Башкирцев Архип Макарович. Семейная история. Проект "Мы - правнуки Победителей, памятью о прадедах гордимся!"
творческая работа учащихся

Нардина Галина Алексеевна

С 1 сентября 2020 года в МБОУ "Первомайская СОШ" начал работу поисково-исследовательский клуб «Память». В рамках работы клуба мы проводим акции:

  • «Мы правнуки Победителей, памятью о прадедах гордимся!». Продукт акции: книга семейных историй о фронтовиках, содержащая детские сочинения о прадедах, их фотографии, письма и копии других документов военных лет, хранящихся в семейных архивах; электронный бессмертный полк села Первомайское.
  • «О ком молчат имена на обелиске?». Продукт акции: альбом с информацией о земляках – участниках Великой Отечественной войны, погибших на полях сражений или пропавших без вести, чьи имена высечены на памятных плитах сельского мемориала; установка дополнительных памятных плит с именами земляков, вернувшихся с войны и ушедших из жизни уже в мирное время.
  • «Поколение Победителей». Продукт акции: видеосюжеты о детях войны, тружениках тыла, вдовах; книга, в основу которой лягут рассказы этих людей об их жизни в военное и послевоенное время, содержащая фотографии и другие документы семейных архивов.
  • «История села в фотографиях». Продукт проекта: фотоальбом, содержащий фотографии села и его жителей разного времени, рассказы о событиях и людях, запечатлённых на фотографиях, воспоминания о них.
  • «Листая школьные страницы». Продукт акции: журнал, содержащий информацию о выпускниках школы, об учителях и учительских династиях, о школьных традициях и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Башкирцев Архип Макарович17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Башкирцев Архип Макарович

Великая Отечественная война – жестокая война! В этой войне участвовал и мой прадедушка – Башкирцев Архип Макарович. Он чудом остался жив. И сегодня я хочу рассказать о нём, о том, как он попал на фронт, как встретился лицом к лицу со смертью.

Родился мой прадедушка в 1912 году в селе Ширыштык Каратузского района. Здесь он провёл своё детство и юность. В те годы деревня только начинала развиваться. Все верили в светлое будущее нашей страны. Люди были добры друг к другу, умели дружить. Вечерами молодёжь собиралась на лавочках, парни и девушки пели под гармонь, влюблялись. Свадьбы гуляли всем селом. Здесь, в родной деревне, Архип Макарович встретил свою вторую половинку – мою прабабушку, Черепанову Матрёну Власовну. Она на семь лет была младше его. Молодые полюбили друг друга, поженились, и в 1939 году в семье появился первенец – сын Николай. Но через год ребёнок умер.

Вскоре всю страну потрясла страшная весть. Двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года фашистская Германия напала на Советский Союз. Мужчины добровольцами пошли на фронт, встали на защиту Родины. Моего прадеда на фронт провожала молодая жена.

Провожали меня на войну,

По дороге большой провожали,

На село я прощально взглянул,

И вдруг губы мои задрожали.

Ничего б не случилось со мной,

Если б я невзначай разрыдался,

Я прощался с родной стороной,

Сам с собою, быть может, прощался.

Я думаю, в этих строках Фёдора Сухова описаны чувства моего прадеда в тот тяжёлый день.

Попал Архип Макарович на фронт не сразу, некоторое время проходил солдатскую подготовку. Затем, в составе сибирской дивизии, защищал Москву. Считается, что эти дивизии сыграли решающую роль в разгроме фашистов, что перелом в битве за столицу нашей Родины был достигнут именно переброской большого количества свежих дивизий с Дальнего Востока. Источниками мужества и стойкости солдат и офицеров в боях под Москвой были любовь к Отечеству и высокий моральный дух.

Позже Архип Макарович попал в окружение. Местность была болотистая. Днём прадед со своими товарищами отсиживался в воде, а ночами пробирался к своим. Добравшись до советских войск, воины вновь пошли в бой, уже в новом составе. Архип Макарович был пулемётчиком. Своим оружием он наводил ужас на противника, заставлял его плотнее прижиматься к земле. И, конечно, являлся первостепенной целью врага. Снаряд, разорвавшийся рядом с ним, оглушил его и засыпал землёй. Смерть заглянула к нему в лицо, прадед был заживо «похоронен», лишь подол гимнастёрки торчал из-под земли.

После боя санитары и солдаты, оставшиеся живыми, осматривали места сражений. Если находили раненых, но ещё живых ребят, отправляли их в госпитали.  Если находили погибших, предавали земле их тела. Один из санитаров случайно ногой зацепил торчащую из земли гимнастерку прадеда. Увидев тело солдата, он начал откапывать его. К огромному удивлению спасителя, воин был жив, хотя подавал совсем слабые признаки жизни. Прадедушку с тяжелейшей контузией увезли в полевой госпиталь, далее в госпиталь г. Березняки, где  Архип Макарович провёл больше года.

Всё это время моя прабабушка Матрёна Власовна ждала писем от своего любимого мужа, но ни одной весточки с фронта не получала. Каждый день без каких-либо вестей от Архипа Макаровича заставлял её думать о самом плохом. Порою отчаяние овладевало ею. Не давало пасть духом одно – отсутствие похоронки. Однажды долгожданное письмо пришло. Из него родные узнали, что прадедушка находится на лечении в госпитале, что из-за контузии полностью потерял зрение, поэтому и написать долгое время о себе ничего не мог.

В 1942 году Архипа Макаровича направили с сопровождением в г. Красноярск, затем – домой. Матрёна Власовна была на тот момент самой счастливой женщиной в деревне. Её дорогой супруг вернулся с войны! Пусть слепой, пусть контуженный, главное – он жив, они вновь вместе! В 1943 году у супругов родилась дочь. Зрение у Архипа Макаровича постепенно восстанавливалось, он уже мог работать и быть настоящим кормильцем семьи. Когда война закончилась, прадедушка устроился мельником. Он работал в разных деревнях, переезжая с семьёй с места на место. Жизнь продолжалась. В 1962 году в семье родилась шестая дочь.

Я часто задумываюсь над тем, что было бы с нашей семьёй, если бы санитар не запнулся о гимнастёрку прадеда. Состоялась бы наша семья? Ведь у Матрёны могли не родиться дети Архипа… Я и мои родные своей жизнью обязаны человеку, чьего имени не знаем.

Война изменила судьбы миллионов людей нашей страны, принесла горе и страдание в каждую семью. Мы в неоплатном долгу перед теми, кто защищал нашу Родину, кто не допустил, чтобы фашистский паучий знак осквернял стены наших домов и вражеские сапоги топтали нашу землю. Мы должны помнить их всех! Их подвиг бессмертен!

Пихтин Дмитрий, учащийся 9 класса

МБОУ «Первомайская СОШ»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

с Классный час «Презентация Книги памяти «Помним. Чтим. Гордимся».

Цель:создать условия для формирования  активной  гражданской  позиции,  самосознания гражданина Российской Федерации;воспитания  уважения к истории и людям, участвовавшим в Ве...

Аляксин Дмитрий Тимофеевич. Семейная история. Проект "Мы - правнуки Победителей, памятью о прадедах гордимся!"

С 1 сентября 2020 года в МБОУ "Первомайская СОШ" начал работу поисково-исследовательский клуб «Память». В рамках работы клуба мы проводим акции:«Мы правнуки Победителе...

Макаров Фёдор Борисович. Семейная история. Проект "Мы - правнуки Победителей, памятью о прадедах гордимся!"

С 1 сентября 2020 года в МБОУ "Первомайская СОШ" начал работу поисково-исследовательский клуб «Память». В рамках работы клуба мы проводим акции:«Мы правнуки Победителе...

Злотников Леонид Игнатьевич. Семейная история. Проект "Мы - правнуки Победителей, памятью о прадедах гордимся!"

С 1 сентября 2020 года в МБОУ "Первомайская СОШ" начал работу поисково-исследовательский клуб «Память». В рамках работы клуба мы проводим акции:«Мы правнуки Победителе...

Яньков Михаил Константинович. Семейная история. Проект "Мы - правнуки Победителей, памятью о прадедах гордимся!"

С 1 сентября 2020 года в МБОУ "Первомайская СОШ" начал работу поисково-исследовательский клуб «Память». В рамках работы клуба мы проводим акции:«Мы правнуки Победителе...

Фотографии семейных архивов. Проект "Мы - правнуки Победителей, памятью о прадедах гордимся!"

Здесь вы можете увидеть портреты фронтовиков, семейные истории о которых размещены на сайте....

"Семейные ценности на страже исторической памяти"

Аннотация: педагогическая практика направлена на формирование ценностного отношения к историческому наследию и преемственности поколений, чувства патриотизма у современных школьников, расширение их со...