Классный час "Война 1812 года", 5 класс
классный час (5 класс) на тему
Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_voyna_1812_goda.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ г. Иркутска СОШ №77
Тема: «Война 1812 года»
Классный час
для учащихся 5 класса
Автор: Константинова Е.О.
учитель истории
г. Иркутск
Цель: сформировать представление о войне 1812 года.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, кругозор, устную речь, умение делать выводы.
- Формировать интерес к истории своей страны и активную гражданскую позицию.
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свое Отечество.
Предварительная подготовка: изучение педагогом основных вех истории Отечественной войны 1812 года, подготовка (2-3 учеников) стихи М.Б.Лермонтов «Бородино», Ф.Н.Глинка «Москва».
План классного часа:
- Орг. Момент.
- Начало войны
- Оборона Смоленска.
- Бородинское сражение
- Пожар Москвы (инсценировка «На совете в деревне Фили»)
- Сокрушительный разгром наполеоновской армии
- Увековечивание памяти о войне 1812 года.
- Итоги классного часа: викторина
- Рефлексия
Ход занятия:
- Организационный момент:
Звучит фонограмма песни на стихи Д.Давыдова «Я люблю кровавый бой» из к/ф «Эскадрон гусар летучих». Дети входят в класс и рассаживаются.
Учитель:
- Какое историческое событие обыгрывается в этой песне?
- Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить об одном из великих событий в истории нашего Отечества – победе русского народа в войне с Наполеоном в 1812 году.
- Начало войны:
Учитель: В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором. С этого времени военные события в Западной Европе связаны с его именем. Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.
Рассказ учителя: Ни к одной из войн Наполеон не готовился так тщательно, как к походу на Россию.
- подробнейшим образом разрабатывался план предстоящей кампании
- тщательно изучался театр военных действий
- создавались огромные склады боеприпасов, обмундирования и продовольствия.
- были проведены новые наборы в армию, при этом суровым карам подвергались не только уклоняющиеся от набора, но и их семьи.
Под ружье была поставлена огромная армия.
К войне готовилась и Россия.
- началось перевооружение русской армии, увеличение ее численности,
- укрепление западных границ
- строительство новых приграничных крепостей
- устройство складов боеприпасов, продовольствия и фуража.
Здесь немалую роль сыграл, в особенности в деле создания первоклассной артиллерии и строительстве крепостей, находившийся на посту военного министра А. А. Аракчеев. Значительны были заслуги в подготовке русской армии и сменившего Аракчеева на посту военного министра М. Б. Барклая де Толли.
В ночь на 12 июня1812 г. четырехсоттысячная армия Наполеона (в последующие месяцы к ней присоединились еще 200 тыс. солдат) без объявления войны вторглась в Россию.
Россия противопоставила ей войска в 300 тыс. человек. Русская армия была разделена, чтобы защитить все направления, по которым мог двигаться Наполеон. 1-я армия под командованием М. Барклая де Толли прикрывала петербургское направление; 2-я армия П. Багратиона - московское направление; 3-я армия А. Тормасова- киевское направление.
А. П. Апсит «Переправа Наполеона через Неман» 12 июня 1812 г. (картина)
Войну с Россией Наполеон рассчитывал закончить за месяц, в худшем случае за два. Своим генералам он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если овладею Петербургом, я возьму ее за голову; заняв Москву, поражу ее в сердце».
Русские не знали, в каком месте Наполеон нанесет главный удар, поэтому растянули свои силы на большом пространстве. Это было на руку французам. Они планировали напасть на наши армии поодиночке, быстрым маневром окружить и уничтожить. После этого Наполеон мечтал совершить победный рейд по России, войти в Москву и принудить русского императора Александра I подписать с Францией кабальный договор
Наши военачальники, видя тройное превосходство противника, понимали: если немедленно броситься в бой и драться до последнего, то это приведет к неминуемому поражению и гибели всей России. Поэтому было принято единственно верное решение: увернуться от удара противника, сберечь войска, отвести их в глубь России, соединить три армии в единое войско, пополнить его численный состав за счет резерва, измотать армию Наполеона, отрезать ее от Европы, лишив поставок продовольствия, фуража, боеприпасов, и только потом нанести решающий удар. Так началась Отечественная война.
III. Оборона Смоленска:
Одной из героических страниц Отечественной войны 1812 года является оборона Смоленска в августе 1812 года. 16 августа 1812 г. на рассвете Наполеон обрушил на укрепления русских пехоту, кавалерию и огонь 300 орудий. Под их ядрами и гранатами запылал весь город. Горели дома, магазины, сараи, амбары. Рушились здания. Среди огня, в дыму и пыли, метались жители, плакали дети, стонали раненые. Казаки подхватывали детишек в седла и увозили их из города. Наполеон понял, что штурмом не возьмет Смоленск, и задумал обойти его. Но Барклай-де-Толли разгадал маневр Наполеона и приказал отступать. Командиры, солдаты негодовали и рвались в бой, но Барклай исполнял свой долг: «Великая армия» была все еще намного сильнее. Рисковать было нельзя: другой армии у России не было. Русские войска оставили красавец Смоленск.
В пылающем Смоленске, в котором из 2500 домов уцелело 350, все церкви были разрушены. С солдатами уходили и жители. Утром французские войска вошли в город и бросились грабить то, что уцелело от огня. Наполеон, всегда беспощадно каравший за мародерство, промолчал. Он потерял под Смоленском 15000 солдат и офицеров — и не достиг цели. Русская армия, потеряв 10000 человек, сохранила свои основные силы и снова отошла, закрывая дорогу на Москву. Наполеона всегда поражала стойкость и боевое умение русских солдат.
IV. Бородинское сражение:
8 августа главнокомандующим русскими войсками был назначен Михаил Илларионович Кутузов. «Приехал Кутузов бить французов», — говорили солдаты.
Русские командиры стали выбирать позицию для крупного сражения. Выбрали поле близ села Бородино (124 километра к западу от Москвы). В центре поля находилась высота Курганная. Кутузов приказал установить на ней мощную батарею под командованием генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского.
Правый фланг русских упирался в крутой берег реки Колочи и выходил к Москва-реке. Слева позиция была более уязвима. Здесь Кутузов приказал соорудить надежные укрепления — редут в районе села Шевардино и флеши у деревни Семеновской. Оборонять левый фланг было поручено армии Багратиона. В центре и на правом фланге разместились войска под командованием Барклая-де-Толли.
( Ведущий показывает на карте расположение русских и французских войск.)
26 августа около 5 часов 30 минут утра грянул бой. Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа.
Для французов победа означала захват Москвы и ее богатств, окончание войны, возврат домой. Для русских решалась судьба России. Обе стороны дрались отчаянно, стояли насмерть. С особым отчаянием и яростью дрались с неприятелем набожные казаки, мстя французам за поруганные церкви беспощадно. Слово «казак» наводило ужас на французов.
Казаками был предпринят смелый рейд в обход левого фланга Наполеона, что более чем на два часа приостановило вражеские атак.
Бородинское поле было усеяно телами убитых французов и русских. Из воспоминаний современника Ю. Н. Бартенева: «Здесь был совершенный ад, кучи тел, вопли умирающих сопутствуют тебя повсюду: иного увидишь без головы, другого без рук и ног. Все почти шевелят губами... и просят добить их до смерти, дабы не чувствовать такого жестокого мучения, какое они ощущают».
Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми — это почти половина участников сражения), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска на исходные позиции. Стихли пушки и ружейные выстрелы. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских
Сразу после окончания боя Кутузов принял решение в течение ночи привести войска в порядок, пополнить вооружение и с утра продолжить баталию и разгромить неприятеля. Но когда подсчитали потери, они оказались очень велики — свыше 40 тысяч убитыми. Продолжать бой было очень рискованно.
Утром 27 августа Кутузов принял решение: оставить Бородино и отвести войска к Москве. Наполеон, узнав об этом, поспешил сообщить в Европу о своей большой победе, но эта была большая ошибка. Армия Наполеона понесла невосполнимые потери. Она могла еще участвовать в мелких операциях, но уже не представляла угрозы для России. Русская армия отступила к Москве. Для нового сражения не было удобного места, пополнение не поступило.
V. Пожар Москвы
После Бородинской битвы Главнокомандующий Кутузов на совете в подмосковной деревне Фили принимает непростое решение: оставить Москву. Попробуем представить себе, как это было.
Учитель: 2 сентября русская армия оставила Москву. В тот же день отряды неприятеля вошли в город. Кутузов отступал на юго-восток по рязанской дороге. Однако после двух дней перехода русская армия резко повернула на запад, обошла Москву с юга и вышла на Старую Калужскую дорогу.
14 сентября Наполеон уже стоял на Поклонной горе и глядел на залитую солнцем великолепную, с ее причудливыми, непривычными глазу императора очертаниями панораму, любуясь восточной красавицей, как тогда часто называли Москву побывавшие в ней иностранцы. Воображение Байрона увековечило эту минуту.
Жители спешно покидали Москву. Французские войска входили в пустой город. Это было впервые. Во всех покорённых Наполеоном странах знатные горожане, признавая поражение, подносили Наполеону ключи от города. Долго ждал Наполеон на Поклонной горе, но никто ему ключи от Москвы не принёс. А на утро Москва запылала. Французам негде оказалось стать на зимние квартиры.
Кутузов рассуждал так: французы в Москве не задержатся. Нечего есть, нечем кормить лошадей, да и делать нечего. Захотят вернуться в Европу. Но идти по Смоленской дороге, которая ими же разорена, где они уничтожили все запасы продовольствия, фуража, им не резон. Наполеон будет отступать на Калугу, Брянск, где русская армия держала большой запас продуктов для себя. Надо построить укрепления, перекрыть Калужское направление и встретить французов хорошим огоньком и обязательно заставить отойти на Смоленск.
Оторвавшись от французов, армия Кутузова получила возможность передохнуть, пополнить ряды с 85-ти тысяч до 120-ти тысяч, построить близ села Тарутино укрепленный район с четырьмя линиями обороны. Была налажена даже боевая учеба новобранцев.
Шел октябрь месяц. Наполеон сидел в Москве. Кутузов стоял лагерем в Тарутино, от которого в шести километрах к северу находился передовой отряд французов, который вел наблюдение за Кутузовым.
12 октября отряд прибыл в Малоярославец. К тому времени город уже находился в руках французов. В коротком бою русские выбили неприятеля. Французы, получив подкрепление, вновь заняли город. Восемь раз город Малоярославец переходил из рук в руки. Бои были страшные. Город горел, черные облака закрывали небо. Колонны солдат давили массой друг друга, кололи штыками, били прикладами. Телами убитых и раненых были завалены овраги и русло Лужи.
Весь день 13 октября Наполеон думал: биться или нет? А утром 14 октября французские войска в спешном порядке отступили на Смоленск. Струсили. После Малоярославца инициатива полностью перешла к Кутузову. Колонна французов (60 тысяч солдат и 20 тысяч безоружных из разбитых армий) растянулась на много километров. Из-за нехватки лошадей Наполеону пришлось оставить в Смоленске значительную часть артиллерии, раненых. Армия Наполеона уже имела жалкий вид.
VI. Сокрушительный разгром наполеоновской армии:
У поселка Красный (65 километров от Смоленска) Кутузов встретил горе-завоевателей. Бой продолжался 3 дня и закончился победой русских. Наполеон потерял лучшие части, 6 тысяч убитыми, 26 тысяч пленными, большую часть артиллерии. Остатки французов бежали на запад — к Березине, месту их окончательного разгрома
Французская армия постепенно разлагалась в условиях тяжелейшего отступления. Из 650 000 солдат, пришедших с Наполеоном в Россию, кампанию пережило лишь около 93000. В конце 1812 года остатки некогда непобедимой армии перешли Неман и покинули Россию.
25 декабря последний солдат некогда великой армии покинул пределы Российской империи. Михаил Илларионович Кутузов поздравил свои войска с победой и призвал «довершить поражение неприятеля на собственных его полях».
За время похода на Россию армия Наполеона потеряла свыше 500 тысяч человек. Всего три месяца потребовалось Михаилу Илларионовичу Кутузову, чтобы сокрушить Наполеона. Он имел полное право сказать такие слова: «Война закончилась за полным истреблением неприятеля». К русским же солдатам он обратился с приказом об окончании войны, в котором были замечательные слова: «Каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем!».
VII.Увековечивание памяти о войне 1812 года.
В честь победы русских войск в войне 1812 г. в Москве была построена Триумфальная арка. У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 г. площадь у Белорусского вокзала было решено перепланировать, и Триумфальную арку разобрали. Более 30 лет скульптурное убранство арки хранилось в Донском монастыре. В 1966 г. был поднят вопрос о восстановлении арки. После обсуждения ряда вариантов решено было установить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте рядом с Поклонной горой.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа.
Учитель: А теперь я предлагаю ответить на вопросы викторины (класс разделился на две команды):
Вопросы 1 команде:
1. Кто командовал русской армией в начале войны 1812 года? (Барклай - де - Толли)
2. Какова была численность французской армии на начало войны? (приб. 610 тыс. чел.)
3Какую реку пришлось форсировать французам? (Неман)
5. Какое важное событие произошло 26 августа 1812 года? (Бородинская битва)
6. Что такое редут? (земляное укрепление)
7. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны? (Александр Первый)
8. Из скольких частей состояла русская армия? (из 3 частей)
9. Почему французскую армию называли «дву на десять языков»? (очень много завоеванных народов)
Вопросы второй команде:
1. Кто командовал русской армией после Смоленской битвы? (Кутузов М.И.)
2. Какова была численность русской армии к началу войны? (Приб. 300 тыс.чел)
3. В каком городе произошло первое сражение между русскими и французами? (Смоленск)
4. Продолжите поговорку: « Пришел Кутузов …..»? (бить французов!)
5. Какое важное событие произошло 1 сентября 1812 года? (Совет в Филях)
6. Что такое фураж? (корм для лошадей)
7. Назовите лидера партизанского движения? (Давыдов)
8. Какое время Наполеон находился в Москве? (1 месяц)
9. У Кутузова была вторая часть фамилии, назовите ее? (Голенищев)
Учитель: Ребята! История нашего Отечества изобилует примерами мужества, героизма и отваги, как великих полководцев, так и простых граждан Руси. И победа России над Наполеоном - еще одно тому подтверждение. Я надеюсь, что сегодняшний классный час помог вам глубже познакомиться с историей нашей Родины и нашей столицы Москвы.
VIII. Рефлексия классного часа:
- Какие открытия вы сделали сегодня?
- Какие чувства вызвали у вас события 1812 года?
- Какой вывод вы сделали для себя?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Отечественная война 1812 года" для 7-9 класса
Классный час "Отечественная война 1812 года" посвящён 200-летию победы русского народа над Наполеоном. Цели занятия:развитие у детей чвства патриотизма и гордости за своё Отечество;формирование а...
Классный час: "Герои "Отечественной войны 1812 года" (Портретная галерея)
Классный час - презентация посвящен героям Отечественной войны 1812 года....
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Классный час "Женщины и война 1812 года"
МКОУ Урожайная ООШ Зонального района Алтайского края Учитель русского языка и литературы Рейнер Ольга Васильевна Классный час "Женщины и война 1812 года" Приложение к классному часу "Женщины и войн...
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Классный час "О некоторых героях 1812 года"
При подготовке и проведении классного часа учащиеся знакомятся с некоторыми героями 1812 года. Рассказы сопровождаются чтением стихов и цитатами известных людей того времени....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....