Кружок - Шахматы, шашки.
материал

Чупов Илья Анатольевич

Кружок - Шахматы, шашки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenevo_-_chupov_i.a._-_shahmaty_shashki.docx38.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №_____

от «____»____________2020 г.

Утверждено

Директор школы:

__________/Иванова О.А.

Приказ №________

От «___»________2020 г.

Программа дополнительного образования детей

спортивно-оздоровительной направленности

«Шахматы и шашки»

Возраст обучающихся: 10 - 18 лет (5-11 классы).

Уровень программы: базовый.

Срок реализации: 1 года.

Составитель: Чупов Илья Анатольевич,

учитель истории и обществознания

2020-2021 уч. год

с.Тургенево


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная программа предназначена для организации кружковой деятельности по «Шахматам и шашкам» обучающихся 5-11 классов МКОУ «Тургеневская СОШ».

Согласно п.1, ст. 75 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.12.2019) дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Настоящая программа предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек и шахмат, участие в соревнованиях, организационно – судейскую практику. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

                В процессе занятий шашками и шахматами учащиеся получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками и шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой – источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой.

                При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца, вручаются классификационные билеты, даются задания на лето.

                Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка.

                Каждый кружковец старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со школьниками.

                Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов низких разрядов.

                Программа занятий по шашкам и шахматам предусматривает в кратном, описательном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки и шахматы. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

                Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.

                Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек и шахмат, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Рабочая программа кружка «Шахматы и шашки» разработана в соответствие с:

1. Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования».

3. Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12. 2006 г. №06-1844.

4. Плана внеурочной деятельности МКОУ «Тургеневская СОШ» для учащихся 5-11 классов, обучающихся по ФГОС на 2020-2021 учебный год.

5. Положения о дополнительном образовании учащихся МКОУ «Тургеневская СОШ».

6. Плана кружковой деятельности МКОУ «Тургеневская СОШ» для учащихся 5-11 классов, обучающихся по ФГОС на 2020-2021 учебный год.

7. Специальной обучающей и методической литературы по игре в шашки и шахматы.

2. Цели и задача.

Цель программы: 

- развитие логического мышления при игре в шахматы и шашки;

- раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

Задачи:

 Обучающие:

- бучение основам шахматной игры;

         - бучение основам шашечной игры;

         - подготовка квалифицированных спортсменов;

         - обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.

 Воспитательные:

         - воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике;

 - в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор.

Развивающие:

- развитие стремления детей к самостоятельности;

- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;

- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

- популяризовать игру в шашки в массах учащихся, воспитывая в них отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность.

3. Ожидаемые результаты образовательной программы.

Личностные результаты:

- развитие умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логического, образного и аналитического мышления), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, проявлять уважение к окружающим;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-умение преподносить себя, быть тактичным;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебно-игровой

деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебно-игровые действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебно-игровой деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- овладение логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение

рассуждений.

Познавательные УУД:

- применение знаний, правил, тактических приемов при решении учебно-игровых задач;

- решение многоходовых задач по заданному алгоритму;

- использование знаний в практической игре;

- ориентирование на плоскости;

- схематизация шахматной и шашечной доски, осуществление взаимопереходов между шашечной, шахматной доской и диаграммой;

- анализ диаграмм, состояния партии с выделением сильных и слабых сторон, существенных и несущественных критериев для победы над соперником.

Коммуникативные УУД:

- общение с педагогом, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с использованием шахматного, шашечного этикета;

- формирование коммуникативной компетентности: координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;

- формирование социально адекватных способов поведения;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения.

Предметные результаты:

- знать термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, шаг, мат, рокировка, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- названия шахматных и шашечных фигур;

- сравнивать, находить общее и различие;

- уметь ориентироваться на шахматной и шашечной доске;

- знать названия шахматных фигур;

- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

- правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», превращение пешки.

Обучающийся научиться:

- ориентироваться на шашечной доске,

- ориентироваться на шахматной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, шахматы, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать ценность игры в шашки, шахматы,

- пользоваться логическими и аналитическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

- общение с педагогом, сверстниками, партнерами и соперниками по игре с использованием шахматного, шашечного этикета;

- в процессе игры развивать умений самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей (логическое, образное и аналитическое мышление), чувств (быть впереди соперника на шаг вперёд и просчитывать результат игры) и отвечать за этот выбор;

4. Общая характеристика программы.

План начального периода обучения рассчитан на подготовку шашистов и шахматистов из числа ребят, уже знакомых с основными правилами игры, ровно, как и с новичками.

              Учебный материал программы изложен в описательной форме и в соответствии с современными педагогическими требованиями. Для наглядности и контрастности излагаемых понятий преподаватель должен пользоваться хорошо подобранными примерами из практики прежних и современных мастеров шашек и шахмат. При проведении занятий необходимо ориентироваться на более активных учащихся, подтягивая к ним остальных.

                Если какая – либо тема, предусмотренная учебным планом, не может быть пройдена в примерно указанные часы, то пропущенный раздел следует проработать на практических занятиях. Это, прежде всего, относится к начальной стадии партии – дебюту, который должен изучаться в сжатом виде с постепенным увеличением трудности по мере приобретения занимающимися навыков практической игры.

                Преподаватель (тренер) должен вести курс занятий творчески. При сохранении последовательности и единства программы он может индивидуально подходить к изложению материала, приводя в качестве примеров яркие иллюстрации, взятые из современной практики.

               Значительное место в учебном плане должно быть уделено практике и проверке домашних заданий, так как без самостоятельной работы невозможно совершенствование шахматиста и шашиста.

                Практические занятия могут включать: анализ дополнительного иллюстративного материала, разбор сыгранных партий учащихся, сеансы одновременной игры (на заданную тему), показ творчества мастеров шашечного искусства, консультации и пр. Распределение тематики этих занятий и их продолжительность (по разделам, темам) зависят от местных условий и должны быть установлены самим преподавателем. Допускается, например, проведение практической части программы комбинированно: беседа по итогам шашечных и шахматных соревнований, легкие партии, повторение пройденного материала. Основная цель практических занятий – закрепить полученные теоретические знания и содействовать самостоятельной работе учащихся.

                Подготовка шашистов и шахматистов строится по тому же принципу и с тем же расписанием, что и первый год обучения, - один раза в неделю по одному часу. Большие темы разбиваются на отдельные двухчасовые занятия. Однако теоретическому материалу и его анализу придается большое значение. Учащихся знакомят с более сложными элементами шашечной и шахматной игры, дают конкретные понятия о ее стратегии и тактике, об оценке позиции, расчете и выборе вариантов. Преподаватель не должен опасаться анализа с занимающимися отдельных дебютных систем, которые вызывают у специалистов споры, так как эти примеры расширяют комбинационные способности шашиста, шахматиста и могут явиться иллюстрацией для критического, самостоятельного понимания разнообразных положений на игровой доске.

                В процессе обучения усиливается творческий интерес к шахматам и шашкам, желание совершенствоваться, играть лучше и сильнее. Значительно расширяется и масштаб участия юных шахматистов и шашистов в различных турнирах и матчах, в сеансах одновременной игры мастеров, в ходе которых используются приобретенные знания, вырабатываются выдержка, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели. Появляется потребность изучать учебную шашечную литературу.

5. Сроки реализации программы.

В соответствии с положением МКОУ «Тургеневская СОШ» о программах дополнительного образования на реализацию программы дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности «Шахматы и шашки» отводится 1 час в неделю совмещенно для 5-11 классов.

В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями кружок «Шахматы и шашки» в 5-11 классе на 2020-2021 учебный год будет выполнена за 35 часов.

Внутренняя периодизация в рамках дополнительного образования учитывает сложившиеся традиции преподавания, в том числе необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени.

6.  Учебно-тематический план кружка «Шахматы и шашки».

п/п

Тема занятия.

Количество часов

всего

теория

практика

Введение ( 1 час)

1

История развития шахмат и шашек.

1

1

Русская шашечная школа (6 часов)

2

Русская шашечная школа.

1

1

3

Правила шашечной игры. Правила игры в шахматы

1

0,5

0,5

4  

Что изучает теория шашечной и шахматной игр

1

1

5

Что изучает теория шашечной игры

1

1

6

Что изучает теория шахматной игры

1

1

7

Турнирная дисциплина, правила соревнований

1

1

Основы шашечной и шахматной игры (5 часов)

8

Основы шашечной и шахматной игры: сила флангов

1

0,5

0,5

9

Основы шашечной игры: как выиграть шашку

1

0,5

0,5

10

Основы шахматной и шашечной игры: как пройти в «дамки»

1

0,5

0,5

11

Основы шашечной и шахматной игры: ловушки

1

0,5

0,5

12

Основы шахматной и шашечной игры: ловушки и короткие партии

1

0,5

0,5

Основные приемы борьбы на шахматной и шашечной доске (10 часов)

13

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: оппозиция

1

0,5

0,5

14

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: связка

1

0,5

0,5

15

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: зажим

1

0,5

0,5

16

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: жертва

1

0,5

0,5

17

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: угроза

1

0,5

0,5

18

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: окружение

1

0,5

0,5

19

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: роздых

1

0,5

0,5

20

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: самообложение

1

0,5

0,5

21

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: «заключение (запирание)»

1

0,5

0,5

22

Основные приемы борьбы на шахматной  и шашечной доске: центр

1

0,5

0,5

Комбинации (4 часа)

23

Комбинации: комбинация для прохождения в

«Дамки»

1

0,5

0,5

24

Комбинации: комбинация для получения материального преимущества

1

0,5

0,5

25

Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции

1

0,5

0,5

26

Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции

1

0,5

0,5

Окончание (4 часа)

27

Окончание: нормальные окончания

1

0,5

0,5

28

Окончание: треугольник Петрова

1

0,5

0,5

29

Окончание: три дамки против дамки с простой

1

0,5

0,5

30

Окончание: эстафетные окончания

1

0,5

0,5

Тренировочные и соревновательные турниры. Анализ сыгранных партий (2 часа)

31

Тренировочные и соревновательные турниры

1

1

32

Анализ сыгранных партий

1

1

Решение задач и комбинаций (2 часа)

33

Решение задач и комбинаций

1

0,5

0,5

34

Решение задач и комбинаций

1

0,5

0,5

35

Решение задач и комбинаций

1

0,5

0,5

Итого за год

35

20

15

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  1. Кабинет со столами и стульями.
  2. Шахматные доски
  3. Шахматные фигуры
  4. Шашечные доски и фигуры
  5. Аудио и видео приложения к курсу.
  6. Ноутбук с DVD-проигрывателем.
  7. Проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендуемая литература по шахматам и шашкам (список)

Список рекомендуемой литературы по шахматам и шашкам, который вы сможете найти на просторах интернета и в книжных магазинах....

Календарно- тематическое планирование по шахматам и шашкам в 5-х классах.

по новым стандартам ФГОС в 5-х классах по внеклассным занятиям наши учащиеся изучают шахматы....

Открытое занятие кружка «Шашки/шахматы»

 Тип занятия:Совершенствование и закрепление пройденных материалов Метод проведения:Групповой,игровой.Место проведения:Школа,кабинет.Инвентарь,наглядность:Шахматы,шахматные часы,карточки,фишки,доска,л...

Участие в соревнованиях по шашкам и шахматам

Статья об участии моих учеников в районных соревнованиях....

Рабочая программа на 2022-2023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов

Рабочая программа на 202202023 учебный год_Кружок "Шахматы" для 5 классов...

программа курса внеурочной деятельности кружок "Шашки и шахматы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шашки и шахматы" направлена на развитие интелекта личности ребёнка  школьного возраста , обучение детей основам шахматной и шашечной игры....