"Береги здоровье смолоду"
методическая разработка (6 класс)

Евласова Татьяна Владимировна

"О вреде курения"                                                        
Курение - одна из вреднейших привычек.
Цель занятия:
Формирование у детей сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни, проводиться в виде круглого стола по группам, современным обучающим приемлемо взаимообщение, где они имеют права на свое собственное мнение высказанное, и аргументировано доказано.
Задачи:
 – информировать учеников о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;
 – использовать элементы юмора для разъяснения вреда курения с целью создания в классе непринужденной атмосферы общения на серьезную тему;
 - научить обучающихся выражать свое мнение к окружающим его людям, которые имеют вредные привычки, ведь общественное мнение зачастую в этом возрасте влияет положительно.

Форма занятия: диспут, выступление группами, круглый стол.
Необходимые материалы и оборудование:
 плакаты с анекдотами о вреде курения,
 пустая упаковочная коробка из-под сигарет,
 скрученная из бумаги бутафорская сигарета,
 Заяц - мягкая игрушка.

 

"Плакат о вреде курения - для школьного стенда "Здоровый образ жизни" - Новости образования России, Украины, Белоруссии " Подроб

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._o_vrede_kureniya.doc249.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУСОШ №564 Адмиралтейского р-на

г.Санкт-Петербурга

 Методическая  разработка:

" О вреде курения "

Автор: Евласова Т.В.

2020г.

Методическая разработка классного часа:

"О вреде курения"

Курение - одна из вреднейших привычек.

Цель занятия:

Формирование у шестиклассников сознательного негативного отношения к курению и понимания необходимости вести здоровый образ жизни, проводиться в виде круглого стола по группам, современным обучающим приемлемо взаимообщение, где они имеют права на свое собственное мнение высказанное, и аргументировано  доказано.

Задачи:

  • – информировать учеников о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;
  • – использовать элементы юмора для разъяснения вреда курения с целью создания в классе непринужденной атмосферы общения на серьезную тему;
  • - научить обучающихся выражать свое мнение  к окружающим его людям, которые имеют вредные привычки, ведь общественное мнение зачастую в этом возрасте влияет положительно.

Форма занятия: диспут, выступление группами, круглый стол.

Необходимые материалы и оборудование: 

  • плакаты с анекдотами о вреде курения,
  • пустая упаковочная коробка из-под сигарет,
  • скрученная из бумаги бутафорская сигарета,
  • Заяц - мягкая игрушка.

Ход мероприятия:

Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивался с вопросом: « Начинать курить или нет?» С одной стороны на каждой пачке сигарет написано: « Минздрав предупреждает: курение опасно для здоровья! Курение убивает. Курение повышает риск смерти от заболеваний сердца и легких» (показать коробочку из-под сигарет)

Но, с другой стороны, заядлые курильщики говорят : «Все это сказки». Иногда приводят довод: «Со мной же еще ничего не случилось!»

Однако не стоит успокаиваться. Сигарета - это враг, который убивает медленно, но верно! Так как же быть? Конечно, лучше всего не курить, но для тех, кому нужны доказательства, придется рассказать кое-что о сигарете и табаке, о борьбе с курением в прошлом.

Табак известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало своё победное шествие по всем континентам. Потребление табака в Америке насчитывает тысячи лет. Индейцы майя в Центральной Америке курили табак на религиозных церемониях, этот обряд часто называют « выкуривание трубки мира»

В Европу табак попал вместе с испанскими путешественниками в XV веке и достаточно быстро завоевал популярность. Табаку приписывались необыкновенные свойства – считалось, что он целебен, что его дым отпугивает болезни, злых духов и т.п. В Россию табак попал вместе с английскими купцами в 1585 году (XVI в.) через Архангельск и довольно быстро распространился и даже стал культивироваться на российской земле, особенно в царствование Петра Первого. Однако, нельзя сказать, что табак беспрепятственно проникал повсюду. В Италии по инициативе Папы Римского табак был объявлен «забавой дьявола»

Учитель: Послушайте анекдот на эту тему. (Вывешивается анекдот на доске)

Врач посоветовал одному человеку бросить курить и тот с неохотой согласился. По дороге домой он думал о жизни без его любимых сигарет и зашел к священнику. «Отец мой, - спросил он. - Я вынужден бросить курить, но скажи мне, будут ли сигареты в раю?» Священнику пришлось подумать над таким явным противоречием. В раю есть все, но позволит ли Бог загрязнять рай зловонным дымом табака?

И, он, наконец, ответил: "Да, сын мой, в раю будут сигареты, но за огоньком тебе придется сбегать в ад!"

Продолжение сообщения

«Римские папы предлагали наказывать курящих и нюхающих табак. Однажды, в назидание потомкам, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. А в Англии по указу королевы Елизаветы I (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование царя Михаила Федоровича человека, уличенного первый раз в курении, наказывали 60 ударами палки по стопам, во второй раз- отрезанием носа и ушей.

Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович специальным законом запретил курение и ввел наказание – курящих наказывать кнутом, а торговцев ссылать в дальние города».

Учитель: Ребята, прежде чем взять сигарету в рот, задайте себе несколько вопросов.

1вопрос. Для чего мне это нужно?

Ответ: Каждому человеку курение не нужно совсем! Но простое любопытство или желание казаться взрослым приводит к курению.

2 вопрос. Как курение отразится на моем здоровье?

Ответ на вопрос вы найдете в анекдоте :

Продавец табака расхваливает на ярмарке свой товар: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом! От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет». Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца:

  • - А почему вор в дом не залезет?
  • – Потому что всю ночь будешь кашлять.
  • – А почему собака не укусит?
  • – Так ведь ноги будут болеть и с палкой ходить будешь.
  • – А почему стариком не буду?
  • - Потому что до старости не доживешь.
  • (плакат с анекдотом вывешивается на доске)

3 вопрос. Что я буду иметь от курения?

Ответ: Иметь от курения что-то хорошее невозможно. Курение загрязняет организм человека. Мишенью для табака становятся легкие, сердце, головной мозг, желудок . Быстрее, чем задумано природой, стареют кожа, желтеют зубы, ногти. С курящим человеком часто не хочется общаться: неприятный запах изо рта мешает общению.

Снова обратимся к анекдоту. (Вывешивается плакат на доске)

Индус, иудей и представитель табачной фирмы путешествовали вместе и поздно вечером постучались в небольшую придорожную гостиницу. Хозяин гостиницы сказал, что, к сожалению, свободными остались только две кровати, но есть еще сарай, в котором будет вполне удобно. Индус добровольно высказался пойти в сарай, а иудей и табачный делец пошли ложиться в кровати. Через 5 минут раздался стук в дверь.

Индус с очень смущенным видом сказал: "Прошу прощения, но в сарае корова... Вы знаете... религия, корова для нас священное животное." Иудей уступил свою кровать индусу и отправился спать в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь. Стоящий на пороге смущенный иудей сказал: "Прошу прощения, но в сарае свинья... Вы знаете... религия не позволяет нам, находиться рядом со свиньями".

Представитель табачной фирмы отправился ночевать в сарай. Через 5 минут снова раздался стук в дверь. На пороге стояли корова и свинья.

Ребята, почему корова и свинья сбежали из сарая?

4 вопрос. Что я потеряю, если буду курить?

Ответ: Курение может стать главной причиной твоих потерь.

Возможная карьера в спорте, скорее не состоится, ведь невозможно быть одновременно и хорошим спортсменом, и курильщиком. Здоровая жизнь может стать невозможной от плохой привычки. На сигареты уходит много денег, которым можно найти лучшее применение. Курильщик , ограниченный в деньгах, в магазине купит себе сигареты в первую очередь, а на оставшиеся деньги- продукты.

5 вопрос. Буду ли я постоянно хотеть курить? Ответ на этот вопрос мы найдем в сказке Саймона Чэпмена « Лабораторный кролик и дикая жизнь».

Учитель с выражением читает сказку, постоянно при этом обращая внимание учащихся на игрушечного Зайца. ( сказка адаптирована для пятиклассников)

Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: Никотин, Углекислый газ

Окись углерода, Синильная кислота, Аммиак, Смолистые вещества, Органические кислоты и другие.

1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные говорят: по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают Стенокардией, в 12 раз - Инфарктом миокарда, в 10 раз - Язвой желудка. Курильщики составляют 96 - 100% всех больных Раком легких. Каждый седьмой долгое время курящий болеет Облитерирующим эндартериитом - тяжким недугом кровеносных сосудов.

Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и другие. Среди них важно отметить две группы веществ, опасных для человека, - никотин и изопреноиды.

По количественному содержанию в листьях табака и по силе действия на различные органы и системы человека никотин занимает первое место. Он проникает в организм вместе с табачным дымом, в составе которого имеются, кроме никотина, вещества раздражающего действия, в том числе канцерогенные (Бензпирен и Дибензпирен, то есть способствующие возникновению злокачественных опухолей, много углекислого газа - 9. 5%(в атмосферном воздухе - 0. 046%) и окиси углерода - 5%(в атмосферном воздухе её нет). 

Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушение ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС в том числе вегетативной. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.

Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, в частности на надпочечники, которые при этом выделяют в кровь гормон - Адреналин, вызывающий спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, никотин способствует развитию у мужчин половой слабости - ИМПОТЕНЦИИ!!! Поэтому её лечение начинают с того, что больному предлагают прекратить курение. 

Особенно вредно курение для детей и подростков. Еще не окрепшие нервная и кровеносная системы болезненно реагируют на табак.

Кроме никотина, отрицательное воздействие оказывают и другие составные части табачного дыма. При поступлении в организм окиси углерода развивается кислородное голодание, за счет того, что угарный газ легче соединяется с гемоглобином, чем кислород и доставляется с кровью ко всем тканям и органам человека.

В эксперименте установлено что у 70% мышей, которые вдыхали табачный дым, развились злокачественные опухоли легких. Рак у курящих людей возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжёлого заболевания. Статистические исследования показали, что у курящих людей часто встречаются раковые опухали и других органов - пищевода, желудка, гартани, почек. У курящих не редко возникает рак нижней губы в следствии канцерогенного действия экстракта, скапливающегося в мундштуке трубки.

ЛАБОРАТОРНЫЙ КРОЛИК И ДИКАЯ ЖИЗНЬ.

Кролику однажды удалось освободиться из лаборатории, где он родился и воспитывался. Когда он мчался прочь от здания лаборатории, он чувствовал траву под своими маленькими ногами и видел рассвет впервые в жизни. "Bay! Это великолепно," - думал он. Это произошло незадолго до того, как он добежал до живой изгороди и пролез под ней. Там он увидел других кроликов, все они были свободны и ели сочную траву.

-Эй, - позвал он. -Я - кролик из лаборатории, и я просто сбежал. Вы дикие кролики?

-Да. Приходи и присоединяйся к нам, - прокричали они. Наш друг прыгнул к ним и начал есть траву. Это было так хорошо!

Что еще делаете Вы, дикие кролики ?- спросил он.

Один из них сказал: « Ты видишь там поле? Это морковь. Мы выкапываем ее и едим». Лабораторный кролик провел следующий час, поедая самую сочную морковь. Это было замечательно. Позже, он спросил снова: «Что вы еще делаете?»

«Ты видишь то поле? Это капустная плантация. Мы ее тоже едим», ответили дикие кролики. Капуста была также хороша, и он не возвращался с плантации, пока полностью не насытился.

-Есть что-нибудь еще, что вы, парни, делаете? - он спросил наш герой.. Один из кроликов подошел и сказал :

-Есть одна другая вещь, которую ты должен попытаться сделать. Ты видишь тех кроликов там? - он сказал, указывая на другую область поля. - Они - девочки. Мы целуем их. Иди и попытайся их поцеловать.

И наш друг потратил остальную часть утра, целуя девочек. Его маленькое сердце билось очень быстро, так, что он скоро устал и возвратился к кроликам-мальчикам.

-Это было фантастически! - он задыхался от счастья!

-Значит, ты останешься с нами? – спросил один из них.

-Я сожалею, я отлично провел время, но я не могу.

Все дикие кролики пристально посмотрели на него, сильно удивляясь.

-Почему? Мы думали, что тебе понравилось.

-Да, - ответил наш друг. - Но я должен вернуться в лабораторию. Я умираю без сигарет.

Учитель ко рту игрушечного Зайца прикрепляет бутафорскую сигарету. ( Это непременно вызовет бурную реакцию со стороны пятиклассников!)

Беседа с ребятами:

1.Ребята, почему вам не нравится Заяц с сигаретой?

Правильно, Заяц смотрится крайне нелепо с сигаретой.  

Так  же противоестественно выглядит курящий подросток.

2. Как вы считаете, был ли у кролика выбор?

3.Что бы вы могли посоветовать кролику из лаборатории?

4.Какие выводы можно сделать на основании этой сказочной истории?

Очень часто курение ведет к развитию хронического бронхита, сопровождающегося постоянным кашлем и неприятным запахом изо рта. В результате хронического воспаления бронхи расширяются, образуются бронхоэктазы с тяжёлыми последствиями - пневмосклерозом, эмфиземой легких, с так называемым легочным сердцем, ведущему к недостаточности кровообращения. Это и определяет внешний вид заядлого курильщика: хриплый голос, одутловатое лицо, одышка.

Велика роль курения и в возникновении туберкулёза. Так, 95 из 100 человек, страдающих им, к моменту начала заболевания курили.

Часто курящие испытывают боли в сердце. Это связано со спазмом коронарных сосудов, питающих мышцу сердца с развитием стенокардии (коронарная недостаточность сердца). Инфаркт миокарда у курящих встречается в 3 раза чаще, чем у некурящих.

Курение может быть и главной причиной стойкого спазма сосудов нижних конечностей, способствующего развитию облитерирующего эндартериита, поражающего преимущественно мужчин. Это заболевание ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге к ампутации нижней конечности.

От веществ, содержащихся в табачном дыму, страдает так же пищеварительный тракт, в первую очередь зубы и слизистая оболочка рта. Никотин увеличивает выделение желудочного сока, что вызывает ноющие боли под ложечкой, тошноту и рвоту.

Эти признаки могут быть проявлением и гастрита, язвенной болезни желудка, которые у курящих возникают гораздо чаще, чем у некурящих. Так, например, среди мужчин, заболевание язвенной болезнью желудка, 96 - 97% курили.

Курение может вызвать никотиновую амблиопию. У больного страдающего этим недугом, наступает частичная или полная слепота. Это очень грозное заболевание, при котором даже энергичное лечение не всегда бывает успешным.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

Итоговое слово учителя.

Никотин, содержащийся в сигарете - наркотик. А наркотик - это постоянная зависимость. Курильщик не свободен, он – раб сигареты. Чтобы оставаться свободным человеком, стоит ли начинать курить? Ребята, берегите свою свободу, чтобы не стать похожим на лабораторного кролика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"

Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....

Социальный проект "Береги здоровье смолоду"

Почему я стала заниматься этим проектом?На современном этапе актуальной проблемой здоровья у подростков стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры и правильной осанки тела. Эту проблему ...

Устный журнал "Береги здоровье смолоду"

Устный журнал "Береги здоровье смолоду" можно проводить в рамках классного часа, можно в рамках общешкольного праздника, посвященного Дню Здоровья....

Научно-практическая работа "Береги здоровье смолоду"

Актуальность проведённого исследования состоит в том , что рассматривается не просто вопрос о здоровье подростка, а поднимается серьёзная проблема о состоянии здоровья будущего поколения. Ведь для общ...

Исследовательская работа" Береги здоровье смолоду"

Цель исследования.Познакомить с правилами здоровьесбережения. Понять и доказать, что курение вредит здоровью.III. Задачи исследования.– Проанализировать научную информацию по теме;– описать, как табак...

Береги здоровье смолоду

Цели:   1.  повысить  уровень  информированности  детей по проблемам связанных   с  наркотиками;2. Дать детям представление о том, что такое зд...