Описание проекта "Уникум"
учебно-методический материал

Будамишина Татьяна Евгеньевна

Цель проекта:  создание условий для организации научно-технического творчества и  учебно-исследовательской  деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. формирование активности, направленной на занятие исследовательской деятельностью;
  2. формирование системы научного мировоззрения обучающихся, повышение уровня научного мышления;
  3. вовлечение учащихся в работу по созданию исследовательских проектов;
  4. осознание творчества и самостоятельности, через призму иноязычной культуры;
  5. формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
  6.  совершенствование критического мышления;
  7. воспитание уважения человека;
  8. привлечение родительской общественности к организации участия обучающихся в конкурсах, конференциях.

Сектор применения  среднее общее образование

Масштаб изменений: локальный

Предмет изменений:  методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Новизна –– использование в работе авторских программ и методов  по организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Актуальность: В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.  Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Педагог перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственной познавательной деятельности.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в формировании научного мировоззрения обучающихся, , повышении уровня креативного мышления.

- надёжность обеспечивается стабильностью результатов: количество детей с высоким уровнем развития креативности и базовых видов мышления повышается, наблюдается положительная динамика участников проекта, обучающиеся являются победителями и призёрами конкурсов и конференций разного уровня.

- перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к образованию и воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta_-_kopiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Описание

долгосрочного воспитательного проекта

«Уникум»,

 направленного на создание условий для организации научно-технического творчества и  учебно-исследовательской  деятельности обучающихся.

Введение.

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.

Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования рассматривают задачу активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся как одну из основных задач современного образования.  В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование

критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Все это слагаемые научно-исследовательской деятельности.

Проект  построен на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как труд и творчество, семья, здоровье, и реализуется в урочной и внеурочной деятельности.

Ключевые слова: воспитание; наука; исследование; творчество, самосознание; проект; научно-исследовательская деятельность; практическая направленность; стандарты ФГОС.

Цель проекта:  создание условий для организации научно-технического творчества и  учебно-исследовательской  деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. формирование активности, направленной на занятие исследовательской деятельностью;
  2. формирование системы научного мировоззрения обучающихся, повышение уровня научного мышления;
  3. вовлечение учащихся в работу по созданию исследовательских проектов;
  4. осознание творчества и самостоятельности, через призму иноязычной культуры;
  5. формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
  6.  совершенствование критического мышления;
  7. воспитание уважения человека;
  8. привлечение родительской общественности к организации участия обучающихся в конкурсах, конференциях.

Сектор применения  среднее общее образование

Масштаб изменений: локальный

Предмет изменений:  методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Новизна –– использование в работе авторских программ и методов  по организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Актуальность: В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.  Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Педагог перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственной познавательной деятельности.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в формировании научного мировоззрения обучающихся, , повышении уровня креативного мышления.

- надёжность обеспечивается стабильностью результатов: количество детей с высоким уровнем развития креативности и базовых видов мышления повышается, наблюдается положительная динамика участников проекта, обучающиеся являются победителями и призёрами конкурсов и конференций разного уровня.

- перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к образованию и воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.

Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем научной грамотности и отсутствием отработанной системы организации научно-исследовательской деятельности в школе.

Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования научной грамотности.

Преимущество перед аналогами и новизна.  Используются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС.

Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД,в том числе личностных УУД.

Ограничения отсутствуют.

Трудоёмкость и риски: применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени  учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня развития базовых видов мышления и креативности, не все обучающиеся станут победителями и призерами конференций и научных конкурсов.

Срок реализации: 4 года

Деятельность: урочная и внеурочная.

Организация учебно – воспитательного  процесса.

Научно-исследовательская работа как вид интеллектуальной деятельности обучающихся связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом  и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение 3 основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация) выполненной работы.

При работе над исследовательскими проектами обязательно соблюдаются  принципы исследовательской деятельности обучающихся: добровольность, доступность, сотрудничество, личная значимость, открытость образования.

  • Принципы доступности и посильности обучения являются общедидактическими. Нельзя ставить перед учащимися исследовательские задачи, которые  по силам коллективу ученых. Следует учитывать не только возрастные особенности школьника, но и их личностные возможности
  • Принцип сотрудничества проявляется в субъектно-субъектных отношениях между учителем-руководителем и учеником. Такие взаимоотношения развивают коммуникативные навыки и умения сотрудничать.
  • Педагог ведет исследование вместе с учеником и обучает его методике проведения исследования. Учитель должен быть носителем культуры научного исследования.
  • Принцип добровольности заключается в том, что педагог, заинтересованный в организации исследовательской работы учащихся, должен смоделировать такое «мотивационное пространство», которое бы вызвало интерес у каждого школьника
  • Учет личных интересов и склонностей учащегося при выборе темы исследования поддерживает принцип личной значимости.

Этапы реализации проекта.

Где реализуется

Форма

Результат

1

На уроке

Лингвистические задачи, микроисследования, практико-ориентированные, продуктивные задания, проектные задачи, работа с неоднозначным языковым материалом, создание проблемных ситуаций,  анализ художественного текста, исторический и сопоставительный подходы к преподаванию  языка

Развивается творческое мышление, самостоятельность, критическое мышление, растет уровень учебной и личностной мотивации, самосознания.

2

Вне урока

Лингвистические кружки, факультативы, предметные или/и тематические конференции, праздники, конкурсы.

Развивается творческое мышление, формируются навыки публичного выступления, самоанализа, самооценки, растет уровень учебной и личностной мотивации.

3

Вне школы

Окружные, региональные, всероссийские, международные научно-практические конференции, конкурсы.

Формируются навыки публичного выступления, самоанализа, самооценки, уважительного отношения к окружающим, развивается критическое мышление, формируется научное мировоззрение.

При работе над созданием исследовательского проекта соблюдается следующий алгоритм действий..

  1. Подготовка.
  2. Планирование.
  3. Исследование.
  4. Результаты.
  5. Представление
  6. Оценка результатов.

В таблицы прописаны все этапы работы над исследовательским проектом. К каждому этапу прописаны задачи, формы, средства, методы, приемы, деятельность педагога и обучающегося, а также конечный результат работы на каждом конкретном этапе. При достижении результата работы на определенном этапе, можно переходить к следующему шагу.

Этапы

Педагогические

задачи

Организационные формы, средства, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Результаты,

оформление

результатов

1

2

4

5

6

7

Подготовительный

Создать мотивацию, определить тему исследования, цель и задачи.

Индивидуальная

Беседа

Знакомит с правилами написания научной работы. Совместно с ребенком выбирает тему работы. Помогает сформулировать цель и задачи.

Совместно с учителем выбирает тему работы. Формулирует цель и задачи.

Тема сформулирована, цель и задачи определены.

Планирование

 Определить источники сбора материала.

Собрать и проанализировать справочные, научные и интернет-источники.

Представить результаты в форме научных тезисов.

Индивидуальная

Заполнение маркировочной таблицы.

Групповая

Рекомендует справочные, научные и интернет-источники для работы.

Организует работу по сбору и анализу материала.

Помочь в составлении тезисов.

Выбирает доступные и интересные для него источники.

Проводит работу по сбору и анализу материала.

Составляет тезисы, выступает перед классом.

Составлен список источников.

Заполнена маркировочная таблица.

Анализируемый материал систематизирован, составлены тезисы.

Исследование

Определить проблему, актуальность, методы исследования,

Провести сравнительный анализ языкового материала.

Корректировать формулировку темы, цели и задач (при необходимости).

Индивидуальная.

Сплошная выборка, фонетический сравнительный анализ.

Заполнение карточек.

Направляет и контролирует деятельность учащегося.

Организует работу по сравнительному анализу материала.

Корректирует формулировку темы, цели и задач (при необходимости).

Формулирует проблему, определяет актуальность, методы исследования.

Проводит работу по сравнительному анализу материала.

Определены проблема, актуальность, методы исследования. Выбран, проанализирован и сравнен языковой материал.

 Заполнены карточки.

Результаты и/или выводы

Сделать выводы на основе сравнительного анализа языкового материала. Выделены особенности.

Эмпирическая беседа.

Проводит беседу.

Делает выводы, выявляет особенности.

Сформулированы выводы.

Представление или отчет

Сделать устную презентацию результатов исследования.

Групповая

Контролирует подготовку презентации результатов исследования.

Представляет результаты исследования.

Работа представлена общественности.

Оценка

результатов и процесса

Организовать рефлексию.

Индивидуальная, групповая

Беседа

Анализирует работу.

Делает выводы, самоанализ.

Проведена рефлексия.

Условия реализации проекта.

Для успешной реализации инновационного опыта необходимо:

 - создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами;

 - готовность к организации конструктивного взаимодействия;

 - стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста.

- внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов.

Способы оценки результативности.

Методики:

- методика Дж. Брунера. Определение типов мышления и уровня креативности.

Ожидаемые результаты.

  • повышение количества участников научных, научно-практических конференций, конкурсов разного уровня;
  • формирование научной грамотности учащихся;
  • внедрение новых форм работы  и создание условий для творчества и самостоятельности;
  • улучшение условий для развития креативности, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".

Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.

Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...

"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".

Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....

Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)

Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....