комикс по ненецкой сказке «Нинзермя» (Голубичка)
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Мастер класс
«Комикс по ненецкой сказке «Нинзермя» (Голубичка)»
Подготовила-провела: Сэротэтто А.А.
воспитатель школы-интерната
с. Панаевск, 2019г.
Цели: дать воспитанникам основные понятия о том, что такое комикс.
Задачи:
Образовательная: сформировать понятие о комиксе, как разновидности современной книжной графики.
Развивающая: развивать творческий интерес; познавательную активность; образное мышление, фантазию, логику; графические умения и навыки; способность примененять знания и умения рисования портрета людей, мимики в комических историях.
Воспитательная: воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к ненецким сказкам, аккуратность и любовь к искусству.
Материалы: карандаш, фломастеры, цветные карандаши, альбомные листы.
Оборудование: журналы с комиксами, образцы работ педагога, компьютер, экран, проектор.
Ход занятия
1.Организационный момент.
1.Приветствие.
2 Сообщение темы занятия.
Воспитатель: знаете ли вы, как называются рассказы в картинках? Это комиксы.
На сегодняшнем занятие вы узнаете какими бывают комиксы, что общего у них с книгой, кино, как рождается комикс, как называется профессия человека создающего комиксы. Вы сами попробуете создать комикс по ненецкой сказке «Нинзермя» (Голубичка) в картинках. Эту сказку вы все прекрасно знаете, а если нет, то я вам расскажу ее.
Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя.
Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. Вдруг в чуме стало темно.
"Кто это уселся около дымового отверстия и мешает свету проникать в чум?" - подумала Лынзермя.
Подняла она голову и увидела белку.
- Уйди, белочка, ты загораживаешь мне свет, шить темно,-сказала Лынзермя.
Но белка, вместо того чтобы послушаться, стала бросать в девушку шишками.
Рассердилась Лынзермя и сказала:
- Белочка, если не перестанешь бросаться шишками, я ударю тебя шестом.
Не слушает белка, продолжает бросаться шишками. Взяла Лынзермя шест и ударила им белку. Белка упала на землю. Стала Лынзермя снимать с белки шкурку, сама приговаривает:
- Из этой части шкурки. я сошью рукавички. Из этой части шкурки сошью палицу. Из этой части шкурки сошью себе шапку.
Мясо белки она разложила по нартам.
Через некоторое время пришли в чум два незнакомых человека. Лынзермя встала со своего места, вышла на улицу и принесла большой кусок беличьего мяса. Часть мяса она сварила, часть приготовила для еды в сыром виде.
- Видно, ты хорошая хозяйка,-говорят мужчины. - Будь женой одного из нас.
Испугалась Лынзермя. Не знает она этих мужчин. Как за чужого человека замуж идти, в чужие места перекочевывать?
- Как же вы меня понесете? Во что посадите?
- Посадим тебя в рукавицу,-говорят мужчины.
- Пальцами меня там раздавите.
- Посадим тебя за пазуху.
- Шерсть от шубы ко мне там пристанет.
- В пимы тебя посадим.
- Растопчете меня в пимах.
- В шапку тебя посадим.
- Я задохнусь в шапке.
- Куда же тебя посадить? -спрашивают мужчины.
- Посадите меня на нарту.
Посадили мужчины Лынзермя в нарты и повезли. Долго ехали. По дороге Лынзермя выскользнула тихонько из нарт. Падая зацепилась она за веточку и спряталась под листиками. Сидит на веточке и плачет. Как домой вернуться, не знает.
Приехали мужчины к себе домой и смотрят, нет там Лынзермя. Искали они ее, искали,- нигде найти не могли.
А Лынзермя так плакала на веточке, что вся посинела, совсем маленькая, круглая стала. В ягодку превратилась девушка, в ягодку голубику.
Не сразу найдешь ты ягодку голубику. Прячется она за листочками. Боится, как бы не нашли ее чужие люди
3. Мы уже привыкли считать, что комикс-это веселый рассказ в картинках. Слово комикс произошло от английского «comic“-«смешной», от американской фразы «comics strips»- «комические полоски».
В комиксе соединяется литература и изобразительное искусство, в этом его особенность.
Это картинки которые можно читать. Сначала комиксы рассказывали только веселые, смешные истории, но со временем художники стали рисовать в картинках классические произведения. Например, в Великобритании- комедии и трагедии Уильяма Шекспира; в Японии для школьников-учебник по истории страны в 48 томах.
В России рассказы в картинках называются рисованные истории, в США- комиксы, в Европе-графические новеллы (романы) и стрипы, в Японии-манга, во Франции-«банд дессине»
У нас на Руси раньше похожими на комиксы были лубочные картинки-изображения с подписью, отличавшиеся простотой и доступностью образов. Их печатали и продавали как открытки.
В кадрах комикса изображаются только самые интересные моменты истории. Зритель сам додумывает, что осталось за кадром.
Самые распространенные жанры комикса - приключения и карикатура.
По объему комиксы могут быть от коротких «стрипов» до объемных графических романов и сериалов из множества выпусков. Комикс тесно связан с кино и особенно с мультипликацией.
Воспитатель: Как рождается комикс? Как называется профессия человека создающего комиксы?
Ответы воспитанников: (Профессия человека создающего комиксы называется КОМИКСМЕЙКЕР)
Шаг 1. Комиксмейкер придумывает или выбирает уже готовую историю.
Шаг 2. Раскадровка. Сюжет разбивается на сцены-кадры.
Шаг 3. Сцены переносятся на бумагу или экран компьютера.
Комикс немногословен. Если персонажи разговаривают, их диалоги рисуют в виде «словесных пузырей». Их ещё называют баблами от английского «bubble“-«пузырь».
Баблы бывают:
«Мысленные»-облако, соединяющееся с головой линией мелких кружков.
«Разговорные» -более округлые. Содержащие злобу или крики имеют рваную форму.
«Речь компьютеров или роботов»-прямоугольной формы.
«Фразы, сказанные шепотом» обведены пунктирной линией.
«Звук радио или телевизора» -бабблы шиповидной (со множеством острых углов по периметру) формы.
Если у баббла несколько хвостов-значит фразу произносят одновременно несколько персонажей.
Слова автора находятся внизу или вверху
Практическая работ
Воспитатель: попробуем нарисовать свой комикс по сюжету сказки«Лынзермя» (Голубичка) и запечатлеть небольшой его фрагмент на бумаге.
Этапы выполнения работы:
- Лист расположите вертикально. Начертите общую рамку, отступив сверху 3 см, слева, справа и снизу 1см.
- Напишем краткий сценарий истории, состоящей из начала, продолжения, развития и завершения сюжета. Распределим по кадрам.
- Разделите лист в соответствии количеству кадров.
- Рисуйте стадии рассказа, текст пишите печатными буквами простым карандашом, и, только потом обводите пузырем.
- Цветовое решение должно передавать характер героев. Текст обвести ручкой, взять в «контур».
- В правом углу написать кто автор комикса.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности оформления альбомного листа 3)
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль и помощь в раскадровке;
5) контроль объема и качества исполнения работы.
6.Итоги.
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово.
Список используемой литературы:
- Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ.учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.
- Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.
- Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"
конспект открытого занятия "Голубая сказка гжели"...
Урок чтения "Кукушка" ненецкая сказка 3 класс
На основе ненецкой народной сказки «Кукушка» особое внимание я уделила воспитанию у детей отзывчивости, доброты, заботливого отношения к матери. Учащиеся должны определить основную мысль текста ...
Знакомство со сказкой "Три поросенка" на французском языке по комиксу №1
Презентация материалов для постановки сказки "Три поросенка" на французском языке (комикс №1)....
Знакомство со сказкой "Три поросенка" на французском языке по комиксу №2.
Презентация материалов для постановки сказки "Три поросенка" на французском языке (комикс №2)....
Конспект урока по предмету " Литературное чтение" по теме " "Кукушка" Ненецкая народная сказка"" 8.11.2017 г. 2 класс УМК "Перспектива"
конспект урока...
Лучший комикс на ненецком языке
Приказ Департамента образавания Ямальского района. 2 место....
Ненецкая сказка "Харючи" . Работа с текстом
Формирование функциональной грамотности.Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии);Задачи: Систематизация представлений и элементарных естественнонаучных представлений об ненцах и...