Статья "Особенности использование информационных технологий на уроках математики".
статья

Тябина Елена Николаевна

В статье рассказывается об использовании информационных технологий на разных этапах урока. Также можно использовать при подготовке к экзамену, в исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_ikt_na_urokah_matematiki.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности использование информационных технологий

на уроках математики

Учителя математики МБОУ «СОШ №2»

г. Нижнекамска НМР РТ

                                                                           Тябина Елена Николаевна

   В современном мире сложно представить нашу жизнь без техники. Компьютеры значительно облегчают работу. Не выходя из дома, можно получить доступ к печатным изданиям любого года, найти необходимую информацию и т. д. Работа учителя непосредственно связана с компьютером.

    На сегодняшний день возросла необходимость обновления методов обучения для повышения эффективности учебного процесса. На наш взгляд, одним из таких методов  является использование на уроках информационных компьютерных средств, как средств подготовки, контроля и обучения математике. Использовать компьютерные технологии можно при объяснении нового материала (презентации, созданные в среде программы PowerPoint, которые позволяют в наглядной форме довести до учащихся материал), при отображении на проекторе решений различных задач, при проверке домашнего задания, при закреплении материала, при повторении, а также при отработке знаний, умений и навыков. Наглядное представление материала повышает его усвоение. Это позволяет облегчить запоминание, активизирует восприятие учащихся, способствует повышению внимания, снижает утомляемость. Можно сказать и о том, что использовать компьютер можно и в дистанционном режиме, например в исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Использование на уроках ИКТ - технологий реализует принципы:

  • Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал, аудиоматериал, ресурсы редких иллюстраций
  • Принцип прочности. Использование уроков-презентаций технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу.
  • Принцип научности.
  • Принцип доступности: позволяет одновременно на уроке выводить на монитор или экран разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности;
  • Принцип системности: использование уроков-презентаций позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое;
  • Принцип последовательности: как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

    Уроки, проводимые с ИКТ, вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие способности школьников. Поэтому с помощью мультимедийной презентации можно очень эффективно преподнести объяснение нового материала, показать приемы и методы решения задач, организовать повторение изученного. Ученик видит на экране то, о чем говорит учитель, у него есть возможность зафиксировать в тетради необходимую для запоминания информацию.

     На каждом уроке учителю необходимо осуществлять быструю обратную связь (ученик-учитель), с тем, чтобы узнать, как организовать работу с отдельными группами учащихся. Использование готовой презентации позволяет существенно сократить время на проверку домашнего задания. В реализации обратной связи значительное место отводится устным упражнениям. Устные упражнения имеют ряд дидактических достоинств. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности.

     Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Стереометрия — это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Большим помощником на уроках геометрии, благодаря компьютеру стала программа «Живая геометрия».

     На этапе подготовки к ОГЭ (или ЕГЭ) по математике каждый учащийся может узнать свой уровень знаний через прохождение тестирования «онлайн», затем обсудить результаты и увидеть пробелы в своих знаниях, оперативно реагировать на них, спланировать работу по их ликвидации.

     Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ имеет много преимуществ:

  • позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками,
  • система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и проверку знаний,
  • использование готовых электронных продуктов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ позволяет повысить качество обучения предмету.

Формы и методы использования компьютера на  уроке, конечно, зависят от

содержания  этого  урока,  цели,  которую  учитель  ставит  перед  собой  и

обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы: 

  при  проведении  устного  счета  –  даёт  возможность  оперативно

представлять задания и корректировать результаты их выполнения; 

  при  изучении  нового  материала  –  позволяет  иллюстрировать  тему

разнообразными наглядными средствами; 

  при  решении  задач  обучающего  характера  –  помогает  выполнить

рисунок,  составить  план  работы,  контролировать  промежуточный  и

окончательный результаты работы по плану. 

  при  проверке  фронтальных  самостоятельных  работ  –  обеспечивает

быстрый контроль результатов. 

С  целью  интенсификации  обучения, наряду с  ранее  использовавшимися  в

обучении  математике классическими  формами  обучения всё  чаще используются

      Формы и методы использования компьютера на  уроке, конечно, зависят от

содержания  этого  урока,  цели,  которую  учитель  ставит  перед  собой  и

обучающимися. Тем не менее, можно выделить наиболее эффективные приемы:

  при  проведении  устного  счета  –  даёт  возможность  оперативно

представлять задания и корректировать результаты их выполнения;

  при  изучении  нового  материала  –  позволяет  иллюстрировать  тему

разнообразными наглядными средствами;

  при  решении  задач  обучающего  характера  –  помогает  выполнить

рисунок,  составить  план  работы,  контролировать  промежуточный  и

окончательный результаты работы по плану.

  при  проверке  фронтальных  самостоятельных  работ  –  обеспечивает

быстрый контроль результатов.

     Важной задачей в обучении с использованием ИКТ считаем и задачу сохранения здоровья. Работу осуществляем в соответствии с требованиями СанПиНа. Это способствует сохранению оптимального уровня работоспособности и функционального состояния организма на протяжении всего времени учебного занятия. Проводим различные физкультминутки, гимнастику для глаз.

     Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», следует заметить, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа. Если ИКТ использовать на уроках систематически в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Литература:

  1. Розов Н.Х. // Компьютер и учебный процесс. – Математика. - 2002. - №7. – С 26-29
  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  3. Ушакова В. А. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1053-1055.
  4. Яхович В.Н. Новые технологии в помощь учителю математики. – Пенза, 2005.-С.126-130

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики

Презентация педагогического проекта...

Использование ИКТ на уроках математики с целью мотивации учащихся и повышения качества знаний.

В классе есть только один компьютер и проектор.Как сделать урок интересным? Как сэкономить время на уроке для решения более сложных заданий и своё личное время при подготовке к уроку? Делюсь опытом....

О некоторых приёмах использования компьютера на уроках математики

В статье рассматриваются некоторые приёмы использования компьютера на уроках математики...

Использование ИКТ на уроках математики

Мое выступление на  педагогических чтениях районного уровня....

Программа самообразования по математике "Использование ИКТ на уроках математики"

В работе представлена программа самообразования на три года....

Использование ИКТ на уроках математики. Бурмистрова Е.Ю., учитель математики МАОУ Абатская СОШ №1

Использование ИКТ на уроках математики.Бурмистрова Е.Ю., учитель математикиМАОУ Абатская СОШ №1(единый методический день 10.04.2015в МАОУ Абатская СОШ №1)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ

Использование информационных технологий на уроках математики создает условия для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации к изучению математики для...