Урок Мужества
классный час (5 класс)
Цель: формировать у учащихся представление об ответственном гражданском поведении в обществе на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи; участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о старших и младших поколениях; познакомить учащихся с Инициативой, с материалами Почётной книги «Горячее сердце»; организовать дискуссию «Кто такие «горячие сердца России?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzhestva.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества:
«Горячее сердце».
Новосибирская область
Купинский район
Деревня Березовка
МБОУ МЕТЕЛЕВСКАЯ СОШ,
Структурное подразделение Березовская ООШ
Учитель немецкого языка: Альтенкова Галина Фёдоровна
2017
Цель: формировать у учащихся представление об ответственном гражданском поведении в обществе на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи; участия в деятельности общественных объединений, направленных на заботу о старших и младших поколениях; познакомить учащихся с Инициативой, с материалами Почётной книги «Горячее сердце»; организовать дискуссию «Кто такие «горячие сердца России?».
Презентация «Горячие сердца России».
1. Дорогие ребята! Сегодня, 17 февраля 2017 года проводится очередная Торжественная церемония награждения лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце». Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям.
2. Смысл этой инициативы объясняют нам слова гимна «Горячих сердец».
Когда б все юные сердца России,
Одним горячим полыхнув огнём,
Объединили вдруг свои усилья,
Все льдины зла растаяли бы в нем!
Я – Россиянин, я за всё в ответе!
Мне Родина дороже бытия!
За всё, что происходит на планете,
Горячим сердцем отвечаю я!
Я рядом с тем, кого беда застала,
В огонь и в воду я готов идти!
Сердцам горячим медлить не пристало,
Чтоб малыша из пламени спасти!
Я – Россиянин, я за все в ответе!
Мне Родина дороже бытия!
За всё, что происходит на планете,
Горячим сердцем отвечаю я!
3. В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений на награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех субъектов Российской Федерации. Награждение проводится ежегодно на торжественных церемониях в Москве, а также в регионах РФ.
4. По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почётная книга «Горячее сердце» с рассказами о поступках награждённых ребят. Книга также размещена на сайте инициативы в открытом доступе. Благодаря этой инициативе, мы не просто уверены, мы точно знаем, что в трудную минуту обязательно найдется «горячее сердце», готовое прийти на помощь!
5. Всего же обладателями почетного нагрудного знака стали 130 молодых людей до 23 лет, в том числе паралимпийцы.
6. В соревнованиях на XI Паралимпийских зимних играх 2014 года приняли участие 555 спортсменов из 45 стран. Сборная России установила рекорд по количеству завоёванных медалей на XI Паралимпийских зимних играх.
7. В активе российской команды 80 медалей: 30 золотых, 28 серебряных, 22 бронзовых.
Победы достигнуты благодаря высокому мастерству, огромной воле к победе, мужеству, самоотверженности и патриотизму российских спортсменов.
8. Человек с горячим сердцем Азат Карачурин, 1995 года рождения. На Паралимпийских играх в Сочи он выиграл две медали в биатлоне - «золото» в гонке на 12,5 км и "бронзу" на дистанции 7,5 км. Свои победы он посвятил маме.
9. Главным героем Игр стал российский паралимпиец Роман Петушков, завоевав на Паралимпиаде в Сочи 6 золотых медалей. Это новый рекорд в истории Паралимпийских Игр: ранее ни одному спортсмену не удавалось завоевать на одной Паралимпиаде столько наград.
10. Роман Петушков сумел доказать всем, что инвалид - это не потерянный человек.
11. Благодаря Играм Россия вошла в тройку самых влиятельных спортивных держав в 2014 году и получила статус лидера мирового спорта.
12. Вот она – гордость России, Паралимпийкая команда сборной России.
13. Примером горячих сердец являются также наши юные полярники.
В апреле 2014г. проходила VII Всероссийская молодежная экспедиция к Северному полюсу. Первая такая экспедиция стартовала в 2008 году. С тех пор число желающих принять участие в проекте неуклонно росло, и это вполне объяснимо. Ведь Северный полюс – это одно из самых удивительных мест на нашей планете.
14. Тут в одной точке сходятся все меридианы, магнитная стрелка компаса, растеряно дрожа, перестает указывать на север, полгода длится полярный день, а другие полгода царствует мрак полярной ночи. Увидеть всё это мечтают многие подростки, но попадают в состав далеко не все.
15. В апреле 2014г. семь юных полярников в возрасте 16-18 лет под руководством известных полярных путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина начали свой путь к вершине мира от российской дрейфующей станции «Барнео».
16. Молодёжная арктическая экспедиция «На лыжах - к Северному полюсу!» достигла своей цели! Северный полюс покорился семерым российским подросткам: Ксении Герман, Николаю Зайцеву, Алёне Карпенко, Карине Каусовой, Ахурамазаду Муминджанову, Никите Некрасову и Александру Петрову. В составе команды - Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Павел Астахов.
17. В общей сложности за 8 дней команда преодолела путь около 180 км. Экспедиции из США и Норвегии, где в команде были только взрослые и опытные спортсмены, и которые шли к полюсу параллельно с нашими юными полярниками, отстали. Команда двигалась к Северному полюсу, преодолевая немыслимые природные преграды: холодный северный ветер, огромные ледяные торосы, множественные трещины и многометровые полыньи с открытой водой.
18. Даже такие опытные полярники, как Матвей Шпаро и Борис Смолин, назвали этот поход самым трудным из всех предыдущих. Порой температура опускалась ниже 40 градусов, а шторм в первые дни был такой силы, что члены команды на какое-то время были вынуждены сделать остановку, потому что двигаться дальше было опасно.
19. Ветер достигал 40 метров в секунду, даже палатку установили с огромным трудом. Сутки ждали, пока стихнет ветер, чтобы продолжить путь. Много трудностей пришлось преодолеть – и холод, и лёгкое обморожение, и режим экономии еды и топлива.
20. Но все участники экспедиции были единой сплочённой командой, поддерживали друг друга. И потому покорили Северный полюс – все вернулись живы и здоровы. 22 апреля участники экспедиции встретились с президентом России В.В. Путиным в Кремле. А 23-го апреля юных героев России чествовали в Театре Российской армии – они стали обладателями почётного нагрудного знака «Горячее сердце».
21. Одним из героев, награжденных почётным знаком, стал Дмитрий Булгаков из Приморского края. В 2012 году, будучи на каникулах в международном детском лагере в КНДР, он спас тонущих китайский детей.
22. Другая обладательница "Горячего сердца" - Полина Бушина из Красноярска - в один из жарких летних дней спасла жизнь годовалому ребенку, которого родители случайно оставили в автомобиле. Девочка сразу позвонила в полицию и, пока специалисты ехали на место, создавала тень для ребенка своим телом.
23. Петр Моргоров из Бурятии спас жизнь девочке, падавшей с балкона пятого этажа. Рассчитав за несколько секунд траекторию падения, он поймал ребенка у земли. Помимо почетного знака Петр был награжден за этот поступок государственной наградой России "За спасение погибающих". Можно ещё привести множество примеров героических мужественных поступков детей и молодёжи в наши дни. Мы думаем, что вы продолжите этот разговор в классе.
Учитель: /организует с учащимся дискуссию/
- Ребята, вам знакомы такие понятия как милосердие, долг, честь, совесть?
- Как вы понимаете слова – «В жизни всегда есть место подвигу»?
- А смогли бы вы прийти на помощь человеку, попавшему в беду?
- Ребята, какое сердце мы называем горячим?/ Правильно! Сердце, открытое, доброе, любящее, готовое прийти на помощь людям/.
Я хочу вам всем пожелать, чтобы у вас в груди билось настоящее горячее сердце, чтобы вы всегда спешили на помощь людям, не оставались равнодушными к чужой беде.
Учитель: /на фоне слайда №1 презентации «Пионеры-герои»/
А сейчас я хочу вам предложить небольшой экскурс в историю. Какую знаменательную дату мы будем отмечать в этом году? Правильно – 70-летие Великой Победы. Война в те далёкие дни шла не на жизнь, а на смерть. На защиту Родины встал и стар, и млад. О самых юных защитниках нашей Родины, пионерах-героях, мы хотели бы сегодня напомнить вам. И я думаю, вы убедитесь в том, что у них были такие же горячие сердца, как и у ваших юных современников.
Текст к презентации «Пионеры – герои».
Слайд 2. Иван Мельников, известный литератор, написал книгу «Им не вручали повесток», в которой открывает лишь одну маленькую страничку героического подвига юных крымчан. Но эту книгу по праву можно назвать литературным памятником всем тем, кто не дожил до Дня Победы, но сделал в свои юные годы всё, чтобы Победа была нашей и, чтобы мир был спасён от фашизма.
Слайд 3. Валя Зенкина. В годы ВОВ Брестская крепость первой приняла удар врага. Рвались бомбы, снаряды, гибли люди. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя так и осталась в крепости - перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти им жизнь не было. Маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, свою борьбу она продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми.
Слайд 4. Зина Портнова. Война застала ленинградскую пионерку - Зину Портнову в деревне Зуя Витебской области, куда она приехала на каникулы. Там она стала членом комитета подпольной комсомольской организации. Участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку... Стоял декабрь 1942 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище её выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был, также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная патриотка была зверски замучена. Родина посмертно отметила её подвиг высшим званием Героя Советского Союза.
Слайд 5. Лёня Голиков. Рос он в деревне Лукино недалеко от легендарного озера Ильмень. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады... Был в его жизни бой, который Леня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Погиб Лёня под селом Острая Лука зимой 1943 года. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Слайд 6. Витя Хоменко. Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации «Николаевский центр». В школе по немецкому у Вити было «отлично», и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Он мыл посуду, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали подполье. Быстрого, смышленого мальчишку немецкие офицеры стали использовать в качестве курьера. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них - Витя Хоменко. Он жил и погиб как герой.
Слайд 7. Марат Казей. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. За связь с партизанами мама Марата была казнена. Вместе с сестрой пионер Марат Казей ушёл к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Слайд 8. Надя Богданова. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами минировала и взрывала фашистские объекты. Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она 7 ноября 1941 года вывесила красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Их били, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось. Она упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой. Второй раз её схватили в конце 1943-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мертвой, гитлеровцы, отступая, бросили её. Выходили Надю местные жители.
Слайд 9. Аркадий Каманин. Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Герой Советского Союза Николай Петрович Каманин, участвовал в спасении челюскинцев. Было от чего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти. Когда началась война, он пошел работать на авиационный завод, потом на аэродром и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Иногда опытные пилоты на несколько минут доверяли ему штурвал самолета. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолет на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьез учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. В пятнадцать лет он стал опытным пилотом. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Так юный герой покорил небо!
Слайд 10. Костя Кравчук. Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамёна. И Костя обещал сохранить их. Сначала закопал в саду под грушей, затем хранил в сарае. Но война затягивалась, и Костя вспомнил про старый, заброшенный колодец за городом, у самого Днепра. Завернул знамёна в свёрток и спрятал в колодец, засыпав сверху ветками, сухой травой, дерном. И всю долгую оккупацию нёс пионер свой нелёгкий караул у знамен, хотя и попадал в облаву, и даже бежал из эшелона, в котором угоняли киевлян в Германию. Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришёл к военному коменданту города и развернул знамёна перед изумленными бойцами. 11 июня 1944 года вновь сформированным частям, уходившим на фронт, вручили спасённые Костей знамёна.
Слайд 11. Боря Кулешин. Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля «Ташкент» - мальчишка. Он просится воевать, он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война. Это родной Донбасс в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию. Мальчик убеждает командование взять его на корабль. Море, пикирующие самолеты, бомбы, взрывы... На борту миноносца «Ташкент» Боря, не ведая усталости и страха, подает зенитчикам тяжёлые обоймы. А в краткие минуты затишья между сражениями он ухаживает за ранеными, помогает женщинам и детям, которых эвакуируют из Севастополя. Более двух героических лет провёл в море пионер, юнга и зенитчик Боря Кулешин, сражаясь с врагом за свободу Советской Родины.
Слайд 12. Никто не забыт, ничто не забыто. За нас с вами они отдали жизнь, но они живы, потому что их именами названы улицы, парки, аллеи, школы. Спасибо им, павшим героям и тем, кто сейчас в строю!
А теперь давайте минутой молчания почтим память всех тех юных героев, кто погиб, защищая родную землю, кто уже ушёл из жизни! Вечная им память!
Учитель: /подводит итоги мероприятия/
Сегодня в нашем образовательном учреждении прошёл единый Урок Мужества, посвященный Всероссийской общественной инициативе «Горячее сердце». Мы познакомились с Почётной книгой «Горячее сердце», с рассказами о поступках награждённых ребят и деятельности общественных организаций и объединений. Провели очень интересную дискуссию, обсудили представления о милосердии, добре, мужестве, долге, чести и ответственности. Вы познакомились с рассказами о сверстниках, чьи отважные поступки, а также неравнодушное отношение к людям, нуждающимся в помощи, служат примером мужества и ответственного гражданского поведения. Мы вспомнили юных героев времён ВОВ, минутой молчания почтили их память. Я думаю, что все вы поняли, что такое милосердие и что такое «горячее сердце». Юным героям вручают нагрудные знаки «Горячее сердце», а их подвиги записывают на страницах одноименной Почётной книги. Среди награждённых есть ребята, которые отдали свои жизни, оказывая помощь пострадавшим. Это – невосполнимая утрата для их родных, ну а для нас они служат примером патриотизма и любви к своему народу, к своей Родине.
Уверена, что ваши сердца никогда не остынут, и в трудную минуту вы сможете прийти на помощь людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"
Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....
Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"
«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...
Урок мужества "О мужестве, долге, чести."
Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...
урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "
День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....
Урок мужества по теме: «Детство и мужество»
Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....
Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".
Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....
Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига жителей в годы Великой Отечественн...