Программа внеурочного курса по русскому языку для 7 класса
рабочая программа (7 класс)
Программа внеурочного курса по русскому языку "Увлекательная грамматика" для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnyy_kurs_7_klass_2016-2017_uch._g.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 22 города Калининграда
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании кафедры на заседании научно-методического совета Приказом №
учителей гуманитарных дисциплин Протокол № 1 от 29.08.2016 г.
Протокол № 1 от 27.08.2016 г. Директор МАОУ гимназии № 22
от 25.08.2016 г. Зам. директора по НМР ______________ Глыбина Т.А
Зав. кафедрой __________ ____________________ Орлова Л.Н.
Рабочая программа
внеурочного курса «Увлекательная грамматика»
для 7 класса
один год обучения
на 1 и 2 полугодие
2016– 2017 учебный год
Учитель: Козловская Инэсса романовна
Количество часов по учебному плану в неделю – 1 час, в год – 35 часов
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами. Строгие рамки урока и насыщенность образовательной программы не всегда позволяют ответить на все вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Обучение с увлечением. Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель данной программы состоит в том, чтобы активизировать учебный процесс и вызвать живой интерес у детей к изучению предмета. Предлагаемый курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 5-7 классов, но значительно расширяет и обогащает его; даёт возможность на занимательном грамматическом материале углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, способствует расширению кругозора, тренировке логического мышления. Дети понимают, что грамматика - не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Основные задачи обучения:
Образовательные:
совершенствование орфографической грамотности, умение комплексно анализировать текст;
совершенствование пунктуационной грамотности;
развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры.
Развивающие:
развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных коммуникативных ситуациях;
повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию частности и к учебной деятельности в целом.
Воспитательные:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантности;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности;
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Методы: словесный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Межпредметные связи: русский язык, литература, история, иностранные языки, МХК.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
сведения из истории славянской письменности;
исторические процессы в развитии алфавита, фонетики, лексики русского языка;
лексические термины;
художественно-выразительные средства языка;
основные стили и типы речи;
основные орфографические правила русского языка; источники возникновения фразеологизмов; виды словесных игр и головоломок.
Обучающиеся должны уметь:
опознавать орфограммы, уметь обосновать выбор правильного написания;
работать со словарем и составлять словарную статью;
извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
анализировать и составлять собственный текст.
Требования к уровню освоения содержания курса
На занятиях факультативного курса «Увлекательная грамматика» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ. работа со словарем и др.
Программа рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю) для учащихся 7 -х классов общеобразовательных школ.
Используемая литература
- Слова и числа: занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях/ авт.-сост. В.В. Трошин. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2008.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. - Москва: Айрис-пресс, 2007.
- Литература. 5-7 классы: викторины, занимательный материал /авт.-сост. В. В. Духно, О. В. Сухова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград. «Просвещение». Ленинградское отделение, 1990
- Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976
- Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997.
- И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.
- Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995.
- Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игра со словами, разработки уроков / авт.-сост. В. Н. Пташкина и др. - Волгоград: Учитель, 2009.
- http://rus.1september.ru/article.php?ID=200304803
Учебно-тематический план внеурочного курса «Увлекательная грамматика»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Дата | Примечание | ||
1 | Введение. Зачем нужна речь? | 1 | |||||
2 | В мире фонетики. Дорога к письменности. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | 1 | |||||
3 | В мире слов… Что такое лексика? | 1 | |||||
4 | Где хранятся слова? «Копилки слов». Типы словарей. | 1 | |||||
5 | «Что в имени тебе моем?» Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древнерусские имена. Имена-иностранцы. | 1 | |||||
6 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Пословицы. Поговорки Афоризмы. | 1 | |||||
7 | Путешествие по России. Диалектные слова. | 1 | |||||
8 | Можно ли самому придумать слово (неологизмы)? | 1 | |||||
9 | Метаграммы или Превращение мухи в слона. | 1 | |||||
10 | В царстве Орфоэпии. «Волшебная» палочка. | 1 | |||||
11 | Из чего состоит слово? Морфемы-кирпичики. | 1 | |||||
12 | Морфемы-иностранки. | 1 | |||||
13 | Смотри в корень! | 1 | |||||
14 | Когда без словаря не обойтись? | 1 | |||||
15 | Практикум. Работа со словарями. | 1 | |||||
16 | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | 1 | |||||
17 | Чередующиеся гласные и согласные в корне слова. | 1 | |||||
18 | Как трудятся приставки? (постоянные и непостоянные приставки) | 1 | |||||
19 | Суффиксы-волшебники. | 1 | |||||
20 | Морфемы, которые могут изменяться в слове | 1 | |||||
21 | Правописание О, Е, Ё после шипящих в словах изученных частей речи. | 1 | |||||
22 | Роль Ъ и Ь знаков в словах | 1 | |||||
23 | Правописание И и Ы после Ц | 1 | |||||
24 | «Путешествие в город С» ( имен существительных) | 1 | |||||
25 | «Путешествие в страну Глаголию» | 1 | |||||
26 | «Вместо имени». Разряды местоимений. | 1 | |||||
27 | «Описательные» слова. Описательные обороты речи. | 1 | |||||
28 | В гостях у наречия. Трудные случаи написания наречий. | 1 | |||||
29 | Особые части речи: причастие и деепричастие. | 1 | |||||
30 | Из истории русской пунктуации. | 1 | |||||
31 | Коварные знаки препинания. | ||||||
32 | Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. | 1 | |||||
33 | Стилистика. Типы и стили речи. | 1 | |||||
34 | Моделирование текстов разных стилей речи. «Долой однообразие!» | 1 | |||||
35 | Для чего нужно изучать русский язык? | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Программа внеурочного курса по русскому языку и литературе "Юнкор"
Программа внеурочного курса «Юнкор» знакомит обучающихся с основами журналистики, корректорской и редакторской работой.Данный курс позволяет ученикам формировать понимание законов создания собственных...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса
Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса "От простого к сложному. Отличник ЕГЭ" направлена на формирование практической грамотности выпускников...
Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса
Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса " В мире грамматики русского языка"...
Программа внеурочного курса «Тайны русского языка». 8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа
Программа внеурочного курса«Тайны русского языка».8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа...