Статья "Особенности использование информационных технологий на уроках математики".
статья
В статье рассказывается об использовании информационных технологий на разных этапах урока. Также можно использовать при подготовке к экзамену, в исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_ikt_na_urokah_matematiki.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использование информационных технологий
на уроках математики
Учителя математики МБОУ «СОШ №2»
г. Нижнекамска НМР РТ
Тябина Елена Николаевна
В современном мире сложно представить нашу жизнь без техники. Компьютеры значительно облегчают работу. Не выходя из дома, можно получить доступ к печатным изданиям любого года, найти необходимую информацию и т. д. Работа учителя непосредственно связана с компьютером.
На сегодняшний день возросла необходимость обновления методов обучения для повышения эффективности учебного процесса. На наш взгляд, одним из таких методов является использование на уроках информационных компьютерных средств, как средств подготовки, контроля и обучения математике. Использовать компьютерные технологии можно при объяснении нового материала (презентации, созданные в среде программы PowerPoint, которые позволяют в наглядной форме довести до учащихся материал), при отображении на проекторе решений различных задач, при проверке домашнего задания, при закреплении материала, при повторении, а также при отработке знаний, умений и навыков. Наглядное представление материала повышает его усвоение. Это позволяет облегчить запоминание, активизирует восприятие учащихся, способствует повышению внимания, снижает утомляемость. Можно сказать и о том, что использовать компьютер можно и в дистанционном режиме, например в исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Использование на уроках ИКТ - технологий реализует принципы:
- Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций
- Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу.
- Принцип научности.
- Принцип доступности: позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности;
- Принцип системности: использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое;
- Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.
Уроки, проводимые с ИКТ, вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников. Поэтому с помощью мультимедийной презентации можно очень эффективно преподнести объяснение нового материала, показать приемы и методы решения задач, организовать повторение изученного. Ученик видит на экране то, о чем говорит учитель, у него есть возможность зафиксировать в тетради необходимую для запоминания информацию.
На каждом уроке учителю необходимо осуществлять быструю обратную связь (ученик-учитель), с тем, чтобы узнать, как организовать работу с отдельными группами учащихся. Использование готовой презентации позволяет существенно сократить время на проверку домашнего задания. В реализации обратной связи значительное место отводится устным упражнениям. Устные упражнения имеют ряд дидактических достоинств. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.
Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия — это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Большим помощником на уроках геометрии, благодаря компьютеру стала программа «Живая геометрия».
На этапе подготовки к ОГЭ (или ЕГЭ) по математике каждый учащийся может узнать свой уровень знаний через прохождение тестирования «онлайн», затем обсудить результаты и увидеть пробелы в своих знаниях, оперативно реагировать на них, спланировать работу по их ликвидации.
Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ имеет много преимуществ:
- позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками,
- система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и проверку знаний,
- использование готовых электронных продуктов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ позволяет повысить качество обучения предмету.
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от
содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и
обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
∙ при проведении устного счета – даёт возможность оперативно
представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
∙ при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему
разнообразными наглядными средствами;
∙ при решении задач обучающего характера – помогает выполнить
рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и
окончательный результаты работы по плану.
∙ при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает
быстрый контроль результатов.
С целью интенсификации обучения, наряду с ранее использовавшимися в
обучении математике классическими формами обучения всё чаще используются
Формы и методы использования компьютера на уроке, конечно, зависят от
содержания этого урока, цели, которую учитель ставит перед собой и
обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:
∙ при проведении устного счета – даёт возможность оперативно
представлять задания и корректировать результаты их выполнения;
∙ при изучении нового материала – позволяет иллюстрировать тему
разнообразными наглядными средствами;
∙ при решении задач обучающего характера – помогает выполнить
рисунок, составить план работы, контролировать промежуточный и
окончательный результаты работы по плану.
∙ при проверке фронтальных самостоятельных работ – обеспечивает
быстрый контроль результатов.
Важной задачей в обучении с использованием ИКТ считаем и задачу сохранения здоровья. Работу осуществляем в соответствии с требованиями СанПиНа. Это способствует сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всего времени учебного занятия. Проводим различные физкультминутки, гимнастику для глаз.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», следует заметить, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. Если ИКТ использовать на уроках систематически в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Литература:
- Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. – Математика. - 2002. - №7. – С 26-29
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Ушакова В. А. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1053-1055.
- Яхович В.Н. Новые технологии в помощь учителю математики. – Пенза, 2005.-С.126-130
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики
Презентация педагогического проекта...
Использование ИКТ на уроках математики с целью мотивации учащихся и повышения качества знаний.
В классе есть только один компьютер и проектор.Как сделать урок интересным? Как сэкономить время на уроке для решения более сложных заданий и своё личное время при подготовке к уроку? Делюсь опытом....
О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики
В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...
Использование ИКТ на уроках математики
Мое выступление на педагогических чтениях районного уровня....
Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"
В работе представлена программа самообразования на три года....
Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1
Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...