М.В.Ломоносов. "Отечеству послуживший..."
материал (9 класс)

Ялунина Светлана Станиславовна

Говорят, что история – это проявление души народа, а его светочи – это наши путеводители. 

Одним из таких путеводителей был М.В.Ломоносов. 

«Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».
                                                                                                                                                                 А.С. Пушкин о М.В. Ломоносове

Важно, чтобы подрастающее поколение знало и помнило о них

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

интегрированного  урока:  «Отечеству послуживший…»

Дата:    17.10.2019

Класс:    9

Учитель: Ялунина С.С., Зданевич Н.В.

Цели деятельности учителя

формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Тип урока

интегрированный урок (математика, физика, химия, литература)

Заседание Академии наук

Планируемые образовательные результаты

Предметные:  Использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта - приобретенная компетентность):

Познавательные – умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; и делать выводы. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные – умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Личностные: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада М.В.Ломоносова в развитие мировой науки;

осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий;

критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении различных задач.

Универсальные учебные действия

личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные:

  • общеучебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
  • логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
  • постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения;

коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.

Применяемые образовательные технологии

Личностно-ориентированная, групповая, игровая, ИКТ, проектная

Методы и формы обучения

Поисковый, аналитический, индивидуальная, групповая

Образовательные ресурсы

Презентация, ЭОР, портрет М.В.Ломоносова, подбор литературы

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

Начало заседания

1. Организационный этап

Создание положительной атмосферы, подкрепление настроя на учебную деятельность

Королева осень золотая

Вдаль уходит, свой венец слагая.

И ноябрь – вестник холодов -

Вот уже стучится на порог.

Подходит к концу октябрь – второй месяц осени. Скоро ноябрь, месяц, не отличающийся яркостью природных красок и щедростью солнечных лучей. И, тем не менее – это месяц, богатый памятными датами и историческими событиями. Назовите их…

Отвечают на вопросы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создает проблемную ситуацию

(звон стекла, на слайде мозаика

Петра I) А вот и еще одна дата, заслуживающая особого внимания. Что это за дата? Как связано всё то, что вы сейчас увидели и услышали с этой датой?

Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения.

Обозначают тему и цели заседания Академии наук

обозначить области знаний, в которых звучит имя М.В.Ломоносова.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: Учитывать выделенные  ориентиры действия  в новом материале в сотрудничестве с другими учениками Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3. Актуализация знаний.

Объявляет начало заседания

Сценка из жизни Ломоносова.

Смотрят, отвечают на вопросы

Основной этап заседания

4. Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Работа в группах

Выступление кафедры химии.

Выступление кафедры математики.

Выступление кафедры физики.

выступление кафедры словесности.

Учитель организует работу в группах, контролирует ход работы, использует подготовленную ИОС

(Как сложилось, что бывшему крестьянину за 54 года жизни удалось сделать столь много и значимо, что и спустя 308 лет мы помним о его заслугах перед Отечеством?

Что же удалось ему сделать в различных сферах его деятельности?

Работают от кафедр. Заводят споры о том , «кто же больше М.В. : физик или лирик»

Анализируют, доказывают свою точку зрения

Познавательные: Структурирование знаний. Анализируют, доказывают свою точку зрения. Анализ объектов и синтез, выбор оснований и  критериев для сравнения

Регулятивные: Умение обрабатывать информацию. Учитывать выделенные  ориентиры действия  в новом материале в сотрудничестве с другими ученикам Коммуникативные: Умение вступать в диалог, интегрироваться в пару со сверстником.

Окончание заседания

7.  Подведение итогов занятия

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания.  Учитель отмечает, в какой мере достигнуты цели, выполнены  (А теперь, ребята, вы можете ответить на вопрос: «Кто же больше М.В. –лирик или физик?»)

Подводят итог.

 Размышляют о своих возможностях

Познавательные: Умение структурировать знаиия Регулятивные: обобщить приобретённые знания.  Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

8. Рефлексия

Приглашает к беседе психолога.

Учитель задает вопрос: «Что для каждого значит имя Ломоносова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник Что может послужить в вашей семье поводом для наказания

Опросник Что может послужить в вашей семье поводом для наказания...

Интегрированный урок ( иностранный язык - химия): Pierre et Marie Curie et leurs découvertes importantes pour la France et pour la science mondiale. Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но не может ли он послужить и Злу

Интегрированный урок (иностранный язык - химия):"Pierre et Marie Curie et leurs découvertes importantes pour la France et pour la science mondiale. Радий обогатил Знание и послужил Благу. Но...