"Русским чаем угощаем". Методическая разработка сценария праздника.
план-конспект
Цель: Познакомить детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития.
Воспитывать любовь к народному творчеству.
Оформление: вышитые полотенца с русским орнаментом, репродукции картин Кустодиева « Извозчик за чаем», «Купчиха за чаем».
Оборудование: чайная посуда, самовары, скатерти, салфетки.
В костюмах ведущих и участников праздника также использован орнамент.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkim_chaem_ugoshchaem.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
"Мы за чаем не скучаем, всех мы чаем угощаем"
Цель: формирование представлений о традициях русского чаепития
Задачи:
Познакомить детей с происхождением чая; расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и чаепития.
Познакомить учащихся с историей появления чая, как выглядит настоящий самовар.
Познакомить с традициями чаепития в других странах.
Вспомнить и познакомиться с правилами поведения в гостях.
Развивать познавательную активность учащихся.
Воспитывать любовь к родному народу и уважение к его традициям.
Способствовать сплочению классного коллектива.
Подготовка к занятию:
Поисковая работа учащихся (подбор пословиц и поговорок о русском гостеприимстве).
Подготовка костюмов.
Разучивание песен «Горница - узорница», «Самовар».
Оформление:
Мероприятие проходит в школьном музее: оформлен в русском стиле: вышитые полотенца, скатерти, на столе самовар, обвитый баранками, пряники, бублики, сахар-рафинад, разные сорта чая, чайная посуда, варенье разных видов.
Для проведения конкурсов: веники (2 шт.), два обруча, кубики, шишки, платки для завязывания глаз, ложки, стаканы с водой, минусовки исполняемых песен.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Учитель:
Дорогие гости!
Как говорится –
Милости просим.
В нашу светлицу.
Не нужно платы,
И робеть не надо.
Всем, чем богаты.
Тем вам и рады.
- Родители и гости присаживайтесь на стулья, с изображением самовара (команда «Самоварчики»), а ученики 3 класса на стулья с изображением чайника (команда «Чайники»).
1-й ученик.
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
2-й ученик.
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
3-й ученик.
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждет.
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
4-й ученик.
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
(Дети исполняют песню «Горница – узорница»Муз. Л. Деревягина, сл. В. Степанов)
1. Бабушка с порога приглашает в горницу.
Долгая дорога – надо отдохнуть.
Бабушкина горница, горница-узорница,
Светлая, как облако, боязно вздохнуть (2 раза).
2. Половицы скрипнули, занавески вздрогнули,
На столе сосновом пироги и чай.
Улыбнется бабушка, улыбнется горница,
А подушки горкой – сладко засыпай! (2 раза).
3. За окошком тихо, в светлой дымке вечер,
Из трубы поднимется к синим звездам дым.
Сказки нашей бабушки, сказки нашей горницы,
Горницы-узорницы улетают вниз (2 раза).
4. Бабушка с порога приглашает в горницу.
Долгая дорога – надо отдохнуть.
Бабушкина горница, горница-узорница,
Светлая, как облако, боязно вздохнуть (2 раза).
Учитель: Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям? (О чае)
Учитель: Чаепитие очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, но не изменялись заповеди гостеприимства: всегда, во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.
1. Конкурс. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?
(работа в командах)
Гостю почёт – хозяину честь.
Хоть не богат, а гостям рад.
Гость в дом – радость в дом.
Учитель: А откуда появился чай?
Существует легенда: однажды, давным-давно, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал нагреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в воду упало несколько листьев с чайного куста – и вода потемнела, от неё начал исходить тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Итак, родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек» – «ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны. На первых порах не все умели обращаться с чаем, не знали даже, как его заварить.
Чай один из древнейших напитков, употребление которого неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов.
Ученица: В США, штат Южная Дакота, находится город под названием Теа (Чай). Все жители – поклонники этого напитка. Городской праздник – День Чайника, проходит с карнавалами, парадами. В этот день среди взрослых жителей города выбирают Маму и Папу Заварного Чайника, а среди детей – Мисс Чайник и Мистера Блюдце.
Ученица: В Японии есть чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет заботы за его стенами и остаётся только с добрыми мыслями. Во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире. А в России за чаем общаются, поют песни и частушки, проводят игры.
ПОСЛОВИЦЫ О ЧАЕ РАЗНЫХ НАРОДОВ
В хорошей посуде и чай вкуснее. (Японская пословица)
Выпьешь чаю – прибавятся силы. (Китайская пословица)
Не спеши пить чай – язык обожжёшь. (Турецкая пословица)
2 Конкурс “Натаскай воды”.
Для чая нам нужна вода, надо ложками переносить воду из одного стакана в другой. Носят по - очереди, побеждает команда, которая быстрее и аккуратнее переносит воду.
Ребята, но почему так поздно, лишь в XVIII веке, возникла традиция чаепития?
Ответ детей: Потому что чай, который мы пьем, не русский напиток, и появился он на Руси лишь в середине XVII века.
Учитель: Совершенно верно. Послушайте, как это было.
Чай, который мы привычно завариваем сегодня по несколько раз в день, был завезён в Россию в XVII веке.
В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой.
– А это что такое? – спросил хана русский боярин, указывая на свёртки.
– Мой самый дорогой подарок русскому царю, – ответил монгольский правитель, улыбаясь.
Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился.
Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву.
О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»
Однако по другой версии, царю, напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий.
Ученик:
Раз привёз мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как проклятый чай варить!
Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?
А потом-то догадался – чай забыл я посолить.
Учитель: В такие курьёзы попадали не только русские люди. У английского моряка, мама, получив от сына в подарок 1 кг чая, решила угостить своих соседей. Сварила весь чай, слила всю тёмную воду, чайные листья положила в тарелки и заправила маслом!»
Учитель: Ребята, а вы знаете, как правильно надо заваривать чай? Существует много способов заваривания чая. У нас наиболее распространён следующий способ:
Воду для заваривания чая нужно довести до кипения «белым ключом». Не нужно кипятить воду так, чтобы она бурлила. Не следует в кипячёную воду доливать свежей, а также кипятить воду многократно.
Перед завариванием фарфоровый чайник нужно 2-3 раза ополоснуть кипятком.
В нагретый чайник положить порцию чая, залить кипящей водой примерно на ⅓ чайника и накрыть салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус.
Дать настояться 4-5 минут и затем долить в чайник доверху кипяток и размешать.
Ароматным, вкусным и полезным чай бывает первые 8-10 минут после заваривания. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму, а чай оставленный на ночь, – подобен укусу змеи».
3 конкурс «Лучший знаток чая»:
Учитель: А сейчас мы проведём конкурс на лучшего знатока чая. Определите на вкус, что добавлено в чай. (Чай с лимоном, чай с молоком, зелёный чай, чай с лесными ягодами и т.д.)
Ведущий: Чай не только вкусный напиток, но ещё и очень полезный.
Ученик: Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг!
Учитель: Давайте представим старинную русскую избу, где за столом собралась вся семья. Стол накрыт нарядной скатертью. Идет веселая беседа, а посередине стола...
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
Ученик: Самовар изобрели в России в XVIII веке. Внутри самовара находился специальный «кувшин», в который засыпали, сухие чурки, еловые или сосновые шишки для аромата, сверху надевали трубу. Раздуют огонь, вода закипит – трубу снимают и кувшин закрывают крышкой. Угли без доступа кислорода гаснут, но ещё долго держат тепло – самовар не остывает. Чисто русским изобретением подачи чая является подача чая на стол парами. Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком, для этого сверху у самовара имеется специальное приспособление.
Ученик: Самовар считался предметом роскоши. Его берегли, передавали по наследству. Было принято, чтобы чай подавала сама хозяйка, в крайнем случае, ее дочь, если таковая имелась. Неспешное времяпровождение за чаем, создающего покой и уют, приобрело характер национального обычая.
Ученица: Русские помещики начинали завтрак с чая, а потом “…ели битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп. Соединение чая с плотной едой останется в русском чаепитии навсегда – и климат к этому располагал, и натура россиянина, тяготевшая к хлебосольным трапезам.
Ученица: Обычай пить чай повлёк за собой появление таких предметов, как: фарфоровые чашечки, блюдца, сахарницы, заварочные чайники, щипчики и топорики для сахара, и подстаканники. Подстаканники появились на Руси в 19 веке, когда «стекла стало больше». Мужчины пили чай в стаканах с подстаканниками, а женщины из блюдца.
Дети исполняют песню «Самовар» (музыка Татьяны Музыкантовой, слова Татьяны Музыкантовой и Евгения Залманова)
Расскажу вам не про море,
Расскажу не про загар.
Не про пальмы, не про горы,
А про русский самовар.
Он высокий и пузатый,
Он блестящий чаевар.
Он ушастый и носастый
Наш красавец – самовар.
ПРИПЕВ: Самовар, самовар
К потолку пускает пар,
Чай душистый прямо с жаром
Будем пить из самовара.
Ух – ух – ух!
Самовар на день рожденья
Подарила мне сестра
И сказала: «Пить без сушек
Самоварный чай нельзя!»
Мы и сушки, и ватрушки,
И оладьи напекли,
А ещё варенья банку
По сусекам наскребли.
ПРИПЕВ: тот же
Буду всех из самовара
Сладким чаем угощать,
Самоварные частушки
Для застолья сочинять.
На столе у нас пирог,
Пышки, да ватрушки,
Так споёмте ж про чаёк
Чайные частушки!
Самовар, самовар
Золотая ножка
Я посеяла горох,
Выросла картошка. Ух – УХ!
Вот стоит толстячок,
Подбоченивши бочок
И шипит, и кипит
Наливать нам чай велит!
ПРИПЕВ:
4 конкурс “Собери шишки”.
Ну вот, воды натаскали, самовар поставили, теперь воду надо вскипятить. Как раньше кипятили воду в самоваре?
Что под ёлками найдёшь, если к ёлкам ты придёшь
Жарким летом, и весною, и осеннею порою? (Шишки)
Ну, считайте, вы в лесу, вот вам шишки, вот вам ёлки.
Я глаза вам завяжу, сама в сторонке посижу.
От каждой команды по одному человеку. Завязать глаза, кто больше соберёт?
Учитель: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрочайник, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась.
Многие любят чай пить с вареньем, мёдом, такой чай тоже очень полезен. И сейчас мы с вами проведём конкурс “Угадай варенье”.
5 конкурс «Угадай варенье»
Приглашаются по 1 участнику от каждой команды: участники с завязанными глазами пробуют разные сорта варенья и угадывают из чего было сварено варенье.
Пока самовар поспевает,
Хозяюшки дом убирают.
А ну-ка, веник берите,
Сюда бегите,
Чистоту наведите!
6 конкурс «Конкурс для девочек»
На полу лежат два обруча, в них кубики. Их надо по одному заметать на совок и складывать в ведро. Кто быстрее?
Учитель: Вот, гости дорогие, и заканчивается наш праздник. Конечно, за одну встречу невозможно рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа. Мы сегодня хорошо повеселились, узнали много интересного и полезного. А теперь мы переходим к самой вкусной части нашего праздника.
Ученик: Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет,
Стол накрытый давно ждет.
Ученица: Для всех вас, взрослые и детишки:
Калачи, ватрушки, пышки.
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Ученик: Приглашаем к самовару!
Вкусным чаем угощаем!
И внакладку, и вприкуску.
Все: Пейте чай, друзья, по-русски!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"
Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"...
Методическая разработка, сценарий праздника "Последний звонок"
Данная методическая разработка содержит в себе сценарий праздника "Последний звонок" для 11-х классов....
Методическая разработка сценария праздника Святки "Святочные посиделки"
Предлагаемая разработка – обобщение опыта проведения праздников и обрядов в классе «народное хоровое пение» ДШИ. В сценарий включены различные элементы народной праздничной культуры, такие ...
Методическая разработка: "Сценарий праздника: "Парад осенних цветов"
В методической разработке представлен сценарий праздника "Парад осенних цветов", для обучающихся 4-7 классов....
Методическая разработка: Сценарий праздника: «Осенний листопад»
В методическойразработке представлен сценарий праздника "Осенний листопад", для обучающихся 4-7 классов....
Методическая разработка сценария праздника « Олимпийские надежды».
Спортивное мероприятие "Олимпийские надежды"...
Методическая разработка сценария праздника "День славянской письменности"
24 мая день памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. В рамках работы школького пресс-центра уместно взять проведение мероприятия, посвященного Дню славянской письменности, на себя....