Современное дополнительное образование в логике трансформации целей, содержания и технологий
материал

Дополнительное образование представляет собой сегодня всемирно признанный компонент непрерывного образования, которое является новым для педагогической мысли в контексте как собственно содержания категории, так и методологии и практики ее организации.  При этом следует отметить, что трансформация модели дополнительного образования предполагает не только внедрение новых технологий или продуктов организации учебного процесса, но и применение новых подходов в создании и использовании цифровых ресурсов, которые призваны обеспечить качественное и непрерывное, формальное или неформальное дополнительное образование школьников в разных его формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup_sovrem_do_v_logike_transformatsii.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современное дополнительное образование в логике трансформации целей, содержания и технологий

                                                                    Выступление на видеоконференции

                                                                      август 2020год

Дополнительное образование представляет собой сегодня всемирно признанный компонент непрерывного образования, которое является новым для педагогической мысли в контексте как собственно содержания категории, так и методологии и практики ее организации.  При этом следует отметить, что трансформация модели дополнительного образования предполагает не только внедрение новых технологий или продуктов организации учебного процесса, но и применение новых подходов в создании и использовании цифровых ресурсов, которые призваны обеспечить качественное и непрерывное, формальное или неформальное дополнительное образование школьников в разных его формах.

Сегодня уже не подвергается сомнению тот факт, что молодежь должна быть подготовлена к своему будущему — интеллектуально и эмоционально и происходить это должно в корректных, благоприятных условиях. Очевидно, что модель дополнительного образования в таких условиях нуждается в кардинальных трансформациях. В устаревших морально и физически спортивных школах, студиях, кружках, музыкальных центрах современные дети не хотят учиться, они теряют интерес к предметам, желание познавать и исследовать, а посещение дополнительных занятий превращается в скучную формальность. Очевидно, что на базе учреждения дополнительного образования нецелесообразно и невозможно построить современную исследовательскую лабораторию, оснащенную дорогостоящим оборудованием или цифровую музыкальную студию. Собственно, этого и не требуется в рамках обучения школьников. Однако для того, чтобы ученики могли активно привлекаться к практической научной, инженерной, творческой и поисковой деятельности важным является вопрос использования современных программных и аппаратных средств.


       
Представляется, что значительный потенциал и широкие перспективы для развития и усовершенствования дополнительного образования в процессе трансформации его концептуальной парадигмы на основе цифровых технологий имеют электронные учебники, виртуальные образовательные пространства и интерактивные помощники.

Отдельный акцент следует сделать на том, что в связи с трансформацией дополнительного образования, внедрением в учебный процесс цифровых технологий традиционная роль научно-педагогического работника также меняется. Современный педагог должен уметь выбирать и использовать ИКТ для обучения; организовывать сотрудничество и коммуникацию между участниками учебного процесса; проектировать электронные ресурсы в образовательную электронную среду; быть помощником для школьников, хорошо понимать и учитывать в учебном процессе их потребности и особенности, познавательные стили обучения, новые сервисы и инструменты для эффективного сотрудничества, коммуникации, владеть навыками 21 века. Таким образом,  можно сделать следующие выводы. Цифровизация общества и активное использование современных технологий во всех сферах жизни требуют изменения подходов к образованию в целом и к дополнительному образованию школьников в частности. На сегодняшний день актуальными являются задачи формирования у обучающихся необходимых цифровых компетенций и навыков, стимулирование их познавательного и исследовательского интереса путем внедрения информационно-образовательных сред, в которых и учителя, и ученики сотрудничают и формируют качественный образовательный контент.

Примером практической реализации этого вектора приобретения информационно-цифровой компетентности является Центр «Точка роста». Использование этой платформы и построение на ее основе простых, но достаточно качественных мини-экспериментальных комплексов.

      Цель работы Центра «Точка роста» — внедрение новых методов обучения и воспитания, а также образовательных технологий, обеспечивающих освоение воспитанниками базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс во всех образовательных организациях на уровнях основного общего и среднего образования к 2024 году. За счёт специально разработанных программ происходит повышение качества подготовки и воспитания для всех участников образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов.

       Педагоги Центра в течении учебного года проходили различные курсы повышения

квалификации, принимали участие в семинарах и форумах:

1. Манина Н.К. – руководитель Центра («Гибкие компетенции проектной

деятельности»; Всероссийский Форум руководителей Центров образования

цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»: «Национальный проект

«Образования»: сообщество, команда, результат»; Межрегиональная конференция

«Школа, устремленная в будущее: перспективы и динамика развития в условиях

реализации Национального проекта «Образование»») г. Москва;

2. Тизяев В.Н. – педагог по шахматам («Гибкие компетенции проектной

деятельности»; «Обучение шахматам в школе») г. Саранск;

3.Ерёмкин Н.П. – учитель ОБЖ («Гибкие компетенции проектной деятельности»;

«Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»; обучение по

предмету «Основы безопасности жизнедеятельности») г.Чебоксары;

 – учитель технологии («Гибкие компетенции проектной

деятельности»; «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»;

«Современные проектные методы развития высокотехнологичных предметных

навыков обучающихся предметной области «Технология») г. Самара;

4. Арапов А.В. – учитель информатики («Гибкие компетенции проектной

деятельности»; «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых»;

«Освоение визуального языка программирования Scratch и создание собственных

проектов в Scratch») г. Ульяновск.

         Для работы Центра внесены изменения в образовательные программы по предметным областям: Технология, Информатика, ОБЖ. По "Технологии" внедрены новые  образовательные компетенции: 3D-моделирование,  компьютерное черчение, технологии цифрового пространства – при сохранении объема технологических дисциплин.

        В рамках предметной области «Информатика» школа получила новейшие компьютеры, интерактивный комплекс, 3D-принтер, шлем VR/AR, квадрокоптеры. На уроках и во внеурочной деятельности ребята учатся конструировать и моделировать, осваивают объемную визуализацию, работают с виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностью.

         На уроках данных предметов ребята занимаются 3D-моделированием, осваивают работу с квадрокоптерами, шлемами виртуальной реальности, учатся оказывать первую медицинскую помощь, отрабатывая навыки на современных тренажерах-манекенах.

После уроков кабинеты тоже не пустуют. Ребята получают дополнительное образование, занимаясь медиатворчеством, проектной деятельностью или шахматами. На базе кабинета проектной деятельности функционирует объединение волонтеров, организована работа первичного отделения Российского движения школьников, проводятся социокультурные мероприятия.

      В учреждении функционируют три  квантума: робо-квантум,  IT-квантум, квантум виртуальной реальности. Оснащены они  3D-принтером, лазерным и фрезерным станками с ЧПУ (Числовое программное управление).  Здесь можно изготовить любую деталь или устройство, начиная от статуэтки любимого персонажа, заканчивая электронным устройством. Это сердце технологической лаборатории, где воплощаются самые смелые идеи.

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста»  доступен не только для обучающихся «Центра образования» Шугуровской средней школы. Посетив наш Центр «Точка роста» ребята из Марьяновской средней школы,  с огромным интересом слушали рассказы преподавателей Арапова А.В. и Ерёмкина Н.П. Они рассказали, как проходят уроки информатики, технологии, ОБЖ, показали современное оборудование кабинетов и предложили детям подумать, как еще можно было бы применить оснащение центра. Гости  увидели уже собранные нашими  учениками модели, попробовали оказать первую помощь манекену, запустить квадрокоптер, а кому-то даже удалось с помощью специального шлема побывать в виртуальном мире.

Судя по реакции ребят, им было жаль, что мероприятие уже закончилось, но ждать им осталось не слишком долго. Планировалось, что уже в следующем году в их родной школе тоже появится Центр «Точка роста».

Целью педагогической деятельности дополнительного образования школы является развитие обучающегося:

- интеллектуальное совершенствование;

- становление его как личности, как субъекта учебной деятельности;

 - создание у детей базы образованности;

- формирование у учащихся общей культуры;

- расширение кругозора;

- развитие личности;

- поддержка индивидуальности;

- удовлетворение познавательного интереса ребенка;

- накопление социального опыта;

- улучшение коммуникативных навыков.

         Для реализации вышеуказанных целей на базе школы реализуются 12

общеразвивающих программ дополнительного образования, в том числе 3 программы реализуется на базе Центра образования «Точка роста».

Кружки дополнительного образования посещают обучающиеся школы (82% от общего количества).

Так же организовано сетевое взаимодействие на базе Центра с образовательными организациями Большеберезниковского района такими как «Дом детского творчества» (Программы: «Пешеходный туризм», «Юный художник») и «Детско-юношеская  спортивная школа». (Программа: «Волейбол»).

Перечень программ, реализуемых в 2019-2020 учебном году

Направленность

дополнительного

образования

Название детского объединения

Педагог

Количество

учащихся

по списку

Техническая

«Основы робототехники»

2-4 классы

Дудникова Т.В

12 чел

«Компьютерный» 8-11 кл.

Арапов А.В.

12 чел.

«Рукоделие» 4-7 классы

Манина Н.К.

12 чел.

«Юный художник» 2-7 классы

Вечканова Н.М.

13 чел.

Физкультурно-

спортивная

«Шахматы»

Тизяев В.Н.

12 чел

«Волейбол»

Манин Н.И.

12 чел.

«Школа безопасности»

Ерёмкин Н.П.

12 чел.

«Пешеходный туризм»

Тизяев В.Н.

12 чел.

Социально-

педагогическая

«Формула здорового питания»  2-7 классы

Фадеева Г.И.

12 чел.

«Английский: шаг за шагом» 2-5 классы

Росяйкина Г.А.

12 чел.

«Занимательная грамматика» 1-5 классы

Дудникова Т.В.

12 чел.

«Мой выбор»  9-11 классы

Ромашкина А.И.

12 чел.

«Край родной» 5-8 классы

Астайкина Л.Д.

12 чел.

Все программы дополнительного образования выполнены в полном объеме. С апреля 2020 года использовались дистанционные формы обучения. Педагоги преподавали занятия при помощи  интернет ресурсов, таких как: социальные сети и образовательные платформы.

Согласно утвержденному плану учебно-воспитательных, внеурочных и социокультурных мероприятий на 2019-2020 учебный год в центре образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» проводились все запланированные мероприятия.

Так же к результатам педагогической деятельности можно отнести участие

обучающихся в различных мероприятиях, организуемых как на базе школы, так и за ее пределами. Обучающиеся дополнительного образования являются активными участниками таких мероприятий:

a) муниципального этапа олимпиады по базовому курсу информатики (8-10 классы);

б) муниципального  этапа олимпиады по предмету ОБЖ, где обучающийся

Ларькин Александр занял 2 место;

в) муниципального  этапа олимпиады по предмету «Технология», где обучающийся Игонин Сергей занял 2 место;

г) школьного конкурса «Фотограф», посвященному Международному Женскому дню;

д) Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры» по теме «Персональные помощники» (2-3 классы);

е) Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»;

ё) Международный конкурс «Инфоурок об экологии» и другие.

Также являются организаторами и участниками социокультурных мероприятий: «День доброй воли», «День Гражданской обороны РФ», мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества «Меткий стрелок или будущий защитник», акции «Скорость - не главное», «Открытая тренировка по пожарно-строевой подготовке» и др.

Обучающиеся кружков самостоятельно проводят викторины, профилактические беседы по правилам дорожного движения для младших школьников.

     В декабре наш Центр «Точка роста» посетили выпускники нашей школы,  где старшеклассники  приняли участие в роли выступающих, продемонстрировав свои умения и навыки работы с 3-Д принтером, квадрокоптером и оборудованием для оказания первой медицинской помощи также в роли фото и видео корреспондентов, снимания все происходящее и делая замечательные фото.

      Инфраструктура Центра используется в урочное и внеурочное время как общественное пространство для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности не только обучающихся, но и населения.  С октября 2020 года планируем организовать занятия для взрослого населения сёл Шугурово, Симкино, Тазино, Паракино по начальным навыкам изучения ПК, где взрослое население сможет получить не только знания в области «Информатики», но и положительные эмоции от общения с педагогом и друг другом. (педагог Арапов А.В.)

        Центр «Точка роста» активно развивается. Прошло немного времени с его открытия, а он уже стал важнейшим звеном образовательного прогресса, в котором интересно участвовать и взрослым, и детям. Несмотря на то, что центр ориентирован на определенные предметные области, многие учителя нашли применение новому оборудованию, используя его на своих уроках.

          У обучающихся нашей школы появилась прекрасная возможность идти в ногу со временем, работать в команде, создавать свои проекты, реализовывать творческий потенциал, принимать участие в региональных и федеральных конкурсах, олимпиадах, форумах, слетах и профильных сменах лагеря с дневным пребыванием.

В новом учебном году планируется дальнейшее развитие дополнительного

образования на базе школы. Планируется сотрудничество с новыми образовательными учреждениями района, республики.

Планируется участие в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях разных уровней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Немецкий язык. Работа в парах. Цели, содержание деятельности, технологии организации"

Учителю нужно организовать работу на уроке так, чтобы каждый ученик говорил на уроке иностранного языка. Особенно трудным является подбор форм работы при обучении устной речи....

Групповая работа на уроке: цели, содержание деятельности, технологии организации

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР«Современный урок в контексте требований ФГОС»...

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...

Выступление"Современное дополнительное образование в логике трансформации целей,содержании и технологий"

Дополнительное образование представляет собой сегодня всемирно признанный компонент непрерывного образования, которое является новым для педагогической мысли в контексте как собственно содержания кате...