Классный час "Дети войны"
классный час (6 класс)
Познакомить уччащихся с воспитанием, жизнью детей во время Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Дети войны». 6 класс. Учитель Шкилёва И.И.
Цели:
- Познакомить учащихся с воспитанием, жизнью детей в годы Великой Отечественной войны
- Создать условия для воспитания чувства патриотизма и гражданственности.
Эпиграф
И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепкосплочённая армия советских детей.
Корней Чуковский, 1942 г.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство.
Много детей в годы ВОВ погибло, а кто выжил, натерпелся страха и ужаса.
Стихотворение
Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Кто прожил только десять лет, запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда за счастье воевал!
(С. Маршак)
"Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи..."
Д. Кедрин
Многие дети попали в руки немцев, в плен. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. Вот слова одного из очевидцев тех лет: «От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя».
Вот так просто угасали жизни. Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Хотя в лагерях находилась работа и для детей. Например, выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключенные в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат. А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе. Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши не нужны, она пустит их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты.
Теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. Но многие боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков, партизанами.
Давайте представим себе разговор детей военных лет.
Сценка
- Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
- Моряком, конечно хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!
- Так уж и полка?
- Ну, может быть и не полка, но многих бы фашистов уничтожил.
- А я буду сержантом, как мой отец!
- А на каком он фронте?
- Погиб под Смоленском…
В тылу дети заменили своих отцов. Вместе с женщинами работали в колхозах, на фабриках. Стали у станков.
Трудным и страшным было детство у детей, которые жили в осажденных городах.
Существование в осажденном городе было немыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они ухитрялись так распределять силы, что их хватало не только на семейные, но и на общественные дела. Пионеры разносили почту по домам. Когда во дворе звучал горн, надо было спускаться за письмом. Они пилили дрова и носили воду семьям красноармейцев. Чинили белье для раненых и выступали перед ними в госпиталях. Город не мог уберечь детей от недоедания, от истощения, но тем не менее для них делалось все, что возможно.
Послушайте, как шла жизнь в осаждённом Ленинграде: «Несмотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60 тыс. школьников 1-4 классов приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся 1-4 классов.
В условиях осажденного Ленинграда необходимо было связать обучение с обороной города, научить учащихся преодолевать трудности и лишения, которые возникали на каждом шагу и росли с каждым днем. И ленинградская школа с честью справилась с этой трудной задачей. Занятия проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки. Обучение проходило по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы. Каждый учитель стремился проводить занятия с учащимися как можно доступнее, интереснее, содержательнее. "К урокам готовлюсь по-новому, – писала осенью 1941 г. в своем дневнике учительница истории 239-й школы К.В. Ползикова – Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; значит, нужно помочь им в классе. Не ведем никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя".
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах... "».
Всем известны подвиги пионеров-героев в годы войны.
Они отличились уже в в первые дни войны при защите Брестской крепости (воспитанник музыкального взвода, 14-летний Петя Клыпа.) Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности; из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Леня Голиков, Валя Котик (все они погибли, к моменту гибели им было 13—14 лет). Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей.
В 1943 году стали формироваться государственные образовательные учреждения среднего (полного) общего образования с дополнительными программами по военной подготовке. Училища создавались "для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов…"
В честь великого русского полководца генералиссимуса А. Суворова они были названы суворовскими.
Эти училища, со сроком обучения 7 лет имели целью подготовить воспитанников к будущей военной службе в офицерском звании и дать им образование. Брали туда в первую очередь сирот.
Ребята прибывали в училища из разных районов страны. Многие из них производили крайне тяжелое впечатление: были худые, изможденные, в заплатанных брюках и рубашонках, стоптанных ботинках, смотрели испуганно, передвигались медленно, с какой-то осторожностью. Они знали, что такое холод, голод, жестокость врага. На глазах некоторых из них погибли родители, близкие, да и сами они не раз подвергались смертельной опасности.
Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
Ценою крови куплена Победа.
Пусть это помнит шар земной всегда!
Минута молчания
Тогда нам было десять лет.
Мы помним ночь войны.
Ни огонька в окошках нет,
Они затемнены.
Кто прожил только десять лет, запомнит навсегда,
Как, потушив дрожащий свет,
Ходили поезда.
Во тьме на фронт везли войска,
Детей – в далекий тыл.
И поезд ночью без гудка
От станций отходил.
Тот не забудет никогда,
Хоть был он очень мал,
Как дорога была вода,
И не всегда была еда,
И как отец его тогда за счастье воевал!
(С. Маршак)
Ученик 2
"Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи..."
"Над проселочной дорогой
Пролетали самолеты...
Мальчуган лежит у стога,
Точно птенчик желторотый.
Не успел малыш на крыльях
Разглядеть кресты паучьи.
Дали очередь – и взмыли
Вражьи летчики за тучи..."
Сценка
- Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
- Моряком, конечно хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!
- Так уж и полка?
- Ну, может быть и не полка, но многих бы фашистов уничтожил.
- А я буду сержантом, как мой отец!
- А на каком он фронте?
- Погиб под Смоленском…
Сценка
- Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
- Моряком, конечно хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и полка нет!
- Так уж и полка?
- Ну, может быть и не полка, но многих бы фашистов уничтожил.
- А я буду сержантом, как мой отец!
- А на каком он фронте?
- Погиб под Смоленском…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».
15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...
Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "
Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...
Классный час "Война на дорогах"
Классный час о правилах дорожного движения....
Классный час "Война 1812 года", 5 класс
Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...
Классный час Война 2012 года
Классный час Война 2012 года...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.
Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...
Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"
Презентация для классного часа разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...