Методическая разработка сценария праздника Святки "Святочные посиделки"
методическая разработка по теме
Предлагаемая разработка – обобщение опыта проведения праздников и обрядов в классе «народное хоровое пение» ДШИ. В сценарий включены различные элементы народной праздничной культуры, такие как обряд колядования, музыкально-игровой, танцевальный фольклор, театральное действо и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_svyatochnye_posidelki_metod.rabota_-_kopiya.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Пикалёвская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ ПРАЗДНИКА СВЯТКИ
«Святочные посиделки»
Составители: Егорова О.Н.
Егоров В.Б.
г. Пикалёво
2015г.
Из истории праздника
Святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. Они длились две недели: от Рождества Христова до Крещения. Первая неделя называлась «святые вечера», а вторая «страшные вечера». Святые вечера – это дни празднования Рождества Христова. Страшные вечера назывались так потому, что существовало поверье, будто бы в эти дни нечистая сила гуляет по белому свету. По народным представлениям, в эти дни Бог, празднуя рождение сына, отворял ворота ада и позволял «праздновать бесам» на земле рождение Христа.
В канун Рождества по деревне начинали ходить христославы, они пели возвышенные, прославляющие Христа песни. Ходили и колядовщики. Они ходили по деревне со двора на двор и колядовали – пели колядки, в которых обращались к хозяйке дома и хозяину, поздравляли их с Новым годом, желали здоровья, большого урожая, просили угощения. Если хозяева «скупились», то колядовщики угрожали им всякими напастями. «Пришла Коляда накануне Рождества…» - так начинались многие колядки. Колядовщики брали с собой «рождественскую звезду». Её украшали и носили по деревне. Ещё обязательно брали с собой мешок, в который складывали угощение. Человек, который нёс мешок, назывался «мехоноша». Хозяева были рады, что колядовщики посетили их дом и всегда специально готовили угощение. К Рождеству обычно наши прабабушки пекли обрядовое печенье «Козули» для праздничного угощения и чтобы одаривать колядовщиков. Печенье делали в виде различных домашних животных: коров, барашек, козочек, свиней, а украшали печенье особыми знаками – кругами, крестами. В старину такое печенье имело магический смысл. Такое печенье изображало солнце, возвращение которого так ждали люди.
Время от Рождества до Крещения в жизни русского народа выделялось особым духовным подъёмом и проходило торжественно, празднично и весело. В народе говорили: «Зима на мороз, а мужик за праздники». Особенно весело эти дни отмечались старшими детьми, молодёжью. Святочные посиделки – народный обычай глубокой древности. На них собирались все: парни, девушки, женатые, замужние, дети, старики. Собирались на посиделки с ряжеными, где разыгрывались настоящие представления с играми, загадками, гаданиями, плясками.
Рекомендации по проведению мероприятия.
Предлагаемая разработка – обобщение опыта проведения праздников и обрядов в классе «народное хоровое пение» ДШИ.
Сценарий праздника можно менять в зависимости от условий проведения, от возраста и количества детей и взрослых, а также от уровня подготовки участников мероприятия. В сценарий включены различные элементы народной праздничной культуры, такие как обряд колядования, музыкально-игровой, танцевальный фольклор, театральное действо и др. Необходимо заранее разучить с участниками тексты песен, колядок, разучить танцевальный материал, подготовить необходимый реквизит, сделать костюмы для ряженых и т.д. Желательно, чтобы роли «нечистой силы» исполняли взрослые, а в роли безобидных «ряженых» могут выступить дети старшего возраста. Учащимся младшего класса вполне по силам «покалядовать» и получить вкусное угощение.
Праздник оказывается ярким, многообразным, живым и запоминающимся, благодаря тому, что все участники вовлечены в общее действие. Дети и взрослые погружаются в неповторимую атмосферу традиционных святок. Хотя праздник проводится по заранее выстроенному плану, невозможно обойтись без неожиданных сюрпризов, поэтому надо быть готовыми к импровизации. Главное, чтобы всем было интересно, чтобы праздник нёс радость и детям, и взрослым.
СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ЦЕЛЬ:
Дать детям представление о том, как проходили в старину святочные посиделки.
ЗАДАЧИ:
- Формировать навыки исполнения народных песен, плясок, игр.
- Развивать мелодический слух, чувство ритма, навыки партнёрства, побуждать детей творчески выполнять свои роли.
- Развивать умение пользоваться по назначению народной речью.
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к народным традициям.
- Формировать чувство единения, радости от совместной деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Русские народные костюмы.
- Инструменты «шумового оркестра».
- Костюмы и маски ряженых.
- Элементы интерьера избы: стол, лавки, утварь.
УЧАСТНИКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:
1. Учащиеся класса «народное хоровое пение» (дети от 8 до 16 лет).
2 Преподаватели.
3. Участники творческих коллективов.
4. Родители.
Сценарий праздника
Действующие лица:
Внучка – хозяйка
Дедушка
Колядовщики
Дети
Ряженые
Домовой
Баба-яга
Кикимора
На сцене декорация русской избы.
Перед сценой появляются колядовщики
Колядовщики:
1 дев. Здравствуйте, гости дорогие!
2 дев. Собрались мы с вами на беседу для забавушки, как когда-то наши прадедушки и прабабушки.
3 дев. Приходили ребятки на весёлые Святки, песни петь, плясать да загадывать загадки
4 дев. Праздник этот – самый длинный, он весёлый и старинный.
5 дев. От Рождества и до Крещенья, приготовив угощенье,
6 дев. Наши предки пили, ели, веселились две недели.
7 дев. Праздник ждали и любили, наряжались и шутили.
8 дев. По дворам ходили в Святки, пели разные колядки.
Все: Так давайте же сейчас Святки встретим мы у нас!
Колядовщики (поют): Как пришла коляда, да коляда!
Накануне Рождества, да коляда!
Мы ходили, мы искали, да коляда!
Накануне Рождества, да коляда!
В зал входит группа мальчиков.
Мальчики (поют): Коляда - маляда, седая борода,
Нос - то плошкой, голова - лукошком,
Руки - сабельками, ноги - грабельками.
Коляда - маляда, приходи к нам сюда!
Девочки: Много ли наколядовали? Покажите!
Мальчики: Сначала вы покажите!
Девочки: Вот, два мешка всякой еды да денежки!
Мальчики: Конечно! Вон вас сколько!
Девочки: Просто вы, наверное, петь не умеете, или песен мало знаете?!
Мальчики: Кто? Мы? Да мы сейчас так споём!!!
Мальчики исполняют частушки под «Русского»
Девочки: Ладно, не будем ссориться, ведь сегодня праздник. Давайте вместе колядовать!
Уходят из зала, исполняя колядку.
Коляда! Коляда! Пришла Коляда!
Коляда! Коляда! Отворяй ворота!
На сцену выходят внучка и дедушка
Дедушка: Ох-хо-хо…(вздыхает)
Внучка: Что с тобой, дедушка?
Дедушка: Скучно стало у нас, не то, что раньше.
Внучка: Что ты, дедушка! Ведь сегодня праздник, люди поют, веселятся,
Может быть, и к нам кто-нибудь на огонёк заглянет. Ты сыграй
на гармошке, а я тебе спою.
Дедушка играет на гармошке, внучка поёт:
Я сидела, и сидела,
Сидела, стеснялася.
Как гармошка заиграла-
Я не удержалася.
Раздаётся стук. В зал входят колядовщики
Колядовщики: Позволь, хозяюшка, коляду спеть?
Ты позволишь - мы споём,
Не позволишь – прочь пойдём,
Мы не дорого берём – три копейки серебром!
Внучка: Пойте!
Колядовщики (поют): Уж мы ходим, мы ходим по городу,
Уж мы ищем, мы ищем коляду!
Мы нашли коляду да в этом дому!
А хозяюшка как оладышек в меду!
А хозяин-то как Адам в раю!
Здравствуйте, хозяева! С Новым годом! С праздничком!
Ой, мороз, мороз, мороз,
Не вели долго стоять,
Вели денег подавать!
1 дев. А мне денег мало, подавай мне сало.
2 дев. А мне сала мало, открывай банку,
Доставай баранку!
3 дев. Открывай сундучок, подавай пятачок!
4 дев. Щедрик-ведрик, дай вареник!
5 дев. Дай сушку, ватрушку,
6 дев. Дай нам мёду колоду!
7 дев. А ещё калачей да погорячей!
8 дев. Не дадите нам варенья – мы испортим настроенье!
Внучка: Что вы! Что вы!
Стойте! Стойте!
Лучше песню вы нам спойте!
Колядовщики исполняют шуточную песню «Летал, летал воробей»
Внучка: Вот вам угощенье за такое выступленье!
А теперь, гости дорогие, проходите!
Погрейтесь здесь да отдохните.
Колядовщики рассаживаются на лавку
Внучка: Дедушка, ты много разных сказок знаешь, рассказал бы нам что-нибудь.
Дедушка: Сказки ни сказки, а истории разные знаю. Мне ещё дед рассказывал, а ему его дед, что на Святки разные чудеса происходят. Бывало, сама нечистая сила в гости могла пожаловать.
Внучка: Враки всё это! Не может этого быть!
Дедушка: Моё дело вас предупредить.
Слышится мяуканье
Дедушка: Внученька, откуда у нас кот?
Внучка: Не знаю, никогда у нас котов не бывало.
Дедушка: А ну, выходи, кто тут?
Появляется Домовой
Внучка: Ты откуда взялся?
Домовой: Из-за печки. Я – Домовой, живу за печкой, дом охраняю, вам помогаю. Только скучно… Всё один да один. А я ведь тоже веселье люблю.
Внучка: А ты садись с нами, загадки отгадай.
Внучка загадывает загадки.
Домовой: А ещё я очень люблю играть. Только не с кем… А можно я с вами поиграю в мою любимую игру «Дед Домовой»?
Домовой с детьми проводит игру.
Дедушка: А теперь давайте я вам на гармошке сыграю, а вы спляшите.
Колядовщики исполняют пляску «Барыня»
Все рассаживаются на лавки.
В зал входит группа детей.
Дети (поют): Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
На телят, на жеребят,
И на маленьких ребят!
Кабы нам колядок
Н а недель десяток!
Здравствуйте! С Новым годом!
Со всем родом!
Чтоб здоровы были!
Много лет жили!
1-я дев. Чем, хозяева, нас одарите?
2-я дев. Что, хозяева, нам подарите?
3-я дев. Кувшин молока или каши горшок?
4-я дев. Кусок пирога или денег мешок?
1-й мальч. Не дадите пирога – мы корову за рога!
2-й мальч. Не дадите хлеба – стащим с печки деда!
1-я дев. Не дадите лапку – стащим с печки бабку!
2-я дев. Не дадите пышку – свинью за лодыжку!
Все (поют): Коляда! Коляда! Дай нам пирога!
Или хлеба ломтину, или денег полтину!
А не дашь пирога – мы корову за рога!
Внучка: Не плясали и не пели –
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте!
1-я дев. Эй, девчонки!
Эй, подружки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать людей!
Исполяются частушки.
1-й мальч. Впереди у нас дорожка,
Нам опять колядовать!
Разбирайте дружно ложки,
Будем с ложками плясать!
Исполняется шуточная композиция «Как у бабушки козёл»
Внучка: За такое выступленье получайте угощенье!
1-я дев. Век тебе, сударыня, не стариться, ни о чём не печалиться!
2-я дев. Пусть у вас будет поросяток, как морковки на грядках!
3-я дев. Пусть у вас будет кошек, как в лесу мошек!
4-я дев. Пусть у вас будет сыночков, как в лесу грибочков!
1-й мальч. Пусть у вас будет дочек, как звёздочек ноченькой!
2-й мальч. Мира, добра и счастья, пусть обойдут вас все ненастья!
Дети рассаживаются на свободные места
В зал врывается группа ряженых с бубнами, жалейками, трещотками.
Ряженые: Туру-туру-ту-ру-ру!
Зазываем детвору!
По дворам мы ходим
И медведя водим!
Развесёлы ряжены,
Шутками заряжены!
А вы, люди, знайте,
Что-нибудь подайте!
Ряженые (1): Что это вы такие кислые сидите, словно вас кислой капустой накормили!
Ряженые (2): А носы повесили, словно гирю подвесили!
Ряженые (3): Ну-ка, дружно все встаём,
За руки мы всех берём,
Хоровод мы заведём!
Проводится игра «Раз, два, три…»
Ряженые: А ну, выходи-ка весь народ,
Пляска русская вас ждёт.
Исполняется пляска «Светит месяц»
Играет музыка “Растяни меха, гармошка”. Врывается Баба-яга, Кикимора.
Баба-Яга: Стоять! Фу - у! Куда это меня занесло? (оглядывается) Ой, сколько народу! Сколько мальчиков! Сколько девочек! Какие все хорошенькие, румяные! Как раз для меня!
Хозяйка: Это еще кто такие? Уж не сама ли Баба-яга к нам пожаловала?
Охотница за маленькими детьми?
Баба-Яга: Я – Баба-яга? Да что вы на меня наговариваете! Я, это, как ее…(шепотом) Ну, Кикимора, подскажи.
Кикимора: Варвара-краса, длинная коса.
Баба-Яга: Я – Карвара-карса, длинная ковса.
Хозяйка: Кто? Кто?
Баба-Яга: Ой, нет, не так. Варкара-ковса, длинная вокса.
Хозяйка: Да у тебя с дикцией не все в порядке, буквы путаешь и
не выговариваешь.
Баба-Яга: Да я первое место заняла по этим, как их (обращается к Кикиморе), ну…подскажи.
Кикимора: Скороговоркам.
Баба-Яга: Ну, по скововогоркам.
Кикимора: Опять напутала.
Баба-Яга: Ну, это неважно, все-равно я лучшая.
Хозяйка: А это мы сейчас проверим. Скажи: “От топота копыт пыль по полю летит”.
Баба-Яга: От копота топыт, пыль по люпу пилит.
Хозяйка: А вот и неправильно. Ребята, а, ну-ка, скажите как надо.
По выбору дети проговаривают скороговорки
Хозяйка: Так что никакая ты не Варвара-краса, а настоящая Баба-Яга. Уходи прочь!
Баба-Яга: Ну, ладно, ладно, признаюсь, только не прогоняйте меня. Я буду очень хорошая. Даже могу поиграть во что-нибудь.
Хозяйка: Ой, не знаю, ребята, что-то я ей не верю. Ну, ладно, оставайтесь. А поиграем мы в игру “Баба-Яга”.
Проводится игра. Баба-яга ловит одного из детей.
Баба-Яга: Ну, вот, попался. Теперь не отдам.
Хозяйка: Баба-Яга, отдай нам нашего малыша.
Баба-Яга: Не могу, он мне самой нужен (отходит в сторону).
Хозяйка: Кикимора, ты ведь не такая злая. Помоги выручить из беды.
Кикимора подходит к Бабе-Яге, поет “Растяни меха, гармошка”.
Баба-Яга: Чаво это ты поешь?
Кикимора: Да вот частушку. Запевай!
Баба-Яга: Ой, а я все частушки забыла.
Кикимора: А пусть нам малыш поможет.
Ребенок поет частушку, пляшет, и вызывает следующего. Поют частушки.
Баба-Яга: Вот здорово! Ой, а где малыш? Потеряла! Обманули?!
Хозяйка: Да ты сама кого хочешь вокруг пальца обведешь.
Баба-Яга: Да это я с виду такая страшная. А в душе добрая – песни люблю петь, плясать люблю, да не могу, нога-то костяная.
Хозяйка: Да мы тебя такой пляске научим, что все твои болезни пройдут
Исполняется пляска «В три ноги»
После окончания все выстраиваются перед сценой
Участники: Вот и закончился наш святочный вечер.
Желаем вам, чтоб Новый год был светлым,
Добрым,
На людское тепло богатым.
И пусть горят огоньки Рождественской Коляды
И в домах ваших,
И на ёлках.
И в ваших сердцах!
К О Н Е Ц!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Загадки
В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено (прорубь)
Выросло, повыросло,
Из беды повылезло,
Солнышко встало,
Ничего не стало (сосулька)
Бело покрывало
На земле лежало,
Лето пришло-
Оно всё сошло (зима)
Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на горку нам взбираться-
Мы начинаем упираться (сани)
Частушки
Я сидела на диване,
Вышивала платок маме,
Петухами, курами,
Разными фигурами.
На окошке два цветочка -
Голубой да аленький,
Я парнишка боевой,
Только ростом маленький!
Я пришёл на посиделки –
Девки семя шелушат.
Попросился на коленки-
Посадили на ушат.
А я топну ногой
Да притопну другой!
Сколько я ни топочу-
Всё-равно плясать хочу!
Игра «1, 2, 3…»
Мы сейчас пойдём направо, раз, два, три,
А сейчас пойдём налево, раз, два, три,
Вместе в круг мы соберёмся, раз, два, три,
А теперь мы разойдёмся, раз, два, три,
Мы похлопаем в ладоши, раз, два, три,
А теперь мы топнем ножкой, раз, два, три,
Дружно за руки возьмёмся, раз, два, три,
А теперь мы рассмеёмся - ха!ха!ха!
Правило проведения игры.
Дети встают лицом в круг, взявшись за руки. В игре выполняются все действия по тексту.
Игра «Баба - Яга»
Баба – Яга, костяная нога.
За селом с помелом.
Нос крючком, волоса клочком,
Лови!
Правило проведения игры.
Дети встают лицом в круг, взявшись за руки. Водящий (Баба-Яга) – в середине. Дети и водящий двигаются в разные стороны. Дети поддразнивают Бабу – Ягу и по команде «Лови» разбегаются, а Баба – Яга «пятнает» их, причём она прыгает на одной ноге.
Игра «Дед Домовой»
Дед, дед Домовой,
Ты облей нас водой,
Что мы делали вчера,
Отгадать тебе пора.
Правило проведения игры.
Дети выбирают водящего (Домового). Он отходит в сторону, спиной к играющим.
Дети между собой договариваются о том, какое действие они будут показывать (например, сбор грибов). По сигналу детей Домовой поворачивается к играющим, которые, исполняя песенку, показывают задуманное действие. Домовой должен отгадать его. Следующего водящего можно выбрать по считалке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"
Методическая разработка. Сценарий праздника "Золотая осень"...
Методическая разработка, сценарий праздника "Последний звонок"
Данная методическая разработка содержит в себе сценарий праздника "Последний звонок" для 11-х классов....
Методическая разработка: "Сценарий праздника: "Парад осенних цветов"
В методической разработке представлен сценарий праздника "Парад осенних цветов", для обучающихся 4-7 классов....
Методическая разработка: Сценарий праздника: «Осенний листопад»
В методическойразработке представлен сценарий праздника "Осенний листопад", для обучающихся 4-7 классов....
Методическая разработка сценария праздника « Олимпийские надежды».
Спортивное мероприятие "Олимпийские надежды"...
Методическая разработка сценария праздника "День славянской письменности"
24 мая день памяти создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия. В рамках работы школького пресс-центра уместно взять проведение мероприятия, посвященного Дню славянской письменности, на себя....
Методическая разработка сценария праздника "Последний звонок"
Праздник "Последнего звонка" является неотъемлемой частью школьной жизни. Ежегодно во всех школах страны этот праздник ждут тысячи обучающихся 9 и 11 классов. Данная методическая разработка ...