Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса
рабочая программа (8 класс)

Козловская Инэсса Романовна

Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса " В мире грамматики русского языка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnyy_kurs_8_klass_2017-2018.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 22 города Калининграда

«Рассмотрено»                                                              «Согласовано»                                                                         «Утверждено»

на заседании кафедры                                              на заседании научно-методического совета                               Приказом №

учителей гуманитарных дисциплин                       Протокол № 1                                                                                от 29.08.2016 г.

Протокол № 1                                                   от 27.08.2016 г.                                                                           Директор МАОУ гимназии № 22

от 25.08.2016 г.                                                        Зам. директора по НМР                                                               ______________      Глыбина Т.А

Зав. кафедрой __________                                    ____________________ Орлова Л.Н.

Рабочая программа

Внеурочного курса «В мире грамматики русского языка»

для 8 класса

один год обучения

на 1 и 2 полугодие

2017– 2018 учебный год

Учитель: Козловская Инэсса Романовна

Количество часов по учебному плану в неделю – 1 час, в год – 35 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочный  курс русского языка «В мире грамматики русского языка» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции учащихся, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.  

Задачи изучения курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;  
  • применение  обобщённых знаний и умений  при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.  

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.  

Механизм формирования  лингворечевой компетенции:  

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
  • редактирование собственного текста;        
  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
  • соблюдение в практике письма основных норм языка;
  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку.  Таким образом,  программа создает условия для реализации   деятельностного подхода к изучению русского языка в  8 классе.  

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.  

В соответствии с требованиями государственного стандарта  у обучающихся в процессе изучения русского языка  совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.  

 Курс рассчитан на 35 часов Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ.    

Планируемые  результаты обучения

После изучения внеурочного курса учащиеся должны знать

  • правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
  • условия, от которых зависит написание;
  • норму, действующую при данных условиях;
  • последовательность обнаружения изучаемой орфограммы, пунктограммы;
  • приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

  • правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
  • правильно писать сложные слова,
  • правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
  • правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
  • правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
  • правильно писать не с разными частями речи;
  • ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
  • ставить знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.

Формы подведения итогов реализации программы.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.  Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. 

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.  

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст различными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые  возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.  

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;
  • находить в тексте средства выразительности;
  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.  

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.  

  Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.  

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний:  тренировочные упражнения.  

Тема 4.  Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

 Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа  

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;
  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

            Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные урпажнения.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7.  Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.  

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.  

Обучающиеся должны уметь:

  •  использовать знания по синтаксису и пунктуации  при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.  

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования  лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования  лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

                                                                        Используемая литература

  1. Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
  3. Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
  4. Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
  5. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском    языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
  6. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
  7. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
  8. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
  9. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
  10. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
  11.   http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304803

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Примечание

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

1

2-3

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

2

4-5

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

2

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

1

7-8

Средства выразительности речи.

2

9-10

Стилистика русского языка.

2

11-12

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

2

13

Орфограммы в приставках и суффиксах.

1

14

Н – нн в различный частях речи.

1

15

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

16

Морфология, морфологические признаки частей речи.

1

17

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

1

18

Виды односоставных предложений.

1

19

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

20

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

1

21

Вводные слова и обращения.

1

22

Обособленные определение и приложения.

1

23

Обособленные обстоятельства.

1

24-25

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

2

26

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

1

27

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

1

28

Классификация грамматических и речевых ошибок.

1

29

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

1

30

Редактирование сочинения С2.1.

1

31

Редактирование сочинения С2.2.

1

32-33

Построение сочинения-рассуждения. Структура, языковые средства, аргументация.

2

34

Итоговое тестирование.

1

35

Обобщающее занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Программа внеурочного курса по русскому языку и литературе "Юнкор"

Программа внеурочного курса «Юнкор» знакомит обучающихся с основами журналистики, корректорской и редакторской работой.Данный курс позволяет ученикам формировать понимание законов создания собственных...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса "От простого к сложному. Отличник ЕГЭ" направлена на формирование практической грамотности выпускников...

Программа внеурочного курса по русскому языку для 7 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку "Увлекательная грамматика" для 7 класса...

Программа внеурочного курса «Тайны русского языка». 8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа

Программа внеурочного курса«Тайны русского языка».8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа...