Эстетическая оценка как компонент эстетического развития детей.
статья
Эстетическая оценка – это ценностное отношение человека к конкретному явлению или образу на основе сопоставления его с эстетическими нормами, выработанными человечеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskaya_otsenka.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Эстетическая оценка как компонент эстетического развития детей.
Оптимальными показателями уровня эстетического развития и воспитания школьников с учетом их возрастных возможностей можно считать: наличие определенного объема прочных и глубоких историко-теоретических, художественно-эстетических знаний; развитость умений и навыков восприятия эстетического, понимание единства формы и содержания; развитость воображения, образного видения; активность проявления ассоциативности и эмоциональной памяти; умение воспроизводить художественный образ адекватно авторскому; умение создавать собственный художественно-эстетический образ.
Эстетическая оценка – это ценностное отношение человека к конкретному явлению или образу на основе сопоставления его с эстетическими нормами, выработанными человечеством. Она позволяет увидеть красоту объекта, его эстетическую значимость и через суждение выразить свое отношение к действительности и искусству.
Аналитический обзор литературы по проблеме исследования позволил выделить наиболее важные положения в определении понятия эстетическая оценка:
- эстетическая оценка понимается как устойчивое свойство личности, возникающее в процессе общения с произведениями искусства различного жанра и выражающаяся в умении чувствовать, понимать и оценивать красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность общения с художественными произведениями (А. И. Буров, А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн и др.);
- эстетическая оценка – это результат развития эстетического восприятия, она включает интерес, знание, переживание, ассоциации; это постижение эстетических качеств объекта (А. Н. Леонтьев, В. И. Мясищев и др.);
- процесс становления эстетической оценки – процесс управляемый; оценка формируется в деятельности под влиянием целенаправленного руководства (Б. М. Теплов, П. М. Якобсон,
Д. Б. Эльконин и др.); - эстетическая оценка – компонент эстетического отношения, она проявляется и развивается в деятельности. Структура эстетической оценки включает эмоциональный и познавательный компоненты (Н. Н. Волков,
Т. С. Комарова и др.).
По данным исследования Т. С. Комаровой, оценивая прекрасное в действительности и искусстве, дети не выделяют внутреннюю красоту человека, а вкладывают в это понятие различный смысл (быт, украшение и др.). И положение меняется при соответствующем обучении, когда воспитывается восприятие духовных ценностей, когда красота наполняется конкретным содержанием. Знакомя с искусством, мы вводим детей в мир прекрасного, обогащаем эмоциональные представления о людях, их духовной красоте [13].
Исследования ученых установили, что формирование эстетической оценки с помощью произведений различных видов искусства и художественной деятельности зависит от условий, в которых будет осуществляться эта деятельность.
К педагогическим условиям формирования эстетической оценки
Н. Г. Пантелеева относит создание эстетической развивающей среды, участие детей в ее преобразовании; подготовку детей к восприятию произведений различных видов искусства и различных жанров, которую надо осуществлять с дошкольного возраста; самостоятельная художественная деятельность, которая использует разнообразный изобразительный материал; сотворчество педагогов, детей и родителей, систематическое и содержательное общение с произведениями искусства и др [18].
Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно связано со способностью эстетического суждения, т. е. с художественно-эстетической оценкой явлений искусства и жизни. Е. О. Гусев определяет художественно-эстетическую оценку как оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. По мнению Д. Б. Лихачева, эстетическое суждение является доказательной, обоснованной оценкой явлений общественной жизни, искусства, природы и др.
Таким образом, одна из составных задач эстетического воспитания и развития школьника - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению или явлению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей.
Возраст 6-7 лет специалисты считают наиболее благоприятным для художественно-эстетического развития. Это развитие не осуществится само по себе. Для этого требуется большая, н...
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Круглый стол «Виды изобразительных искусств в художественно-эстетическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья» Выступление на тему: «Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей IV года обучения».
Консультация для воспитатеей Использование целевых экскурсий в художественно-эстетическом развитии детей....
Предлагаю Вашему вниманию конспекты НОД в области "Художественно-эстетическое развитие" (музыка), которые апробированы в ходе творческого проекта "Синтез искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет"
Данные конспекты были проведены мною в ходе творческого проекта "Синтез искусств в вхудожественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста 6-7 лет" . Очень интересные занятия,...
Рабочая программа музыкального руководителя детского сада. Модуль «Музыкальное развитие детей 5–6 лет» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федер...
Анкета для родителей "Оценка роли воспитателя в развитии детей"
Анкета для родителей "Оценка роли воспитателя в развитии детей"...
рабочая программа ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТР И ДЕТИ»
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ТЕАТР И ДЕТИ»...