Описание проекта "Уникум"
учебно-методический материал
Цель проекта: создание условий для организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи:
- формирование активности, направленной на занятие исследовательской деятельностью;
- формирование системы научного мировоззрения обучающихся, повышение уровня научного мышления;
- вовлечение учащихся в работу по созданию исследовательских проектов;
- осознание творчества и самостоятельности, через призму иноязычной культуры;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- совершенствование критического мышления;
- воспитание уважения человека;
- привлечение родительской общественности к организации участия обучающихся в конкурсах, конференциях.
Сектор применения среднее общее образование
Масштаб изменений: локальный
Предмет изменений: методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Новизна –– использование в работе авторских программ и методов по организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.
Актуальность: В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Педагог перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственной познавательной деятельности.
Эффективность:
- потенциальная полезность заключается в формировании научного мировоззрения обучающихся, , повышении уровня креативного мышления.
- надёжность обеспечивается стабильностью результатов: количество детей с высоким уровнем развития креативности и базовых видов мышления повышается, наблюдается положительная динамика участников проекта, обучающиеся являются победителями и призёрами конкурсов и конференций разного уровня.
- перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к образованию и воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание
долгосрочного воспитательного проекта
«Уникум»,
направленного на создание условий для организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Введение.
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья.
Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования рассматривают задачу активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся как одну из основных задач современного образования. В связи с этим новые требования предъявляются уже не только и не столько к количественной, сколько к качественной стороне обучения. Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование
критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Все это слагаемые научно-исследовательской деятельности.
Проект построен на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как труд и творчество, семья, здоровье, и реализуется в урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: воспитание; наука; исследование; творчество, самосознание; проект; научно-исследовательская деятельность; практическая направленность; стандарты ФГОС.
Цель проекта: создание условий для организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Задачи:
- формирование активности, направленной на занятие исследовательской деятельностью;
- формирование системы научного мировоззрения обучающихся, повышение уровня научного мышления;
- вовлечение учащихся в работу по созданию исследовательских проектов;
- осознание творчества и самостоятельности, через призму иноязычной культуры;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- совершенствование критического мышления;
- воспитание уважения человека;
- привлечение родительской общественности к организации участия обучающихся в конкурсах, конференциях.
Сектор применения среднее общее образование
Масштаб изменений: локальный
Предмет изменений: методы и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Новизна –– использование в работе авторских программ и методов по организации научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.
Актуальность: В постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, "массового" образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности. Современная школа должна обеспечить интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Педагог перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственной познавательной деятельности.
Эффективность:
- потенциальная полезность заключается в формировании научного мировоззрения обучающихся, , повышении уровня креативного мышления.
- надёжность обеспечивается стабильностью результатов: количество детей с высоким уровнем развития креативности и базовых видов мышления повышается, наблюдается положительная динамика участников проекта, обучающиеся являются победителями и призёрами конкурсов и конференций разного уровня.
- перспективность представленного опыта заключается в том, что данный подход к образованию и воспитанию соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.
Противоречия: между потребностью общества в личности с высоким уровнем научной грамотности и отсутствием отработанной системы организации научно-исследовательской деятельности в школе.
Новое средство обучения – программа воспитательной деятельности как средство формирования научной грамотности.
Преимущество перед аналогами и новизна. Используются технологии, предусмотренные стандартами ФГОС.
Проектная деятельность является ведущей для формирования УУД,в том числе личностных УУД.
Ограничения отсутствуют.
Трудоёмкость и риски: применение активных форм и методов требует значительных затрат труда, времени учителя; не все обучающиеся достигнут среднего и высокого уровня развития базовых видов мышления и креативности, не все обучающиеся станут победителями и призерами конференций и научных конкурсов.
Срок реализации: 4 года
Деятельность: урочная и внеурочная.
Организация учебно – воспитательного процесса.
Научно-исследовательская работа как вид интеллектуальной деятельности обучающихся связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение 3 основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление (презентация) выполненной работы.
При работе над исследовательскими проектами обязательно соблюдаются принципы исследовательской деятельности обучающихся: добровольность, доступность, сотрудничество, личная значимость, открытость образования.
- Принципы доступности и посильности обучения являются общедидактическими. Нельзя ставить перед учащимися исследовательские задачи, которые по силам коллективу ученых. Следует учитывать не только возрастные особенности школьника, но и их личностные возможности
- Принцип сотрудничества проявляется в субъектно-субъектных отношениях между учителем-руководителем и учеником. Такие взаимоотношения развивают коммуникативные навыки и умения сотрудничать.
- Педагог ведет исследование вместе с учеником и обучает его методике проведения исследования. Учитель должен быть носителем культуры научного исследования.
- Принцип добровольности заключается в том, что педагог, заинтересованный в организации исследовательской работы учащихся, должен смоделировать такое «мотивационное пространство», которое бы вызвало интерес у каждого школьника
- Учет личных интересов и склонностей учащегося при выборе темы исследования поддерживает принцип личной значимости.
Этапы реализации проекта.
№ | Где реализуется | Форма | Результат |
1 | На уроке | Лингвистические задачи, микроисследования, практико-ориентированные, продуктивные задания, проектные задачи, работа с неоднозначным языковым материалом, создание проблемных ситуаций, анализ художественного текста, исторический и сопоставительный подходы к преподаванию языка | Развивается творческое мышление, самостоятельность, критическое мышление, растет уровень учебной и личностной мотивации, самосознания. |
2 | Вне урока | Лингвистические кружки, факультативы, предметные или/и тематические конференции, праздники, конкурсы. | Развивается творческое мышление, формируются навыки публичного выступления, самоанализа, самооценки, растет уровень учебной и личностной мотивации. |
3 | Вне школы | Окружные, региональные, всероссийские, международные научно-практические конференции, конкурсы. | Формируются навыки публичного выступления, самоанализа, самооценки, уважительного отношения к окружающим, развивается критическое мышление, формируется научное мировоззрение. |
При работе над созданием исследовательского проекта соблюдается следующий алгоритм действий..
- Подготовка.
- Планирование.
- Исследование.
- Результаты.
- Представление
- Оценка результатов.
В таблицы прописаны все этапы работы над исследовательским проектом. К каждому этапу прописаны задачи, формы, средства, методы, приемы, деятельность педагога и обучающегося, а также конечный результат работы на каждом конкретном этапе. При достижении результата работы на определенном этапе, можно переходить к следующему шагу.
Этапы | Педагогические задачи | Организационные формы, средства, методы, приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты, оформление результатов |
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Подготовительный | Создать мотивацию, определить тему исследования, цель и задачи. | Индивидуальная Беседа | Знакомит с правилами написания научной работы. Совместно с ребенком выбирает тему работы. Помогает сформулировать цель и задачи. | Совместно с учителем выбирает тему работы. Формулирует цель и задачи. | Тема сформулирована, цель и задачи определены. |
Планирование | Определить источники сбора материала. Собрать и проанализировать справочные, научные и интернет-источники. Представить результаты в форме научных тезисов. | Индивидуальная Заполнение маркировочной таблицы. Групповая | Рекомендует справочные, научные и интернет-источники для работы. Организует работу по сбору и анализу материала. Помочь в составлении тезисов. | Выбирает доступные и интересные для него источники. Проводит работу по сбору и анализу материала. Составляет тезисы, выступает перед классом. | Составлен список источников. Заполнена маркировочная таблица. Анализируемый материал систематизирован, составлены тезисы. |
Исследование | Определить проблему, актуальность, методы исследования, Провести сравнительный анализ языкового материала. Корректировать формулировку темы, цели и задач (при необходимости). | Индивидуальная. Сплошная выборка, фонетический сравнительный анализ. Заполнение карточек. | Направляет и контролирует деятельность учащегося. Организует работу по сравнительному анализу материала. Корректирует формулировку темы, цели и задач (при необходимости). | Формулирует проблему, определяет актуальность, методы исследования. Проводит работу по сравнительному анализу материала. | Определены проблема, актуальность, методы исследования. Выбран, проанализирован и сравнен языковой материал. Заполнены карточки. |
Результаты и/или выводы | Сделать выводы на основе сравнительного анализа языкового материала. Выделены особенности. | Эмпирическая беседа. | Проводит беседу. | Делает выводы, выявляет особенности. | Сформулированы выводы. |
Представление или отчет | Сделать устную презентацию результатов исследования. | Групповая | Контролирует подготовку презентации результатов исследования. | Представляет результаты исследования. | Работа представлена общественности. |
Оценка результатов и процесса | Организовать рефлексию. | Индивидуальная, групповая Беседа | Анализирует работу. | Делает выводы, самоанализ. | Проведена рефлексия. |
Условия реализации проекта.
Для успешной реализации инновационного опыта необходимо:
- создание методической копилки с дидактическими материалами, проектами;
- готовность к организации конструктивного взаимодействия;
- стремление повышать уровень профессиональных знаний, решать задачи личностного роста.
- внутренняя мотивация педагога на реализацию социальных проектов.
Способы оценки результативности.
Методики:
- методика Дж. Брунера. Определение типов мышления и уровня креативности.
Ожидаемые результаты.
- повышение количества участников научных, научно-практических конференций, конкурсов разного уровня;
- формирование научной грамотности учащихся;
- внедрение новых форм работы и создание условий для творчества и самостоятельности;
- улучшение условий для развития креативности, мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/13/picture-273877-1373740374.jpg)
Урок развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов-описаний. Структура описания".
Данный урок поможет пятиклашкам познакомиться с описанием как типом речи, а также с анализом текстов-описаний и со структурой текстов данного типа речи;позволит расширить преставление об изобразительн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/13/picture-273877-1373740374.jpg)
Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".
Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-399031-1392831397.jpg)
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР» Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр) логопеда в подготовите
Перспективное планирование ( с описанием оборудования и коррекционных игр)логопедав подготовительной к школе группе с диагнозом «Заикание. ОНР»...
Методическая разработка урока в формате ФГОС : «Зима. Описание зимней природы». Подготовка к сочинению – описанию. Технологическая карта урока.
Урок развития речи в 6 классе с использованием технологии критического мышления.Цели урока.1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подгото...
"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".
Представленный материал по развитию речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/01/picture-687349-1472725555.jpg)
Описание внешности человека по репродукции картины В.А. Серова "Девочка с персиками" (подготовка к сочинению-описанию)
Автобиографические данные В.А. Серова, история создания картины. Составление плана к письменной работе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-250794-1445886973.jpg)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...