола с использованием подводящих упражнений и подвижных игр....
Конспект НОД Старшая группа. Образовательная область "Познание" Тема: "Дорожная азбука со смешариками"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтения художественной литературы».Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая...
Конспект занятия в группе продлённого дня коррекционной школы. Тема :Изготовление поделки в технике «плетение» из газетных(журнальных) трубочек.
В данном материале содержится информация об изготовлении поделки в технике "плетения из газетных (журнальных) трубочек"....
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ отделения дополнительного образования детей «Аэробика и фитнес» для обучающихся группы №1 (5-7 классы).
«КОМБИНАЦИЯ ИЗ БАЗОВЫХ ШАГОВ АЭРОБИКИ (V-step, Step-touch, Knee up, Leg curl, Open step, Grape wine)»...
конспект урока для групп 1 курса на базе основного среднего образования
Тема "Лыжный спорт"...