Сохраним природу Ямала
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)
методическая разработка по проведению
занятия кружка «Юный эколог»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranim_prirodu_yamala.docx | 154.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа – интернат»
Ямальского района Тюменской области
Клестова Ольга Леонидовна
Храброва Наталья Геннадьевна
«Сохраним природу Ямала»
методическая разработка по проведению в образовательных организациях
Российской Федерации занятия кружка «Юный эколог»
629707
ЯНАО, Тюменская область,
Ямальский район,
с. Панаевск,
ул. Обская д.6
2017 год
Аннотация
к методической разработке по проведению
в образовательных организациях Российской Федерации
занятия кружка «Юный эколог»
Методическая разработка занятия кружка «Юный эколог» по теме «Сохраним природу Ямала вместе» предназначена для учащихся 5-6 общеобразовательных и специальных (коррекционных) классов. Данное мероприятие способствует воспитанию экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережного относящегося к богатствам природы родного края. Предпосылками для написания данной разработки стала систематическая работа в экологическом направлении. В нашей школе в рамках ФГОС ООО изучается предмет экология, начиная с 5 класса, а так же во внеурочной деятельности учащихся 5-6 классов работает кружок «Юный эколог». Форма проведения занятия соответствует возрасту участников, включает здоровьесберегающие и игровые технологии, проектную деятельность, работу в группах и в парах. Путешествие является одной из форм нетрадиционных занятий кружка «Юный эколог» в основной школе. Нестандартные формы проведения занятий повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала. Данный материал поможет разнообразить уроки биологии, экологии, географии, заинтересует школьников увлекательным миром природы родного края. Во время проведения этого занятия школьники учатся анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, давать адекватную самооценку, быть ответственными, творить и сотрудничать.
Пояснительная записка
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин на заседании рабочей группы Госсовета РФ по экологической безопасности неоднократно уделял внимание управлению экологической ситуацией и оценкой воздействия на окружающую среду на полуострове Ямал. По его мнению, необходима нормативно-правовая база, которая будет регулировать полномочия федеральной и региональной власти: «Эффективность существующего разделения полномочий по экологическому контролю, нормированию, оценке состояния окружающей среды вызывает вопросы. Крупнейшие объекты хозяйственной деятельности отчитываются перед федеральными органами. А прямые механизмы воздействия региональных властей на экологическую ситуацию при существующем разделении полномочий отсутствуют». Обозначил глава региона и проблему утилизации попутного нефтяного газа. Крайне актуальным остается вопрос ликвидации объектов, которые наносят экологический ущерб нашему региону.
Округ относится к регионам, где окружающая среда подвергается мощному антропогенному воздействию. Интенсивное развитие нефтегазодобывающей промышленности угрожает многим видам животных и растений. Такая ситуация может привести к гибели некоторых видов животных уже в самое ближайшее время, что неизбежно вызовет нарушение нормального функционирования северных экосистем.
Одним из направлений развития подрастающего поколения является патриотическое воспитание. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у школьников патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения, конечной целью которого является формирование человека с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.
Тема: «Сохраним природу Ямала вместе»
Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережного относящегося к богатствам природы родного края.
Задачи:
формировать знания о животных и растениях Ямала, об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств личности, как экологическая культура, экологическая грамотность;
расширить представление детей о взаимосвязях в природе, о способах сохранения и оказания помощи природе.
Оформление: мультимедийная презентация, выставка литературы: «Красная книга России», «Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа»
Ход занятия:
- Мотивация на занятие.
(Звучит музыка народов Крайнего Севера)
Ведущий 1:
Мы вам расскажем сказку,
А, может, и не сказку,
А, может, это правда,
Но вам, друзья, решать!
Ведущий 2:
Мы попали с вами в тундру,
Полную чудес!
И давным – давно когда – то
Была чистейшая она, ребята!
Ведущий 1:
Была загадочной, красивой,
Всякий зверь в ней был счастливым.
Хаос в ней теперь живет,
Всем покоя не дает.
Ведущий 2:
Стала грязной и противной,
Мрачной, дряхлой, негативной!
Звери меж собой не дружат,
Хаосу добычей служат!
Ведущий 1:
Мира меж собой не знают,
Постепенно вымирают.
Стонет Батюшка – Ямал -
«Я в беду друзья попал»!
Ведущий 2:
В тундру он песца отправил,
Чтобы все дела уладил.
Побежал посланник смело,
Сразу принялся за дело.
Ведущий 1:
Видит он, что на полянке
Заяц бьет пустые банки.
Песец:
Что ты делаешь, косой?
Ты с ума сошел? Постой!
Что ты мусоришь, чудак?
Не пойму тебя никак!
От врагов своих поскачешь,
Сам на склянки попадешь
И от ранок заревешь!
Посмотри – кругом бардак!
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись:
Со зверьем объединись.
Вы патруль свой создадите,
Вместе Хаос прогоните!
Обходите все кругом,
Чтоб здоровым стал ваш дом.
Ведущий 2:
Заяц уши почесал
И, подумавши, сказал.
Заяц:
Прав песец ты, как всегда:
Ведь кругом у нас беда!
Надо нам объединиться
И на славу потрудится.
Ведущий 1:
Поскакал Зайчонок в тундру
И мгновенно там исчез.
Ведущий 2:
Песец на гору взобрался,
Наблюдать за всем собрался.
А тем временем косой
Встретился в кустах с Лисой.
Видит, Лиска, озорует,
Из гнезда птенцов ворует.
Заяц:
Стой, Лисица, погоди:
Ты к птенцам не подходи!
Посмотри – кругом бардак,
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись
И со мной объединись!
Надо Хаос нам прогнать,
Не хотим его мы знать!
Ведущий1:
Лиска уши почесала
И, подумавши, сказала.
Лиса:
Прав ты, Заяц, как всегда.
Да! Кругом у нас беда!
Надо нам объединиться
И на славу потрудиться!
Побежим с тобой, поищем:
Может, кто по тундре рыщет?
Вдруг кого – нибудь найдем
И с собой в патруль возьмем?
Ведущий 2:
Вот вдвоем уже они.
Ну – ка – кто там впереди?
Видят белого медведя,
А Медведя звали Федя.
Пакостил он то и дело
И бродил по тундре смело.
То грибочки он пинал,
То он ягодки ломал!
Лиса:
Что творишь ты здесь, Медведь?
Озверел совсем ты ведь!
Что растенья обижаешь?
Больно им – не замечаешь?
И зачем грибы пинать:
Где лекарство будем брать?
Заяц:
Посмотри – кругом бардак,
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись,
С нами ты объединись!
Вместе Хаос мы прогоним,
От него кругом все стонет!
Ведущий:
Федя уши почесал
И, подумавши, сказал.
Медведь:
Правы вы – ну, как всегда!
Ведь кругом у нас беда!
Стану с вами я дружить,
Хаос сможем мы изжить!
Надо Волка поискать
И патруль с собою взять.
Ведущий 1:
Вот втроем уже они.
Ну – ка, кто там впереди?
Слышат: кто – то всех пугает,
Громко песни распевает,
Да и пахнет дымом тут.
Кто же этот баламут?
Пригляделись – это Волк,
Серый Волк, зубами щелк.
Медведь:
Что ты, Серый, здесь орешь,
Всем покоя не даешь?
Что развел ты в тундре жар:
Разве нужен нам пожар?
Лиса:
Посмотри: кругом бардак!
Поступаешь ты не так!
Лучше делом ты займись,
С нами ты объединись!
Хаос мы прогнать готовы.
От него кругом все стонет!
Ведущий 2:
Серый уши почесал
И, подумавши, сказал.
Волк:
Правы вы, мои друзья,
Ведь кругом у нас беда!
Я готов помочь вам, братцы,
Вместе дружно надо взяться!
Надо всех объединить,
Хаос сможем мы изжить!
Ведущий 1:
Звери крепко подружились,
Мирно жить договорились.
Всех животных пригласили,
Дружно пламя погасили.
Ведущий 2:
Мусор, склянки собирали
И деревья поднимали.
Хаос это увидал
И от страха задрожал.
Ведущий 1:
Понял: здесь – он не жилец,
И пришел ему конец!
Убежал от дружбы он,
Улетел из тундры вон!
Ведущий 2:
Стал здоровым наш Ямал,
Не смотри что он не мал!
Животные (хором)
Берегите вы природу:
Воздух, почву, тундру, воду!
II. Основная часть.
Учитель: Добрый день, ребята! Скажите, пожалуйста, какая проблема рассматривается в сказке? (ответы детей)
- Как вы думаете кто является прообразом Хаоса?
Человек, увы, не всегда живет по законам разума. Ученые подсчитали, что за четыре последних столетия по его вине с лица Земли исчезли сотни видов самых разных живых существ. Грандиозные потери отмечены в стане птиц: 130 видов ушли навсегда, 66 находятся на грани исчезновения, а 346 сегодня встречаются чрезвычайно редко. Сильно пострадали и млекопитающие. По данным Международного союза охраны природы и природных ресурсов, полностью истреблены 68 видов наиболее организованных живых организмов. Близки к вымиранию еще 73 вида млекопитающих, а 292 считаются очень редкими. В длинном списке исчезающих видов на территории ЯНАО находятся: северный олень, атлантический морж, кречет, стерх, сибирский осетр и другие представители флоры и фауны. Как сказал Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Н. Кобылкин: «Состояние флоры и фауны нашего края тесно связано с качеством окружающей среды. Сегодня в округе ведется большая разнонаправленная работа в сфере экологической безопасности. Одним из результатов этой работы стало второе издание Красной книги Ямала. Благодаря совместной работе окружных органов власти и ведущих научно-исследовательских институтов в области охраны животного мира нашей страны в книгу вошли материалы о биологии охраняемых животных и растений, местах их распространения, а также о современном состоянии объектов охраны. Уверен, что Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа будет полезна самому широкому кругу ямальских читателей, которым небезразлично, какой мир мы оставим нашим потомкам».
Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие по страницам Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа. Мы создадим несколько научных экспедиций, которые изучив один из исчезающих видов животных, предоставят нам отчет – информацию о проделанной работе.
( Учащиеся класса разбиваются на 4 экспедиций. Каждая группа получает маршрутный лист с планом работы и раздаточный материал для подготовки мини проекта «Сохраним природу Ямала вместе». На выполнение работы отводится 10 минут )
Экспедиция 1: На территории округа встречаются медведи Карско - Баренцевоморской популяции. Область обычного обитания в Карском море. Самый крупный из наземных хищников. Длина до 3 м, высота в холке до 1,6 м, вес самцов обычно 400–600 кг (редко до 1 т), самок – 200–300 кг. Туловище узкое в передней части и массивное в задней, шея длинная и подвижная, голова относительно небольшая, со спрямленным профилем, нешироким лбом, маленькими, высоко посаженными глазами и слабо выдающимися ушами. Шерсть густая, без пигментной окраски. Цвет белый, летом желтеет из-за постоянного воздействия солнечного света. Белый медведь – активный хищник, основная добыча – тюлени, главным образом кольчатая нерпа. При случае подбирает падаль, в обжитых местах часто питается на помойках. На суше ловит леммингов, кормится также яйцами птиц, ягодами морошки, в приливной зоне – водорослями. Одной из причин исчезновения белых медведей является недостаток основного корма – тюленей, а также нелегальный отстрел. С 1975 года действует Международное соглашение (между Россией, США, Канадой, Норвегией и Данией) по охране белых медведей.
Экспедиция 2: Атлантический морж встречается на территории восточной части Баренцева и Карского морей. В ЯНАО были отмечены у северо-западного побережья Ямала, в Гыданской губе приблизительно до р. Яраяха, в акватории моря – к востоку от пролива Карские Ворота почти до о. Белый, у о-вов Неупокоева, Вилькицкого и Шокальского. Тело моржа массивное, веретенообразное, небольшая голова сливается с толстой шеей. Длина тела до 4, редко до 5 м, вес до 1 т. Глаза маленькие, ушные раковины отсутствуют. Морда широкая, верхняя губа усажена толстыми, жесткими щетинами, похожими на щетку. Характерная особенность – торчащие вниз изо рта мощные бивни (верхние клыки), достигающие у самцов 60–80 см. Передние и задние ноги превращены в ласты. Хвост зачаточный. Кожа покрыта глубокими бороздами и складками, похожа на кору старого дуба. Окраска тела желто-бурая, волосяной покров очень редкий. Есть мнение, что потепление климата, приводящее к сдвигу кромки льдов от берега, ухудшает условия кормодобывания моржей, т.к. им в этом случае приходится добывать корм с больших глубин. Промысел запрещен с 1956 года, однако «право на добычу» сохранено за местными жителями и членами гидрографических экспедиций Министерства морского флота.
Экспедиция 3: С 2010 года в Красную книгу внесен северный кит – белуха. Зубатый кит длиной до 6 м и весом до 2 т имеет небольшую округлую голову. Позвонки на шее не слиты вместе, поэтому белуха в отличие от большинства китов способна поворачивать голову. Грудные плавники маленькие, овальной формы. Спинной плавник отсутствует. Окраска тела однотонная, меняется с возрастом от серой к чисто-белой. При выныривании хвостовые лопасти никогда не обнажаются. Фонтан быстрый, в виде кустика, а в солнечную погоду наблюдается в виде белой вспышки. Типичное стадное животное, По промысловым данным соотношение самцов и самок в стаде примерно равное. Обычно киты не ныряют глубже 10 м. Постоянно кочуют вслед за изменением ледовой обстановки и за косяками рыб. В летнее время большая часть животных держится у кромки дрейфующих льдов, на открытых пространствах воды. Зиму проводит в разводьях среди льдов и в незамерзающих участках моря. Сроки миграций растянуты на значительное время и зависят от ледовой обстановки. В местах летнего обитания звери появляются в тот день, когда взломан лед (конец июня – первая декада июля). Обычно самка приносит одного, реже двух детенышей. Причиной исчезновения данного вида является чрезмерный промысел.
Экспедиция 4: Сибирский осетр использует для нагула преимущественно Обскую и Тазовскую губы и низовья рек Обь, Таз, Пур. В низовьях рек Таз и Пур крайне малочислен и представлен неполовозрелыми и пропускающими нерест особями обской популяции. В небольших количествах осетр встречается в р. Надым, в устьях притоков нижнего течения Оби (реки Полуй, Сыня, Собь, Войкарский сор). В 50–60-е годы прошлого века ежегодный вылов осетра на Оби составлял 500–750 т, в начале 90-х – 10 т. С 1998 года обской осетр внесен в Красную книгу РФ. Однако его запасы продолжают снижаться. Удлиненное веретенообразное тело покрыто пятью рядами костных жучек, между которыми рассеяны мелкие звездчатые костные пластинки. Голова сверху покрыта костными щитками. Рыло обычно короткое, закругленное, реже удлиненное. Рот на нижней стороне головы в виде поперечной щели, опоясан мясистыми губами. Причиной исчезновения сибирского осетра является ограничение площадей нерестилищ из-за строительства Новосибирской ГЭС, загрязнение существующих нерестилищ. Браконьерский промысел. Повсеместно продолжается незаконный вылов осетра.
(Предоставление отчета о работе, каждой экспедиции отводится
по 3 минуты).
III. Закрепление. Работа в парах. «Интеллектуальное лото».
Учитель: В Красную книгу ЯНАО занесены и другие исчезающие виды живых организмов. Используя информацию экспедиций об охраняемых на нашем полуострове животных, и свою интуицию, вы примите участие в игре «Интеллектуальное лото». Ваша задача заключается в следующем: заполнить правильно игровое поле соответствующими фишками, на которых изображены животные и растения, занесенные в Красную книгу Ямало-Ненецкого автономного округа. Выполнив правильно задания вы узнаете, какие животные занесены в Красную книгу. Задание выполняется на время, кто быстрее.
Живет он там, где холода, | Растянулся среди льдин | Бьёт копытами "цок-цок", | |||
Ныряет глубоко, Плавает далеко, Речной, морской бывает, Бронёю обладает!
| По ночам она летает, | Я не северный олень, Не медведь и не тюлень. Я не морж и не пингвин – Я – арктический дельфин. Только режет многим ухо Имя женское… | |||
Любим жить в прозрачных водах, Каждый день в урочный час Возле берега охотно Рыбоводы кормят нас. | Шея, словно буква S, Выгнута особо, Белый цвет ей так к лицу, Птице бесподобной! | На верхушке, на опушке, Сидит птица с ушками, Летит — свистит, Сядет, ухает, ворчит! | |||
IV.Итог занятия.
Учитель:
В природе существуют невидимые нити – это связи, которые, есть повсюду. Неживая природа, Живая природа, Животные, Растения, Человек. ( В момент рассказа учитель каждому ребенку в классе последовательно наматывает на указательный палец нить, затем он просит детей пошевелить пальцем. Дети чувствуют связь друг с другом). Так и в природе, если оборвать невидимую нить, то погибнут все живые организмы.
Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
V. Рефлексия.
Закройте глаза, представьте, что вы идёте домой, встречаете какого-то знакомого и рассказываете, что вы сегодня узнали на уроке, что было интересного, а что трудного? Возвращайтесь в класс.
- Что же нового вы сегодня узнали?
- Что было интересного?
Самооценка по шкале.
Просмотр видео-ролика «Сохраним природу Ямала» [1].
Список рекомендуемой и использованной литературы:
- Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа.
- [1] https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%20%D1%81%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%20%D1%8F%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1473428352142984-1125284587953548967339741-sfront3-023&filmId=fkpx9yXXUXI
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сохранить природу-сохранить жизнь
брифинг...
Брифинг "Сохранить природу-сохранить жизнь"
Цели: · воспитание чувства любви к природе,· уважения ко всему живому,·...
Классный час "Сохранить природу- сохранить жизнь"
Презентация на тему "Окружающая среда", Разработка классного часа....
Классный час "Сохранить природу- сохранить жизнь"
Презентация на тему "Окружающая среда", Разработка классного часа....
презентация к классному часу "Сохрани природу-сохранишь жизнь!"
презентация к классному часу "Сохрани природу-сохранишь жизнь!"...
Конспект классного часа "Сохранить природу- сохранить жизнь"
Содействовать формированию чувства ответственности за природу и все живое...
Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»
Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»...