Беседа "Правовое воспитание"
материал (9 класс)
Тема: Права и обязанности школьника.
Цель:знакомство учащихся со своими правами и обязанностями.
Задачи:
- познакомить учащихся с правами и обязанностями школьника, с правами инвалидов; расширять кругозор учащихся;
- воспитывать законопослушного гражданина;
3. развивать логическое мышление, память;
4. развивать речь, слуховое восприятие во время беседы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoe_vospitanie.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа по правовому воспитанию
Тема: Права и обязанности школьника.
Цель:знакомство учащихся со своими правами и обязанностями.
Задачи:
- познакомить учащихся с правами и обязанностями школьника, с правами инвалидов; расширять кругозор учащихся;
- воспитывать законопослушного гражданина;
3. развивать логическое мышление, память;
4. развивать речь, слуховое восприятие во время беседы.
Оборудование: карточки, девиз, статьи из Законов , слайды.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Вводная беседа.
- Ребята, наденьте наушники. Какой сегодня день недели?
- Сегодня среда.
- Какое занятие у нас будет?
- У нас будет беседа.
- Сегодня мы поговорим с вами о ваших правах и обязанностях в школе.
Все права очень важны,
Можешь об этом узнать и ты!
Ребята, как вы понимаете, что такое «права человека»?
Ответы учащихся.
- Права человека – это принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государствами, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определённые блага.
- В своём развитии человечество не сразу пришло к осознанию того, что ребёнок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговли детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации. Необходимость в такой особой защите ребёнка была предусмотрена ещё в Женевской декларации прав ребёнка 1924 года. В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, которая провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. 20 ноября 1959 года была принята Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребёнка. В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка, которую подписала 61 страна. С 20 ноября 1989 года, когда была принята Конвенция, все страны, ратифицировавшие её, отмечают Всемирный день ребёнка как день мирового братства и взаимопонимания детей.
2. Основная часть.
Задание 1.
- Ребята, давайте разделимся на две команды. Каждой команде необходимо ознакомиться с правами, изложенными в Декларации прав ребёнка (раздаются карточки с правами детей)
Каждая команда должна определить правила, необходимые школьнику. (Время выполнения 5 минут)
Представитель от каждой команды комментирует свои права школьника.
- Ребята, ответьте на вопросы:
1. Что Вы понимаете под категорией «права школьника»?
2. Чем отличаются понятия «Права» и «Обязанности школьника»?
3. Какие ещё статьи Вы бы хотели предложить?
- Встречались ли Вы с нарушением ваших прав? Пытались ли Вы их защищать?
Ответы учащихся.
Задание 2.
Группы получают карточки со статьями закона о правах ребёнка. Изучают статьи.
Каждая группа должна смоделировать ситуацию (в виде сценки) в соответствии с изученными статьями, где нарушены права ребёнка. Каждая группа должна определить, какие права ребёнка были нарушены? И почему? (5 минут на обыгрывание ситуации)
Представители от каждой команды показывают смоделированную ситуацию. Затем обсуждение.
- Ребята, ответьте на вопросы:
1. Как Вы думаете, когда требуется вмешательство государства в судьбу детей?
2. Объясните термины «усыновление», «опека», «попечительство».
Усыновление - правовая форма защиты прав и интересов детей, при которой ребёнка определяют в новую семью.
Опека - правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших четырнадцати лет.
Попечительство - правовая форма защиты прав и интересов детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
- Ребята, сейчас мы с вами обсудили ваши права, а как Вы думаете кроме прав, что ещё есть у школьников?
Ответы учащихся.
- Да, есть ещё и обязанности, которые Вы должны строго выполнять. Обязанности – это действие, возложенное для выполнения, установленное обстоятельством и государством необходимость вести себя определённым образом.
- Согласны ли Вы с таким определением понятия «обязанность»?
Ответы учащихся.
- Запомни! Закон гласит: «Гражданин России в силу своего гражданства имеет права и несёт обязанности» (Конституция )
Каждый ребенок обязан соблюдать Конституцию и законодательство, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц, государственные символы, заботиться о нетрудоспособных родителях, сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
Задание 3.
- Ребята, ваша задача: 1-ой группе составить школьные обязанности учащегося, а 2-ой группе составить домашние обязанности. (5 минут составляем обязанности и 2 минуты обсуждаем)
Школьные обязанности | Домашние обязанности |
|
|
Задание 4.
- Ребята, помимо общих прав школьников, у Вас существуют права инвалидов, которые регулируются Законом . Этот закон обеспечивает Вам социальную защиту и создаёт равные возможности для жизнедеятельности и интеграции в общество. Приведите примеры, как реализуются права инвалидов в нашей школе - интернате?
Ответы учащихся.
- Да, действительно в нашей школе действуют кружки, спортивные секции по интересам. Дети – инвалиды имеют возможность принимать участие в республиканских конкурсах и фестивалях, спартакиадах. Ребята имеют возможность летом отдыхать в лагерях, посещают бесплатную детскую оздоровительную площадку. Они имеют возможность бесплатно питаться в школе и право на бесплатное медицинское обслуживание. Все снабжаются одеждой и обувью.
3. Итоговая беседа.
- Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали?
- Сегодня мы беседовали о правах и обязанностях школьника.
- Я хочу закончить сегодняшнюю беседу стихами.
Только те, кто знает «право»
Может смело в жизнь идти,
Им проблемы не страшны,
Им с законом по пути.
Он поможет, защитит
От беды предотвратит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности
Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...
Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г....
Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.
Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...
Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»
Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...
Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека
Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...
Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...