Кружок - Шахматы, шашки.
материал
Кружок - Шахматы, шашки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenevo_-_chupov_i.a._-_shahmaty_shashki.docx | 38.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №_____ от «____»____________2020 г. | Утверждено Директор школы: __________/Иванова О.А. Приказ №________ От «___»________2020 г. |
Программа дополнительного образования детей
спортивно-оздоровительной направленности
«Шахматы и шашки»
Возраст обучающихся: 10 - 18 лет (5-11 классы).
Уровень программы: базовый.
Срок реализации: 1 года.
Составитель: Чупов Илья Анатольевич,
учитель истории и обществознания
2020-2021 уч. год
с.Тургенево
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа предназначена для организации кружковой деятельности по «Шахматам и шашкам» обучающихся 5-11 классов МКОУ «Тургеневская СОШ».
Согласно п.1, ст. 75 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек и шахмат, участие в соревнованиях, организационно – судейскую практику. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
В процессе занятий шашками и шахматами учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками и шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.
При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца, вручаются классификационные билеты, даются задания на лето.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка.
Каждый кружковец старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со школьниками.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.
Программа занятий по шашкам и шахматам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки и шахматы. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек и шахмат, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки» разработана в соответствие с:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
3. Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844.
4. Плана внеурочной деятельности МКОУ «Тургеневская СОШ» для учащихся 5-11 классов, обучающихся по ФГОС на 2020-2021 учебный год.
5. Положения о дополнительном образовании учащихся МКОУ «Тургеневская СОШ».
6. Плана кружковой деятельности МКОУ «Тургеневская СОШ» для учащихся 5-11 классов, обучающихся по ФГОС на 2020-2021 учебный год.
7. Специальной обучающей и методической литературы по игре в шашки и шахматы.
2. Цели и задача.
Цель программы:
- развитие логического мышления при игре в шахматы и шашки;
- раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- бучение основам шахматной игры;
- бучение основам шашечной игры;
- подготовка квалифицированных спортсменов;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике;
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
- популяризовать игру в шашки в массах учащихся, воспитывая в них отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность.
3. Ожидаемые результаты образовательной программы.
Личностные результаты:
- развитие умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логического, образного и аналитического мышления), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять уважение к окружающим;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-умение преподносить себя, быть тактичным;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебно-игровой
деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебно-игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебно-игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- овладение логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение
рассуждений.
Познавательные УУД:
- применение знаний, правил, тактических приемов при решении учебно-игровых задач;
- решение многоходовых задач по заданному алгоритму;
- использование знаний в практической игре;
- ориентирование на плоскости;
- схематизация шахматной и шашечной доски, осуществление взаимопереходов между шашечной, шахматной доской и диаграммой;
- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.
Коммуникативные УУД:
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с использованием шахматного, шашечного этикета;
- формирование коммуникативной компетентности: координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
- формирование социально адекватных способов поведения;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.
Предметные результаты:
- знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, шаг, мат, рокировка, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- названия шахматных и шашечных фигур;
- сравнивать, находить общее и различие;
- уметь ориентироваться на шахматной и шашечной доске;
- знать названия шахматных фигур;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.
Обучающийся научиться:
- ориентироваться на шашечной доске,
- ориентироваться на шахматной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, шахматы, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность игры в шашки, шахматы,
- пользоваться логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- общение с педагогом, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с использованием шахматного, шашечного этикета;
- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;
4. Общая характеристика программы.
План начального периода обучения рассчитан на подготовку шашистов и шахматистов из числа ребят, уже знакомых с основными правилами игры, ровно, как и с новичками.
Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек и шахмат. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.
Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.
Преподаватель (тренер) должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.
Значительное место в учебном плане должно быть уделено практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шахматиста и шашиста.
Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных и шахматных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.
Подготовка шашистов и шахматистов строится по тому же принципу и с тем же расписанием, что и первый год обучения, - один раза в неделю по одному часу. Большие темы разбиваются на отдельные двухчасовые занятия. Однако теоретическому материалу и его анализу придается большое значение. Учащихся знакомят с более сложными элементами шашечной и шахматной игры, дают конкретные понятия о ее стратегии и тактике, об оценке позиции, расчете и выборе вариантов. Преподаватель не должен опасаться анализа с занимающимися отдельных дебютных систем, которые вызывают у специалистов споры, так как эти примеры расширяют комбинационные способности шашиста, шахматиста и могут явиться иллюстрацией для критического, самостоятельного понимания разнообразных положений на игровой доске.
В процессе обучения усиливается творческий интерес к шахматам и шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шахматистов и шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.
5. Сроки реализации программы.
В соответствии с положением МКОУ «Тургеневская СОШ» о программах дополнительного образования на реализацию программы дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Шахматы и шашки» отводится 1 час в неделю совмещенно для 5-11 классов.
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями кружок «Шахматы и шашки» в 5-11 классе на 2020-2021 учебный год будет выполнена за 35 часов.
Внутренняя периодизация в рамках дополнительного образования учитывает сложившиеся традиции преподавания, в том числе необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени.
6. Учебно-тематический план кружка «Шахматы и шашки».
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Введение ( 1 час) | ||||
1 | История развития шахмат и шашек. | 1 | 1 | |
Русская шашечная школа (6 часов) | ||||
2 | Русская шашечная школа. | 1 | 1 | |
3 | Правила шашечной игры. Правила игры в шахматы | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Что изучает теория шашечной и шахматной игр | 1 | 1 | |
5 | Что изучает теория шашечной игры | 1 | 1 | |
6 | Что изучает теория шахматной игры | 1 | 1 | |
7 | Турнирная дисциплина, правила соревнований | 1 | 1 | |
Основы шашечной и шахматной игры (5 часов) | ||||
8 | Основы шашечной и шахматной игры: сила флангов | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Основы шашечной игры: как выиграть шашку | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Основы шахматной и шашечной игры: как пройти в «дамки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Основы шашечной и шахматной игры: ловушки | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Основы шахматной и шашечной игры: ловушки и короткие партии | 1 | 0,5 | 0,5 |
Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске (10 часов) | ||||
13 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: оппозиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: связка | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: зажим | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: жертва | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: угроза | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: окружение | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: роздых | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: самообложение | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: «заключение (запирание)» | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске: центр | 1 | 0,5 | 0,5 |
Комбинации (4 часа) | ||||
23 | Комбинации: комбинация для прохождения в «Дамки» | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Комбинации: комбинация для получения материального преимущества | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
Окончание (4 часа) | ||||
27 | Окончание: нормальные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Окончание: треугольник Петрова | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Окончание: три дамки против дамки с простой | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Окончание: эстафетные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
Тренировочные и соревновательные турниры. Анализ сыгранных партий (2 часа) | ||||
31 | Тренировочные и соревновательные турниры | 1 | 1 | |
32 | Анализ сыгранных партий | 1 | 1 | |
Решение задач и комбинаций (2 часа) | ||||
33 | Решение задач и комбинаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Решение задач и комбинаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
35 | Решение задач и комбинаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого за год | 35 | 20 | 15 |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
- Кабинет со столами и стульями.
- Шахматные доски
- Шахматные фигуры
- Шашечные доски и фигуры
- Аудио и видео приложения к курсу.
- Ноутбук с DVD-проигрывателем.
- Проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендуемая литература по шахматам и шашкам (список)
Список рекомендуемой литературы по шахматам и шашкам, который вы сможете найти на просторах интернета и в книжных магазинах....
Календарно- тематическое планирование по шахматам и шашкам в 5-х классах.
по новым стандартам ФГОС в 5-х классах по внеклассным занятиям наши учащиеся изучают шахматы....
Открытое занятие кружка «Шашки/шахматы»
Тип занятия:Совершенствование и закрепление пройденных материалов Метод проведения:Групповой,игровой.Место проведения:Школа,кабинет.Инвентарь,наглядность:Шахматы,шахматные часы,карточки,фишки,доска,л...
Участие в соревнованиях по шашкам и шахматам
Статья об участии моих учеников в районных соревнованиях....
Рабочая программа по кружку "Шашки и шахматы"
программа...
Рабочая программа на 2022-2023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов
Рабочая программа на 202202023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов...
программа курса внеурочной деятельности кружок "Шашки и шахматы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шашки и шахматы" направлена на развитие интелекта личности ребёнка школьного возраста , обучение детей основам шахматной и шашечной игры....